Худой платит меньше
Проверяем, как загруженность машины влияет на экономию топливаОпубликованная месяц назад на «Моторе» новость о влиянии ожирения американцев на топливную экономичность заставила нас задуматься: насколько в реальности увеличивается расход топлива в зависимости от изменения массы автомобиля? Мы решили проверить это на примере самой популярной в России иномарки – Hyundai Solaris.
Напомним предысторию: американские исследователи некоторое время назад выяснили, что несмотря на развитие технологий и улучшение эффективности и топливной экономичности двигателей внутреннего сгорания, сколь-нибудь заметного снижения потребления топлива в глобальном масштабе пока не наблюдается. Оказывается, проблема кроется в том, что американцы становятся все толще, а значит – тяжелее. Эксперты установили, что рост средней массы пассажиров автомобилей в США на 1 фунт (0,45 килограмма) влечет за собой увеличение расхода топлива на 39 миллионов галлонов (147,5 миллиона литров) в масштабе страны в год! Это много.
Масса автомобиля – это очень важная характеристика, влияющая не только на динамику, но и на «аппетит» любой машины.
Чем сильнее нагружен автомобиль, тем больше бензина он израсходует. Но вот вопрос: насколько больше? Мы решили в этом разобраться.
Наш эксперимент проходил по тестовому маршруту протяженностью ровно 100 километров. Примерно половина его дистанции составляли федеральные шоссе с двумя полосами движения в каждом направлении. Еще 40 километров – это «двухполоски» местного значения с частыми обгонами грузовиков и двумя железнодорожными переездами на пути. Оставшиеся 20 километров нужно было проехать по двум подмосковным городам. Движение здесь довольно интенсивное, с частыми торможениями и разгонами на светофорах или пешеходных переходах, а порой приходилось постоять и в небольших заторах.
Во время эксперимента за рулем находился один и тот же водитель, который двигался в обычном ритме с соблюдением всех правил дорожного движения и действующих на тех или иных отрезках трассы ограничений скорости. Правда, в случае обгонов на шоссе ему разрешалось превысить установленный скоростной лимит на 20 километров в час для совершения маневра.
Для того, чтобы избежать влияние возможно некачественного топлива, тестовый «Солярис» во время эксперимента заправлялся дорогим бензином Аи-95 (цена – 30 рублей за один литр) из канистры. Запасы топлива в канистре мы пополняли на одной и той же заправке, и даже из одной и той же колонки.
Сама методика испытаний очень простая. Четыре заезда по 100 километров с разной загрузкой: только водитель; водитель и передний пассажир; водитель и три пассажира; водитель, четыре пассажира и еще 67 килограммов груза в багажнике.
Только водитель
Средний расход на 100 километров пробега превысил заявленные заводом-изготовителем данные почти на два литра (8,4 литра вместо 6,5 литра в смешанном цикле).
Динамика Hyundai Solaris с одним водителем за рулем (75 килограммов, именно столько весит водитель на официальных заводских испытаниях) вполне достойна. И было бы еще лучше, если бы не простенький четырехступенчатый «автомат». Он не блещет скорострельностью, а на обгонах часто опускается аж до второй ступени. Автомобилю на «ручке» наш Solaris проигрывает в разгоне до 100 километров в час полторы секунды!
Водитель и один пассажир
Средний расход на 100 километров пробега увеличился на 0,3 литра до отметки 8,7 литра и превысил заявленные заводом-изготовителем данные уже на 2,2 литра.
Наличие дополнительного пассажира, по ощущениям, никак не сказалось ни на динамике, ни на управляемости Hyundai Solaris. Весьма спокойный, но уверенный разгон в большинстве диапазонов скоростей. Обгоны даются "Солярису" по-прежнему без напряжения.
Водитель и три пассажира
Средний расход на 100 километров пробега увеличился до 9,5 литра (плюс 1,1 литра по сравнению с пустой машиной) и превысил заявленные заводом-изготовителем данные на треть.
