Бесценные советы начинающему коллекционеру автомобилей
В коллекции Ильи уже более трех десятков редчайших экспонатов. Часть из них раритетна сама по себе — например, так и не ставшая серийной Волга-3105, выпущенная тиражом лишь 55 экземпляров, один из немногих выживших фургонов Москвич-433 или ВАЗ-21099 из самой первой партии, собранной прямо перед распадом СССР. Другие примечательны еще и состоянием: большинство автомобилей находятся в том самом виде, в котором когда-то покинули конвейер, а одометры отсчитали всего сотни, а то и десятки километров. Имея за плечами многолетний опыт поиска, покупки и реставрации советских (и не только) машин, Илья дает важные советы для каждого, кто отважится встать на этот путь.
Совет №1. Не опустошайте кошелек до дна
Будучи банкиром и финансистом, в первую очередь хочу сказать о деньгах. Покупка автомобиля — не важно, нового или старого, первого или десятого в коллекции — должна быть комфортной с финансовой точки зрения. Собрать все деньги, одолжить у друзей, взять кредит — неправильный и зачастую разрушительный путь. Покупка может быть дорогой, даже очень дорогой, но она никогда не должна превышать ваши возможности.
Не бросайтесь в омут с головой, подходите к делу без фанатизма — и тогда потом не будет мучительно больно. Знаю примеры, когда люди пренебрегали этим правилом: в продаже появлялась машина, которая ну очень им нравилась, они ее покупали — но очень быстро продавали, потому что банально не справлялись с финансовыми последствиями такой покупки.
Очень хороший бытовой совет здесь — посоветуйтесь с женой о целесообразности покупки. Скорее всего, если вы коллекционер, то немножечко фанат, вы одержимы этой темой, а разговор с супругой станет хорошим «фильтром». Отвечая на ее вопросы, вы на самом деле будете разговаривать еще и с самим собой, таким образом докапываясь до истины. И вообще, намного легче, когда близкие поддерживают и разделяют ваше увлечение, пусть и в меньшей степени. А покупки, которые становятся в тягость семье, принесут намного меньше радости и вам самим.
Помню, в продаже появился ИЖ-Комби, но супруга сказала, что это вроде как не совсем мое, да и невовремя. Пока думал — и сам охладел, и та машина ушла. Отношусь к Комби с теплотой, но совершенно не переживаю, что не купил: нет и нет. И наоборот — когда на радаре появился Mercedes-Benz 190E с пробегом всего 400 километров, жена поддержала: да, говорит, машина дорогая и не совсем про твою советскую коллекцию, но я понимаю, почему тебя к ней тянет. В итоге купил — и очень доволен.
Совет №2. Почувствуйте внутренний отклик
Это может показаться очевидным, но коллекционировать стоит то, что вам самому искренне нравится. Причины могут быть самыми разными. Например, у меня собралась коллекция «капсульных» автомобилей советского производства, причем преимущественно 1970–1980-х годов, в том числе вся линейка Жигулей до начала девяностых. Думая, почему я собираю именно эти машины и не испытываю такого эстетического удовольствия от более ранних экземпляров, понял — это моя юность, мои мечты, мои кумиры. Это взгляд на тот мир через автомобильную призму, вызывающий огромную эмоциональную отдачу и теплоту.
На мой взгляд, коллекции именно для этого и нужны — они должны возбуждать и радовать. Не только самим фактом обладания редкими экземплярами, но и цепляя тонкие струны души. Если это так, у каждого собрания появляется уникальная черта, отражающая характер владельца — и главное, создающая дополнительную стоимость.
Например, советские автомобили в России коллекционирует много кто, но такой концентрации «капсульных» машин, как у меня, наверное, больше нигде не встретить — а это уже совсем другой статус. Захочешь собрать еще одну такую же — и, скорее всего, просто не сможешь. Или потратишь на это кучу лет, сил и денег. Получается, что изначально я исходил из своих внутренних чувств и желаний, а в итоге получилось что-то уникальное и намного более ценное, чем просто сумма всех частей по отдельности.
Совет №3. Заранее подумайте про реставрацию
Прежде, чем вы вообще что-то начнете покупать и коллекционировать, ответьте себе на вопрос: готовы ли вы связываться с реставрацией? Самая большая ошибка — думать, что вы сейчас приобретете машину и сделаете из нее конфетку. Не имея достаточного опыта и знаний, очень велик риск, что никакой конфетки не получится — например, вы, не ведая того, отдадите машину людям, которые сделают все неправильно, грубо и не аутентично. Качественная реставрация — это всегда дорого и сложно.
Зачастую правильно восстановить машину получается даже дороже, чем найти такую же в «капсульном» состоянии. Например, первый экземпляр моей коллекции, Москвич-433, при покупке обошелся в 500 тысяч рублей, но на реставрацию ушло более полутора миллионов, а процесс растянулся на три года. Натурально намучался: это мастер делает, а с этим не связывается. Тут нужно искать кузовщика, а тут электрика. Страшное количество времени ушло — и это при том, что занимался машиной я не один, а с помощником.
