Армия Ли
От выпуска холодильников до покупки Volvo и части Mercedes-Benz — как китайцы из Geely завоевывают мирУ туристов китайский город Сиань, столица провинции Шэньси, ассоциируется, в первую очередь, со знаменитой Терракотовой армией. Но я в ста пятидесяти километрах от Сианя, на заводе Geely в городе Баоцзы, и вижу перед собой совсем другую армию. Бесчисленное войско из новеньких кроссоверов Geely Atlas с последним рестайлингом ждет своего часа, чтобы отправиться на завоевание домашнего рынка. Буквально на полчаса мне протягивают ключи от одного из них. Главное — «пощупать» турбомотор 1.8, который, возможно, появится в России. Эх, если бы Atlas с ним разгонялся так же, как сама империя господина Ли Шуфу…
Atlas-турбо
Atlas, известный в Китае под именем Boyue, вышел на домашний рынок в 2016-м и сразу же стал бестселлером. В прошлом году в Поднебесной было продано почти триста тысяч машин, это пятый результат среди кроссоверов и тринадцатый в абсолюте. Поэтому неудивительно, что самая популярная модель Geely пережила ранний рестайлинг, а завод в Баоцзы загружен по полной.
Так что, пока под Минском готовили производство Атласов для белорусского и российского рынков, машина уже успела устареть. Причем не только внешне, но и технически.
Во-первых, у свежего китайского Boyue новые бамперы, более выразительный рисунок дисков и слегка модернизированный интерьер, а, во-вторых, с самого начала на Boyue ставился турбомотор 1.8 с непосредственным впрыском, хотя наш Atlas довольствуется лишь простыми и вялыми атмосферниками 2.0 и 2.4. Мы, кстати, уже ругали его за это. Может, турбина сделала Atlas бодрее, а заодно китайцы доработали и весьма средненькое шасси?
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2018/08/23/11/2360887/6b5c3848d462d9d8bf308b699370fb78d52acd35.jpg)
/imgs/2018/08/23/11/2360888/a19dfab3e97eea8d059fcd099e93b8ac74cdb470.jpg)
/imgs/2018/08/23/11/2360889/c45961e16cd640ce4b15d17203352e61dbfe02f2.jpg)
/imgs/2018/08/23/11/2360890/958add604266b7d2984d87fb56f05e605544241e.jpg)
/imgs/2018/08/23/11/2360891/238de7e43765531a4ce1222db409b534f7f84c71.jpg)
Завод в Баоцзы построили с нуля аккурат к дебюту Атласа. Инвестиции составили около одного миллиарда долларов. Сейчас три тысячи человек работают в две смены по одиннадцать часов и выдают двести тысяч Атласов в год. Для сравнения, количество сотрудников калужского завода Volkswagen, где могут выпускать по 225 тысяч автомобилей в год плюс еще 150 тысяч двигателей, составляет около 4,7 тысячи человек.
В Баоцзы, помимо основного конвейера, тоже идет производство двигателей, а именно турбированного агрегата 1.5, разработанного совместно с Volvo для модели XC40 и других машин на компактной модульной платформе CMA.
Китайские автомобильные предприятия давно перестали напоминать гаражные мастерские с допотопными технологиями. Местные линии штамповки, сварки, окраски и сборки оснащены такими же современными станками, роботами и прочей оснасткой, которую можно встретить на любом европейском конвейере.
/imgs/2018/08/24/08/2361798/ed89ba3efabcd6460df4254cd6acc8c5b61a8cb0.jpg)
/imgs/2018/08/24/08/2361796/081eae1030e06f93622cef473a972813805103d3.jpg)
/imgs/2018/08/24/08/2361797/536c7d6e8127a708d690f46a434d65de66683864.jpg)
/imgs/2018/08/24/08/2361799/aab701df85b765ca9d1ffbcc155d070992d19d6f.jpg)
Однако кузов Атласа до сих оцинкован лишь на 40%, и если внешние панели штампуются здесь же из китайского проката Baosteel, то детали силового каркаса, включая те, что сделаны методом горячей штамповки, поставляются с местных предприятий немецкой фирмы Benteler.