Характер автомобиля изменился. Даже частично загруженный «Солярис» разгоняется лениво. «Автомат» вынужден чаще использовать пониженные ступени. Мотор звучит более натужно. Наличие трех «пассажиров» в салоне усугубило раскачку (хотя пробоев не случалось), «размазало» обратную связь на рулевом колесе и заметно увеличило крены. К тому же тяжелый автомобиль стал хуже тормозить.
Водитель, четыре пассажира и 67 килограммов груза
Средний расход на 100 километров пробега увеличился до 10,3 литра (+1,9 литра) и превысил заявленные заводом-изготовителем данные на 3,8 литра.
С пятью пассажирами и грузом в багажном отделении «Солярис» справляется с трудом. Звук двигателя, который и налегке-то был малоприятным, сменился нудным гудением. Разгоняется полностью загруженный автомобиль совсем неохотно, а передачи стали переключаться с рывками. Гонять на такой машине уже не хочется, да и не получится. Нужно ли говорить, что тормозить груженый Solaris стал совсем неохотно?
Что в итоге? Заметное увеличение расхода топлива при загрузке машины. Но один пассажир влияет на топливную экономичность незначительно – разница составляет всего 0,3 литра бензина на 100 километров. Это лишние 60 литров в год при пробеге в 20 тысяч километров или девять дополнительных рублей с каждой сотни километров.
Однако при полной загрузке расход топлива возрастает куда более ощутимо.
С тремя пассажирами на борту Hyundai Solaris расходует уже на 1,1 литра бензина больше, чем с одним водителем – это означает, что на каждые 100 километров придется дополнительно тратить по 33 рубля. А при годовом пробеге в 20 000 километров увеличение расходов на бензин составит 6600 рублей – больше 200 "лишних" литров топлива, почти по литру на каждый лишний килограмм массы!
Снижение массы машины всего на 45 килограммов позволит уменьшить расход топлива на два процента. Или проезжать лишние полкилометра на каждом литре топлива.
Что же касается полной нагрузки, то на таком автомобиле лучше ездить только в случае крайней необходимости. Расход топлива увеличивается на четверть – до 10,3 литра, а годовое потребление топлива возрастает на 400 литров бензина! Это значит, что, например, от Москвы до пляжей Краснодарского края (3000 километров в оба конца) придется потратить как минимум на 1710 рублей больше, чем при поездке в одиночку. И все это на машине с динамикой черепахи, управляемостью слона и тормозами, как у древнего грузовика. Плюс, общее водительское удовольствие от путешествия, а точнее, его полное отсутствие, которое трудно измерить в денежном эквиваленте.
Но главный вывод, конечно же, в другом. Наш эксперимент наглядно подтвердил, что каждый дополнительный килограмм массы автомобиля (неважно, водитель вдруг поправится или машина потяжелеет) – это лишний литр истраченного топлива в год. С одной машины. Но в масштабах российского автопарка, насчитывающего 35 миллионов машин, это выльется в дополнительные 35 миллионов литров бензина ежегодно. Может быть, и правда пора худеть?
Технические характеристики Hyundai Solaris 1.6 4АТ
Тип двигателя | Бензиновый R4 |
Рабочий объем | 1591 см³ |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 123/6300 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 155/4200 |
Тип привода | передний |
Трансмиссия | 4-ст. АКП |
Передняя подвеска | независимая McPherson |
Задняя подвеска | полузависимая |
Тормоза | дисковые спереди и дисковые сзади |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4370х1700х1470 |
Колесная база, мм | 2570 |
Снаряженная масса, кг | 1198 |
Макс. скорость, км/час | 180 |
Разгон 0‑100 км/ч, с | 11,2 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 6,5 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 150, Euro 4 |
Объем багажного отделения, л | 465 |
Объем топливного бака, л | 43 |
Размер шин | 195/55 R16 |
Цена, рублей | от 520 000 |