Автомобили-скромники: они мощнее, чем все думают
В интернете полно подборок на тему «искусственно» (то есть, на бумаге) заниженной силушки, которые частенько вызывают определенный скепсис. Откуда эти сведения? Они выявлены в ходе инструментальных испытаний? Озвучены инсайдерами? Или все это не более чем городские легенды? В своём обзоре мы руководствовались практикой, а не досужими слухами.
Chevrolet Corvette L88
Отдача американских монстров второй половины шестидесятых – начала семидесятых годов давно стала предметом дискуссий из-за специфики измерений без учета навесного оборудования. Семилитровый V8 L88 редкой суперверсии «Корвета» второго и третьего поколения (1967 и 1968–1969 годов) — разговор особый. Он задумывался в первую очередь для гонок и имеет доработанные головки блока цилиндров, распредвал с агрессивным профилем кулачков и очень высокую степень сжатия (12,5:1).
В сети, как правило, фигурируют 436 л.с., но это лишь ширма. Издание Car and Driver утверждает: «…реальная мощность, возможно, где-то между 547 л.с. и 588 л.с. Этого достаточно для прохождения дистанции в ¼ мили (402 метра) на стоковом моторе в диапазоне от «средних» до «высоких» 11 секунд. L88 предлагался только с определенным оснащением — усовершенствованной подвеской, самоблокирующимся дифференциалом Positraction и модернизированными тормозами. Такие опции как радио и кондиционер были недоступны».
Возникает закономерный вопрос — зачем General Motors скрывала правду? Наши американские коллеги дают ответ: «Поскольку автомобиль планировался ограниченным тиражом (построено 216 экземпляров), глава спортивного отделения Зора Аркус-Дантов (и создатель «Корвета») хотел, чтобы как можно больше из них попало на треки. Таким образом GM пыталась отговорить частных лиц от покупки L88 (скромная мощность являлась уловкой, чтобы оттолкнуть случайных потребителей), вместо этого сосредоточив внимание на гоночных командах».
Окей, звучит красиво и даже романтично. А как насчет железных фактов? Здесь снимаем шляпу перед enginelabs.com. Они водрузили на стенд почти стандартный L88, за исключением незаводских поршней. «Двигатели маслкаров конца шестидесятых годов печально известны заниженными показателями — в основном из-за стремительного роста страховых ставок и направленной против гонок политики некоторых брендов. У L88 1969 года официально 436 л.с. при 5200 об/мин (замеры по методике SAE брутто, то есть без навесного оборудования) и 624 Нм при 4000 об/мин» — напоминает интернет-ресурс и уточняет, что инженеры не врали, а просто не раскрывали все карты. Итак, вот результаты с динамометрического стенда: 565 л.с. при 6500 об/мин на гоночном топливе Sunoco 112 и с настроенным зажиганием.
Ford Mustang Shelby GT500
В конце 2019 года издание Motor1 порассуждало на тему актуальной мощности фордовского суперкупе, ссылаясь на видеоклип YouTube-канала Speed Phenom. Официальная документация гласит: в активе 5,2-литровой компрессорной «восьмерке» Predator («Хищник») 771 л.с. Но с колес — вот так сюрприз! — сняли 715 л.с. «Замер говорит о том, что GT500 сильно недооценен. Впрочем, не будем делать поспешные выводы», — предусмотрительно отмечено в свете неверных тестов «Корвета». Дело было так. Американское издание Motor Trend загнало на динамометрический стенд среднемоторный C8 и подивилось впечатляющим цифрам. Ларчик открывался просто: система была некорректно настроена.
В истории с Shelby также есть вероятность ошибки, но, если все-таки исходить из полученных цифр, открывается интересная картина: «При учете общепринятых 15-процентных трансмиссионных потерь на колесах серийного 771-сильного автомобиля должно быть 659 л.с. Таким образом, динамометрическая сессия говорит примерно о 836 л.с.».
