Toyota Sports 800
© Фото: Toyota
© Darin Schnabel/RM Sotheby's
В начале шестидесятых японский автопром был удивительно похож на современный иранский. Молодые, малоизвестные за пределами страны компании клепали что-то «по мотивам» импортных образцов — причем с довольно сомнительным качеством. Но вскоре ситуация начала стремительно меняться, как нынче в Китае: машины становились лучше, модельные линейки ширились… Только как донести это до покупателей?
Репутация ведь только рушится легко и просто, а вот заработать ее — та еще задачка. Можно, конечно, пойти по корейскому или китайскому пути: терпеливо трудиться и ждать, пока народ распробует. А можно громко заявить о себе, создав что-нибудь экстраординарное — и намекнуть, что более простые модели сделаны не хуже. Главное, чтобы это было правдой хотя бы в большей степени. Как показала история, Toyota сделала всё верно — пусть даже ее первый гало-кар на самом деле создавался совсем другой конторой.
Это известная история, которую часто рассказывают не совсем корректно. Мол, Yamaha по своей инициативе разработала спортивное купе, попыталась продать его Ниссану — но получила отказ и обратилась с тем же предложением к Тойоте. На самом деле работы над проектом с индексом A550X изначально шли по заказу Nissan — тем более, что у компаний был общий кредитор.
Прототип Yamaha A550X
© Фото: Yamaha
И только после размолвок, связанных с другими делами (в частности, Yamaha вдруг лишилась контракта на производство кузовов для модели Silvia), на затее был поставлен крест. Два изготовленных прототипа A550X отошли Ниссану, и на основе этих наработок позже был создан легендарный 240Z. Третий же образец остался в собственности Ямахи — и именно его в конце 1964-го показали делегации из Toyota.
Datsun 240Z
© Фото: Nissan
Вы правы, если думаете, что это похоже на ревность и месть. Оставшись с полуготовым проектом на руках, президент Yamaha Геничи Каваками отправился к конкурентам бывшего заказчика. Но и для самой Тойоты всё произошло очень вовремя: взявшись было за разработку собственного спорткупе высшего класса, компания поняла, что опыта и навыков отчаянно не хватает. А тут такой подарок судьбы. Однако надо понимать, что A550X служил скорее подтверждением компетенций, чем прототипом для будущей серийной модели: 2000GT создавалась практически с чистого листа.
Само собой, спецы Yamaha не могли просто взять и распридумать всё придуманное, поэтому «ноги» 2000GT и 240Z так или иначе растут из одного и того же места. Но в действительности эти машины роднят разве что общая концепция и подход к дизайну — с которым, кстати, связан еще один миф.
Авторство 2000GT по инерции приписывают немецкому графу Альбрехту фон Гёртцу — создателю шедеврального родстера BMW 507. Гёртц действительно сотрудничал с Nissan и Yamaha в качестве фрилансера и мог приложить руку к A550X, но максимум как наставник: незыблемых подтверждений этому нет, а вот карандаши точно держали японцы Кадзуо Кимура и Хитоши Ханакава. Ну а облик 2000GT — дело рук Сатору Нодзаки, штатного тойотовского дизайнера. И если поставить это купе рядом с 240Z, станет понятно: Toyota выглядит куда утонченнее, благороднее и попросту дороже, а реального сходства между двумя машинами нет ни в одной детали!
Лучше посмотрите на более раннюю Toyota Sports 800 — не правда ли, во взгляде этой крохи много общего с 2000GT? А что до характерного силуэта с длиннющим капотом и покатой кормой — так это просто дух времени: кто же в те годы не хотел быть похожим на Jaguar E-Type или Ferrari 250 GTO? Если и вдохновляться, то одними из красивейших автомобилей в истории!
К слову, без вдохновения не обошлось и по технической части. Инженеры Yamaha, конечно, были большие молодцы и уже строили неплохие гоночные мотоциклы, но для пущей уверенности Toyota привезла и отдала им на растерзание лучшие образцы зарубежных спорткаров — вышеупомянутый Jaguar, а с ним Porsche 911, MG B, Triumph TR2 и Lotus Elan.
И здесь нет никакого смысла отрицать очевидное: X-образная хребтовая рама с независимыми двухрычажными подвесками всех колес вышла почти такой же, как у Лотуса. Японцы только масштабировали конструкцию (колесная база у 2000GT почти на 20 см больше элановской), да взяли металл потолще. Для пущей надежности.
Как известно, скопировать чьи-то идеи — только полдела, надо еще заставить их работать. Так что шасси, построенное по одному из лучших западных образцов, не умаляет заслуг Toyota и Yamaha. Да и в остальном японцы всё-таки проявили самостоятельность. Например, двухлитровая рядная «шестерка» перекочевала под капот 2000GT с модели Crown — правда, после изрядной форсировки.
© Фото: Darin Schnabel/RM Sotheby's
При помощи новой головки блока с двумя распредвалами и трех карбюраторов Mikuni-Solex инженеры Yamaha повысили отдачу со 115 до 150 лошадиных сил. Не рекорд тех лет, но очень достойно — ведь в 1967 году, когда началось серийное производство, у самого мощного Porsche 911 было лишь на 10 сил больше. Супер-Toyota набирала первую сотню за 10 с небольшим секунд (спасибо скромной массе в 1120 кг) и разгонялась аж до 220 км/ч — в точности как Porsche 911 S.
Добавьте к этому самоблокирующийся дифференциал на задней оси, дисковые тормоза на всех колесах, реечный рулевой механизм и отличную аэродинамику — и получите автомобиль, который не уступал зарубежным конкурентам как минимум теоретически. Да и практически — тоже.
© Фото: Toyota Motor Corp.
