Уникальные модели Jeep, которые не стали запускать в серию
В 2020 году слет джиперов был отменен впервые за 53 года проведения. Однако и построенных ранее проектов хватит на толстый подарочный альбом — мы решили вспомнить самые впечатляющие из них.
Jeep Mighty FC Concept
Начнем с замечательного «головастика», который дебютировал в рамках Moab Easter Jeep Safari 2012 и великолепно смотрелся бы не только на фоне предзакатной пустыни в Юте, но и посреди тверских болот. Супервездеход подозрительно напоминает отечественный «уазик-головастик», но вдохновлен не советской классикой, а богатой историей марки Jeep. В качестве стилистической основы была взята бескапотная модель Forward Control, производившаяся в разных вариантах с 1956 по 1965 год. Оригинальное название как раз и зашифровали в буквах FC, хотя с технической точки зрения перед нам не трак середины прошлого века, а глобальная трансформация шасси короткобазного Jeep Wrangler Rubicon JK.
Для достижения сходства с классическим Forward Control разработчики сдвинули переднюю ось и удлинили колесную базу с 2423 мм до 2972 мм. Глаза вас не обманывают — концепт оснащен портальными мостами (ось колеса находится ниже оси мостов), которые дают ряд серьезных преимуществ на пересеченной местности. В частности, они увеличивают дорожный просвет и позволяют установить шины большего внешнего диаметра. FC оснащен 17-дюймовыми колесными дисками Hutchinson с бедлоками (кольцами, препятствующими разбортировке при низком давлении) и огромными 40-дюймовыми покрышками, очевидно, позволяющими творить чудеса вкупе с выдающейся «геометрией» и блокировками межколесных дифференциалов. В подвеске нашлось место для энергоемких стоек King с выносными резервуарами.
Самое скучное в залихватском Mighty FC Concept — силовая установка, позаимствованная у «Рэнглера». Многие хотели бы видеть на шоу-каре дикую V-образную «восьмерку», но здесь всего лишь 3,6-литровый двигатель V6 Pentastar мощностью 289 лошадиных сил в паре с пятиступенчатым автоматом. Салон, кстати, тоже от серийного внедорожника, но с ностальгической клетчатой обивкой.
По динамике Jeep снаряженной массой под три тонны звезд с неба не хватает. На замерах издания Car & Driver он показал разгон до 97 км/ч (60 миль/ч) за 10,7 секунды, максимальную скорость 129 км/ч и прохождение четверти мили за вечные по меркам мощных легковушек 18,9 секунды. Впрочем, не стоит забывать о прямом предназначении концепта — для борьбы с пересеченной местностью силушки более чем достаточно. Эх, такую красоту бы, да в серию…
Jeep Chief Concept
Гвоздем программы Moab Easter Jeep Safari 2015 стал небесно-голубой красавчик по имени «вождь», воскресивший облик замечательного Jeep Cherokee SJ родом из семидесятых годов в исполнении Chief с расширенной колеей и накладками на колесные арки.
Особенность внедорожника — полностью оригинальный кузов. Сразу и не поймешь, что перед нами не классический SUV, а великолепный новодел, построенный из «перекроенного» длиннобазного Wrangler Unlimited с мотором Pentastar V6 объемом 3,6 литра и шестиступенчатой механической коробкой передач. Радиаторная решетка, магнитом притягивающая взгляд российского зрителя, напоминает «гриль» ГАЗ-24 «Волга», но о плагиате речи не идет, поскольку данный вариант оформления в принципе характерен для той эпохи.
Отличия ностальгического Jeep от стандартного Wrangler Unlimited с точки зрения шасси минимальны. Номенклатура вооружения включает в себя мосты Dana 44 с блокировками дифференциалов, которыми стандартно оснащается экстремальная модификация Wrangler Rubicon, а также 2-дюймовый лифт подвески (увеличение дорожного просвета) с амортизаторами Fox. А какие у шоу-кара колеса! Мясистые «37-е» шины на дисках диаметром 17 дюймов вселяют уверенность и бесстрашие перед любой распутицей.
«Вождь», переносящий нас в эпоху, когда трава была зеленее, а с конвейеров американских компаний сходили «настоящие железные» машины, определенно может за себя постоять!
