Секреты работы комментатора автогонок
Понимая всю сложность и ответственность миссии, быть полноправным вторым ведущим я не рассчитывал. Поэтому стал гостем студии с личным опытом участия в РСКГ, рассказав зрителям о собственных гоночных впечатлениях. Но самое интересное — наблюдать, как комментатор считывает с экрана динамичную картинку, мгновенно оценивает её в голове и в момент, когда выдаёт зрителю информацию — уже сканирует взглядом последующие события. В самые яркие моменты гонки, вроде старта или завала из нескольких машин, уследить за всеми участниками, кажется, невозможно. Но у Антона есть свои секреты, которыми он поделился с читателями «Мотора».
— Как ты работаешь со взглядом и фокусом внимания в особо насыщенные моменты?
— Нужно научить свои глаза функционировать подобно камере, реагирующей на движение. Если что-то в кадре выпадает из общего хода событий — любой рывок, смещение — это то, на что нужно обратить всё внимание. Особенно на старте. Когда в одном заезде стартуют сразу два класса, то во время первого рывка пелотона смотришь сначала на один класс, потом на другой, чтобы ничего не пропустить. И так же в первом повороте. Во время повторов стараюсь смотреть на те области кадра, которые до этого ускользнули из внимания — только если не дают очевидный момент, который и надлежит разобрать.
— Как разделяешь мыслительные процессы, которые отвечают за озвучивание уже свершившегося и интерпретацию в голове того, что происходит в настоящий момент?
— Помогает быстрая и чёткая речь. Говорить следует просто и ёмко, особенно во время самой «жары». Нужно успеть закончить мысль о событии почти одновременно с тем, как оно завершилось. Плюс я способен предугадывать события на трассе исходя из того, что увидел. И начинать строить фразу, например, о столкновении ещё до того, как оно случилось. Ведь я сам неплохо вожу, много играл в симуляторы, знаком с трековой ездой. Поэтому понимаю физику процесса и зачастую знаю, что будет в результате того или иного манёвра. И насмотренность: за 5 лет комментирования в голове уже накопилась база гоночных ситуаций и их последствий. Ещё один навык — не бояться бросить незаконченную старую мысль и переключиться на новую, более актуальную, если события в гонке разворачиваются очень быстро и план трансляции переключается.
— Что делаешь, если фраза зашла в тупик и адекватно завершить её не получается?
— Надо не бояться замолчать. Просто берёшь паузу и продолжаешь уже совершенно другой мыслью — лучше всего зацепиться за то, что прямо в этот момент показывают на экране. Если ничего примечательного не происходит, то можно рассказать какую-то из интересных историй, припасённых на случай выпуска пейс-кара или другого перерыва в насыщенных событиях на трассе. Как вариант — проанализировать телеметрию, статистику.
— Откуда берётся вся эта информация о личной жизни пилотов, их профессиональной деятельности и прочие байки из закулисья РСКГ?
— Во-первых, личные и командные аккаунты участников в соцсетях — из постов, историй и комментариев под ними можно узнать многое о человеческой стороне того или иного героя. Во-вторых, я бываю на мероприятиях и регулярно гуляю по паддоку, захожу в боксы и шатры команд, много общаюсь. Зачастую больше о гонщиках можно узнать не от них напрямую, а от тренеров, менеджеров и владельцев команд. У кого как дела на тестах, кто чем увлекается. Сами пилоты зачастую рассказывают о своих дружеских связях и даже кое-что о своей семье.
Плюс у меня есть файлик с биографиями участников, но часто даже не приходится к нему обращаться — такие данные отлично удерживаются в голове. Наконец, я всегда пересматриваю все гонки этапа не только чтобы учесть свои ошибки. Но и чтобы потом при случае уточнить отношение участников к тому или иному инциденту, получить пояснения из первых рук. Их можно использовать в дальнейшем.
— Комментатору доступно намного больше разнообразных онлайн-данных, чем зрителю?
— Если обратил внимание, мы с тобой смотрели гонку всего по одной, общей для всех трансляции. На мониторы можно вывести картинку с нескольких камер, и я пробовал так вести гонку. Но потом от этой практики отказался, так как отвлекаешься и начинаешь комментировать не то, что зритель видит у себя на экране. Но даже в таком случае режиссёр трансляции может подсказать в наушник что-то, что увидел с другой камеры. И я говорю об этом, опережая переключение картинки в трансляции.
— А ещё на некоторых трассах (Смоленск, Нижний) я работаю не в трейлере, а на судейской вышке, из которой видна почти вся трасса. Тогда я могу сказать в эфире о том, что вижу на треке и вслух подсказать режиссёру фразой «надеюсь, это сейчас покажут». Наконец, иногда на отдельный экран мне выводят телеметрию по секторам, но чаще это общий тайминг гонки. Посмотреть его может каждый зритель с помощью приложения Race Monitor, которым я и сам пользуюсь.
— Какое ещё информационное подспорье используешь в эфире?
— Я всегда распечатываю «стартовки» (порядок расположения пилотов в начале заезда — прим. ред.) и заявочный лист на этап. Последний документ полезен тем, что в нем содержатся не только фамилии, но и имена пилотов и их города. А также номера болидов — это особенно важно для «Шорткатов», на которых из-за конструкционных особенностей не так хорошо, как на кузовных машинах, различимы ливреи команд. Ещё использую уникальную табличку со всеми призёрами российского кольца с 1998 года на разных трассах — я собирал её по крупицам сам, обращаясь даже к бумажным архивам «Спорт-Экспресса».
— Ты часто упоминаешь города, от которых заявлены гонщики. Зачем эта информация зрителю?
