Репортаж11 мин.

Горная гонка «Пайкс пик» состоялась: победитель едва видел дорогу в тумане

Как в горной глуши Колорадо проходит одна из старейших гонок в мире
Легендарная гонка на горе «Пайкс-Пик» в штате Колорадо должна была пройти в сотый раз — но едва не сорвалась из-за сильнейшего тумана, в который погрузилась гора. Впрочем, культовый хиллклайм всё-таки состоялся, причём в полном объёме — участники проехали всю 20-километровую дистанцию. Правда, из-за этого ни о каких рекордах и речи не было. По случаю юбилея редакция «Мотора» решила пройтись по истории этой своеобразной гонки и рассказать о самой интересной технике — ведь благодаря очень свободным правилам такова чуть ли не каждая вторая машина. А заодно и вглядеться в биографии главных героев: на Пайкс Пике выросли целые гоночные династии!

Вершины Скалистых Гор спокойны и величественны — совсем не располагают к суете. Трудно поверить, что в этих местах, где кругом если не горнолыжный курорт, то национальный парк, и даже не проводится ни одной гонки NASCAR, может быть что-то связанное с автоспортом.

И вот поди же ты: именно здесь, на горе Пайкс Пик близ Колорадо-Спрингс проводится одна из старейших гонок в мире! Pikes Peak International Hill Climb — так она называется — впервые была организована в 1916 году. То есть она всего на пять лет младше, чем Indy 500, и на семь лет старше «24 часов Ле-Мана».

Сто лет назад вовсе не туризм, а добыча различных руд была главной отраслью в этих краях — каждый день в забой спускались сотни горняков, о чём напоминают четырнадцать геологических музеев и двадцать шахт, переоборудованных для проведения экскурсий. А гонка появилась как раз благодаря... сокращению добычи и появлению здесь в начале ХХ века организованного туризма.

Платную дорогу к вершине Пайкс Пик проложил в 1915 году один из местных горнопромышленников — владелец золотых и медных шахт Спенсер Пенроуз. А чтобы привлечь внимание к достопримечательности, Пенроуз в 1916 году устроил гонку, на которую пригласил спортсменов, участвовавших в соревнованиях Indy 500. Собственно, «Пайкс Пик хайвей» действует и поныне: плати двенадцать баксов с носа и езжай наверх.

Так «Пайкс Пик» выглядел в конце пятидесятых. На фото — одиннадцатикратный победитель гонки Бобби Ансер

С тех самых пор хиллклайм проходит ежегодно — традиция нарушалась всего трижды: в конце десятых годов XX века, в 1935-м году и во время Второй мировой войны. Как раз поэтому юбилейная сотая гонка состоялась только сейчас, хотя сто лет ей исполнилось в 2016 году.

Больше восьмидесяти лет дорога оставалась в своём первозданном виде — укатанной грунтовкой. Тучи пыли, глубокие заносы, борьба с непослушной машиной: вот что полюбилось болельщикам, вот что тянуло в Колорадо лучших гонщиков США (и не только). Чтобы понять, каким был «Пайкс-Пик», лучше всего посмотреть замечательную короткометражку «Climb Dance» с победителем 1988 года Ари Ватаненом и среднемоторным турбо-монстром Peugeot 405 T16 в главных ролях.

В двухтысячные по настоянию экологов дорогу начали асфальтировать, и в 2011 году покрыли асфальтом на всём протяжении. Теперь никто больше не мчится по серпантину в заносе — вот только гонка стала быстрее, опаснее и сложнее. Например, в 2013 году Peugeot 208 T16 Себастьена Лёба достигал скорости 240 километров в час!

При этом «Пайкс Пик» по-прежнему мало похож на европейские хиллклаймы, что проводятся в горах Швейцарии, Италии или Австрии. Во-первых, его дистанция гораздо больше (20 километров), а во-вторых — здесь колоссальный перепад высот. Старт дают на отметке 2862 метра, а финишируют спортсмены почти на самой вершине — 4302 метра. Там даже дышать тяжело: без акклиматизации и 100 метров проходишь с одышкой. Разумеется, кислорода не хватает и машинам, поэтому почти все гоночные болиды снабжены «дыхательным аппаратом» в виде турбонаддува.