Как всегда есть несколько больших «но». Во-первых, окончательно не ясны трансмиссионные потери с преселективным семиступенчатым «роботом» с двумя сцеплениями. Наверное, они меньше общепринятых. Во-вторых, со счетов не сбрасывается методика измерений. «Показания могут различаться в зависимости от стенда, и, конечно же, на них могут влиять атмосферные условия. Мы также должны признать, что оператор может ошибаться. И да, Ford вполне мог недооценить GT500», — говорят журналисты.
Позже сайт опубликовал комментарий «Форда»: «Первая в сегменте трансмиссия с двойным сцеплением в новом Mustang Shelby GT500 2020 года предназначена для передачи всего крутящего момента, когда любой из его пакетов сцепления полностью включен. Таким образом, заметной потери мощности не наблюдается. Однако, существует множество условий, когда муфты проскальзывают из-за своих конструктивных особенностей в зависимости от условий движения». Никаких оценок общих трансмиссионных потерь нет, но в послании явно содержится намек на то, что 15 процентов для этой коробки передач могут оказаться завышенными.
Nissan Skyline GT-R
В конце восьмидесятых японцы в рамках джентльменского соглашения ограничили потенциал машин для JDM (Japanese Domestic Market) на отметке 280 л.с. Количество погибших на дорогах росло, и сознательный лимит виделся верным решением. В 2004 году Honda одной из первых нарушила правило, выпустив новый 300-сильный Legend. Символично, что тогда же бывший председатель JAMA (Japan Automobile Manufacturer’s Association, Японская ассоциация автопроизводителей) Итару Коэда предстал перед прессой, чтобы сказать правду: взаимосвязи между скоростью и смертельными случаями на дорогах не обнаружено. Коэда призвал к расторжению джентльменского соглашения.
Вокруг внутрияпонской спортивной техники по сей день ходят слухи, дескать, соглашение соблюдалось лишь на бумаге, а в действительности моторы заметно злее. Они не лишены логики. В 2015 году популярный американский блогер Даг ДеМуро отвез свой Skyline GT-R 1989 года (поколение R32) на стенд для полноприводников. Об итогах он рассказал онлайн-журналу Jalopnik.
«Прежде чем мы перейдем к цифрам, вкратце о динамометрах. Они проводят замеры с колес. Заявленное значение — с маховика двигателя. Это важное различие, потому что колесная отдача, как правило, примерно на 15 процентов меньше, чем с маховика. Таким образом, если у Skyline действительно 280 л.с., то на колесах должно быть около 238 л.с. Я не очень верил в «недооцененную мощность» и учитывал в возраст спорткара, а потому предполагал, что он выжмет 240 л.с. Но на самом деле вышло 285 л.с.».
После третьей проверки ничего не изменилось. ДеМуро предположил наличие сторонних модификаций и обратился в продавшую ему Skyline фирму Japanese Classic. «Я позвонил Крису, владельцу «Японской классики». Сообщил о проверке машины на динамометрическом стенде и неожиданных результатах. Прежде чем я намекнул, что это за числа, он ответил: «Дай угадаю. Около 320?»», — рассказывает Даг. Оказалось, Nissan и впрямь стоковый, за исключением выхлопной системы. По словам представителя Japanese Classic, получены вполне обыденные, дежурные параметры для этой модели с маленьким пробегом и исправным двигателем.
Toyota GR Yaris
В случае с выжатой как лимон «турботройкой» объемом 1,6 литра хот-хэтча Toyota GR Yaris расхождение в десяток сил с заводскими — повод для аплодисментов. Итальянское тюнинг-ателье Biesse Racing в ходе инструментальных замеров выяснило: малец-удалец круче, чем вы все думают. В технических характеристиках значатся 261 л.с. (у версии для Японии 272 л.с.), а тесты выявили 278 л.с. на колесах. В описании к видео сказано, что речь идет о стандартной GR Yaris.
«Конечно, мы уже путешествовали по этому «динамометрическому пути». Да, возможно, что-то ввели неверно. Возможно, автомобиль доработан. С другой стороны, мы недавно сообщали о том, что GR Yaris набирает 60 миль в час за 5,3 секунды, так что раллийный хэтчбек абсолютно не страдает от нехватки мощности», — делает вывод Motor1.
