Одиночное плавание: непростая история Chevrolet Corvette
К 70-летию американской легенды мы вспоминаем главные эпизоды из жизни Corvette, путь которого к всемирному признанию вовсе не был похож на увеселительную прогулку.
Концепт, который смог
Corvette — один из немногих автомобилей шоу Motorama, который стал серийным. В интерьерах пафосного нью-йоркского отеля зимой 1953-го гостила знаменитая выставка Motorama. Специально отобранная линейка серийных и концептуальных моделей General Motors колесила по стране, завлекая покупателей шиком, блеском, красотой. Этакое подобие моторшоу наоборот — не человек идет на выставку, а выставка приходит к человеку.
Первое обозначение «Корвета» — EX-122, то есть «Экспериментальный автомобиль, номер 122». Он один из немногих моторамовских концептов, которому улыбнулось стать серийным.
Успех в Уолдорф-Астории был оглушительным. Машину облепила обожающая толпа, а дизайнер Сhevrolet Чак Джордан в ответ на естественные в такой ситуации вопросы, мол, станет ли машина серийной, широко улыбался: «Да, конечно! $3500 и она ваша!».
Первое поколение Corvette сначала… никто не любил
Серийный Corvette номер один скатился с конвейера завода во Флинте, штат Мичиган, 30 июня 1953-го. По факту стартовая цена родстера была даже ниже озвученной Джорданом, пусть и всего на два бакса — $3498. Вот только бомбы не получилось.
Такое часто случается. Энтузиазм посетителей автошоу сильно превышает реальный покупательский спрос. В случае с «Корветом» к этому добавилась и куча других факторов. В первую очередь — низкое качество сборки.
Машину готовили к конвейеру в авральном порядке, чтобы не дать остыть эмоциям после роскошной январской премьеры. Отсюда и клубок детских болезней на первых машинах, включая протекающую крышу или открывающиеся во время движения двери. Кстати, сами двери, подходя к автомобилю, нужно было открывать… изнутри. На первых порах спортивный Chevy обходился даже без наружных ручек.
Чего еще не было на Corvette 1953 года:
стеклоподъемников, даже механических (стекла снимались целиком)
выбора цвета кузова (только белый)
выбора цвета салона (только красный)
выбора коробки передач (2-ступенчатый автомат Powerglide)
мотора V8 (только рядная «шестерка»)
Большой проблемой «Корвета» стала даже репутация бренда. В начале 1950-х за моделями Chevrolet волочился откровенно пенсионерский имидж. За рулем «Шеви» в те годы легко было представить мамочку, которая отправилась в супермаркет Kroger затариться провизией на неделю, но никак не молодую парочку, собирающуюся на пляж.
Первый логотип модели пришлось спешно менять в последний момент
Corvette принадлежит к редкой категории моделей, у которых есть собственная эмблема. И даже с ней Chevrolet едва не села в лужу. Казалось бы, что могло пойти не так — символом спортивного родстера выбрали два скрещенных флага: национальный американский и гоночный в клеточку.
Только совсем забыли, что национальные символы США, как впрочем и государственную символику многих других стран, запрещено использовать в коммерческих целях. Впрочем, выкрутились в Детройте быстро. Звездно-полосатый флаг заменили стягом с изображением логотипа Chevrolet.
Эйфория сменилась ожиданием катастрофы
Всего 300 проданных в первый год «Корветов» списали на сложности с рыночном запуском модели. Однако в 1954-м по расчетам General Motors покупателей должны были найти уже 10 тысяч родстеров. И близко не вышло!
Ни подтянутое качество сборки, ни расширенная палитра цветов кузова и опций не дали результатов. Только 3 640 автомобилей. Рядная шестерка и 2-ступенчатый автомат по-прежнему не досыпали эмоций. Разгон до 60 миль за 11 секунд? Тю, а говорили спорткар…
В Детройте надеялись, что мотор V8, который, наконец, появился под капотом «Корвета» в 1955-м модельном, исправит всё. Но почему-то стало еще хуже — 700 автомобилей.
Терпение руководства уже готово было лопнуть. Над молодежным спорткаром занесли топор…
Расправу над Corvette отменил Ford Thunderbird
Редко бывает, чтобы заклятые конкуренты помогали друг другу. Но здесь вышло именно так. В 1955-м «Голубой овал» представил двухдверный Thunderbird. Он не позиционировался как спорткар, скорее как стильный молодежный родстер. Может поэтому сразу и выстрелил. Конечно, 16 тысяч машин в год — небольшая цифра по меркам массового бренда. Хотя для Corvette и это было бы за счастье…
В руководстве «Джи-Эм» задумались. Разве не станет проявлением слабости уже почти принятое решение убрать с рынка Corvette? Особенно на фоне успеха конкурента, схожего класса и характеристик…
Так горемычному двухдверному Chevy выписали последний-распоследний шанс. Если уж и сейчас ничего не изменится в лучшую сторону, ты уж не обессудь…
Прорыв случился в 1956 году — рестайлинг Corvette C1 перезапустил франшизу
Вообще-то «Корвет» 1956 модельного года по уму относится к первому поколению — настоящий С2 дебютирует только в 1963-м. Но по значимости для будущего модели тот рестайлинг, считайте, самый важный.