Но стоит ли пачкать грязью винтажный окрас Ocean Blue, навевающий мысли о солнечных пляжах? Лучше надеть гавайскую рубашку, закинуть в багажник доску для серфинга и, наслаждаясь белым кожаным салоном со вставками-цветочками, умчаться по калифорнийскому шоссе под The Beach Boys.
Jeep FC 150 Concept
Если Jeep Mighty FC Concept выглядит хардкорной неоклассикой, то шоу-кар FC 150, дебютировавший в 2016 году, — чистой воды ретро, обязанное своим появлением тогдашнему главному дизайнеру Jeep Марку Аллену. Вместо того, чтобы пролистать объявление о продаже пикапа 1960 года, он вцепился в него как горный лев в жертву и в итоге настоял на приобретении для крайне нестандартного проекта.
Модификация с индексом 150 была самой скромной в палитре Forward Control, но отличалась двухметровым кузовом при колесной базе, равной 2057 мм, и длине в 3746 мм. Команда разработчиков не стала нарушать первоначальный стиль машины — «скорлупу» оставили в первозданном виде для большего винтажного эффекта, но пересадили ее на более современное модифицированное шасси. Результат выглядит очень круто!
Читайте также
Рестомод базируется на раме Jeep Wrangler поколения TJ 1996–2006 годов. Выбор донора в некотором смысле соответствует исторической правде, поскольку оригинальные Forward Control были созданы на базе модели CJ-5, являвшейся «прапрадедом» Рэнглера. В чем модифицированный грузовичок превосходит исходный автомобиль, так это в проходимости. Дорожный просвет увеличен, а штатные мосты сменили Dana 44 и Dana 60 с блокировками дифференциалов. Отличная внедорожная геометрия подкреплена грязевыми шинами BFGoodrich Mud-Terrain T/A KM2 внешним диаметром 33 дюймов на белых 17-дюймовых «штамповках».
Силовой агрегат приготовил сюрприз! Концепт приводится не относительно современным двигателем V6 или V8 с шестиступенчатой автоматической коробкой передач, а настоящей джиповской классикой — рядной «шестеркой» PowerTech объемом 4,0 литра, ведущей свою родословную с восьмидесятых годов.
Коробка передач — представьте себе! — трехступенчатая автоматическая.
Jeep Comanche Concept
На Лос-Анджелесском мотор-шоу в ноябре 2018 года компания наконец-то представила долгожданный пикап Gladiator, не имеющий прямых аналогов на американском рынке. Вероятно, Jeep разнообразил бы палитру и другими грузовичками, будь на них соответствующий спрос. На это намекает концептуальный Comanche 2016 года, эксплуатирующий одно из легендарных имен прошлого — с 1985 по 1992 год оно принадлежало модели на базе Cherokee XJ, а четверть века спустя возродилось на маленьком траке, построенном из кроссовера Renegade.
Ревностные адепты чистоты породы обратят внимание на идеологические и конструктивные противоречия — оригинальный грузовичок имел продольное расположение силового агрегата, мосты спереди и сзади, постоянный или подключаемый полный привод. А что есть у его тезки? Фиатовская переднеприводная платформа, муфта отбора тяги на заднюю ось, независимая подвеска и... развеселый экстерьер!
Бежевый окрас, складная мягкая крыша, лебедка в переднем бампере, грузовой отсек и 16-дюймовые колесные диски с шинами BFGoodrich All Terrain T/A внешним диаметром 32 дюйма кардинально меняют восприятие хорошо известно субкомпактного паркетника — перед нами лихой «парнишка», готовый ответить за свое имя и честь предков! Возможно, на фотографиях это не очень заметно, но версия с кузовом пикап отличается от кроссовера колесной базой, увеличенной с 2570 мм на 152 мм.
Вынужденное ухудшение геометрической проходимости Comanche готов компенсировать тяговитой 2,0-литровой турбодизельной «четверкой», агрегатированной с девятиступенчатой автоматической коробкой передач, 2-дюймовым лифт-китом и системой полного привода Active Drive Lock с имитацией понижающей передачи и блокировкой заднего дифференциала.
Жаль только, что салон копирует нутро обычного Renegade, за исключением кресел без подголовников — очевидно, они должны создавать ретро-антураж.
