Чем живет «КАМАЗ»
«Мотор» познакомился с пилотами и бытом челнинской команды"Голову держи на одной линии с туловищем, иначе шею свернешь", ― напутствуют меня перед поездкой. Я забираюсь в гоночный «КАМАЗ», уже примерно представляя, что меня ждет. Пилот Андрей Каргинов проверяет радиосвязь, двери захлопываются, мы трогаемся.
Тестовый полигон команды «КАМАЗ-Мастер» расположен напротив Набережных Челнов, на берегу реки Кама. Грунтовая дорога начинается у самой воды, петляет по лесной прогалине, а затем выходит к пригородному шоссе: ухабистая трасса проложена параллельно асфальтовой магистрали, по которой снуют гражданские "дальнобои".
Трасса, на которой пилоты «КАМАЗ-Мастера» тестируют свои грузовики, имеет протяженность в несколько километров, но здесь, похоже, уместились все неровности, которые только могут прийти в голову. Вопреки ожиданиям, фирменные прыжки оказались едва ли не самым легким элементом для пассажиров: грузовик приземляется очень мягко, провоцируя всего лишь предсказуемый кивок головы. Куда труднее организму выносить поперечные перегрузки.
На поворотах тело то и дело бросает в разные стороны, а самое зубодробительное испытание начинается в тех местах, где высота под правым и левым колесом заметно отличается: удержать голову на месте и сфокусировать зрение в таких условиях представляется нетривиальной задачей. Штурманы при этом умудряются читать легенду, а механики ― следить за приборами.
/http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=_274fv_iapw
«Система защиты головы и шеи HANS стала обязательной пару лет назад, – рассказывает пилот «КАМАЗ-Мастера» Андрей Каргинов. – Поначалу было непривычно: без нее я мог в любой момент высунуться из кабины и посмотреть вокруг. Но ко всему привыкаешь: теперь без HANS как-то неуютно».
Это устройство призвано защитить участников ралли-рейда от самой очевидной и опасной травмы в марафонах: перелома шеи. Поскольку «основа» HANS покоится на плечах, сильнее всего влияние системы ощущают на себе широкоплечие члены экипажей: чем мощнее грудь, тем сильнее натягиваются ремешки, ведущие к шлему. В конечном итоге устройство уменьшает подвижность головы ― но, как показала практика, ради собственной безопасности пилоты привыкают ко многому.
Нынешние «КАМАЗы» – не самый молодой по гоночным меркам продукт. Они появились на «Дакаре» в 2010 году. Тогда улучшенная модель досталась только Владимиру Чагину, а теперь аналогичные грузовики есть у всех членов команды. Для экипажей главная разница между старым и новым "КАМАЗом" ― это подвеска.
«Если старую машину по плавности хода можно сравнить с «УАЗиком», то новая ― это «Мерседес», ― рассказывает бывший участник «Дакара» Фоат Бигашев. Фоат как никто другой понимает, насколько «трясучими» были прежние модификации: в 2001 году Бигашев, числившийся механиком в экипаже Фирдауса Кабирова, получил травму позвоночника, вынудившую его навсегда оставить гонки. Впрочем, из команды Фоат не ушел: теперь он курирует «передвижной дом» «КАМАЗа», в котором члены экипажей живут в перерывах между спецучастками.
Трейлер «КАМАЗ-Мастера» ― особая история. Именно здесь ежегодно готовится знаменитый татарский плов, здесь же хранятся немногочисленные личные вещи участников. Спит команда в спартанских условиях: припозднившимся приходится располагаться на полу. Субординацию механики и пилоты не соблюдают ― место в закрывающихся купе достается тем, кто успевает их занять.
В 2013 году «КАМАЗ-Мастер» примет участие сразу в двух ралли-рейдах. Вместе с привычным «Дакаром» челнинская команда отправится в Марокко, где стартует в марафоне «Африка». Эта гонка повторяет маршрут традиционного «Париж-Дакара»: пуристы считают именно «Африку» настоящим «Дакаром», ведь спецучастки проходят по пустыне Сахара, а финиширует ралли-рейд на берегу знаменитого Розового озера в столице Сенегала.
