Опубликовано 21 октября 2013, 21:36

Лидеров Формулы-1 обвинили в выдавливании маленьких команд

Участников Гран-при возмутила новая система управления чемпионатом
Команды Формулы-1 Force India, Sauber и Williams выразили недовольство дисбалансом новой системы управления чемпионатом. Середняки обвинили лидеров в намеренном выдавливании маленьких гоночных коллективов для внедрения клиентских шасси.
Фото James Moy Photography
Фото James Moy Photography

Заместитель главы Force India Роберт Фернли обвинил лидеров Формулы-1 в выдавливании маленьких команд из чемпионата. Об этом британец рассказал корреспонденту Autosport. По мнению Фернли, претенденты на победу специально осложняют жизнь недостаточно обеспеченным коллективам, чтобы заставить их закрыться. В этом случае на освободившиеся места смогут прийти новые конюшни, которые будут использовать клиентские шасси топ-команд.

В данный момент в Формуле-1 действует система распределения доходов, защищающая участников с успешными результатами и длительной историей в чемпионате. К примеру, Ferrari зарабатывает бонусы от держателя коммерческих прав вне зависимости от собственных выступлений. Команды, стабильно выигрывающие Кубки конструкторов, также получают дополнительные деньги. В такой ситуации разрыв между доходами различных команд увеличивается с каждым годом. "У нас есть четыре команды, защищенные от удорожания Формулы-1, и есть все остальные: бесправные коллективы, чей прогресс ограничен нехваткой денег. Почему так происходит? Можно предположить, что таким способом будет легче направить Формулу-1 в русло, нужное большим командам", – объяснил Фернли.

"Вы не сможете внедрить клиентские машины, если не избавитесь от существующих конструкторов, создающих собственные болиды. В настоящее время Формула-1 движется именно в эту сторону, – добавил заместитель руководителя Force India. – Правильно это или нет? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Одно несомненно: то, что сейчас происходит в Формуле-1, направлено в первую очередь на стабилизацию разделения между богатыми и бедными. За последние полтора года в чемпионате не было ни единого начинания, которое не взвинтило бы расходы».

Существующие правила Формулы-1 запрещают продажу готовых болидов: конюшням разрешено закупать только отдельные узлы и агрегаты. Тем не менее, новообразованный Руководящий комитет чемпионата обладает полномочиями для внесения поправок в регламент. В состав этого органа входят по шесть представителей держателя коммерческих прав, Международной автомобильной федерации (FIA) и команд Формулы-1. В современном созыве участников представляют Red Bull, Ferrari, McLaren, Williams, Mercedes AMG и Lotus. Первое заседание Руководящего комитета состоится в понедельник, 21 октября.

Команды, не попавшие в комитет, возмутились дисбалансом новой системы управления чемпионатом. "Опасность столь малого количества представителей гоночных коллективов заключается в том, что пять конюшен могут проголосовать против некой идеи, но она все равно будет одобрена [за счет других членов]», – заявила босс Sauber Мониша Кальтенборн.

Ранее ключевыми вопросами будущего чемпионата занималась Комиссия Формулы-1, куда входили все участники, но теперь этот орган утратил законотворческие полномочия. После подписания нового Договора согласия Комиссия превратилась в посредника, который не имеет права вносить поправки в технический и спортивный регламент. Отныне члены этого органа могут только ратифицировать или отклонять предложения, выработанные Руководящим комитетом. "Это неконструктивно, – убежден глава техдепартамента Williams Пэт Симондс. – Команды должны договариваться между собой до того, как выносить ту или иную идею на голосование".

Опасения середняков связаны с регулярно декларируемым желанием Ferrari внедрить клиентские шасси. Против этого начинания выступали только Sauber и Force India. После отстранения этих команд от процесса принятия решений вероятность легализации клиентских машин значительно возросла.