Удивительно даже: по сути изменились только фары и боковины передних крыльев. Решетка радиатора — и та осталась прежней, но «Корвет» сразу заиграл по-другому. Теперь он действительно напоминал спорткар — злой, поджарый, устремленный вперед. А еще, наконец, он стал быстрым.
С шестицилиндровым мотором попрощались совсем. Базовая 4,5-литровая «восьмерка» выдавала уже 210 л.с. За $175 сверху V8 получал пару четырехкамерных карбюраторов. Мощность вырастала до 225 л.с., а разгон до 60 миль в час (96 км/ч) падал до 7,3 секунды. Совсем другое дело!
В Chevrolet планировали построить четырехдверный вариант Corvette
Пожалуй, именно с модели 1956 года в истории Corvette наступила по-настоящему светлая полоса. Продажи, наконец, стали оправдывать ожидания, а выбор покупателей год от года усложнялся — «Корветов» физически становилось больше. Речь не только о разных моторах, но и о разных кузовах. В 1963-м спортивный Chevrolet, наконец, стали выпускать в форм-факторе купе, а не только родстера.
Кстати, Corvette мог стать… четырехдверным. В руководстве GM всерьез рассматривали такую опцию на фоне успеха четырехдверного «Тандера». Но в последний момент все же передумали.
Про «Корвет» писали песни, снимали фильмы и при жизни назвали его легендой американского автопрома
Chevrolet Corvette — это не просто самый популярный спорткар Америки, но и автомобиль, оставивший неизгладимый след в современной культуре. Это поважнее цифр абсолютных продаж. Из песен, написанных про «Корвет», можно составить три-четыре полноценных альбома.
Двухдверные «Шевроле» стали символом статуса и даже признания заслуг, которым награждали первых астронавтов, высадившихся на Луну. Чтобы обойти правила NASA, запрещающие преподносить дорогие подарки, машины экипажам «Аполло» оформлялись по льготному лизингу с символической стоимостью в $1.
Не обошелся без главного спорткара Америки и Голливуд. И тут уже вам решать, какая кинороль у Corvette важнее и ярче. Одни проголосуют за Sting Ray C2 из «Воздушной тюрьмы», другие вспомнят купе третьего поколения из «Лето Корвета» с Марком Хэмиллом aka Люком Скайуокером в главной роли, третьим милее многочисленные камео во франшизе «Трансформеры». На вкус и цвет…
Ещё десять занимательных фактов про Chevrolet Corvette одной строкой:
В настоящий момент серийно выпускается Corvette восьмого поколения. Общий тираж модели перевалил уже за полтора миллиона.
Все «Корветы» с первого по седьмое поколение — переднемоторные. Лишь только С8 перешел на среднемоторную компоновку. Интересно, что изыскания вокруг этого решения проводились годами, и мы даже выпустили подборку экспериментальных среднемоторных Корветов.
Один из создателей «Корвета» Зора Аркус-Дантов — родившийся в Бельгии инженер… русского происхождения.
Из-за задержки запуска четвертого поколения спорткара Chevrolet официально представил Corvette C4 как модель 1984 года. В итоге в мире сейчас существует всего один Corvette 1983 года — единственный уцелевший экземпляр из пилотной партии в 41 автомобиль.
На «корветах» с 1963-го по 1982-й модельные годы нет багажника в привычном понимании. Небольшой отсек для хранения вещей доступен только изнутри автомобиля.
Chevrolet Corvette — абсолютный рекордсмен по участию в гонке «Инди-500» в качестве пейс-кара: 14 раз.
Первый Corvette с убирающимися фарами дебютировал в 1963 году.
Дисковые тормоза на Corvette появились только в 1965-м — более чем на 10 лет позже, чем у Citroen DS.
Самый быстрый Corvette в истории — это Callaway Sledgehammer от тюнинг-ателье Callaway Cars из Коннектикута. Еще в 1988-м этот монстр на базе модели четвертого поколения развил скорость в 255 миль в час, то есть 410 км/ч!
Сегодня базовая стоимость 500-сильного Corvette C8 в США начинается с $65 895. /m