С тех пор я стараюсь искать именно автомобили, сохранившиеся в идеальном состоянии, а с реставрацией не связываюсь. Но если вы все-таки на нее решились, просчитайте стоимость еще до покупки машины. Найдите мастера, который будет восстанавливать автомобиль, съездите на осмотр вместе с ним — и пусть он сам все посмотрит и оценит. Чтобы не случилось распространенной ситуации, когда вам озвучивают, например, 300 тысяч рублей, которые потом превращаются в 600–700 и становятся неподъемным бременем для бюджета.
Огромное количество таких историй знаю: человек вошел в проект, он тянется год, два, уже не хочется и не интересно им заниматься — но и бросить нельзя! Ведь пока все не доделано, цена непонятна, а любителей покупать полуфабрикат и заниматься им дальше — крайне мало.
Отдельная тема — запчасти. Насколько их легко найти, и возможно ли это вообще. Сколько стоит обслуживание и как часто надо его проводить. Мне везет, ведь в коллекции, в основном, советские машины, и для них можно достать почти все — причем оригинальное, сделанное еще в СССР, и при этом совершенно новое. А вот друзья-коллекционеры, которые покупают зарубежные экземпляры, часто откровенно мучаются: бывает, что правильные детали не получается достать очень долго, и всё это время автомобиль стоит незаконченный или разобранный. За всеми этими проблемами уходит радость от владения.
Однако и у меня есть исключения — например, Волга-3105. Их всего-то было сделано чуть больше 50, в живых осталось штук 20, а в таком состоянии, как у меня — не более пяти (некоторые подробности о Волге-3105 есть в этой статье — прим. ред.). Повезло, что мне с этой машиной не пришлось ничего делать, она сразу была такая — и честно скажу, что именно поэтому решился на покупку. С другими, которые требовали реставрации, связываться просто не стал: специалисты говорили, что это слишком сложно, долго и не факт, что возможно в принципе. Ведь там все уникальное — кузов, салон, подвески, полный привод, двигатель V8, который ставился только на эту модель, и несметное количество мелочей. Так что я сознательно переплатил за этот экземпляр, зато был уверен, что он практически в идеальном состоянии.
Самое неприятное, что случилось с этой Волгой — вместе с ней продавец отдал совершенно новое лобовое стекло. Привезли машину в Москву, сразу отправили в детейлинг на эвакуаторе — и по дороге стекло треснуло, хотя до этого спокойно добралось аж из Крыма. Трагедия! Причем не только для меня: если бы завтра кто-то попросил продать это лобовое, я бы с радостью продал — потому что понимаю, что человек реставрирует 3105, и ему очень надо. Но теперь всё, минус одна редчайшая деталь.
Совет №4. Оцените инвестиционный потенциал
Конечно, вам может быть всё равно — вы собираете коллекцию просто потому, что она вам очень нравится. Эта позиция имеет право на жизнь, однако опыт подсказывает, что коллекционирование обычно движется волнообразно. Сначала вам что-то интересно, глаза горят — но потом вы можете к этому охладеть и заболеть другой историей. Когда это случается, логично продать что-то старое, чтобы купить что-то новое — и здесь уже в дело вступают рыночные механизмы. Если машины вам очень нравятся, но не имеют инвестиционной привлекательности, продавать вы их будете долго и, скорее всего, в убыток.
Помните, как лет 10–15 назад случился первый большой бум вокруг коллекционирования, когда все стали заниматься Волгами, ЗИЛами, Победами? Делали их как хотели — перешивали салоны, что-то дорабатывали, изменяли под себя, потому что было модно делать некий микс старого и нового. Так вот, сейчас все это вообще никому не нужно, ценность таких машин нулевая — люди ищут аутентичные экземпляры. Тут почти как у Булгакова: второй аутентичности, как и второй свежести, не бывает.
Таким образом, если вы собираете машины, максимально сохранившие первозданный вид, это почти гарантирует высокую стоимость коллекции. Самое неприятное — купить машину, и на первой же нормальной выставке узнать, что она «заколхожена». Вы, весь такой окрыленный, приезжаете — а знатоки говорят: вот этого здесь быть не должно, это от более поздней версии, это переделано, а здесь шагрень не та. И всё, вместо ценного раритета у вас на руках непонятно что сомнительной ценности. Так что если не хватает собственных знаний и опыта, непременно обращайтесь к экспертам перед покупкой — чтобы карета вдруг не превратилась в тыкву.
Но если автомобиль точно хороший, он вам точно нравится и у вас на него точно есть деньги — покупайте не раздумывая. В случае с раритетами никто не знает, когда в следующий раз будет продаваться что-то похожее, и будет ли у вас подходящая жизненная ситуация. Здесь всё просто: аутентичный качественный экземпляр в любом случае можно будет реализовать плюс-минус за ту же цену. По крайней мере, я так утешаю и себя, и жену — мол, в крайнем случае, продадим. Разве что надо помнить, что ретро-рынок — место специфическое, и покупатель может найтись как моментально, так и через несколько месяцев. Но он точно найдется.
Совет №5. Социализируйтесь!
