Легенды прошлого и будущего: семь выдающихся спорткаров Mercedes-Benz
Mercedes-Benz SSK
До основания собственной компании Dr. Ing. h.c. F. Porsche GmbH в апреле 1931 года Фердинанд Порше сотрудничал с Daimler Motoren Gesellschaft. На прощание конструктор оставил ей родстер SSK (Super Sport Kurz — «суперспортивный укороченный»). В фирменной палитре он занял строчку ниже лайнеров Mercedes-Benz S-Series (W06) по прозвищу «белые слоны».
Шасси SSK короче чем у Модели S на целых 480 мм, а размерами он даже скромнее седана Kia Rio. Длина — 4240 мм при почти трехметровой колесной базе, ширина — 1700 мм. Вот только массовый корейский автомобиль не может похвастаться рядной компрессорной «шестеркой» объемом 7 литров (до 300 л.с. и свыше 680 Нм в зависимости от настройки)! Нагнетатель приводится не ремнем от коленвала, а активируется посредством муфты при утопленной в пол педали газа.
Читайте также
Наддув решал. Как тут не вспомнить эмоциональные строки из «Трех товарищей» Ремарка? «В то же мгновение «Карл» рванулся вперед. Компрессор засвистел. И махнувшая нам рука сразу же исчезла: «Карл» последовал приглашению — он догонял. Он догонял неудержимо; нагнал, и тут-то впервые мы обратили внимание на чужую машину. С невинно вопрошающими лицами смотрели мы на человека за рулем. Нас интересовало, почему он махал нам. Но он, судорожно отвернувшись, смотрел в другую сторону, а «Карл» мчался теперь на полном газу, покрытый грязью, с хлопающими крыльями, — победоносный навозный жук.
— Отлично сделано, Отто, — сказал Ленц Кестеру. — Этому парню мы испортили к ужину аппетит.
Ради таких гонок мы и не меняли кузов «Карла». Стоило ему появиться на дороге, и кто-нибудь уже пытался его обогнать. На иных автомобилистов он действовал, как подбитая ворона на стаю голодных кошек. Он подзадоривал самые мирные семейные экипажи пускаться наперегонки, и даже тучных бородачей охватывал неудержимый гоночный азарт, когда они видели, как перед ними пляшет этот разболтанный остов. Кто мог подозревать, что за такой смешной наружностью скрыто могучее сердце гоночного мотора!»
Предположительно, прототипом «Карла» был Modell S. «Суперспортивный укороченный» вряд ли тянул на волка в овечьей шкуре. Он выглядел задиристо, выжимал недостижимые для многих современников 190 км/ч и великолепно показал себя в автоспорте, для которого, собственно, и задумывался. В частности, одержал победу в состязании Mille Miglia 1931 года. С 1928 по 1932-й произведено менее сорока штук.
Mercedes-Benz 300 SL
Шедевры рук человеческих, как правило, не создаются в одночасье. Микеланджело работал над фресками Сикстинской капеллы четыре года. Собор Святого Петра в Ватикане возводили более века. Впрочем, из этого правила есть исключения — и вот наглядный пример. Мерседесовцы построили легендарный суперкар 300 SL (W 198) в кратчайшие сроки, хотя экстерьер и технические решения пытаются убедить нас в обратном. Более того, автомобиль первоначально вообще не планировался!
Корни его родословной уходят в гоночный W 194 начала пятидесятых годов авторства инженера Рудольфа Уленхаута. Былинной мощью болид не отличался. Трехлитровая верхневальная «шестерка» (175 л.с.) уступала по отдаче моторам Ferrari и Jaguar, что, впрочем, не помешало разгромить соперников в 24-часовом марафоне в Ле-Мане, в мексиканской Carrera Panamericana и на Нюрбургринге. Зализанный «Мерс» выжимал свыше 250 км/ч благодаря небольшой массе и аэродинамике, на которую немецкие конструкторы спортивной техники фанатично уповали еще в довоенную эпоху.
История W 194 скорее всего завершилась бы медалями-регалиями безо всякого продолжения, если бы не американский импортер австрийского происхождения Макс Хоффман. Это он заварил кашу с 300 SL — на собрании директоров в 1953-м запросил у производителя тысячу дорожных машин на базе гоночной. В Штутгарте к идее отнеслись благосклонно, и уже спустя год на Нью-Йоркском мотор-шоу дебютировала цивильная гражданская версия 300 SL с подъемными, как у прообраза, дверьми типа «крылья чайки». По тем временам — космос.
Индекс названия, согласно фирменной традиции, не абстрактный набор букв и цифр, а зашифрованная информация. «Долгое время решением буквенной аббревиатуры считалось «Sport Leicht» («спортивный легкий» — прим. Motor). Но по случаю 60-летия модели в заводском архиве был обнаружен документ, в котором аббревиатура заменена на «Super Light». Именно так назывался гоночный спортивный автомобиль в приглашении на презентацию для прессы в 1952 году», — уточняет немецкий журнал auto motor und sport. «Эс-Эль» весил от полутора тонн. Суперлегкость по меркам середины прошлого века достигнута в том числе пространственной силовой структурой.
