Первое китайское предупреждение: с каких машин начинали автопроизводители КНР
Chery
Компания создала премиум-суббренд Exeed (в России — CheryExeed), новым флагманом которого недавно стал крупный внедорожник VX с турбомоторами и «роботом».
Он сравним по габаритам с «Ленд-Крузером» и щеголяет высокотехнологичным интерьером: здесь два объединённых 12,3-дюймовых экрана, дополнительный тачскрин на центральном тоннеле и компактный нефиксируемый селектор трансмиссии. А теперь перенесёмся в прошлое почти на четверть века.
Фирма основана в 1997 году чиновниками из города Уху. Производство автомобилей началось двумя годами позднее, а первой моделью был непритязательный лифтбек на базе SEAT Toledo. Его история могла бы стать сюжетом шпионского детектива.
Во-первых, машина появилась в атмосфере строжайшей секретности: Chery без ведома Volkswagen закупал детали для Сеата у поставщиков, которые работали с немецким концерном. Когда тайное стало явным, VW решил подать в суд, но в итоге спор уладили без разбирательств.
Во-вторых, модель сменила имён не меньше, чем любой суперагент. Помимо заводского индекса А11, она получила названия Fengyun и Windcloud, а в России стала известна как Amulet. Автомобиль у нас не только продавали, но и выпускали: сначала — в Калининграде на «Автоторе», затем — на ТагАЗе (уже как Vortex Corda).
Ради чего китайцы рисковали схлопотать иск от VW? Может быть, речь шла о каких-то суперсовременных технологиях? Вовсе нет. Модель устарела ещё до запуска в серию: испанский исходник дебютировал в 1991 году, а базировался на платформе Гольфа II образца 1983-го.
BYD
Сейчас фирма выпускает 587-сильный гибрид Denza X с поворотным 15,6-дюймовым тачскрином и цифровой приборкой на 12,3 дюйма. Суббренд создан при участии Мерседеса, чем китайцы очень гордятся: на кузове даже размещена надпись «Styled by Mercedes-Benz», чтобы об этом знали все. Когда-то у BYD были гораздо более скромные партнёры.
Компания основана в 1995 году. В 2002-м она купила автопроизводителя Qinchuan Machinery Works, который с 1992-го выпускал модель QCJ7181 Flyer: именно этот компакт и стал первой машиной под маркой BYD.
Помните, мы назвали Chery Amulet устаревшим и непритязательным? Забудьте: до этого шедевра ему далеко. Длина хэтчбека составляла 3605 миллиметров, а колёсная база — всего 2300. Flyer рождён ползать: моторчики объёмом 0,8–1,1 литра выдавали от 40 до 52 лошадиных сил и были построены на основе старых двигателей Suzuki.
SAIC
В состав концерна входит множество автомобильных марок, в том числе знаменитая MG: она готовит серийную версию концептуального родстера Cyberster на электротяге с разгоном до 100 километров в час за три секунды и запасом хода 800 километров. Когда-то SAIC (ещё под старым названием Shanghai) не мог мечтать о современных технологиях: свою первую модель он делал более тридцати лет, если вести отсчёт с момента выхода прототипов.
Как вы уже заметили, с простых и дешёвых машин начинали многие китайские автопроизводители — многие, но не все: Shanghai решил не мелочиться и сразу же взялся за солидные седаны.
Машина предназначалась чиновникам, которым по статусу ещё не полагался лимузин Hongqi. Первый прототип под названием Fenghuang («Феникс») собрали в 1958 году, а полноценный выпуск машин — уже с индексом SH760 — начали в 1965-м.
За основу взят Mercedes-Benz 220S образца 1956-го: например, 2,2-литровый 90-сильный мотор создан по образцу его двигателя.
В середине 70-х модернизированная версия SH760A изменила оптику, а во второй половине 80-х параллельно собирали модификацию SH760B; позднее их переименовали в SH7221 и SH7231 соответственно. Помимо седана, выпускались кабриолет, универсал и пикап. Сборка завершена в ноябре 1991 года: «Феникс» всё же оказался не бессмертным.
Geely
Концерну принадлежит множество марок, в том числе Lotus и Volvo, а ещё — 9,69 % акций Даймлера. Видимо, владелец Geely Ли Шуфу решил купить частичку «настоящего» Мерседеса после того, как не смог создать свой.
Читайте также
Об этом проекте мы уже писали, а теперь напомним главное. Господин Шуфу сетовал, что в Китае нет производителей роскошных машин, и решил занять пустующую нишу. В 1996-м очень быстро создан единственный экземпляр автомобиля с простым и логичным обозначением Number 01.
Агрегаты взяли у Hongqi CA7220 — перелицованной «сотки» Audi в кузове C3, а вот образцом для внешнего подражания выбрали новейший на тот момент Mercedes-Benz — E-Class W210.
Читайте также
Из-за компоновочных отличий между двумя седанами «китаец» получился непропорциональным: передний свес был очень длинным, а колёсная база — слишком короткой. Кузов сделали из стеклопластика и стали, а ни о какой пассивной безопасности речи, конечно, не шло. Машину никто не видел с 2009 года, и уже тогда она пребывала в плачевном состоянии.
Lifan
В отличие от ранее упомянутых фирм, Lifan сейчас не может похвастаться значительными успехами: в прошлом году фирма обанкротилась. На помощь пришёл вездесущий Geely. Видимо, Ли Шуфу коллекционирует марки, но не почтовые, а автомобильные.
Концерн решил выпускать под знакомым брендом свой электрокар Jia Ji со 136-сильным электромотором на передней оси. Запас хода достигает 400 километров по стандарту NEDC, а съёмный аккумулятор можно заменить новым всего за минуту на специальной станции.
История Lifan началась 29 лет назад, когда Инь Миншань собрал бригаду из девяти человек сначала для ремонта, а затем — и для производства мотоциклов. Первый самостоятельный автомобиль бренда появился в 2005-м: это был компакт с индексом 520 — седан и хэтчбек. На нашем рынке его назвали Breez. Если не учитывать странные пропорции, в целом он казался относительно современным. На самом деле Breez был не совсем свежим: в основу положен Citroen ZX 1991 года. /m