Мне кажется, главная проблема Атласа в том, что ладная внешность и неплохой интерьер с заимствованиями у Volvo поднимают планку требований к автомобилю в целом. Да, обновленный Atlas — это по-прежнему один из самых адекватных «китайцев», но трехкилометровый заводской тестовый трек, круг по которому проходит каждый собранный в Баоцзы автомобиль, говорит, что еще есть куда стремиться.
/imgs/2018/08/23/11/2360896/043cf6dc76fe223b3e4133388967ae7dd4efedfb.jpg)
/imgs/2018/08/23/11/2360894/a021844d314f42f3dde0dd25ea67447bbfd3ab23.jpg)
/imgs/2018/08/23/11/2360895/2a1538c3b389b8675f46f7f15856987bc19d7119.jpg)
Тестовый Atlas цокает непосредственным впрыском, но лошади китайского мотора настолько бесхарактерные, будто кто-то просто забыл поставить турбину. Судя по заводским данным, у этого 1.8 целых 184 силы и 285 Нм, но разгон, по ощущениям раза в два медленнее, чем у 180-сильного Тигуана 2.0 TSI, хотя наша машина без полного привода и лишних 70 кг.
Шестиступенчатый «автомат» остался задумчивым при переключениях вниз, подвеска грубо проходит острые неровности, а руль по-прежнему предательски пуст в поворотах.
В итоге поводов жалеть об отсутствии у нас обновленного Атласа я не увидел. Тем более, что жалеть, считай, и некому. За шесть месяцев этого года в России продали всего тысячу автомобилей марки Geely, из которых шестьсот пришлось на Atlas. Но самое интересное, что в мире ситуация прямо противоположная. Geely на коне!
Империя Geely
С 2014 года продажи выросли в три раза — с 417 тысяч машин до 1,25 млн, причем только в прошлом году прибавка составила аж 60 процентов, что делает Geely одной из самых быстро развивающихся компаний в отрасли.
Сейчас Geely входит в тройку самых популярных автомобильных марок в Китае, уступая лишь Фольксвагену и Хонде, а среди исконно китайских брендов и вовсе лидирует, опережая Changan, Baojun и Haval. Но помимо увеличения продаж собственного бренда, Geely регулярно преумножает свои активы за счет покупки иностранных компаний.
Ходит легенда, что в 1986 году свое первое дело по производству холодильников основатель Geely, 23-летний Ли Шуфу, запустил на взятые без спроса семейные накопления. Бизнес пошел в гору, и спустя восемь лет Шуфу переключился на мототехнику. И вновь успех: к 1997 году компания Geely превратилась в одного из главных производителей скутеров и мотоциклов в Китае.
Фирма обросла активами, и в августе 1998 году на заводе в Линхае, в родной для Шуфу провинции Чжецзян, с конвейера сошел первый автомобиль Geely, хэтчбек под названием HQ или Haoqing. Дальше был стандартный для китайского автопрома период машин с примитивной технической начинкой, никудышной безопасностью и дизайном, напоминающим именитые марки (в Geely питали страсть к Мерседесам).