За цифрами стоит объем рядного шестицилиндрового двигателя (218 л.с.) с непосредственным впрыском топлива.
Mercedes-Benz 300 SL подтвердил свое право на место среди быстрейших машин планеты: во время официального заводского теста в августе 1954 года он выжал максимальные 252 км/ч и средние 247,5 км/ч по итогам двух заездов.
Разумеется, тысячей экземпляров дело не ограничилось. С 1954 по 1957 год собрали 1400 купе, а в последующие семь лет еще 1858 родстеров.
Mercedes-Benz CLK-GTR
Упоминание модели CLK в названии омологационного монстра от AMG, можно сказать, случайное — как в киношном дисклеймере. Но персонаж отнюдь не вымышленный. Это настоящая легенда конца прошлого тысячелетия и мечта коллекционера.
Дорожная модификация увидела свет после триумфа Team AMG и прототипа CLK-GTR в чемпионате FIA GT 1997 года. На тот момент класс GT1 прикрыли, но компания должна была выполнить обязательство и выпустить минимум 25 гражданских экземпляров, согласно правилам.
Оформление передней части карбонового кузова а-ля дорожное купе CLK первого поколения — лишь маска. Скрывающаяся под ней конструкция не имеет с анатомией массового «тезки» ничего общего. Суперкар построен вокруг монокока из углепластика и алюминия. Позади кабины втиснут доработанный британской Ilmor Engineering двигатель V12 объемом 6,9 литра. Выращенное из шестилитрового агрегата атмосферное чудище развивает 612 л.с. при 6800 об/мин и 775 Нм при 5250 об/мин. Потенциал для конца девяностых умопомрачительный: сотня за 3,8 секунды, максимальная скорость — 320 км/ч.
С кондиционером, подушками безопасности, акустической системой и шумоизоляцией автомобиль весил более полутора тонн и стоил рекордные 1 547 620 долларов. По тысяче баксов за килограмм высокой инженерии.
AMG построила два десятка купе, шесть родстеров и пару CLK LM для омологациии ле-мановского исполнения с двигателем V8 от прототипа Sauber мощностью около 600 л.с.
Mercedes-Benz SLR McLaren
«Мы едем на машине, которой требуется секунда, чтобы обогнать остальных. Свыше 190 км/ч на автомагистрали для нее сродни пешей прогулке. Благодаря своей невозмутимой управляемости в поворотах она относится к законам физики с явным пренебрежением. Жаль, что мы никогда не сможем купить этот автомобиль. Во всяком случае его не станет приобретать среднестатистический водитель», — писало британское издание Automobile Revue по итогам теста одного из двух уникальных Mercedes-Benz Uhlenhaut Coupe. Журналисты знали, о чем говорили, ибо имели возможность хорошенько распробовать зверюгу в течение увеселительной 3200-километровой поездки.
Детище Рудольфа Уленхаута базировалось на печально известном Mercedes-Benz 300 SLR (W 196 S), главном фигуранте чудовищной аварии на марафоне в Ле-Мане 1955 года, унесшей жизнь 84 человек.
Купить Uhlenhaut Coupe, мягко говоря, затруднительно. С его идеологическим преемником SLR McLaren все несколько проще. Разумеется, если вы разбогатели на биткоинах. Имя современной интерпретации прославляет предка и увековечивает сотрудничество Mercedes-Benz и McLaren в Формуле 1. Упоминание о британской стороне не просто широкий жест — она участвовали в разработке и предоставила производственную площадку.
Передняя часть кузова а-ля нос болида длиннющая, словно под капот запихнули мотор V12. Отнюдь — SLR McLaren заряжен «всего лишь» двигателем V8 объемом 5,4 литра (626 л.с. и 780 Нм) с механическим нагнетателем и системой смазки с сухим картером. Он сдвинут в пределы колесной базы, состыкован с пятиступенчатой автоматической коробкой передач и выдыхает через заканчивающийся в районе передних колес короткий выпускной тракт. Среди других особенностей — углерод-керамические тормоза, активный задний спойлер и подъемные двери. Динамика полностью соответствует внешнему виду. Разгон до «сотни» занимает 3,8 секунды. Максимальная скорость — 334 км/ч.
С 2003 по 2009 год завод из цехов в Уокинге вышли 2157 купе и родстеров в разных вариациях, а также спидстеры SLR Stirling Moss.
Mercedes-Benz SLS AMG Black Series
Харизматичный мачо гран-турер тщетно пытается подражать классическому 300 SL. Поднимающиеся вверх двери и эмблема — единственное, что объединяет дальних родственников. Впрочем, доминантность SLS AMG неоспорима. Особенно это справедливо в адрес топового Black Series с комплексными апгрейдами.
