Баха Арчеда: выжить любой ценой!
Люди и машины противостоят коварству песковЛегких гонок в ралли-рейдах не бывает. Если трасса тяжелая (пески, вязкий грунт), машины вязнут, теряют время и порой не укладываются в норматив. Если трасса легче, то сразу же растут скорости. А поскольку настоящие спортсмены всегда проходят маршрут на пределе, а часто и за пределами собственных и технических возможностей, риск возрастает. Машины улетают с трассы. К счастью травмы бывают редко — спасает каркас безопасности, сиденья, пятиточечные ремни. Но сами автомобили разбивают в хлам.
Баха «Арчеда» отностится к трассам тяжелым. Она интересна песками Арчединско-Донского массива. Ралли-рейды проходили здесь весной, летом и осенью. Каждый раз условия разные. Влажный песок затрудняет движение, машины идут тяжело. Однако движение более предсказуемое. Сухой песок опасен вдвойне. Стоит немного завязнуть и газануть, как машина сразу же проваливается. Доставай лопату и копай! Часть автомобилей оснащена выдвижными опорами. Они существенно облегчают жизнь, но всё равно не становятся палочками-выручалочками. Любая остановка — потеря времени, а для победы нужно пройти маршрут без остановок и четко взять все точки.
Первый экипаж выбыл из кубка России еще в ходе пролога: Нива Владимира Тюпенкина с Игорем Петенко. Первый звоночек… На второй день машины выбывали с печальной регулярностью. Предстояло пройти два круга общей протяженностью 220 км. В самом начале маршрута, через три километра после старта, практически весь караван участников попался штурманскую ловушку и уехал не туда. Поплутали, нашли верную дорогу, взяли положенные точки и ввалились в пески. И здесь началось!
В песках завяз УАЗ Александра Пономаренко и Максима Плюхина — выбирались более двух часов. Поломался поворотный кулак и Газели NN Александра Семёнова и Александра Куприянова — парни с помощью товарищей по команде выбрались из песков, финишировали «на галстуке» и выбыли из соревнований. Поломалось сразу несколько багги… Месили пески грузовики.
— Кубок России не предусматривает участия грузовиков (категория Т5), — рассказал руководитель грузового отделения команды ГАЗ Рейд Спорт Михаил Шкляев. Поэтому мы гоняемся в чемпионате Волгоградской области. Трасса интересная и в плане пилотажа, и в плане навигации. Наша основная задача на этих соревнованиях — обкатать новые экипажи. Для пилотов и штурманов опыт чрезвычайно важен. Все наши спортсмены очень хорошо проехали пролог, без поломок и ошибок. Более того, выявили болевые точки на автомобилях — у нас были проблемы с охлаждением из-за вентиляторов. Второй день оказался очень тяжелым. Были поломки. Все неисправности устранили и успешно откатали третий день — он проходит в рамках чемпионата Волгоградской области. Для нас эти соревнования — проверка боем перед главным марафоном 2023 года. Уже скоро стартует Шелковый путь.
Итог второго дня: своим ходом к финишу добралось менее половины экипажей.
Печальная вишенка на торте: все участники класса «Национальный» ехали так долго и собрали столько штрафов, что практически в полном составе не уложились в норматив второго 100-километрового круга — 3,5 часа. Организаторы планировали время «с запасом», но этот запас оказался недостаточным.
На третий день гонка продолжилась. Удивительно, но финальный день прошел легче. Успешно финишировали все грузовики ГАЗ Садко NEXT. Лучшее время на Чемпионате Волгоградской области предсказуемо показал экипаж МАЗ-СПОРТавто под управлением Алексея Вишневского.
Арчеда — большая и интересная тренировка перед Шелковым путем. В прошлом году у команды МАЗ-СПОРТавто были проблемы с шинами, которые взрывались каждый день. Именитый импортный производитель, но что-то пошло не так. Есть предположение, что попалась бракованная партия. В этот раз спортивные МАЗы обуты в шины белорусского производителя и весь путь прошли успешно. На весенней гонке в Астрахани — мы рассказывали как Сергей Вязович одержал удивительную победу на «Золоте Кагана 2023» — использовали те же шины производства «Белшина». Опыт оказался удачным.
Как видите, в автоспорте, как и в нашей повседневной жизни, на смену одним производителям приходят другие, и в некоторых случаях ситуация улучшается. Опыт МАЗ-СПОРТавто — тому пример.