Но, несмотря на аутентичность, в «КАМАЗе» не воспринимают «Африку» как реальное состязание. Для российской команды этот марафон ― не более чем возможность потренироваться, «вкатить» неопытный экипаж. Поначалу челнинцы рассчитывали выставить на старт два грузовика, но в итоге ограничились одним: за руль будут попеременно садиться Антон Шибалов и Дмитрий Сотников, а штурманом назначен Евгений Яковлев.
Зато «дакаровская» армада куда внушительней. На результат поедут три экипажа, а помогать им будет традиционная «быстрая техничка» под управлением серебряного призера «Дакара»-2007 Ильгизара Мардеева.
Как команда выбирает новых пилотов? По-семейному. «Как-то ситуация сама подходит. Ребята показывают своими действиями, желанием, стремлением, что они хотят быть гонщиками, – объясняет самый титулованный гонщик "КАМАЗа" Владимир Чагин. – Сначала мы даем претендентам проехать в менее ответственных соревнованиях. Если видим, что из этого что-то получается, то движемся дальше».
При очевидных плюсах есть у такого подхода и недостаток: в команду не приходят новые люди со свежим взглядом. Даже российским спортсменам «извне» тут не сказать, что рады. К примеру, московский раллист Евгений Новиков еще два года назад говорил о своей заинтересованности в "Дакаре". Однако на вопрос, насколько может быть реальным подобное сотрудничество, Чагин лишь похвалил пилота, рассказал, как пристально он следит за WRC и как рад успехам Евгения, после чего предложил Новикову... клиентский грузовик. Сейчас на "КАМАЗе" за свой счет выступает казахстанец Артур Ардавичус.
Заводскими пилотами в следующем сезоне останутся знакомые лица. Как и в 2012 году, за руль сядут Эдуард Николаев, Айрат Мардеев и Андрей Каргинов. Николаев остается «любимчиком» руководства: 28-летний гонщик считается главной надеждой коллектива после ухода Владимира Чагина. В команде не считают Эдуарда виновным в январской аварии на "Дакаре" и усиленно оправдывают его в пресс-релизах.
Зато Андрею Каргинову за похожий эпизод досталось по полной. Весной спортсмен угодил в аварию на российском соревновании: на "допе" в Астраханской области Каргинов врезался в машину соперника. После этого Андрея лишили кресла пилота ― на марафоне «Шелковый путь» он пересел на место механика. Тем не менее, перед грядущим «Дакаром» Каргинова простили: в 2013 году 36-летний пилот вернется в строй на своем законном месте ― за рулем.
Рейд "Африка" стартует 29 декабря в марокканском Надоре, а финиширует 10 января в Дакаре. В зачете грузовиков главным претендентом на первое место считается двукратный победитель этого ралли-марафона Томаш Томечек на TATRA. Единственному "КАМАЗу" вполне по силам побороться за вторую позицию, а при проблемах у лидера Шибалов, Сотников и Яковлев способны замахнуться и на победу.
Южноамериканский "Дакар" стартует после Нового года. Первый спецучасток запланирован на 5 января, а сама гонка продлится две недели. Здесь фаворитом является команда Team de Rooy, в полном составе использующая грузовики IVECO. Действующему победителю марафона Жерару де Рою будут ассистировать экс-триумфатор "Дакара" Ханс Стэйси и двукратный чемпион мира по классическому ралли Мики Биазон. Второй по силе командой можно считать коллектив Алеса Лопрайса, традиционно предпочитающего TATRA. 32-летний чех является одним из лучших пилотов "Дакара", а выиграть культовую гонку ему мешает лишь феноменальная невезучесть.
"КАМАЗ-Мастер" подходит к американскому ралли-рейду в статусе третьей силы. С одной стороны, все помнят былые успехи команды из Татарстана и ее несгибаемый боевой дух. С другой – заметно усилившиеся соперники уже смогли справиться с молодым составом пилотов в прошлом году, так что ничто не мешает де Рою с Лопрайсом вновь победить россиян. Да и решающего технического преимущества у отечественных грузовиков больше нет: даже в самой команде признают, что новые IVECO стали быстрее и надежнее прежних. Но это значит лишь то, что любителей ралли-рейдов ждет славная битва.