Общая для линейки 6,2-литровая «восьмерка» с доработанным клапанным механизмом, другими распредвалами и более производительным впускным трактом форсирована до 631 л.с. и 635 Нм. Красная линия на тахометре сдвинута с 7200 об/мин к 8000 об/мин. Безнаддувный немецкий V8 был самым мощным в мире среди агрегатов данного типа, пока на тропу войны не вышел Corvette Z06 C8. Семиступенчатый преселективный «робот» с двумя сцеплениями отнесен к задней оси для оптимального распределения массы. Задний дифференциал оснащен электронной блокировкой.
Купе обладает очарованием бомбардировщика, хотя по характеру скорее истребитель: 100 км/ч за 3,6 секунды, максималка — 315 км/ч. Секрет прыти не только в накачивании «мускул». Black Series легче базовой модели на 70 кг благодаря широкому применения углепластика в силовой структуре и кузовных панелях, титановой выпускной системе и литий-ионной аккумуляторной батарей.
Mercedes-AMG GT Black Series
GT конкурирует с Porsche 911, но с точки зрения компоновки коренным образом отличается от отшлифованного и доведенного до совершенства заднемоторного курьеза. «Восьмерка» объемом 4,0 литра с двумя турбокомпрессорами в развале блока цилиндров и семиступенчатый преселективный «робот» с двумя сцеплениями как и у SLS размещены по схеме transaxle. Достаточно окинуть взглядом силуэт со смещенной к самому хвосту кабиной чтобы это понять.
С каждой новой версией Mercedes-AMG демонстрировало серьезность намерений потеснить Porsche. Кульминация решимости — ощетинившийся спойлерами GT Black Series, вершина эволюции с масштабными комплексными апгрейдами.
«Плоский» коленвал изменил порядок вспышек в цилиндрах, доработан впускной тракт. Турбокомпрессоры и интеркулер заменены на более производительные. Отдача — 730 л.с. и 800 Нм против 585 л.с. и 700 Нм у второй по крутизне вариации GT R PRO. А это уже территория таких монстров, как Porsche 911 GT2 RS и McLaren 720S. Семиступенчатая роботизированная коробка передач адаптирована и усилена под возросший крутящий момент.
Подвеска регулируется по множеству параметров — от изменения степени демпфирования электронноуправляемых амортизаторов до развала колес передней и задней оси.
Лонч-контроль (Race Start) настроен на выстрел с более высоких оборотов. Да, именно выстрел с авиационной перегрузкой! Если водитель сделает все правильно, то увидит первое трехзначное число на спидометре через 3,2 секунды. К слову, GT R Pro на 0,4 секунды медленнее. Максимальная скорость «всего» 325 км/ч из-за развитого аэродинамического оперения (есть даже активная подвижная секция в огромном антикрыле). На 250 км/ч оно генерирует свыше 400 кг эквивалента прижимной силы.
Об эффективности всего этого добра говорит время на Нюрбургринге — 6 минут 43,616 секунды. Быстрее только Porsche 911 GT2 RS с тюнинг-китом Manthey Racing.
Project One
В стремлении сплавить мир автоспорта и дорожной техники в драгоценный слиток Mercedes-AMG перешла все разумные границы. Спасибо ей за смелость, ведь Project One — не что иное, как накрытый кузовом болид Формулы 1!
Приуроченный к полувековому юбилею спортивного подразделения гиперкар в первую очередь поражает силовой установкой от Mercedes W06 Hybrid 2015 года. V-образной «турбошестерке» объемом 1,6 литра с пневматическим приводом клапанов и отсечкой на 11 000 об/мин ассистируют два электромотора. Первый смонтирован на коленвалу (163 л.с.) и помогает ДВС на разгоне или выполняет роль рекуператора при замедлениях. Второй разгоняет крыльчатку турбокомпрессора. Бензиновый двигатель не повторяет гоночный досконально, а адаптирован в том числе для получения более-менее приемлемого ресурса в 50 тысяч километров. Отсечка сдвинута вниз на 5000 об/мин, обороты холостого года — 1200 об/мин. Установлены другие поршни и коленвал, перенастроен электронный управляющий блок.
Но это еще не все! На передней оси размещены еще два 163-сильных электрических движка с управлением вектором тяги. Таким образом, совокупная мощность превышает 1000 л.с. Пара тяговых аккумуляторных батарей обеспечивает экологически чистый запас хода примерно в 25 километров. Восьмиступенчатая роботизированная коробка передач с одним сцеплением и ДВС играют роль силовой структуры наряду с карбоновым монококом. К их картерам крепятся рычаги задней подвески.
Динамика Project One находится по ту сторону добра и зла. Менее шести секунд до 200 км/ч — в сторонке отдыхает даже 1500-сильный Bugatti Chiron. Есть все основания полагать, что дорожная «формула» обновит статистику рекордов Нюрбургринга. Правда, желающим испытать её в деле придется подождать. Попытка укротить гоночного монстра ожидаемо потребовала массу времени и сил: дебютант Франкфуртского мотор-шоу 2017-го доберется до клиентов лишь в середине 2022 года. Компания планирует выпустить 275 экземпляров.