Кен Блок на своём супер-Porsche так и не смог принять участия в гонке: на одной из тренировок оборвало клапан в 1400-сильном турбомоторе. Недавно «Мотор» публиковал подробнейший материал об этой машине

Настроить подвеску теперь, после асфальтирования — целая проблема. Скажем, владелец команды E-Motion Engineering Джои Сили признаётся, что «Пайкс Пик» требует уникального подхода к настройке шасси и поддержанию рабочей температуры агрегатов. Калифорниец, подготовивший для гонок не один Porsche, поясняет: «Мне никогда не приходилось настраивать кольцевую технику даже близко к тому, как мы настраиваем машину для Пайкс-Пика». Трудность в том, что положенное в разные годы покрытие сильно различается. При этом нижняя секция дороги ходовая, дальше идёт медленный серпантин, а на самом верху асфальт изобилует кочками. Поэтому и для гонщиков, и для инженеров так важен специфический опыт, который можно приобрести только на Пайкс-Пике.

В этот раз участники на протяжении недели тестировались при замечательной ясной погоде — но в день гонки гору накрыло огромным облаком. Даже на стартовой прямой лежал густой туман! Несмотря на сложности с погодой, на этот раз гонщики проехали все 20 километров дистанции, финишировав где обычно — на высоте 4,3 тысячи метров над уровнем моря. Хотя в сильную непогоду дистанцию и принято сокращать: только на моей памяти такое было дважды, в 2021 и 2018 году.

Быстрейшим в гонке оказался лидер квалификации Робин Шут — гонщик и инженер, ранее занимавшийся шасси в Jaguar Land Rover, Tesla и Faraday Future, а сейчас возглавляющий англо-американсккую команду TSC Motorsport. В 2019 году за рулём этого же прототипа итальянской фирмы Wolf британец показал результат 9 минут и 12,476 секунд. Но с тех пор машина получила более развитый аэродинамический пакет, разработанный фирмой Black Art Customs, и новую версию мотора Honda K20 — объёмом 2,1 литра и мощностью порядка 550 лошадиных сил.

Впрочем, из-за непогоды доработки оказались бесполезны: Робин уступил собственному результату трёхлетней давности почти минуту, показав время 10 минут и 9,525 секунд. «Очень трудные условия, много участков плотного тумана. Особенно печальным был последний отрезок — я ехал всего лишь на третьей передаче, просто пытаясь не потерять дорогу. Не сводил глаз с разметки по краям дороги и надеялся добраться до финиша» — прокомментировал победитель соревнований. Посмотрите его онборд, убедитесь, что англичанин не преувеличивает!

Кстати, в этой гонке принимало участие ещё два пилота на похожих болидах Wolf, но c совершенно другими двигателями: на машине Генри Хилла это был V8 Ford Coyote, а у Дена Новембре — атмосферный V8 на основе мотоциклетного двигателя Suzuki Hayabusa. Высокого результата им достичь не удалось, хотя Новембре и показал очень достойное четвёртое время в квалификации. Но винить в этом гонщиков язык не поворачивается.

После финиша Новембре признался: «Был мокрый асфальт и почти нулевая видимость... Конечно, результат в 11 минут и 20 секунд — это не то, на что мы рассчитывали. Но я чувствую облегчение, что вообще доехал. Это была самая сумасшедшая и страшная попытка в моей гоночной карьере».

В этом году в гонке было всего четыре электромобиля: три Теслы и один Nissan Leaf. Это быстрейшая: Дайдзиро Йошихара занял девятое место в абсолютном зачёте

В таких условиях уже не кажется удивительным, что второе место в абсолютном зачёте занял опытнейший местный гонщик Дэвид Доннер на... почти стандартном полноприводнике Porsche 911 Turbo S. Всё, чем его машина отличалась от Porsche из автосалона — это каркас безопасности в выпотрошенном салоне, гоночное сиденье с шеститочечными ремнями, взрывобезопасный бензобак, более свободный выхлоп и специальная программа управления двигателем. Даже шины использовались дорожные!

Вообще-то, его целью было побить рекорд времени для стандартных машин, который в 2019 году установил Рис Миллен на Bentley Continental GT. Из-за непогоды это не вышло: Доннер проехал дистанцию за 10 минут и 34,053 секунды, что немного медленнее рекорда. С другой стороны, без дождя и тумана ему было бы не видать второго места в «абсолюте»...

Между прочим, это не высшее достижение в его длинной гоночной карьере: уроженец Палм-Спрингс выступает уже 35 лет, а в 1991, 2002 и 2005 годах он за рулём неизменного багги Donner-Dykstra побеждал в абсолютном зачёте! Причём это было ещё в те годы, когда гонка ещё была грунтовой...