Гоночные версии, облегченные до 850 кг и форсированные до 210 с лишним сил, мгновенно стали непобедимой силой в японских соревнованиях — а затем даже вышли на старт американской гоночной серии SCCA, причем их подготовкой для США занимался не кто иной, как Кэрролл Шелби! По итогам сезона 1968 года Тойоты всё-таки проиграли двум заводским Porsche (и только им) — но для немцев это был своего рода гол престижа.
Потому что еще в 1966 году предсерийная и специально подготовленная 2000GT на протяжении 72 часов подряд утюжила бэнкинг скоростной трассы Ятабе — и установила целых 16 рекордов, 13 из которых получили мировой статус от FIA. Самое заметное достижение — средняя скорость более 200 км/ч в течение всех трех суток. Это с дозаправками, сменами пилотов, обслуживанием и даже ливнем, разразившимся в середине заезда! От таких новостей руководство Porsche не на шутку взволновалось, дало старт проекту гоночного 911 R — и год спустя в Монце эта версия легко переписала большинство рекордов на себя. Но сам факт!
Гонки гонками, но по-настоящему глобальную славу этой машине принес кинематограф. В 1966 году продюсеры бондианы Альберт Брокколи и Гарри Зальцман решили, что следующая часть будет сниматься по роману «Живешь только дважды» — а значит, действие фильма развернется в Японии. Как раз в это же время до Великобритании дошли новости о диковинном прототипе Toyota, который дебютировал осенью 1965-го на автосалоне в Токио. Да-да, первая публикация в журнале Car появилась только через несколько месяцев после выставки — вот он какой был, мир без интернета.
Лучшей локальной альтернативы для Aston Martin нельзя было и придумать — ну а маркетологи Toyota с радостью предоставили киношникам два предсерийных образца. Однако уже во время съемок случился конфуз: при росте 188 сантиметров Шон Коннери банально не помещался в маленькое купе, скроенное под обычных японцев! Да и камеру для съемки некоторых ракурсов закрепить было невозможно.
Шон Коннери запрыгивает в родстер в сцене у аэропрта
© Фото: United Artists/autowp.ru
Но включать заднюю было уже поздно, поэтому всего за две недели, работая практически без сна, кудесники из Toyota превратили оба купе в родстеры. Вернее, в их правдоподобную имитацию: никакого складного верха не существовало, а его наличие изображал бутафорский чехол за сиденьями. Боковые стекла отсутствовали как класс, а переднее снималось для удобства киноделов. Но согласитесь: в кадре эта машина выглядела потрясающе!
© Эффектная сцена погони с участием родстера 2000GT. Образ шпионского спорткара удался на 100%: оцените бортовую систему связи с цветным экраном Sony!
Мировая премьера родстера состоялась 13 июня 1967-го, а уже 6 октября машина агента 007 блистала на Женевском автосалоне, ничуть не теряясь на фоне таких звезд, как Lamborghini Marzal, Jensen Interceptor и «Пагоды» Mercedes-Benz 250 SL. Счет возгласов «вот бы мне такую!» шел на сотни и тысячи, но превращению мечты в реальность мешали два фактора. Во-первых, заводских родстеров Toyota 2000GT никогда не существовало — всё ограничилось двумя киношными образцами. А во-вторых, серийное купе оказалось баснословно дорогим.
На американском рынке за эту Тойоту просили 6800 долларов — то есть она была дороже, чем Porsche и Jaguar! Не то чтобы японцы потеряли связь с реальностью и от балды навесили астрономический ценник: наоборот, они продавали машины даже в убыток. Ведь каждый экземпляр собирался исключительно вручную на фабрике Yamaha, а качество изготовления и отделки было по-настоящему исключительным.
Этот экземпляр 1967 года с левым рулем, один из 62 для рынка США, был продан на аукционе RM Sotheby's в 2020 году за 912 500 долларов
© Фото: Darin Schnabel/RM Sotheby's
Чего стоит хотя бы деревянная отделка передней панели — это не шпон, а цельная доска толщиной в шесть миллиметров, изготовленная теми же людьми, что делали пианино Yamaha! Про великолепно звучащее радио с автоматическим поиском станций, наверное, можно даже не упоминать — а вот кондиционера у машины не было до самых последних серий, выпущенных в 1969 году.
Хотелось бы сказать, что именно это стало причиной крайне слабых продаж на американском рынке, но нет — тут сработало всё в комплексе. Тойотой восхищались, ею любовались, но мало кто решался отдать свои кровные деньги: словосочетание «японский автомобиль» тогда звучало уничижительно, помните? Но знай тогдашние толстосумы об инвестиционном потенциале 2000GT, тираж вряд ли остановился бы на мизерной отметке в 351 экземпляр с учетом прототипов и спортивных версий.
© Фото: Darin Schnabel/RM Sotheby's
Сегодня аукционная стоимость Toyota 2000GT стабильно превышает миллион долларов, а тот самый гоночный экземпляр работы Кэрролла Шелби в прошлом году и вовсе был продан за 2,53 миллиона! Проще говоря, сегодня 2000GT — не только самая дорогая Тойота, но и самая дорогая азиатская машина в принципе.
А что до тиражей… Уже в нынешнем тысячелетии Lexus LFA прошел тем же путем: невероятный атмосферный V10, снова сделанный при помощи Yamaha, запредельный уровень инжиниринга, мгновенный культовый статус — и всего 500 построенных экземпляров, некоторые из которых не могли найти владельцев и через несколько лет после выпуска. Видимо, в этом особый путь Toyota: доказать свою исключительность любой ценой. Скажем спасибо японцам, что они могут себе это позволить хотя бы раз в полвека — и надеемся, что успеем увидеть попытку номер три. /m