Опубликовано 22 мая 2012, 18:43

В чем дело, Фелипе?

Журналисты объяснили причины провала Массы
Дни Фелипе Массы в Ferrari сочтены. Бразилец вот-вот будет уволен из Ferrari. Пытаясь разобраться в причинах его провала, "Мотор" обратился за комментариями к авторитетным журналистам из Великобритании, Италии, России, Испании и Бразилии.
Фото автора, Екатерины Королевой и James Moy Photography
Фото автора, Екатерины Королевой и James Moy Photography

Дни Фелипе Массы в Ferrari сочтены. Пока его напарник Фернандо Алонсо лидирует в чемпионате, бразилец плетется в хвосте с двумя набранными очками в пяти гонках.

Возможно, уже предстоящий на этой неделе Гран-при Монако станет последним для Массы в качестве пилота Ferrari. В попытках понять причины падения вице-чемпиона мира 2008 года, "Мотор" опросил авторитетных журналистов из Великобритании, Италии, России, Испании и Бразилии.


В чем дело, Фелипе?

Достаточно сложно анализировать, что происходит с Фелипе на самом деле. Некоторые считают, что он уже не тот с момента аварии [в Венгрии в 2009 году]. Люди из Ferrari говорят, что это не так: что он пилотирует точно так же, что он остался тем же парнем, что был. Мне тоже так кажется. На мой взгляд, проблема в том, что он не знает, как работать с шинами Pirelli. Может быть, они не подходят под его стиль пилотирования, может быть, что-то еще. Честно – я ничего в этом не понимаю. Шины – очень сложная тема для анализа. Никто из нас по-настоящему не знает, в чем "химия" процесса. Но мне бы очень хотелось посмотреть, как Фелипе выглядел бы сейчас на Bridgestone.

Конечно, одна из причин его проблем – это Фернандо Алонсо. Подобное случается со многими пилотами. Для каждого из них совладать с мыслью, что есть кто-то быстрее, невероятно сложно. В Формуле-1 каждый думает, что он лучший гонщик в мире. И когда появляется парень, который объезжает тебя в каждой сессии, это становится слишком большой помехой. Но основная причина, это все-таки шины.

В чем дело, Фелипе?

У каждого гонщика есть свои сильные стороны: кто-то любит избыточную поворачиваемость, кто-то – недостаточную. Но лучшие из лучших могут приспособиться ко всему. Если тебе что-то не подходит, если есть слабость – то это слабость.

У Ferrari нет выхода – они будут его менять. Им нужен второй пилот, который бы зарабатывал очки, и каким бы замечательным парнем ни был Фелипе, он этого не делает. Вряд ли его уволят сейчас – так им все равно не достанется тот, кто действительно нужен. Если они хотят подписать на следующий год Серхио Переса, можно было бы получить его немедленно. Но я не думаю, что он готов к переходу в большую команду.

Мне кажется, они хотят Уэббера. Марк – отличный выбор. Он идеальный "номер полтора". Если потребуется, он будет первым пилотом, если нет – он достаточно взрослый для того, чтобы побыть вторым. Важно и то, что им нельзя расстраивать Алонсо. Когда рядом с Фернандо выступает кто-то вроде Льюиса [Хэмилтона], у него что-то переключается в голове – он становится неуправляем. Может быть, он повзрослел с тех пор, как ушел из McLaren. Может быть нет. Вряд ли в Ferrari захотят устроить ему тест на психологическую устойчивость.


В чем дело, Фелипе?

Самым лучшим решением для Массы было бы уйти из Ferrari еще пару лет назад. Тогда, когда в команду пришел Алонсо. Фелипе никогда не был другом Фернандо, у них всегда были натянутые отношения. И сейчас у него сплошные проблемы, потому что он не может справиться именно с Алонсо. Дело в психологии. Если бы на месте Фернандо был кто-нибудь другой, таких проблем бы не было.

Но он не захотел уходить. Во-первых, потому что он любит Ferrari. Во-вторых, только Ferrari может платить ему огромные деньги. Он ни за что не получал бы столько в другой команде.

Сейчас уже ничего сделать нельзя. Ferrari не может менять пилота посреди сезона. Они на это не пойдут. Но потом надо расставаться. Команде нужен пилот, который не ломался бы под давлением. Как Дженсон Баттон. Когда он переходил в McLaren, все думали, что он будет вторым пилотом у Льюиса, но на деле он вообще не обращает внимания на то, что делает Хэмилтон. Ему все равно: он не считает себя вторым пилотом и не ведет себя как второй пилот. Ferrari нужен такой человек.

В любом случае, Фелипе нужно уходить – ему нечего делать в Ferrari. Я знаю его очень хорошо. И мне очень жаль. Потому что Фелипе – один из самых приятных парней в Формуле-1. Он очаровательный парень. Он не "чертов ублюдок", он слишком нормальный. А чтобы быть чемпионом в Формуле-1, нужно быть ублюдком.


В чем дело, Фелипе?

Многие считают, что главная проблема – это пружина, [которая травмировала Фелипе в Венгрии в 2009 году]. Но для меня это, скорее, Германия на следующий год, [когда команда попросила его по радио пропустить Алонсо вперед]. Последствия аварии он преодолел: если вы вспомните первую совместную квалификацию с Алонсо – он был впереди. Да, потом на старте он ему проиграл, но первые гонки он боролся. Был медленнее Алонсо, но точно не хотел отступать. И в той же Германии лидировал именно он.

Но когда в годовщину аварии, в которой он чуть не потерял жизнь, после которой лежал в коме, его так – пусть это и жесткий, даже подростковый термин, – жестко нагнули... И это в команде, которая всегда говорила: "Мы семья, Фелипе, мы с тобой". Иногда они, конечно, немного переигрывали, но он-то в это верил. Получается, что человека сначала приучили, а потом жестко подставили. К тому моменту было понятно, что за титул уже вряд ли можно бороться, что будет непринципиально, кто именно победит. Я не понимаю, зачем это было сделано. Это был второй удар подряд, и именно он – пусть сам Фелипе не отдает себе в этом отчета – его окончательно доконал.

В чем дело, Фелипе?

Что делать сейчас самой Ferrari? Нужно менять. Прямо сейчас, по ходу сезона. Перес? Он-то готов, но его могут просто не отпустить – и правильно сделают. На месте [покровителя Переса] Карлоса Слима я бы не торопился, подождал до начала следующего сезона. Я вижу, что Жюль Бьянки готов. Это их продукт, а ему в свою очередь всяко лучше ехать боевым в Ferrari, чем быть третьим пилотом в Force India. Да, велик риск "спалиться", как в свое время Роман Грожан с тем же Алонсо в Renault, но у Ferrari сейчас все-таки не такая плохая машина, как у Renault тогда. Плюс, я себе слабо представляю, чтобы Жюль и [его менеджер Николя] Тодт сказали: "Нет, спасибо, мы не поедем".

Кто еще? Здесь важно понимать одну вещь: Фернандо сейчас все устраивает. Он сам может сколько угодно говорить: "Фелипе лучший пилот на планете, я так его люблю", – но еще бы он его не любил. Поставьте себя на его место: единственный ваш реальный ориентир – это напарник, но он в данном случае вообще никуда не едет. Как бы вы ни проехали – вы все равно будете впереди, и все вокруг будут говорить: "Алонсо на плечах тащит Ferrari". Я не говорю, что это не так, но с тем же Пересом Фернандо придется выкладываться больше, и я думаю, такого отрыва все равно не будет. А опереди его Серхио хоть раз... Фернандо знает цену прессе, особенно итальянской, – он тут же будет похоронен после одной проваленной квалификации.


В чем дело, Фелипе?

Мне кажется, Ferrari просто теряет с ним время. Тут не нужно объяснений: 61 из 63 очков от Фернандо, два – от Фелипе.