Для его семьи «Пайкс пик» — это настоящая скрепа. В пятидесятые в соревнованиях участвовал отец Роберт на Porsche, а в восьмидесятые — старший брат Бобби (он трагически погиб в 1989 году на другой гонке, столкнувшись с оленем). Кстати, не удивляйтесь: в США ещё немало таких гоночных династий, исторически связанных с культовым хилл-клаймом! И про многих мы решили рассказать в нашем репортаже.

А в первую очередь хочется упомянуть отца и сына Миллен. Решение 71-летнего Рода Миллена принять участие в юбилейных соревнованиях стало одним из самых главных событий гоночной недели! Ради этого живая легенда «Пайкс-Пика» — пятикратный победитель и последний рекордсмен старой грунтовой трассы — привёл в порядок свою Тойоту Tacoma 1998 года.

Пожалуй, это одна из самых совершенных машин в истории гонки: настоящий прототип, созданный командой All American Racing Дена Гёрни — той самой, что строила чемпионские Тойоты серии IMSA GTP. Под пластиковой скорлупой, имитирующей обводы серийного пикапа — пространственная рама из стальных труб, турбомотор Toyota 503E объёмом 2,1 литра мощностью около 750 сил и полноприводная трансмиссия.

Новозеландец проехал трассу за 11 минут и 6,152 секунды: восьмое место абсолютного зачёта. Между прочим, в 1994 году он прошёл тогда ещё полностью грунтовую трассу за 10 минут и 4,060 секунды — рекорд, который уже никогда не будет перекрыт. По мнению Миллена-старшего, на сухом асфальте Tacoma имеет восьмиминутный потенциал. «Но я больше не восьмиминутный гонщик» — говорит он. Хотя по онборду видно, что порох в пороховницах ещё есть: посмотрите, как лихо Род ловит машину (на отметке 2:45), поскользнувшуюся на влажной разметке!

Его сын Рис Миллен уже дважды становился «царём горы», а на этот раз сел за руль Porsche 911, подготовленного командой E-Motion Engineering. Изначально это был быстрый кольцевой 911 GT3R поколения 991 категории GT3, но американцы его полностью переделали. Штатный «атмосферник» 4.0 поменяли на Mezger-мотор от 997 GT3, который на фирме EvoSpec снабдили парой турбин Garrett G35-1050. Охлаждение интеркулеров — жидкостное, при помощи бака с холодной водой справа от водителя. Мотор работает на бензоспиртовой смеси E85 и развивает 1000 лошадиных сил на колёсах при 8000 оборотах в минуту. Среди других особенностей машины — амортизаторы KW с тремя регулировками и изменённое оперение «по мотивам» штатного. По словам Миллена, это настоящая «девятиминутная» машина — но погода на горе не позволила проехать ему быстрее, чем 10 минут и 52,664 секунды: шестое место в «абсолюте».

Между тем, третье место в абсолютном зачёте и первое в классе Time Attack 1 занял Дэвид Донохью на почти стандартном заднеприводном Porsche 911 GT2 RS Clubsport: он финишировал с результатом 10 минут и 35,83 секунды. Впрочем, надо понимать: уже с завода этот Porsche вышел в виде гоночной машины с допуском на дороги общего пользования — с вварным каркасом безопасности и 700-сильным турбомотором. А в мастерской BBI Autosport автомобиль доработали ещё серьёзнее: снабдили подвеской голландской фирмы JRZ, специально разработанным для Пайкс-Пика аэродинамическим оперением фирмы Airtech и титановой выпускной системой. А инженеры компании M Engineering непосредственно на горе подбирали самые выгодные калибровки двигателя, трэкшн-контроля и коробки PDK.

Победа в классе «Open Wheel» и четвёртое место в абсолютном зачёте — у представителя местной гоночной династии Коди Васхольца. В восьмидесятые и девяностые на горе гонял его дед Леонард, 18 раз побеждавший в своём классе. У его отца Клинта — 24 победы в разных классах, на двух и четырёх колёсах (и даже одна в «абсолюте»). Коди тоже много лет выступал на мотоциклах, а сейчас сел за руль машины, на которой отец побеждал в 2020-м!

Кстати, большинство автомобилей этого класса смахивают на мутировавшие «формулы» — но болид Васхольца совсем другой. Конструктивно он напоминает машину серии NASCAR, только без внешних панелей, придающих сходство с серийными автомобилями: он переднемоторный, с карбюраторным (!) двигателем V8 Ford... и огромными антикрыльями с обеих сторон. Его результат на горе — 10 минут и 38,259 секунд.