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2018/08/24/07/2361786/43f2448ce124e260fb0a9b908f2d2fbc19b91e3b.jpg)
/imgs/2018/08/24/07/2361767/ccd0c8882040f9886de66098062559d86a01ad21.jpg)
/imgs/2018/08/24/07/2361769/deea0eb6b47d477d46b44528aefaea9e785be589.jpg)
/imgs/2018/08/24/07/2361778/6ed9fb487729a548d4f6c96f7b95c940454fc0ea.jpg)
/imgs/2018/08/24/07/2361771/150682b08ee5e1cac30e417e9c540ad9f096dc53.jpg)
/imgs/2018/08/24/07/2361770/4e442b9a4b05a9e0fe3e890f04038e4545688d2e.jpg)
/imgs/2018/08/24/07/2361772/7fff1b4abe05c610aaa28fa0021292ec3846d146.jpg)
/imgs/2018/08/24/07/2361773/e2355db7015cdab36374d5bcbc7c18785a45fb2b.jpg)
/imgs/2018/08/24/07/2361774/cb0d845037316ab4f3fac70f309bd62f6dbf04ed.jpg)
/imgs/2018/08/24/07/2361777/206c042a2433f8265b79ee55e1629e9418607954.jpg)
/imgs/2018/08/24/07/2361775/47002d76dcb19235e8c2c62528c2f93d724cc44e.jpg)
/imgs/2018/08/24/07/2361776/39816d501aaaee8ae3aee11ed2da79c56558d168.jpg)
/imgs/2018/08/24/07/2361780/a26a9dcfae19149a6c45b036b67425e0870b7b81.jpg)
/imgs/2018/08/24/07/2361779/86c33d2edf36ac248648d81e263290a8789b8198.jpg)
/imgs/2018/08/24/07/2361781/9809a0ce64f0ef57a09e9e6c772957434c088621.jpg)
/imgs/2018/08/24/07/2361783/9c2a6a7efccaf031bab15e62937bf7ceb50c14d4.jpg)
/imgs/2018/08/24/07/2361782/e6b09980a17816dda21defcab0d4bb8fd4798056.jpg)
А потом Ли Шуфу решил, что, в отличие от государственных автомобильных гигантов, создающих совместные предприятия по выпуску иномарок в Китае, Geely будет скупать интересующие ее компании. С одной стороны, так можно получить доступ к технологиям, а с другой — прибыльный актив.
В 2009-м Шуфу приобрел умирающего австралийского производителя автоматических трансмиссий DSI за $40 млн — именно такая коробка ставится на Atlas. А в 2010 году случилось знаковое событие — Zhejiang Geely Holding Group выкупила у Форда находящуюся в застое компанию Volvo. Сумма сделки составила почти два миллиарда долларов, много даже для господина Ли.
Говорят, в свое время Шуфу удачно женился на сестре супруги нынешнего председателя КНР, Синь Цзиньпина, а сделка с Фордом была поддержана правительством Китая. Так или иначе, но свое будущее в Geely связали именно со шведами. Кстати, нынешний главный дизайнер марки Питер Хорбери сформировал в девяностых новый стиль Volvo.
Шуфу хватило мудрости не лезть в голову инженерам и дизайнерам Volvo, а делать главное — инвестировать в интересные идеи. Вложения в Volvo уже составили свыше одиннадцати миллиардов долларов! Спроектированы две модульных платформы, разработано семейство современных двигателей, обновился практически весь модельный ряд, запущены три сборочные площадки в Китае и завод в США. А продажи с 373 тысяч в 2010 году увеличились до 571 тысячи в 2017-м.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2018/08/24/06/2361656/93a4e2f298682fff8db6f476eca6b4593fa97667.jpg)
/imgs/2018/08/24/06/2361655/4e2f4062a6e7d83e735034f90871ba361729057f.jpg)
/imgs/2018/08/24/06/2361653/b71dd1e82a6ae5ab0447e86981ee63cf36543fb3.jpg)
/imgs/2018/08/24/06/2361651/b01505b325fecebd4d781572a98c7c3926c8330b.jpg)
/imgs/2018/08/24/06/2361652/50ea92dff7c42aa07d17bac957954eda3b088e0e.jpg)
/imgs/2018/08/24/06/2361654/46c08e9e9d070753b185e1adf8290fe41a491350.jpg)
Нынешняя главная цель Volvo — достигнуть показателя в 800 тысяч проданных автомобилей в год к началу следующего десятилетия. Благодаря технологиям Volvo в Geely намерены выйти на рынок США и Европы вместе с молодежным брендом Lync&Co, машины которого, как и сороковое семейство Volvo, построены на компактной платформе CMA, разработанной в Гетеборге на мощностях совместного инжинирингового центра CEVT (China Euro Vehicle Technology), открытого в 2013 году.
Сейчас модельный ряд Lync&Co состоит из двух кроссоверов 01 и 02 и седана 03. Производство в Китае уже запущено, а в следующем году начнется выпуск в бельгийском Генте — бок о бок с родственными вольвовскими «сороковками». Планируется, что в будущем линейка моделей расширится, и ежегодный тираж Lync&Co составит полмиллиона машин.
