Могли, но не сумели: история маленького, но героического Audi A2
Начнем же с последнего по мнению многих экспертов самобытного Audi в истории. Великолепной, но не оцененной модели A2.
Кто такой?
Все началось осенью 1997 года, когда на Франкфуртском автосалоне дебютировал концепт-кара Audi Al2. В Ингольштадте решили сделать «алюминиевость» конструкции фирменной фишкой. Кроме того, Al2 целил в сторону уже начавшего шуметь Mercedes-Benz А-класса (W168).
От тренда на даунсайзинг в Audi отставать не хотели. Серийный Audi A2 (заводской индекс Typ 8Z) появится всего через два года.
Чем хорош?
Пятидверный хэтч вагонной компоновки — прямой ответ А-Классу. Первая за четверть века попытка построить маленький Audi размерного класса B. Такие машины в Европе называют супермини. «Двушка» действительно была компактной — в длину всего 3,8 метра — но не дешевой. Ни по цене, ни по конструкции. Алюминиевый кузов на алюминиевом шасси — это было круто в принципе для 1999-го. Для сегмента B и подавно.
Забавно, что топ-версия A2 — это исполнение с самым слабеньким по мощности мотором, 1,2-литровым турбодизелем мощностью всего 61 л.с. Зато именно Audi A2 Eco с полностью алюминиевым шасси (на других версиях алюминиевым был только кузов), роботизированной трансмиссией и доработанной аэродинамикой (коэффициент лобового сопротивления — всего 0,25) укладывалась в три литра солярки на 100 км!
Иногда этот вариант так и обозначали — Audi A2 3L, где цифра три указывает вовсе не рабочий объем двигателя. Даже на баке в жалких 20 литров топовая А2 проезжала без малого 700 км. К слову, креативный бриф создателей «двушки» выглядел буквально следующим образом: «Машина для четверых взрослых, которая доезжает от Штутгарта до Милана на одном баке».
Другой несомненный плюс А2 — огромный по меркам класса салон и багажник с роскошными возможностями трансформации. Супермини из Ингольштадта не только брал на борт четверых взрослых, но и при необходимости превращался в идеальный дачный фургон: максимальный объем багажника — 1085 литров.
Как он выглядел?
Великолепно! Одна из малоизвестных работ Люка Донкервольке — настоящий шедевр вне времени. В конце 90-х Audi A2 выглядел почти так же свежо и футуристично как и сегодня.
Просто сравните процесс старения мерседесовского А-Класса и «двушки». Вопросов не останется. Если вам этого мало, попробуйте посчитать все дизайнерские награды маленького Audi. Пальцев рук точно не хватит.
Сколько он стоил?
В 2002-м на швейцарском рынке Audi A2 стартовала с 25 350 франков за базовую версию с бензиновым мотором 1,4 л (75 л.с.), топ-вариант Eco — это уже минимум 28 340 франков. Много это или мало?
Принято считать, что именно непомерная цена сгубила А2. При этом главный конкурент алюминиевой малышки Audi — всё тот же А-Class — стоил как минимум не дешевле. Цена на W168 в той же Швейцарии начиналась с 26 600 франков.
Что о нем говорили?
«Лучшее, что можно сказать про Audi A2 — это не просто упражнение в дизайне. Перед нами великолепный автомобиль, на который приятно смотреть, в котором приятно находиться, который хочется ощущать и трогать.
Кроме всего прочего он ещё и едет замечательно!» — писал журнал Autocar.
Самая необычная фишка
Конечно же, «несъемный» капот. Конструкторы А2 одними из первых сделали шаг к необслуживаемому автомобилю. Капот в привычном понимании на алюминиевом Audi отсутствовал.
То есть в принципе его можно было снять, но только вооружившись бубном и инструкцией. Для рутинных операций вроде проверки/долива технических жидкостей у машины просто откидывалась панель фальшрадиаторной решетки, открывая доступ к нужным горловинам.
Почему не получилось?
В 1999-м Audi планировала продавать как минимум 60 тысяч «двушек» в год. До этой цифры, увы, не удалось добраться ни разу. Лучший результат — 49 369 машин в 2000-м.
В чем причина? Во-первых, действительно в цене. К завышенному базовому прайс-листу добавьте традиционно дорогие для Audi опции — при опять же традиционно бедных базовых комплектациях. Всё это превращало покупку А2 в реально дорогое удовольствие. Многие покупатели небезосновательно побаивались эксплуатационных проблем с автомобилем, чуть ли не целиком сделанным из алюминия.
Последний гвоздь в крышку гроба забила математика. Говорят, на каждом проданном экземпляре Audi теряла свыше семи с половиной тысяч евро… Значит демпинговать нельзя, да и наращивать объемы производства контрпродуктивно. Безвыходная ситуация.
В 2005-м волевым решением президента группы Volkswagen Бернда Пишетсридера выпуск уникальной «двушки» остановили. Общий тираж составил 176 377 экземпляров. Сама по себе цифра неплохая, но на фоне миллионного тиража первого А-Класса не смотрится совсем.
Станет ли классикой?
Сегодня Audi A2 первого поколения уже перешагнула возраст янгтаймера. И да у этой модели есть все шансы стать подлинной классикой: дизайн, конструкция, ограниченность тиража, все при ней. Подержанные А2, к слову, всплывают и на российском рынке. Насколько это интересное предложение?
Алюминиевый кузов А2 гарантирует индифферентность к коррозии. Это жирный плюс. Но и минусы растут рядом. Кузовные работы с алюминием требуют особой квалификации мастера. Из моторов же лучший выбор — базовый бензиновый «один и четыре». Для легкой машинки его возможностей достаточно, да и к его ремонтопригодности вопросов нет. Пусть это не самый лучший из фольксвагеновских двигателей, зато очень распространенный: такие же агрегаты ставили на несколько моделей, включая Polo.
Сухой остаток
С одной стороны Audi A2 не смог стать историей успеха, какой его задумывали в Ингольштадте. Прорывная с точки зрения дизайна, конструкции и экономичности, «двушка» оказалась слишком дорогой в производстве. Нельзя сказать, что сработала и ставка на высокотехнологичные решения, вроде алюминиевого шасси и кузова, в сегменте супермини.
К счастью, не всё в мире измеряется деньгами. Первое поколение Audi A2 — редкий пример супермини, который станет, а вернее на наших глазах становится, классикой. Сегодня «двушку» называют последним самобытным Audi в современной истории бренда. Разве одно это не стоило семи с половиной тысяч евро убытков с каждой проданной машины? /m
P.S. Этот материал вышел в цикле «Могли, но не сумели», посвященном автомобилям, которые провалились на рынке или не смогли закрепить первоначальный успех. И пусть они не стали бестселлерами, зато без сомнений достойны рассказа. Ведь выдающиеся истории провала часто бывают написаны самыми необычными, новаторскими и смелыми идеями.