С юбилеем, Chevrolet Tahoe!
Chevrolet Tahoe и его аналог GMC Yukon — одни из моих самых любимых автомобилей. Однажды я едва не приобрел внедорожник первого поколения, но в последний момент решил не менять на него отлично сохранившийся Oldsmobile Aurora. Борьба с сильным желанием приобрести старый SUV продолжается по сей день и доводы разума в этой схватке бесполезны.
Головной свет слабенький, типично американский? Просто не будем ездить ночью. Машины в массе своей сильно уставшие и требуют приложения рук? Нас, стрелянных воробьев, этим не испугаешь! Работа тормозов вызывает холодную испарину? Поставим более эффективную систему от SSBC или Brembo. А вот что действительно расстраивает, так это немалая стоимость более-менее ухоженных машин вкупе с подорожанием жизни в целом. Из-за него приходится вносить соответствующие коррективы и откладывать мечты в долгий-предолгий ящик. Ну да не будем о грустном, лучше вкратце вспомним историю и основные вехи развития модели.
Оригинальный Tahoe — это классический американский полноразмерный SUV с подчеркнуто «грузовой» пикаповской конструкцией. Корни ее уходят в знаменитый Chevy K5 Blazer. Третье поколение «Блэйзера», которое в рамках модернизации переименовали в Tahoe, сохранило ряд принципиальных решений предшественника. Стилистика же изменилась кардинально. Хвала тогдашнему вице-президенту дизайна GM Чарльзу «Чаку» Джордану, автору одного из самых удачных, харизматичных и запоминающихся образов не только девяностых годов, но и, пожалуй, за всю историю американского тракостроения! Особенно удалась короткобазная версия — подтянутая, мускулистая, великолепная в любом раскурсе.
По традиции у «ка-пятого» был аналог бренда GMC. До 1991 года он носил имя Jimmy, а после смены поколений обрел более звучное и романтичное имя Yukon в честь реки на Аляске и соседней одноименной канадской территории.
В основу легла платформа нового поколения от пикапов серии C/K. Спереди торсионная независимая подвеска, сзади — неразрезной мост на рессорах. Привод полный с жестким бездифференциальным подключением (схема типа парт-тайм) и понижающей передачей.
Под капотом ничего интересного — всего лишь 5,7-литровый чугунный смолл-блок V8 L05 с системой моновпрыска и одним нижним распредвалом со штанговыми толкателями. Агрегат прост и не сокрушим, словно Скалистые горы. Лошадиных сил в нем меньше, чем в вашей чипованной Skoda Octavia RS. Характер совершенно флегматичный, а аппетит побольше чем у появившегося позже двигателя Vortec с распределенным впрыском топлива. Зато ресурс при регулярной замене масла и расходников исчисляется световыми годами. В паре с «восьмеркой» неторопливо работает автоматическая четырехступенчатая коробка передач.
Рамное шасси большого Chevy девяностых годов имеет общее внутризаводской обозначение GMT 400. Каждый построенный на нем автомобиль отличается собственной маркировкой. Для Tahoe это GMT 420, а не GMT 410, как ошибочно считают многие. Последний индекс принадлежит великому и могучему Chevy Suburban, суть длиннобазному варианту «Тахо» с увеличенным задним свесом. Yukon — это GMT 430.
В 1995-м SUV предстал со слегка подретушированной внешностью и дополненный вместительным четырехдверным вариантом. Из полностью обновившегося салона окончательно выветрился дух восьмидесятых годов. Годом позже Chevy вооружился более современной 255-сильной «восьмеркой» Vortec 5700 L31 и электронным управлением раздаткой.
Несколько существенных новшеств пришлись на финальные годы выпуска. В 1998-м архаичный, но надежный парт-тайм сменила система полного привода AutoTrac — суть схема torque on demand с автоматическим режимом подключения передней оси Auto 4 Wheel Drive в дополнение к 2HI, 4HI и 4Lo.