Jeep Wagoneer Roadtrip Concept
В сентябре 2020-го бренд представил концепт Grand Wagoneer, предвещающий роскошный серийный внедорожник. Несмотря на звучное имя, некогда принадлежавшее комфортабельной модели Jeep, автомобиль полностью лишен ностальгических цитат. Совсем другое дело — образцовый рестомод Wagoneer Roadtrip, приуроченный к Easter Jeep Safari 2018. Перед нами не кастом на базе длиннобазного Wrangler Unlimited с дизайном от классического внедорожника, а тот самый «старичок», облагороженный рядом интересных апгрейдов.
Создатели шоу-кара поставили себе задачу максимально сохранить оригинальный образ и обойтись без новомодных решений, но существенно усовершенствовать техническую начинку. Вне всяких сомнений, им это удалось! Загляните под днище и в колесные арки, поднимите капот и ваше удивление не будет знать границ. Красавец-внедорожник обрел усиленную раму, мосты Dana 44 с блокировками дифференциалов, модифицированную пружинную подвеску и 17-дюймовые диски с грязевыми шинами BFGoodrich Mud-Terrain внешним диаметром 33 дюйма. Увеличена не только колея, но и колесная база — расстояние между осями выросло с 2794 мм на 127 мм.
За период производства с 1962 по 1991 год Wagoneer/Grand Wagoneer (внутризаводское обозначение SJ) комплектовался палитрой двигателей, начиная рядной «шестеркой» Tornado объемом 3,8 литра и заканчивая огромным 6,6-литровым агрегатом V8.
Конечно, замечательную архаику вы тут не встретите: рестомод, согласно законам жанра, хвастается мотором Hemi V8 объемом 5,7 литра, который известен по многочисленным моделям Jeep, Dodge и Ram. Коробка передач — четырехступенчатая автоматическая.
Горячих голов, ожидающих увидеть спортивные штрихи в великолепном, с любовью восстановленном салоне, ждет разочарование. Здесь царит легкость и умиротворение, вышибающие скупую слезу у бывших владельцев этой модели.
Jeep M-715 Five Quarter Concept
Еще до дебюта Gladiator компания Jeep всячески намекала на планы выпустить серийный пикап разными концепт-карами, включая восхитительный Red Rock Responder в стиле спецтранспорта службы спасения. Но экспериментальный M-715 Five Quarter — разговор особый. Он не предвещает еще один ретро-трак, а являет собой глубокую переработку армейского грузовика Kaiser Jeep M-715, который базировался на пикапе Gladiator SJ и производился с 1967 по 1969 год. Автомобиль также известен под названием Five Quarter (пять четвертей), указывающим на грузоподъемность в 1¼ тонны.
Рестомод, представленный в 2019-м, сохранил оригинальное название, но почти все остальное у него свое, особенное и уникальное. Схожесть с суровым воякой времен Вьетнамской войны и расцвета Creedence Clearwater Revival — лишь дань стилю. Передняя часть кузова заменена на углепластиковую, а вместо заводской грузовой секции изготовлена новая алюминиевая. Мягкая съемная крыша (она отличала и оригинальный грузовик) понижена на 89 мм и делает облик более стремительным, если подобное определение вообще уместно в адрес американской «кувалды».
Передний силовой бампер с выставленными напоказ буксировочными петлями в модифицированном виде перекочевал с современного Gladiator Rubicon. На фотографиях колеса кажутся немаленькими, но в действительности они гораздо больше, чем можно себе представить — не каждый день можно увидеть комбинацию «сороковых» шин и 20-дюймовых дисков с бедлоками!
Впрочем, всё это лишь вершина айсберга. Шасси и силовой агрегат — вот где самые деликатесы! Автомобиль имеет в своей основе усиленную раму и увеличенную на 51 мм колесную базу. На смену заводской рессорной подвеске пришла пружинная, с передним мостом Dynatrack Pro-rock 60 и Dynatrack Pro-rock 80 сзади. Kaiser Jeep M-715 оснащался рядной 3,8-литровой «шестеркой», в то время как шоу-кар вооружен 6,2-литровым компрессорным V8 Hellcrate Hemi, развивающим свыше 700 лошадиных сил.
Ну разве не мечта? /m