21 октября 2013, 20:36

Лидеров Формулы-1 обвинили в выдавливании маленьких команд

Участников Гран-при возмутила новая система управления чемпионатом

Фото James Moy Photography

Заместитель главы Force India Роберт Фернли обвинил лидеров Формулы-1 в выдавливании маленьких команд из чемпионата. Об этом британец рассказал корреспонденту Autosport. По мнению Фернли, претенденты на победу специально осложняют жизнь недостаточно обеспеченным коллективам, чтобы заставить их закрыться. В этом случае на освободившиеся места смогут прийти новые конюшни, которые будут использовать клиентские шасси топ-команд.

В данный момент в Формуле-1 действует система распределения доходов, защищающая участников с успешными результатами и длительной историей в чемпионате. К примеру, Ferrari зарабатывает бонусы от держателя коммерческих прав вне зависимости от собственных выступлений. Команды, стабильно выигрывающие Кубки конструкторов, также получают дополнительные деньги. В такой ситуации разрыв между доходами различных команд увеличивается с каждым годом. "У нас есть четыре команды, защищенные от удорожания Формулы-1, и есть все остальные: бесправные коллективы, чей прогресс ограничен нехваткой денег. Почему так происходит? Можно предположить, что таким способом будет легче направить Формулу-1 в русло, нужное большим командам", объяснил Фернли.

"Вы не сможете внедрить клиентские машины, если не избавитесь от существующих конструкторов, создающих собственные болиды. В настоящее время Формула-1 движется именно в эту сторону, добавил заместитель руководителя Force India. Правильно это или нет? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Одно несомненно: то, что сейчас происходит в Формуле-1, направлено в первую очередь на стабилизацию разделения между богатыми и бедными. За последние полтора года в чемпионате не было ни единого начинания, которое не взвинтило бы расходы».

Существующие правила Формулы-1 запрещают продажу готовых болидов: конюшням разрешено закупать только отдельные узлы и агрегаты. Тем не менее, новообразованный Руководящий комитет чемпионата обладает полномочиями для внесения поправок в регламент. В состав этого органа входят по шесть представителей держателя коммерческих прав, Международной автомобильной федерации (FIA) и команд Формулы-1. В современном созыве участников представляют Red Bull, Ferrari, McLaren, Williams, Mercedes AMG и Lotus. Первое заседание Руководящего комитета состоится в понедельник, 21 октября.

Команды, не попавшие в комитет, возмутились дисбалансом новой системы управления чемпионатом. "Опасность столь малого количества представителей гоночных коллективов заключается в том, что пять конюшен могут проголосовать против некой идеи, но она все равно будет одобрена за счет других членов», заявила босс Sauber Мониша Кальтенборн.

Ранее ключевыми вопросами будущего чемпионата занималась Комиссия Формулы-1, куда входили все участники, но теперь этот орган утратил законотворческие полномочия. После подписания нового Договора согласия Комиссия превратилась в посредника, который не имеет права вносить поправки в технический и спортивный регламент. Отныне члены этого органа могут только ратифицировать или отклонять предложения, выработанные Руководящим комитетом. "Это неконструктивно, убежден глава техдепартамента Williams Пэт Симондс. Команды должны договариваться между собой до того, как выносить ту или иную идею на голосование".

Опасения середняков связаны с регулярно декларируемым желанием Ferrari внедрить клиентские шасси. Против этого начинания выступали только Sauber и Force India. После отстранения этих команд от процесса принятия решений вероятность легализации клиентских машин значительно возросла.