Вообще ярисовский мотор G16E-GTS — удивительная штука. Он достойный внук легендарной, славящейся огромным потенциалом для тюнинга трехлитровой «шестерки» 2JZ-GTE. Специалисты Powertune Australia форсировали его, не внося изменений в «железо». Замеры шокировали: свыше 470 л.с.!
Toyota GR Supra
Современная «Супра» — на самом деле это перелицованный BMW Z4 — дебютировала в начале 2019-го и уже спустя год состоялись апгрейды. Немецкая «турбошестерка» B58 объемом 3,0 литра отличается другими поршнями, уменьшенной с 11:1 до 10,2:1 степенью сжатия, новым выпускным коллектором. Производитель обещает 387 л.с. и 499 Нм против 340 л.с. и 495 Нм у раннего спорткупе. Прибавка сократила разгон до 60 миль/ч (97 км/ч) на пару десятых, до 3,9 секунды. Насколько данные на бумаге соответствуют фактическим, выяснял журнал Car and Driver.
«После нескольких прогонов на динамометрическом колесном стенде двигатель 2021 года выдал 393 л.с. Уберите потери, и, вероятно, получите более 400 л.с. на маховике», — сделали вывод участники эксперимента. Дорестайлинговые Toyota, по наблюдениям, американцев, тоже немного мощнее, чем декларируется. Кстати, Car and Driver считает 15 процентов устаревшей величиной: «Нынешние трансмиссии гораздо эффективнее. Наверное, впору говорить о пяти-восьми процентах».
BMW M5
Если приведенные ранее факты кажутся вам мышиной возней и незначительным отклонением, то добро пожаловать на рандеву с «эмкой-пятеркой», одним из главных скромников планеты и по совместительству монстром ускорения. Убойная динамика суперседана давно стала легендарной, как и потенциал для тюнинга. Поисками истины вновь занимался Car and Driver. Подопытным выступил стандартный M5 Competition с наддувным 4,4-литровым V8 (625 л.с. и 750 Нм). Испытатели заподозрили неладное, когда увесистый BMW разогнался до 97 км/ч за три секунды.
«Зафиксирован впечатляющий пик в 626 л.с. и 822 Нм крутящего момента на колесах. Современные трансмиссии очень эффективно передают крутящий момент, поэтому мы не уверены, что двигатель развивает свыше 700 л.с., но отдача очень близка к этому», —вынесли вердикт эксперты после посещения измерительной платформы мичиганской фирмы Livernois Motorsports and Engineering.
Кстати, с базовой «эмкой» (600 л.с.) тоже не все ладно. YouTube-канал IND Distribution загнал такую на диностенд и отчитался о 635 л.с. «Если они действительно верны для только что обкатанного F90 M5 с учетом предполагаемых десятипроцентных потерь в трансмиссии, то это означает, что BMW занижает параметры M5 примерно на сотню сил», — комментирует исследования сайт CarThrottle.
McLaren 765LT
В названии британского среднемоторного монстра увековечена мощность четырехлитровой «твинтурбовосьмерки». Но легкость и неумолимая безжалостность, с которой суперкар разделывается с очень многими конкурентами наводила на мысли, что в «МакЛарене» немного смухлевали с циферками… Напомним, до 100 км/ч он разгоняется за 2,8 секунды, а до 200 км/ч с места — за 7 секунд. На самом деле, конечно же, смухлевали и явно не немного.
Американский YouTube-канал DragTimes выяснил, насколько крут 765LT в реальности. Когда на мониторе высветились показания, присутствующие ахнули: 781 л.с.! Кстати, это не похоже на случайность или ошибку, ибо у тюнеров Hennessey Performance близкие результаты — 758–791 л.с. в зависимости от типа топлива. TheSuperCarBlog.com сделал вывод, что с учетом 13-процентных трансмиссионных потерь выходит в районе 900 л.с. Хотя, не исключено, что все-таки поменьше из-за эффективности семиступенчатого преселективного «робота» с двумя сцеплениями. /m