Баха Арчеда: выжить любой ценой!
Люди и машины противостоят коварству песков/imgs/2023/09/04/12/6126933/f2e4e09e9e6a39b9210ee646cfd42e134d40276b.jpg)
Легких гонок в ралли-рейдах не бывает. Если трасса тяжелая (пески, вязкий грунт), машины вязнут, теряют время и порой не укладываются в норматив. Если трасса легче, то сразу же растут скорости. А поскольку настоящие спортсмены всегда проходят маршрут на пределе, а часто и за пределами собственных и технических возможностей, риск возрастает. Машины улетают с трассы. К счастью травмы бывают редко — спасает каркас безопасности, сиденья, пятиточечные ремни. Но сами автомобили разбивают в хлам.
/imgs/2023/09/04/12/6126957/94774cfe6af08e1dcbe3bf070615659696c4df63.jpg)
© Александр Жихарев
Баха «Арчеда» отностится к трассам тяжелым. Она интересна песками Арчединско-Донского массива. Ралли-рейды проходили здесь весной, летом и осенью. Каждый раз условия разные. Влажный песок затрудняет движение, машины идут тяжело. Однако движение более предсказуемое. Сухой песок опасен вдвойне. Стоит немного завязнуть и газануть, как машина сразу же проваливается. Доставай лопату и копай! Часть автомобилей оснащена выдвижными опорами. Они существенно облегчают жизнь, но всё равно не становятся палочками-выручалочками. Любая остановка — потеря времени, а для победы нужно пройти маршрут без остановок и четко взять все точки.
/imgs/2023/09/04/12/6126971/1706587cced0a1a071a5f354146fe5dabfa1c665.jpg)
© Александр Жихарев
Первый экипаж выбыл из кубка России еще в ходе пролога: Нива Владимира Тюпенкина с Игорем Петенко. Первый звоночек… На второй день машины выбывали с печальной регулярностью. Предстояло пройти два круга общей протяженностью 220 км. В самом начале маршрута, через три километра после старта, практически весь караван участников попался штурманскую ловушку и уехал не туда. Поплутали, нашли верную дорогу, взяли положенные точки и ввалились в пески. И здесь началось!
В песках завяз УАЗ Александра Пономаренко и Максима Плюхина — выбирались более двух часов. Поломался поворотный кулак и Газели NN Александра Семёнова и Александра Куприянова — парни с помощью товарищей по команде выбрались из песков, финишировали «на галстуке» и выбыли из соревнований. Поломалось сразу несколько багги… Месили пески грузовики.
/imgs/2023/09/04/12/6126962/057f3e6355ea088a65bc200449d59a518536037d.jpg)
© Александр Жихарев
— Кубок России не предусматривает участия грузовиков (категория Т5), — рассказал руководитель грузового отделения команды ГАЗ Рейд Спорт Михаил Шкляев. Поэтому мы гоняемся в чемпионате Волгоградской области. Трасса интересная и в плане пилотажа, и в плане навигации. Наша основная задача на этих соревнованиях — обкатать новые экипажи. Для пилотов и штурманов опыт чрезвычайно важен. Все наши спортсмены очень хорошо проехали пролог, без поломок и ошибок. Более того, выявили болевые точки на автомобилях — у нас были проблемы с охлаждением из-за вентиляторов. Второй день оказался очень тяжелым. Были поломки. Все неисправности устранили и успешно откатали третий день — он проходит в рамках чемпионата Волгоградской области. Для нас эти соревнования — проверка боем перед главным марафоном 2023 года. Уже скоро стартует Шелковый путь.
© Александр Жихарев
Итог второго дня: своим ходом к финишу добралось менее половины экипажей.
Печальная вишенка на торте: все участники класса «Национальный» ехали так долго и собрали столько штрафов, что практически в полном составе не уложились в норматив второго 100-километрового круга — 3,5 часа. Организаторы планировали время «с запасом», но этот запас оказался недостаточным.
© Александр Жихарев
На третий день гонка продолжилась. Удивительно, но финальный день прошел легче. Успешно финишировали все грузовики ГАЗ Садко NEXT. Лучшее время на Чемпионате Волгоградской области предсказуемо показал экипаж МАЗ-СПОРТавто под управлением Алексея Вишневского.
© Александр Жихарев
Арчеда — большая и интересная тренировка перед Шелковым путем. В прошлом году у команды МАЗ-СПОРТавто были проблемы с шинами, которые взрывались каждый день. Именитый импортный производитель, но что-то пошло не так. Есть предположение, что попалась бракованная партия. В этот раз спортивные МАЗы обуты в шины белорусского производителя и весь путь прошли успешно. На весенней гонке в Астрахани — мы рассказывали как Сергей Вязович одержал удивительную победу на «Золоте Кагана 2023» — использовали те же шины производства «Белшина». Опыт оказался удачным.
Как видите, в автоспорте, как и в нашей повседневной жизни, на смену одним производителям приходят другие, и в некоторых случаях ситуация улучшается. Опыт МАЗ-СПОРТавто — тому пример.