Рафик из Бабугента
Сперва по шоссе, где важно чувство машины и возможность занять себя в пути, потом грязная грунтовка, где на первый план выходит подвеска, а потом горные перевалы, где без полного привода уже не обойтись. Мы доехали на обновленном Toyota RAV4 из Минвод до кафе «ИП Сардианов» и Эльбруса и вот, что из этого получилось.
Стоя на обочине около Нальчика, RAV4 хмуро глядит синим взглядом собаки Aibo и нервно мигает индикаторами систем Toyota Safety Sense, словно НЛО, анализирующее враждебную среду новой планеты. Для него слово «безопасность» означает непривычное для Toyota обилие электронных ассистентов. А для местных жителей — ружье.
Новый дизайн RAV4 – это не сбой программы, не причуда, а попытка завоевать молодых покупателей, которые иногда относятся к японской марке с предубеждением. Российский маркетинг людей за сорок рассматривает, по большей части, как потенциальных потребителей ритуальных услуг и средств для потенции, но именно они потом приходят за Highlander, Prado, и Land Cruiser 200 и формируют непоколебимую лояльность к марке.
Но если к ним прибавить еще и молодежь до тридцати пяти, то есть все основания надеяться, что под знаменем Киичиро Тойоды они проведут всю оставшуюся жизнь.
Кстати, пока что все приезжающие к нам RAV4 будут японскими, и лишь весной производство продолжится на заводе под Санкт-Петербургом с тридцатипроцентной локализацией.
Линейка двигателей и трансмиссий у «рафика» не изменилась, а все остальное мы проверили по дороге к Эльбрусу и альплагерю «Безенги», с перевалами, горными речками и табличками в стиле «Стой, стреляю».
Отсюда так близко до Грузии, что в воздухе, кажется, уже витают ароматы харчо и кучмачи.
Если швейцарский Маттерхорн смотрит на туриста даже с упаковок шоколада Toblerone, а символ Японии, Фудзияма, с логотипа Infiniti, то я до сегодняшнего дня не подозревал, что Эльбрус — это вулкан, да еще и с двумя вершинами.
В отличие от Эвереста с его зоной смерти и сносящей все к чертовой матери в межсезонье погодой, на самой высокой точке России можно высадиться на подъемнике в полутора километрах от вершины, почувствовать, как организм постепенно сходит с ума от разряженного воздуха и отсутствия вай-фая, и даже съехать вниз на лыжах или сноуборде. Чем не путешествие — доехать до самой высокой точки страны?
Руль и выступающая передняя панель с аккуратной обивкой в салоне RAV4 заслоняют некоторые кнопки, и они пропадают на периферии — обновленный интерьер «рафика» бьет основательностью и качеством, и не всегда успевающей за ними эргономикой.
Графика дисплея системы Toyota Touch 2 напоминает телефоны до начала эры смартфонов, где строчки меню с маленькими иконками скучают на фоне пустого рабочего стола в стиле стандартных обоев к Windows XP.
Не так давно японцы сообщили, что не будут спешить с поддержкой Android Auto и Apple CarPlay. В области мультимедиа, где назревает автомобильный квантовый скачок, Toyota, как один из титанов бизнеса, выглядит бледнее всего.
Но пока в боковых окнах показывают горы и кабардино-балкарские деревни с быками и романтично ржавеющими тракторами, меня куда больше интересуют простые базовые ценности: тепло, музыка и расстояние до ближайшего туалета.
Зацепившаяся за Bluetooth музыкальная система звучит достаточно убедительно до последних тромбонов и литавр, чтобы слушать что-нибудь величественное и подобающее горам Кавказского хребта. Задние пассажиры теперь не могут свериться с пропавшими с передней панели электронными часами (а это когда-то было одним из аргументов в пользу их существования), но для второго ряда сидений можно заказать подогрев и розетку, поэтому занять себя в дороге стало проще.
У кузова обновленной модели усилили заднюю поперечину и подрамник, добавили усилители на стыке пола с боковинами, что позволило распустить подвеску не в ущерб управляемости – как в гоночных автомобилях.
В движении RAV4 достаточно легок и послушен, чтобы не замечать нюансы настройки электроусилителя, а задуматься о чем-нибудь другом.
