Volkswagen SP2: спорткар, о котором вы не слышали
Бразилия — это не только карнавалы, статуя Иисуса Христа и крутейшие футболисты. Это и высокий уровень преступности, нищета фавел и… просто сумасшедший протекционизм местного автопрома. Вплоть до середины 90-х годов прошлого века импорт автомобилей в Бразилию был запрещен на законодательном уровне, а когда запрет был снят, иномарки поджидала другая беда — огромные ввозные пошлины, которые сейчас превышают половину стоимости машин. Поэтому автопроизводителям не остается ничего другого, как строить заводы на территории Бразилии — никто не хочет терять крупнейшую латиноамериканскую страну в качестве рынка.
Свой завод в конце 1950-х отстроил и Volkswagen, поставив на поток «Жуки», «Транспортеры», спорткупе Karmann Ghia и ряд местных бюджетных моделей. Но время шло, и если дешевые и практичные Fusca, Typ 3 и Transporter продолжали продаваться приличными тиражами, то к «Карману» покупатели быстро потеряли интерес: он выглядел устаревшим для своей цены, толком не ехал, плюс местные небольшие компании (вроде Santa Matilde и Puma) прогрессировали не по годам. Руководство Volkswagen do Brasil во главе с Рудольфом Лайдингом решило, что «хватит это терпеть», а потому поставило перед своими инженерами задачу построить новый недорогой спорткар.
Бразильское подразделение было достаточно независимым от немецкого офиса, но большим бюджетом не располагало. Техзадание на новую модель сформулировали так: «современный спортивный двухместный автомобиль, построенный на уже существующем шасси Volkswagen do Brasil». Так в 1969 году начался «Проект Х» (и речь не о молодежном фильме), в который, помимо Лайдинга, вошла его супруга Хельга, главный инженер Зенор Шиман, дизайнер Марцио Пьянкастелли, а также конструкторы Хосе Виценте Мартинс и Джордж Оба (с ударением на последний слог).
В конце 1970 года будущий спорткар обрел форму полномасштабного гипсового макета, а в начале 71-го был воплощен в металле на шасси популярного Typ 3. Презентация состоялась в марте на выставке в Сан-Паулу, причем на момент своего дебюта автомобиль даже не имел окончательного имени — SP расшифровывалось как São Paulo («Сан-Паулу»). Но короткое название прижилось — особенно после того, как прототип был опубликован на обложке журнала Auto Esporte, и имя SP решили оставить. До серийного производства был еще целый год…
В июне 1972-го SP встал на конвейер, предлагая на выбор две версии — базовую SP1, оснащенную 1,6-литровым 65-сильным двигателем, а также SP2 с мотором 1,7 литра и мощностью 75 лошадей. Двигатель располагался в подполье заднего багажника. От откровенно маломощной модификации SP1 отказались практически сразу — уже в начале 1973-го машину сняли с производства, выпустив всего 66 экземпляров. У SP2 дела шли получше, но только на фоне SP1 — борьбу с внешними конкурентами из Puma и Santa Matilde он проиграл вчистую.
Имея за душой яркий дизайн, продуманный интерьер, высокое качество сборки и практически неубиваемый мотор Volkswagen с воздушным охлаждением, SP2 уступал соперникам в важнейшей для спорткара дисциплине — в динамике. На разгон до 60 миль в час (97 км/ч) флагманский SP2 тратил более 15 секунд, при этом максимальная скорость упиралась в 160 километров в час. Puma с тем же двигателем была ощутимо быстрее — главным образом потому, что у нее, в отличие от Фольксвагена, кузов был изготовлен из стеклопластика, а не из металла.
Век SP получился недолгим — в феврале 1976-го купе, которое на родине получило обидное прозвище «Sem Potência» (переводится как «немощный»), было отправлено в отставку. За это время было построено 10 205 экземпляров SP, причем 670 из них ушли за границу. Большая часть экспортированных машин попала в Нигерию (155 единиц), один экземпляр ушел в Европу, а именно в Португалию. Сейчас редкий бразильский Volkswagen быстро растет в цене и на хорошем счету у коллекционеров.
Полюбоваться SP2 можно не только в Бразилии или Нигерии — один экземпляр находится в музее компании Volkswagen в Вольфсбурге. Интересно, что во время производства SP2 планировался и выпуск версии SP3, но машину со 100-сильным двигателем жидкостного охлаждения от Volkswagen Passat посчитали слишком дорогой, поэтому дело ограничилось одним прототипом. Вероятно, это была ошибка — 25 сил точно не были бы лишними для купе. /m