/imgs/2018/08/23/13/2361059/c2a3dffbed4672208db620deb939fba6ffd1c2a2.jpg)
/imgs/2018/08/23/13/2361058/774e2349295cab6cd4d19469985af8d9576ba4d7.jpg)
/imgs/2018/08/23/13/2361057/81e6b3d30441a78d88c0bbd511012ff14fab6618.jpg)
В 2013-м холдинг Geely стал полноценным владельцем компании Manganese Bronze, которой принадлежало производство легендарных лондонских кэбов London Taxi International. Далее последовали $300 млн инвестиций, которые вылились в новый гибридный кэб TX на агрегатах Volvo и постройку завода в Ковентри.
Саму компанию переименовали в London Electric Vehicle Company, причем планируется продавать ее таксомоторы по всему миру, и для этого в Китае строят еще один завод. Кроме того, на основе модели TX будет выведено целое семейство автомобилей, и уже скоро появится соплатформенный фургон.
Параллельно с этим Geely вместе с китайским производителем электрокаров Kandi запустили сервис электрокаршеринга, а в 2014-м Ли Шуфу приобрел новый актив — британскую инжиниринговую компанию Emerald Automotive Design, специализирующуюся на облегченных материалах и электрификации. Именно спецы из Emerald Automotive разрабатывали кэб TX.
Но на этом господин Ли и не думал останавливаться. В прошлом году за $235 млн он приобрел 49,9% акций малазийской компании Proton и контрольный пакет акций Лотуса. В планах — развитие обоих брендов, ведь дела у Протона на домашнем рынке идут неважно, а британцы давно зациклились на спецверсиях своих классических спорткаров. Теперь, возможно, мы увидим кроссовер Lotus, а Geely, между тем, получит доступ на рынок Юго-Восточной азии.
/imgs/2018/08/24/06/2361679/9b30c018d5f909e9fdb0927737c8c487b8b3a437.jpg)
/imgs/2018/08/24/08/2361822/cdedd0878728f52e2e2b55be12b1065c589b2cdc.jpg)
В ближайшее время Geely вложит около $640 млн в отделившийся от Volvo бренд Polestar, в рамках которого будут созданы гибриды и электромобили. Производство первой модели, купе на вольвовской платформе SPA под названием Polestar 1, уже стартовало на заводе в Ченду. А после ждем седан и кроссовер Polestar на чистой электротяге.
В 2017-м Шуфу приобрел американский стартап Terrafugia, который производит летающие машины, однако это цветочки, по сравнению с тем, что было дальше.
В прошлом декабре холдинг Geely приобрел 8,2 процентов акций группы Volvo AB, крупнейшего производителя грузовиков, автобусов, строительной техники и промышленных двигателей. Помимо техники под маркой Volvo, этот концерн владеет фирмами Renault Trucks, Mack и несколькими автобусными компаниями. И если вам кажется, что $3,3 млрд за 8,2% это невероятно много, то держитесь крепче, потому что следующая сделка вышла почти в три раза дороже.
В начале этого года Ли Шуфу выкупил 9,7 процентов акций концерна Daimler AG за… $9 млрд! Планируется сотрудничество в области электромобилей и систем автономного вождения.
При этом в Geely не забывают и о своих собственных моделях. Недавно был представлен младший брат Атласа, компактный кроссовер Binyue, построенный на новой платформе BMA, которая является своего рода уменьшенной копией вольвовской архитектуры CMA. Возможно, BMA-автомобили появятся и у самих шведов, и у Протона. А на завоевание китайского рынка Binyue отправится в конце года.
/imgs/2018/08/24/08/2361818/8a3fc7242981f549bb647319e9d6649bc6613265.jpg)
/imgs/2018/08/24/08/2361819/f441d22976d468b84d7b549f32554923cfe53036.jpg)
/imgs/2018/08/24/08/2361820/14ca416faff081c462eb750b1cb0f3410ab456e8.jpg)
Вот так бывший производитель холодильников создал одну из крупнейших автомобильных империй в мире и вошел в сотню богатейших людей планеты с состоянием в $15 млрд. Что дальше? Планы бренда Geely на этот год — 1,58 млн автомобилей. Стратегия «2020» — это 30 новых моделей и 2 млн проданных машин, разумеется, помимо развития уже имеющихся активов и покупки новых. Об очередных громких приобретениях господина Ли Шуфу мы, думаю, еще услышим.