Мне кажется, до того, как Алонсо перешел в Ferrari, Масса думал, что Фернандо – отличный гонщик. Когда они стали выступать в одной команде, он понял, что Алонсо практически безупречен. И для него это стало в каком-то роде сюрпризом. Как и то, что команда после пяти-шести гонок встала на сторону Фернандо.

Все говорят про Германию, что тогда Фелипе указали на его место. Но я думаю, ему самому все стало понятно еще раньше – в Китае. Алонсо жестко обогнал его на въезде на пит-лейн. И команда никак не отреагировала. Это был тот момент, когда Фелипе увидел: его роль в команде уже не та, что раньше. Не то чтобы он "второй" пилот, но точно не первый.

С Фернандо тяжело будет любому. Он максималист. Он начал гоняться в три года, и гонки – вся его жизнь. Он живет только для этого. За 30 лет смысл его жизни никак не изменился: он должен выиграть. В каком-то смысле он сумасшедший. Если у него есть машина, которая способна привезти его на восьмое место, его цель – бороться за шестое. Если есть хоть малейший шанс победить – его не устроит другой результат.

Я не знаю, кто лучше – возможно, Перес. Мне кажется, команде в пару к чемпиону нужен молодой пилот, который мог бы у него учиться. Так что Чеко – наверное, лучший кандидат.


В чем дело, Фелипе?

Когда Фелипе перешел в Ferrari, там был Михаэль – он понимал, что будет вторым, никакого давления не было. Потом напарником стал Кими [Райкконен]. Он был более популярен, более знаменит, но Кими никогда не занимался политикой. Они не обращали внимания друг на друга, и все было хорошо. Потом пришел Фернандо, фантастический гонщик. Но главное – Алонсо очень хорош за пределами трассы, он отличный политик. Он знает, как повернуть команду к себе. И мало-помалу Ferrari переключилась на него. Фелипе остался в стороне. И это было бы тяжело для любого человека.

Я могу поставить себя на его место. Я в Формуле-1 с 22 лет, я путешествую по миру, занимаюсь тем, что люблю. Но если представить, что завтра в компанию придет другой человек и руководство скажет мне: "Фелипе, давай-ка в офис, займись чем-нибудь другим"... Ты можешь храбриться, можешь стараться что-то доказать, но в любом случае – ты теряешь хватку.

Он все тот же человек, что и раньше. Когда говоришь с ним, складывается впечатление, что все в порядке. Но когда смотришь на него по телевизору... Его глаза, его жесты – все по-другому. Фелипе – маленький парень, который всегда ходил с широко расправленной грудью. Сейчас, когда я смотрю на него со стороны, у меня ощущение, что он тащит на себе огромный груз.

Я думаю, он побежден. Когда в Ferrari выступал Рубенс [Баррикелло] – у него было шесть лет, чтобы справиться с Михаэлем. Он мог пробовать, мог думать, что это возможно, но на самом деле понимал, что Шумахер – первый пилот. У Фелипе все было не так. У него был шанс. Он потерял свой чемпионат в последнем повороте. Тот чемпионат, в котором сам почти не ошибался, а команда сделала огромное количество ошибок. Он был на самой вершине, а потом: авария, Фернандо – все навалилось сразу.

В чем дело, Фелипе?

Если Ferrari не продлит контракт – это хорошо для всех. Даже для самого Массы. У них есть сильный пилот. Им нужен тот, кто следовал бы за ним. А Фелипе этого не хочет. Он считает, что может одолеть Фернандо. Он не старается подобраться к нему ближе – он хочет непременно быть впереди. Но вместо этого просто скатывается все дальше и дальше.

Время пришло. Его менеджер должен искать другое место. Такое, где Фелипе был бы счастлив. Давайте начистоту, у Ferrari уже три года не было по-настоящему сильной машины. Можно уйти в Sauber, даже в Toro Rosso. Окей, это не то "имя", возможно, у него не будет шанса выиграть чемпионат. Но с Ferrari этого шанса, похоже, тоже нет. Надо уйти. Пожать друг другу руки, сказать: "Спасибо за все", – и двигаться дальше.