Тем временем линейку GMC Yukon украсила роскошная модификация Denali. Позже этим именем станут называть все люксовые исполнения SUV и пикапов марки. Первенец существенно отличался от стандартного «Юкона» полностью видоизмененным нижним периметром кузова. Хромированные бамперы уступили место скругленным пластиковым «доспехам», а переднюю «двухэтажную» оптику сменили цельные фары. Салон облагородили двухцветной кожей, деревянными вставками и вышивкой силуэта аляскинской горы Денали, высочайшей вершины в Северной Америке, на дверных панелях. Символично, что родственный Cadillac Escalade первого поколения не блистал оригинальностью, а в свою очередь представлял собой слегка подретушированный Yukon Denali.
Если вы страдаете по ранним «тахообразным» так же, как автор этих строк, и решились на приобретение, то в первую очередь смотрите на состояние кузова и рамы. Коррозионная стойкость машин первого поколения прямо скажем не очень высокая. Одно из слабых мест — рама в районе передних колес. Иногда там мало что остается.
К упомянутым в самом начале тормозам придется привыкать или менять их на более производительную систему. Проблема даже не в барабанных механизмах на задней оси, сколько в довольно специфичном исполнении передних суппортов. Информативность и эффективность системы, прямо скажем, оставляет желать.
Автомобиль второго поколения на шасси GMT800, известный в обиходе как «круглый Тахо», дебютировал в 2000 году. Интересно, что в России эту итерацию ошибочно зовут GMT840, хотя внутризаводское обозначение модели другое — GMT820.
SUV сохранил стопроцентную узнаваемость и не растерял очарование простого и грубоватого американского «трака». Жаль, на смену образцовому дизайну пришла слегка мультяшная одутловатость, а харизмы предшественника поубавилось. Впрочем, это лишь субъективное мнение. А теперь об объективном — внедорожник стал заметно дружелюбнее с точки зрения ездовых и потребительских качеств, получил заднюю пружинную подвеску вместо архаичных рессор и более высокооборотный Vortec «пять и три» мощностью от 285 л.с.
На Tahoe GMT410 встречался 6,5-литровый турбодизель, но моторы на тяжелом топливе в новом поколении упразднили. Как, впрочем, и короткобазную версию. Зато прекрасная традиция Yukon Denali продолжилась. На сей раз отличий между стандартным «Юконом» и его глянцевым собратом насчитывалось куда больше. Самое весомое во всех отношениях — это 6,0-литровая «восьмерка» мощностью от 320 л.с. в зависимости от года выпуска.
Кстати, у гигантских соплатформенных Suburban произошел ребрендинг. Вариант от GMC переименовали в Yukon XL во избежание дальнейшей путаницы с тезкой Chevrolet.
Второе поколение не только сделало качественный шаг вперед относительно первой итерации, но и оказалось более успешным с коммерческой точки зрения. Пик продаж в 209 767 экземпляров пришелся на 2002 год. В дальнейшем популярность модели заметно снизилась, в том числе из-за мирового финансового кризиса, но уровень сбыта все равно оставался недосягаемым для прямых конкурентов.
Версия «восьмисотого» Tahoe для российского рынка выпускалась на калининградском предприятии «Автотор» и по-прежнему встречается на просторах родины. Это очень крепкий, надежный и живучий автомобиль. Мне известен экземпляр, который был куплен у дилера, проехал свыше 300 тысяч километров и продавался единственным владельцем с формулировкой «все отлично, ничего особенно не ломается, но просто хочется чего-то нового». Еще один GMC Yukon разменял полмиллиона километров безо всяких вмешательств в двигатель.
Разумеется, проблемы встречаются, но нередко по вине самих хозяев. Американский SUV силен как бизон, но не слишком подходит для активной агрессивной езды. Это обстоятельство нисколько не смущает «пилотов», которые явно ошиблись с моделью и форматом машины. Опьяненные силушкой двигателя V8, они предпочитают выжимать из него все соки. Под напором энтузиазма сдается достаточно выносливая четырехступенчатая АКП 4L60E.
В случае с неисправностями амортизаторов Autoride и их системы подкачки для автоматического выравнивания положения кузова при загрузке человеческий фактор ни при чем. Сервисмены отмечают, что хлопоты могут доставлять компрессоры подкачки, утечки в магистралях и прочие напасти.