Не можем обойти вниманием и ещё одного пилота из класса «Open Wheel» — я имею в виду Пола Далленбаха. Он тоже из гоночной семьи: его отец Уолли Далленбах в шестидесятые и семидесятые выступал в «формульном» чемпионате USAC Champ Car, брат Уолли-младший ездил в Наскаре. А Пол зарабатывает на жизнь водителем-каскадёром в фильмах и рекламе... и каждый год ездит на «Пайкс Пик».

Двукратный победитель гонки, он много лет выступал на сверхмощном багги собственной конструкции, созданном на основе болида серии IndyCar, но в этом году сменил его на более технически простую машину. Фирма Sierra Cars специализируется на лёгких внедорожных багги с мотоциклетными агрегатами, а Sierra Alpha — экстремальный вариант, приспособленный для асфальтовых гонок: осаженная кольцевая подвеска, шины-слики, огромные антикрылья и двигатель от гипербайка Suzuki Hayabusa, при помощи турбонаддува форсированый до 450 лошадиных сил. По гоночным меркам машина недорогая: 75-108 тысяч долларов. Далленбах финишировал с десятым временем в «абсолюте» — 11 минут и 6,387 секунд.

Обладатель пятого места в абсолютном зачёте Дерек Бойд — живой пример того, что для результативного выступления не нужен многомиллионный бюджет: уроженец Колорадо-Спрингс много лет участвует в соревнованиях тайм-аттак на Mitsubishi Lancer Evo X, каждый год ездит на Пайкс-Пик, и параллельно уже восемь лет понемногу дорабатывает машину. Сейчас его Evo представляет собой весьма и весьма серьёзную силу!

Хотя у меня есть пример даже лучше. С Тимом Харди я познакомился восемь лет назад, когда он ещё учился на младших курсах в университете. И вместе с отцом построил у себя в гараже BMW 325 с турбиной, позволившей поднять мощность мотора до 480 лошадиных сил. С тех пор он постоянно участвовал в хиллклайме, понемногу переделывал машину, и в этом году занял двенадцатое место.

Хотя команда Коди Лавленда в этом году вновь не смогла добиться заметного результата, но рассказать о его сверхамбициозном проекте мы просто обязаны. Уж очень радикально выглядит автомобиль Enviate Hypercar! Лавленд начинал девять лет назад с экстремально доработанной Honda NSX, но сейчас его среднемоторный болид напоминает ле-мановский прототип на стероидах.

В основе пространственная рама из стальных труб, за креслом пилота — семилитровый «смолл-блок» Chevrolet V8 подготовки Supercar Systems c громадной турбиной мощностью около 1600 лошадиных сил, приводящий все колёса посредством трансмиссии фирмы Sadev. Согласно расчётам, аэродинамическое оперение с огромным антикрылом и развитыми тоннелями в днище позволяет создать на скорости 160 километров в час прижимную силу, эквивалентную весу трёхтонного груза.

А вот болид Дона Викструма — пример противоположного подхода: за основу взят готовый прототип — проверенный и надёжный Riley LMP3, который серьёзно перекроили специально для «Пайкс-Пика». Заднеприводный болид с углепластиковым монококом оснастили двигателем от Nissan GT-R, форсированным до 700 с гаком сил, и более развитым аэродинамическим оперением. Впрочем, из-за погоды реальный потенциал машины так и остался неясным.

В числе неудачников оказался и канадец Вильям Ау-Юн: осадки даже не позволили ему проехать полную дистанцию (судьи пустили его по сокращённой). Тайм-аттакер на Хонде Civic c 600-сильным турбомотором K-серии надеялся поставить новый неофициальный рекорд среди переднеприводников (в гонке нет разделения по типу привода). Ну а пока держится рекорд 2016 года, поставленный американцем Робом Холландом на Audi TT-RS — 10 минут и 56,878 секунды.

Как видите, несмотря на перемены, «Пайкс-Пик» по-прежнему живее всех живых. Удивительным образом, эта гонка остаётся близка к народу, несмотря на обилие высокобюджетных команд. Здесь главное — не столько деньги, сколько страсть и упорство в достижении цели. А редакция «Мотора» и в будущем обещает следить за интересными проектами, которые создаются для штурма горы.

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget