Просвет в тоннеле
Неловко получилось. Месяц совместной жизни с Lada XRay пролетел незаметно, как отпуск на Мальдивах по бесплатной путевке, и автомобиль уже отдыхает на стоянке дилера. Значит, самое время собрать все впечатления в кучу. Но «АвтоВАЗ» выбил из планов и смешал все колеи: без громких заявлений компания на неопределенный срок остановила продажи 110-сильных хэтчбеков с «ниссановским» мотором! И надо же было такому случиться, что именно такая машина и была у нас на тесте. А ведь так все хорошо начиналось…
Вначале была «Веста». С ней все понятно — хороша. Можете готовить костры инквизиции, но я считаю, что для «АвтоВАЗа» это прорыв. «Веста» — не без недостатков, конечно, но ее уже можно без сарказма называть автомобилем. Это я вам как бывший владелец двух «вазовских» машин говорю. Седан проверялся длительным тестом в «Битве при Жигулях» и 3000-километровым марш-броском до Сочи и обратно. А вот про «ИксРэй» нам было известно только со слов других — непорядок!
Итак, что мы имеем? Lada XRay — вторая новинка «АвтоВАЗа» после «Весты» и первый кроссовер. Кроссовер? Серьезно! На сайте Волжского автозавода это слово повторяется много раз, но не поддавайтесь гипнозу.
На самом деле, вся вседорожность «ИксРэя» ограничивается 20-сантиметровым клиренсом (что само по себе весьма неплохо) и очень маленьким задним свесом. Привод — только передний. Появление полноприводной трансмиссии хоть и возможно теоретически, но практически пока маловероятно. Да и система стабилизации здесь не отключается, что повышает риск завязнуть даже там, где проедут старые-добрые «зубила».
Зато застрять можно стильно — выглядит «ИксРэй», как и «Веста», круто. Благодаря новому фирменному «Х-стилю» можно подумать, что это модели одного семейства (например, как седан и лифтбек Granta), но на самом деле технически они совершенно разные. Если седан — это собственная разработка «АвтоВАЗа», то хэтчбек — почти точная копия Renault Sandero.
Почему почти? Потому, что у «Лады» из примерно 1800 деталей только около 500 оригинальные. Из существенных доработок «ИксРэя» — это электрогидравлический усилитель рулевого управления вместо гидравлического у Sandero, другие задние пружины и амортизаторы, чуть расширенная задняя колея и доработанная задняя балка.
Состав силовых установок раньше выглядел так: две 1,6-литровые «четверки» — «вазовская» мощностью 106 сил, тот самый «ниссановский» агрегат, которого больше (пока) не будет, и новый 122-сильный тольяттинский двигатель 1.8, почему-то сочетающийся только с роботизированной трансмиссией. А она, как мы уже знаем по «Весте», настолько «хороша», что лучше всю жизнь ездить на подержанной Daewoo Nexia, купленной в Латвии, чем еще раз сесть за руль автомобиля с такой коробкой.
106-сильный мотор хорошо известен по «Весте», поэтому нас интересовал как раз «средний» в линейке двигатель на 110 сил. Хотя сам мотор тоже без откровений — его выпускают уже более десяти лет и устанавливают в различных вариантах мощности на многие модели альянса Renault-Nissan, включая «Тииду», тоже побывавшую на нашем длительном тесте. В 2015-м сборку двигателя запустили в Тольятти и сейчас степень его локализации достигает примерно 60 процентов.
Почему из линейки «ИксРэя» убрали именно этот агрегат — официально пока не сообщили. Одним из вариантов называют желание повысить степень локализации модели, другие версии — нехватка агрегатов, (скоро этот же мотор потребуется для кроссовера Renault Kaptur и новых версий Logan с Sandero), и возможная путаница для покупателей из-за наличия еще одного 1,6-литрового мотора, да еще и очень близкого по мощности.
Наш хэтчбек оснащен не только иностранным мотором, но и пятиступенчатой механической коробкой передач того же альянса Renault-Nissan. Комплектация — словно «Гелендеваген» арабского принца: климат-контроль с автоматическим режимом, навигация, камера заднего вида, парктроник, датчики света и дождя, подогрев сидений и лобового стекла, мультимедийная система с USB-портом, Bluetooth, шестью динамиками и управлением на руле.
Боже, да о такой роскоши владельцы прежних «вазиков» могли только мечтать, просматривая каталоги с иномарками. А сейчас это все не только есть в обычной «Ладе», но и работает. Привет, XXI век!
Первые впечатления от «ИксРэя» — исключительно положительные. Я смотрю на него на парковке и мне нравится, как он выглядит (ну, может разве что за исключением сутулого силуэта). Агрессивный передок с хромированным «иксом», ручки под естественный хват, выштамповки на дверях и крыльях классно играют на солнце, даже куцые фонари и крупная надпись «Lada» а-ля Volvo. Или Land Rover.
В салоне, несмотря на все богатство оснащения, все просто и даже аскетично — никаких украшений, за которые мог бы зацепиться взгляд. Перед глазами — «сандеровская» приборная панель, по-дурацки разукрашенная зелеными полосками (это так изображается подсветка?), на центральной консоли — быстрая «реношная» мультимедийная система с большими удобными виртуальными кнопками. Пластик жесткий, но без запаха, детальки подогнаны не везде хорошо, но в глаза это не бросается и нигде ничто не скрипит. Поправить бы пару мелочей, и я назову XRay лучшей «Ладой» за последний век!
Но скажите, пожалуйста, почему у машины в топовой комплектации нет центрального подлокотника, а подлокотник на двери не обшит даже тоненькой тряпочкой? Пластиковый руль — скользкий, неприятный на ощупь и не регулируется по вылету, а эти ужасные кресла придумали иллюминаты и все мировое зло впридачу. Даже со здоровой спиной долго сидеть на них не очень комфортно, а людям с остеохондрозом они покажутся пыткой после первых ста километров.
Правда, первые километры все ваши чувства наверняка будут заняты другими впечатлениями, потому что едет Lada XRay неплохо. Хэтчбек нельзя назвать быстрым: «внизу» моторчик вял и чтобы ехать хоть чуточку активно, стрелку тахометра приходиться держать в районе трех-четырех тысяч оборотов, что не может не сказываться на расходе топлива. В первые недели борткомпьютер показал почти такой же расход на «сотню», как, например, у MINI Clubman S с 192-сильным турбомотором!
Отказываться от «механики» в пользу «робота» я не вижу смысла. Работа мягким сцеплением вряд ли кому-то доставит проблемы, в выборе передачи ошибиться сложно, а для особо пугливых у «ИксРэя» есть система помощи при старте в горку, помогающая справиться с откатыванием. Хотя срабатывает она не всегда четко.
Знаменитое всеядное «логановское» шасси хоть и модернизировано, но по-прежнему позволяет нестись даже по самым плохим дорогам, не особо заботясь о скорости преодоления ям. Машина стабильна и устойчива — будь то колея или неровный поворот. Но вваливать в крутые виражи слишком быстро все же не стоит — есть и раскачка, и крены. А с жесткими тычками на ямах с острыми краями и ударами, которые передаются на руль на крупных неровностях, нужно смириться и иметь в виду.
Настройки рулевого нельзя назвать идеальными — усилие на баранке просто есть, при этом оно зачем-то увеличивается на небольших скоростях, особенно напрягая при парковке.
Несмотря на это, XRay мне нравится. Как и «Веста». Это хороший автомобиль, но до идеала и однозначной рекомендации друзьям он пока не дотягивает. К тому же, меня мучает вопрос — есть ли смысл выбирать «вазовский» хэтчбек, когда есть почти такой же «Сандеро»? С этим, как и со стоимостью эксплуатации, я разберусь попозже, а пока продолжу радоваться тому, что на российских машинах вдруг стало интересно ездить. /m
Технические характеристики Lada XRay
— | |
---|---|
Тип двигателя | Бензиновый R4 |
Рабочий объем | 1598 см³ |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 110 / 5500 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 150/4000 |
Тип привода | передний |
Трансмиссия | 5-ступенчатая механическая |
Передняя подвеска | Независимая McPherson |
Задняя подвеска | Торсионная балка |
Тормоза | Дисковые вентилируемые спереди и барабанные сзади |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4165×1764×1570 |
Колесная база, мм | 2592 |
Макс. скорость, км/час | 181 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 11,1 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 6,8 |
Объем багажного отделения, л | 361 |
Объем топливного бака, л | 50 |
Масса, кг | 1190 |
Дорожный просвет, мм | 195 |
Цена, рублей | снят с продажи (до этого от 639 000) |