С Tahoe третьего поколения (платформа GMT900) я впервые познакомился более десяти лет назад, будучи сотрудником тематического внедорожного журнала. SUV оставил смешанные чувства. Салон утратил «траковость» старых моделей, а его исполнение и эстетика, мягко говоря, вызывают вопросы. Удобство извлечения-установки третьего ряда сидений на уровне средневекового устройства для пыток. Но за рулем эти и другие недостатки испарились. Их вытеснило наслаждение мягкими, уверенными реакциями, неисчерпаемой тепловозной тягой олдскульного атмосферного V8 с роскошным саундтреком и совокупностью ощущений, которые не может дать ни один кроссовер. Мужской «железный» автомобиль как он есть!
Несмотря на прежнюю принципиальную конструкцию SUV сделал шаг в ногу со временем. Появился 320-сильный двигатель «пять и три» нового поколения с системой деактивации половины цилиндров на малых нагрузках Active Fuel Management, известный по родственному Cadillac Escalade 6,2-литровый агрегат в четыре сотни «лошадей» и даже модификация с гибридной силовой установкой — комбинацией «восьмерки» объемом 6,0 литров и 80-сильного электромотора. На смену старой четырехступенчатой АКП пришел «автомат» 6L80 с шестью передачами.
Четвертая итерация модели — это дитя компромиссов и прогресса. С одной стороны платформа GMTK2XX унаследовала раму и задний неразрезной мост. С другой, прежние консервативные надежные агрегаты передали эстафету полностью алюминиевым нижневальным V8 серии EcoTec3 объемом 5,3 (355 л.с.) и 6,2 (до 426 л.с.) литра. Интересно, что топовый агрегат ставился на Cadillac Escalade, GMC Yukon Denali, приспортивленный Tahoe RST (Rally Sport Truck) и… российскую вариацию «Тахо». Такой вот подгон отечественной аудитории от General Motors. В двигателях применили уже известную по прошлым SUV систему отключения половины цилиндров, а заодно непосредственный впрыск топлива и систему изменения фаз газораспределения.
Со старта базовый внедорожник умчался со старой шестиступенчатой автоматической коробкой передач. Соплатформенники со старшим мотором вскоре заполучили новый агрегат с восемью ступенями. Позже с ним выступила российская версия. А заряженной модификации RST и вовсе досталась десятиступенчатая коробка передач.
В конце 2019 года General Motors сорвала покрывало с нового, заметно более крупного Tahoe. Хорош, даже очень! А Yukon и вовсе загляденье, особенно в люксовой «глазури» Denali с собственным оформлением передней панели. Дизайн эволюционировал логично и удачно, а техническая часть приготовила откровение и революцию.
Во-первых, после двадцатилетнего перерыва в палитру двигателей вернулся турбодизель. На сей раз это рядная 3,0-литровая «шестерка» Duramax (281 л.с. и 623 Нм). Американская аудитория знает ее по полноразмерным пикапам Chevy Silverado и GMC Sierra. Для нас же она пока останется terra incognita — на отечественном рынке заявлена только модификация с младшим 5,3-литровым бензиновым двигателем V8 мощностью 343 л.с. Зато уже в базе есть адаптивные амортизаторы Magnetic Ride Control и пневматические упругие элементы с возможностью изменения высоты дорожного просвета.
Читайте также
Во-вторых, дешевую в изготовлении балку моста сменила задняя независимая многорычажная подвеска с тремя поперечными и одним продольным рычагом. Адепты всего прогрессивного и современного рукоплескали новшеству. Понять их можно. Отсутствие неразрезного моста — это минус неподрессоренные массы, плюс к управляемости и запасу пространства для ног пассажиров третьего ряда. Да и прямой конкурент в лице Ford Expedition/Lincoln Navigator переключился на независимую схему сзади еще в 2003 году. Наверное и впрямь пора. Но нам, олдфагам и поклонникам теплого лампового старья с чугунными моторами и изначально огромным ресурсом стало немного грустно.
Впрочем, Tahoe/Yukon по-прежнему в строю и пока еще не заряжаются от розетки. Это радует. С юбилеем, мастодонты! /m