Культовые «слепые» автомобили
Прежде чем мы начнем ностальгировать и в который раз со слезами на глазах пересматривать фотографии «Селик», «Миат» и старых BMW, вспомним, когда вообще появились такие фары. Хотя основной бум пришелся на 1970-80-е годы, впервые такую технологию опробовали гораздо раньше. В 1935 году на Нью-Йоркском автошоу официально представили модель Cord 810, которая хоть и не сумела спасти от банкротства компанию-производителя, зато стала первым в мире автомобилем со складными фарами.
Для того времени, правда, «потайные» фары были скорее необходимостью, нежели данью моде — никаких световых приборов, кроме круглых, промышленность не предлагала, а новый механизм позволял прятать в кузов деталь, которая не вписывалась в дизайнерскую задумку. Кстати, первые складные фары были механическими — на приборной панели Cord 810 был установлен специальный рычаг, с помощью которого фары открывались и закрывались вручную
Следующим этапом в развитии «слепых» фар стало появление электрического механизма, который впервые показали на модели Buick Y-Job, первом концепт-каре в истории автомобилестроения. Дизайнером этого прототипа был Харли Эрл, бессменный руководитель отдела дизайна General Motors на протяжении более 30 лет. Но даже после дебюта этой модели в 1938 году скрытые фары не получили должного признания
Настоящий бум произошел в начале 1970-х годов — именно в этот период почти все автопроизводители начали повально устанавливать поднимающиеся фары на свои автомобили. Такая мода на «слепышей» коснулась всех, начиная от американского рынка и заканчивая японским. Не обошла она стороной и главных блюстителей стиля и по совместительству одних из самых известных производителей спорткаров, таких как Lamborghini и Ferarri
Так и началась короткая, но яркая эпоха «слепых» фар. У каждой марки было по несколько моделей с такими механизмами, и чтобы познакомить вас с каждой, не хватит и недели монотонного пролистывания фотографий. Мы отобрали несколько самых ярких представителей, которые прочно заняли место в автомобильной истории.
Toyota Celica V поколения, 1989 год
«Потайные» фары появились на Селике на два поколения раньше, в 1981 году. Но именно пятая инкарнация вошла в историю как легенда ралли и мечта многих поклонников автомобилей Toyota, а по совместительству еще и один из самых бюджетных вариантов автомобиля со скрытыми фарами
Mitsubishi 3000GT, 1990 год
Если вы хотя бы раз играли в Need for Speed, то и без нас все прекрасно знаете про это двухместное купе, которое помогло Mitsubishi составить конкуренцию культовым японским спорткарам Nissan и Toyota. Для своего времени спорткупе было очень прогрессивным: двойной турбонаддув, полный привод, задняя подруливающая ось и даже активная аэродинамика! А пару лет назад один редкий экземпляр Mitsubishi 3000GT выставили на продажу за миллион долларов.
Honda NSX, 1990 год
Легендарная Honda NSX — среднемоторный японский спорткар, который помимо складных фар еще и первым в мире начал использовать платиновые свечи зажигания и титановые шатуны. Над настройкой шасси работал сам Айртон Сенна. Это лишь пара строк из длинного списка удивительных фактов об этой модели.
Среднемоторная итальянская берлинетта, выпущенная тиражом в три раза больше изначального плана. Эта модель 1987 года стала последней, выпущенной при жизни Энцо Феррари, и ознаменовала 40-летие итальянского производителя. Подробнее о ней — в видео Ильи Фролова.
Самый милый «слепой» автомобиль в истории, который любят до сих пор. В производстве первое поколение продержалось долго — с 1989 по 1998 год.
Toyota 2000GT, 1967 год
Да, японцы в свое время не особо отличались креативом в названиях моделей. Но с Mitsubishi 3000GT эту модель роднит разве что похожее имя — спорткар Toyota не только одно время удерживал звание быстрейшего серийного автомобиля Японии, но и успел сняться в пятой серии франшизы о Джеймсе Бонде «Живешь только дважды». Правда, в фильме показали родстер — один из двух построенных и не поступивших в продажу. Впрочем, и купе сегодня не так-то просто купить: выпустили 351 автомобиль, и если один из них вдруг выставят на аукцион, без миллиона долларов лучше даже не прицениваться.
BMW 8-Series E31
Представленная в 1989 году «восьмерка» продержалась на конвейере десять лет, но по-прежнему остается достаточно редкой моделью, желанной для многих поклонников баварской марки. Мы рассказывали о топовой версии 850 CSi и о несостоявшейся М8.
De Tomaso Guara, 1993 год
Последний проект основателя и владельца компании-производителя спорткаров, выпущенный тиражом всего в пять кабриолетов.
Aston Martin Lagonda, 1974 год
Автомобиль, который вытащил из кризиса компанию, став первым четырёхдверным седаном в линейке. Рекомендуем обзор Ильи Фролова из цикла Охотник за раритетами. Возможно, о Лагонде в России лучше не рассказал никто.
Skoda 1100 GT, 1970 год
Да, чешского производителя эта тенденция тоже не обошла стороной. Хотя модель была выпущена тиражом всего в 7 экземпляров и сегодня про нее мало кто знает, мы не могли обойти стороной дизайнерский эксперимент главной автомобильной марки соцлагеря.
Кстати, поднимающиеся фары ставили не только на автомобили. Таким же механизмом оборудовали, например, мотоциклы Honda Spacy 125 Striker
И даже скоростной пассажирский поезд Keisei Electric Railway AE100 Skyliner!
Pontiac Firebird
Американская «жар-птица», пожалуй, самый преданный фанат скрытых фар — с ними автомобиль выпускался в четвертом, последнем поколении вплоть до 2002 года, причем в отличие от многих других моделей, у Понтиака поднимающиеся фары были не опцией, а безальтернативной данностью. Он же стал одним из последних «слепышей» в истории мирового автопрома
Chevrolet Corvette C5
2004 год стал финальной точкой в истории автомобилей со скрытыми фарами и поставил ее именно «Корвет». Купе вместе с Lotus Esprit ознаменовали конец прекрасной эпохи «слепых» автомобилей.
К закату этого течения привело не изменение вкусов, а досадная особенность механизма. К сожалению, технология складных фар оказалась не такой практичной, как того требовало повседневное использование. Электромоторы сложно было назвать хоть сколько-то надежными, поэтому экземпляры с «подмигивающими» фарами стали появляться все чаще, и не всегда это было реализацией креативной задумки владельца.
Окончательный гвоздь в истории открывающихся фар забили новые требования безопасности, которые довольно жестко регулировали наличие выступающих элементов на кузове автомобиля, мотивируя это опасностью для пешеходов. Обойти требование и оставить при этом механизм складных фар возможно, но такая конструкция получается слишком дорогой для массового сегмента.
© Новая и старая Mazda MX-5