Например, успеет ли вернуться в свою полосу обгоняющая автобус встречная «Газель», если ее параллельно обгоняют «Жигули». В середине девяностых Toyota была одним из пионеров адаптивных систем круиз-контроля, и до сих пор использует дорогой, но эффективный лазерный лидар. По сигналам от стереокамеры и сенсоров электроника может предупредить об угрозе столкновения и, в экстренном случае, даже задействовать тормоза.
Но что делать, если препятствие само летит на тебя?
Мелкие неровности дороги для «рафика» не остаются незамеченными, но тычки и удары кроссовер теперь принимает мягче и благороднее. Перед водителем на новой приборной панели появилось меню с диаграммой распределения момента по осям, перегрузками и — самое полезное при движении вне дорог — направлением поворота колес.
Видно, как на разгоне электроника задействует заднюю ось, чтобы реализовать момент через наиболее загруженные колеса, а в поворотах стабилизирующие десять процентов мощности теперь подаются назад всегда.
Задняя часть внутри скользкого поворота под газом допускает легкий занос, но спохватившийся передок вытягивает кузов за собой. Кому-то показалось, что RAV4 позволяет немного лишнего, но слишком жестко настроенная стабилизация иногда напоминает попытку вбить человеку в ногу металлический костыль, чтобы он не дай бог не упал на льду.
Зато на месте почивших электронных часов есть кнопка отключения стабилизации, а еще – клавиша камеры кругового обзора, которая позволяет заглянуть под каждое колесо.
Вслед за BMW 7 серии RAV4 может объединять на дисплее картинку с четырех панорамных камер вокруг виртуальной машины. Но разрешение, напоминающее игровые автоматы Namco из девяностых, и размер картинки пока достаточно скромные.
Оглядев под бампером спуск, можно спуститься вниз с помощью электроники, которая аккуратно поддерживает скорость в несколько километров в час, но если под колесами скользко, то и ее силы становятся не безграничны. Потеряв зацеп на гражданских шинах, «рафик», как на лыжах, лихо съезжает вниз.
Может, на бездорожье в Land Cruiser 200 будет комфортнее, но на большой машине на здешних дорогах тесно, на Corolla страшно, а Toyota RAV4 органично выглядит и на парковке торгового центра, и когда шлепает шинами по неглубокому горному ручью.
И чем дальше погружаешься в теплом кресле в эту сказочную страну гор и видишь на неведомых дорожках следы загадочных людей, вручную толкавших полноприводную «Газель», понимаешь, что гран-туризмо в России — это не преисполненный благородства Rolls-Royce Wraith, а полноприводный кроссовер. Съел хычин, сел в «рафик», позвонил Алику и вечером уже в Бабугенте. /m
Подробные характеристики Toyota RAV4
2.0 | 2.2 дизель AWD | 2.5 AWD | |
---|---|---|---|
Тип двигателя | Бензиновый, R4 | Дизельный, R4 | Бензиновый, R4 |
Рабочий объем | 1987 см³ | 2231 см³ | 2494 см³ |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 146/6200 | 150/3600 | 180/6000 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 187/3600 | 340/2000-2800 | 233/4100 |
Тип привода | передний | полный | полный |
Трансмиссия | 6МКП | 6АКП | 6АКП |
Передняя подвеска | Пружинная, MacPherson | Пружинная, MacPherson | Пружинная, MacPherson |
Задняя подвеска | Пружинная, на двойных рычагах | Пружинная, на двойных рычагах | Пружинная, на двойных рычагах |
Тормоза | Дисковые, вентилируемые спереди и дисковые сзади | Дисковые, вентилируемые спереди и дисковые сзади | Дисковые, вентилируемые спереди и дисковые сзади |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4605 x 1845 x 1670 | 4605 x 1845 x 1715 | 4605 x 1845 x 1715 |
Колесная база, мм | 2660 | 2660 | 2660 |
Масса, кг | 1540-1555 | 1715-1735 | 1685-1705 |
Дорожный просвет, мм | 197 | 197 | 165 |
Разгон 0-100 км/ч, с. | 10,2 | 10 | 9,4 |
Макс. скорость, км/ч | 180 | 185 | 180 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 7,7 | 6,7 | 8,6 |
Цена в России, руб. | от 1 099 000 | от 1 666 000 | от 1 656 000 |