Чтобы подсаживать людей на РСКГ, ведь я не просто комментатор на стороне зрителя, но и работаю на популяризацию гоночной серии. Людям приятно болеть за своих: вот сказал я, что победитель гонки Антон Немкин — пермяк, и за него будут болеть зрители из Перми. А так, возможно, не стали бы болеть ни за кого. Территориальная общность — дополнительный фактор интереса для аудитории. Плюс некоторым гонщикам иногда важно заявить о своей принадлежности к определённому региону, это вопрос командных или личных интересов. В РСКГ уважают выбор человека самоопределяться территориально, а я способствую этому.
— Есть ли разница в стиле комментирования «в телевизор» и в «ютуб»?
— Конечно. Я, в первую очередь, голос чемпионата и комментирую в основном на канале РСКГ в YouTube. Там немного другие правила, чем на Матч ТВ: возможна большая гибкость речи; бренды и спонсоров не только можно, но и нужно называть прямо; можно делать всякие «виральные» вещи вроде пения на татарском языке (в честь чемпионства Рустама Фатхутдинова — прим. ред. — я как раз стал свидетелем этого действа); не лишним бывает обращаться к живому чату трансляции, чтобы ответить в эфире на интересные комментарии зрителей. Ещё один момент: чем шире аудитория (федеральный «Матч»), тем больше нужно давать общих фактов. А на «ютубе» гонки смотрят в основном болельщики-гики, которым интересны специфические подробности, а не рассказ о том, какая техника соревнуется в классе GT4.
— Также я стараюсь учитывать интересы команд. Конечно, в разумных пределах — например, не буду постоянно акцентироваться на спонсорах. Для этого есть подиум и уста заводских пилотов: выигрывайте гонки и восхваляйте спонсоров с «тумбы»! А вот если какие-то события могут быть неверно интерпретированы аудиторией, то всегда стараюсь объяснить и рассказать, как на самом деле понимать ту или иную ситуацию. Например, те же поломки моторов «Шорткатов» — это обычно следствие перекрута, а не ненадёжности вазовского двигателя (о да, я и сам был исполнителем «мисшифта» за рулём машины РСКГ — прим. ред.)
— Аналогично и с проблемами новой, ещё не обкатанной техники — например, когда Lada построила Весты старших классов, и они не сразу поехали гладко. Да и сам приход АвтоВАЗа в класс Туринг в 2017 году много значил для российского автопрома, и я тогда много об этом рассказывал. От автовазовцев вообще обычно много инфоповодов, и руководитель команды Владислав Незванкин всегда охотно ими делится. Из последнего — летом Lada Sport осуществила социальный проект с детскими рисунками на крышах автомобилей, я об этом не раз упоминал во время трансляции.
— Какие курьёзы и ошибки ты допускал в эфире?
— На самом деле, что-то заметное случается нечасто. Самая большая ошибка была несколько лет назад в Смоленске, когда я посчитал, что Михаил Грачёв отстал на круг из-за повреждения машины в столкновении. Я тогда удивлялся в эфире, почему он так агрессивно обороняется, будучи круговым. Но только после финиша гонки посмотрел протокол и понял, что на самом деле он совсем не пострадал в том завале, который я думал что отбросил его сильно назад. Признал и покаялся перед аудиторией. Пару раз путал города, от которых заявлены гонщики, но ничего более серьёзного не случалось.
— Как определяешь кто прав и кто виноват в инцидентах и часто ли эти суждения расходятся с судейским мнением?
— В начале карьеры часто ошибался — в том числе потому, что с детства смотрел много мировых серий, и там контактную борьбу там судят намного мягче, чем в России. У нас вольностей разрешено меньше, и со временем я к этому адаптировался. Плюс в голове накапливается база прецедентов и знания о том, как типовые ситуации трактуются судьями нашего чемпионата. Также использую универсальную оговорку «судьи разберутся», которая даёт мне возможность осторожно высказать своё мнение, но не транслирует его зрителю как вердикт последней инстанции.
— Насколько большой путь ты прошёл в этом экзотическом деле и что было самым сложным?
— Я попробовал себя в комментировании этапов РСКГ в 2017 году, в 2018-м впервые провёл эфир в длинной гонке Akhmat Race, в пандемийный 2020 год взялся за киберспорт (тогда соревновались реальные гонщики, а не только симрейсеры), в 2022-м комментировал рождественскую гонку чемпионов АвтоВАЗа. Первый год работал в паре с Марком Подольским, в 18-20 годах с Русланом Гатаулиным, последние два года комментирую в одиночку. Начинал как ассистент, продолжал на правах полноценного, но всё же второго голоса, а теперь, пожалуй, умею всё. Сложнее всего было акцентировать внимание на дикции — притормаживать речь и шире открывать рот, чтобы не глотать окончания. Подсмотрел эти приёмы у Дмитрия Губерниева. Ещё один выдающийся пример быстрой и техничной речи — Тина Канделаки.
Финальный этап чемпионата РСКГ пройдёт 6-8 октября на автодроме Крепость Грозная в Чечне. Там определятся победители четырёх классов из восьми — а оставшаяся половина высших наград была разыграна на минувшем 5 этапе в Питере. В классе SMP Time Attack Unlim лучшим в сезоне (и прошедшем этапе) стал Владимир Горлач на сурово доработанном Lancer Evo. В историческом кольце SMP Historic Cup лучшими по итогам года стали Владимир Черевань (старшая категория) и Андрей Козлов (младшая). В S1600 (бывший «Национальный») Кубок России досрочно выиграл Рустам Фатхутдинов. Кубок РАФ класса Спортпрототип CN в сезоне 2022 взял Артём Викторов. /m