У вас тройня
Почему машины становятся одинаковымиВ компании всегда найдется зануда, который скажет, что все автомобили похожи, хотя, как правило, не сможет отличить даже микроволновку от почтового ящика. Но после выхода в свет нового Mercedes-Benz E-Класса эта проблема стала действительно серьезной.
Что произошло?
«Мерседесы» априори хорошо узнаваемы. Все знали, что E-Класс — это седан с четырьмя фарами, S-Класс — побольше и с двумя, а Audi различаются между собой только по цене. Сегодня Ингольштадт взял передышку — новый кроссовер Audi Q2 выглядит самобытнее любой модели марки за последние лет десять, а «Мерседесы», напротив, стало сложно отличить даже по пропорциям и задним фонарям.
После появления первых фотографий нового E-Класса мы опубликовали тест, где предлагали угадать элементы экстерьера и интерьера C, E и S-Класса. И знаем лишь несколько человек, которые прошли его без ошибок. Одним из них стал директор по дизайну экстерьера «Мерседесов» Роберт Лесник.
А ведь такого раньше не было!
Справедливости ради надо сказать, что было. Скупой и консервативный язык мерседесовского дизайна нередко приводил все к единому знаменателю. Посмотрите, как похожи эти Mercedes-Benz 190 E и 300 CE конца восьмидесятых.
По нынешней классификации — это C- и E-Класс. Но достаточно было обойти машину по кругу, чтобы заметить различающиеся пропорции и задние фонари. Но теперь и эта разница сведена к минимуму.
Зачем они это делают?
У Mercedes-Benz сейчас тридцать моделей, а очень скоро будет сорок. Но лишь три из них останутся классическими заднеприводными седанами с длинным капотом, двигателем за передней осью и смещенным назад салоном. Их-то в Штутгарте и решили сделать в единой стилистике.
Остальные «Мерседесы» — например, купе, — будут иметь другие пропорции, особую архитектуру задней части, горизонтальные задние фонари. Свои различия будут и у кроссоверов. В общем, до глобального клонирования дело дойти не должно.
Как же различать C, E и S-Класс между собой?
По мнению маркетологов, в этом просто нет необходимости. До последнего момента среди клиентов марки было не так много людей, которые безошибочно разбирались в моделях. В конце концов, когда вас обгоняет «Мерседес», самое важное – считаете ли вы его крутым и красивым или нет. А дальше клиент просто приходит к дилеру и выбирает модель по карману.
Реальные покупатели просто не сравнивают между собой C и E-Класс, они сравнивают С-Класс, 3-серию BMW и Audi A4. И тут «Мерседес» может предложить даже больше разнообразия за счет разных вариантов оформления передка. Версии с большой звездой в центре в спортивном стиле и консервативной решеткой с частоколом горизонтальных планок выглядят совсем по-разному.
И все-таки, как отличить новый E-Класс?
Вы можете просто посмотреть на боковину Mercedes-Benz E-Класса и приглядеться к выштамповке на уровне ручек дверей. У C и S-Класса она опускается к задней арке, а у E-Класса тянется вдоль кузова до самого хвоста.
Учитывая скупые визуальные различия между моделями – это практически революция. К тому же в головной оптике «ешки» четыре светодиодные «реснички» дневного света вместо двух — малозаметный ностальгический намек на четырехглазое прошлое.
Теперь все будут делать похожие машины?
Некоторые марки действительно берут на вооружение похожую тактику. Например, «Ягуары» имеют немало отличий, но разобраться, где Jaguar XE, а где XF, теперь стало затруднительно.
Причины этого, впрочем, лежат в другой плоскости и, по словам шеф-дизайнера марки Яна Каллума, носят временный характер. Перед британцами сейчас стоит задача сформировать крепкий запоминающийся бренд, корни которого будут безошибочно угадываться в каждой машине. И как только эта цель будет достигнута, у дизайнеров появится больше свободы, а в моделях — разнообразия.
Во-вторых, ничто не мешает мерседесовцам подождать пять лет, когда подойдет к концу жизненный цикл текущего S-Класса, и изменить стратегию с точностью до наоборот.
Законы автомобильного дизайна носят цикличный характер, а отсутствие постоянства и единых правил и есть главный тренд на все времена. Ведь самый большой недостаток самых прогрессивных идей сегодняшнего дня заключается в том, что завтра они становятся идеями из вчера. Этим дизайн и интересен.