Еще до того, как купить первую машину в своей коллекции, есть смысл вступить в тематические сообщества и клубы владельцев — или хотя бы понаблюдать за ними со стороны. Клубное движение — вещь очень полезная и интересная. Это компания таких же фанатов марки, как и вы, это совместные выезды и мероприятия, но главное — максимальная концентрация экспертов, запчастей, хороших автомобилей и запчастей к ним. Даже если вы не гонитесь за общением и тусовками — хотя для многих это своеобразная вишенка на торте коллекционирования — реальная польза от таких клубов неизмерима.
Не скажу, что на агрегаторах объявлений не бывает интересных машин — они там были, есть и будут. Но каждый такой вариант обязательно надо смотреть со специалистом, потому что количество потенциальных сюрпризов непредсказуемо. Но часто покупки совершаются именно внутри клубов, по знакомству — особенно когда люди уже знают, что именно ты коллекционируешь. Я часто готов переплатить за гарантированно прозрачный и идеальный экземпляр, с понятной историей, и с такими предложениями обращаются регулярно.
Несколько машин я купил как раз благодаря одноклубникам. Например, Сергей Диогрик, председатель клуба Lada History, помог найти раннюю «девяносто девятую», еще советскую, с низкой панелью и пробегом всего 45 километров. Говорили, что отыскать такую машину невозможно, не стоит даже пытаться — но теперь она у меня в коллекции!
Совет №6. Действуйте быстро, когда это нужно
Иногда коллекционеру нужно действовать молниеносно. Когда в продаже появляется действительно редкий и ценный автомобиль, нет смысла торговаться — бывает, даже стоит переплатить, чтобы машина не ушла к другому. Как топ-менеджер, я научился быстро оценивать ситуацию и принимать решения, и таким образом приобрел несколько очень важных экземпляров: например, очередь желающих на ту самую Волгу-3105 росла буквально на глазах, и когда я уже переводил продавцу деньги, его телефон продолжал раскаляться докрасна.
Или вот Mercedes-Benz 190E, наверное, самая дорогая машина в коллекции. Его продавали в Германии, поначалу выставив заоблачную цену и постепенно ее понижая. А немцы — народ прижимистый, и все ждали, пока машина еще чуть-чуть подешевеет. Тут прихожу я и просто забираю, не торгуясь, за пять миллионов в пересчете на рубли — потому что такого экземпляра нет даже в фирменном музее компании. Потом даже в немецком журнале писали: мол, пока мы тут думали, пришел «пожилой чиновник из России» и увел коллекционную ценность, мирового масштаба. Уж не знаю, откуда они взяли про чиновника, но история забавная.
С последней покупкой тоже получилось похоже: это редкий кабриолет Москвич-400, и там тоже надо было всё делать быстро. Всех организовывать, ехать, смотреть, на месте принимать решение — честно скажу, иногда этим бывает заниматься просто лень. Но потом ты понимаешь, что раритетная, интересная, аутентичная машина стоит и времени, и усилий. При условии, конечно, что у вас есть нужный опыт — иначе быстрое решение, скорее всего, приведет к ошибке. Мне повезло: по мнению экспертов, этот Москвич — самый живой и аутентичный во всем бывшем СССР.
Совет №7. Не забудьте про гаражный вопрос
Чисто бытовой, но очень важный момент — где и как хранить вашу коллекцию. Одно дело, когда она состоит из двух-трех автомобилей, и совсем другое — когда их на порядок больше. Тут уже надо думать, на какой площадке они будут стоять, сколько это стоит, кто за ними будет смотреть, будете ли вы на них ездить или нет — и на все эти вопросы рано или поздно придется отвечать. Лучше, конечно, рано.
Мне в свое время знающие люди сказали: есть два варианта. В первом случае вы ставите машины в гараж и «забываете», то есть протираете пыль, подкачиваете шины, но не более. А потом, если речь зайдет о продаже, привести их в порядок будет не сложно — сменить жидкости, резинки и прочие мелочи в случае Жигулей не составит труда. Причем лучше, если это будет делать сам покупатель, чтобы у него было меньше сомнений.
Второй вариант — регулярно всё это заводить, немного кататься, чтобы машины «дышали». Для их состояния это благоприятнее, но в случае «капсульной» коллекции, где ценность во многом зависит от минимального пробега, это лишнее — если она отойдет другому покупателю, то, скорее всего, просто переместится из ангара в ангар. Поэтому большинство моих автомобилей стоит на месте, но на нескольких все-таки выезжаю. Люблю кататься на ГАЗ-24, жигулях ВАЗ 21011, «восьмерке» и ГДРовском Вартбурге — и просто обожаю Москвич-433. Ощущения от них очень разные, но неизменно приятные.
Смог бы я продать какую-нибудь из своих машин? Если смотреть на это с позиции «избавиться за ненадобностью», то точно нет: они все очень мне дороги. Возможно, решился бы продать один из «дублей» — например, у меня есть похожие Волги и Жигули. Но тогда надо понимать, что я куплю взамен.
И в то же время, будучи банкиром и инвестором, я привык рассуждать категорией Exit Strategy и могу честно заявить: расстаться с коллекцией в принципе можно. Весь вопрос в цене. /m