Семен Семенович
Руководитель команды КАМАЗ-Мастер о скандале на "Дакаре"Семен Якубов – Профессионал. С большой буквы. Даже в дни проведения ралли-рейда "Дакар" руководитель команды "КАМАЗ-Мастер" не переставал держать руку на пульсе и читал новости из Москвы. Читал, и то что писали мы здесь, на "Моторе". То, что прочитал, ему не понравилось. И говорить с нами он не очень хотел. Но все-таки поговорил. Потому что Профессионал.
Это интервью состоялось в субботу днем, когда боевые экипажи начали один за другим пребывать в местечко Писко, что примерно в 200 километрах от Лимы. До конца марафона оставался лишь самый последний спецучасток длиной в 29 километров – шуточных по меркам "Дакара". Уже было ясно, что лучший из КАМАЗов – клиента Артура Ардавичуса – практически наверняка финиширует третьим. Так и вышло: два первых места на очередном марафоне достались Жерару Де Рою и Хансу Стейси, выступавшим на IVECO.
В команде "КАМАЗ-Мастер" время перемен. Семикратный победитель знаменитого марафона Владимир Чагин провел первый для себя "Дакар" в качестве одного из руководителей коллектива. Фирдаус Кабиров, выигрывавший легендарный марафон дважды, к команде отношения уже не имеет. Грузовики в бой повели молодые. И для челнинской команды этот "Дакар" получился, наверное, самым непростым за всю историю. И не только "непростым", а еще и скандальным.
На четвертом допе марафона случилась темная история с экипажем победителя "Шелкового пути" 2010 года Эдуарда Николаева. Уверенно можно сказать лишь то, что россиянин столкнулся с внедорожником аргентинского гонщика Маркоса ди Пальмы. А вот на предмет того, что случилось после, мнения расходятся. То, как "темную историю" осветили мы, очень не понравилось Семену Семеновичу. И мы сочли нужным спросить о том, что же именно произошло, у его самого.
Очень многое было сказано еще до того, как на диктофоне была нажата кнопка записи – Якубов пытался объяснить, что возвращаться к эпизоду с участием Николаева не хотел бы. Но когда вопрос "под диктофон" о скандальном столкновении все-таки был задал, Семен Семенович отмалчиваться не стал. За что мы ему очень благодарны.
Мы постарались передать интервью дословно. Как Семен Семенович сказал – так тут и написано. Якубов был эмоционален, и после того, как была нажата кнопка STOP, попросил сделать на это скидку. Эту просьбу мы и передаем.
?? Семен Семенович, как вы можете охарактеризовать этот "Дакар"? Если кратко: он трудный?
?- Трудный. Трудный, но удачный тем не менее. Для нас удачный. Те задачи, которые мы ставили перед собой, мы решили. Мы подтвердили на сегодняшний день правильность нашего решения. Действительно, психологическая нагрузка огромная. Как бы ты не умел ездить, как бы ты не справлялся с автомобилем и не занимал высоких мест в других соревнованиях, на "Дакаре" психологический настрой играет гораздо большую роль и влияет на все результаты. И мы это почувствовали. И в первый день, и потом несколько раз. И вот только сейчас можно сказать, что как-то ситуация стала настраиваться. Потому что хорошие гонщики – и среди зарубежных, и среди наших – теряются в этой обстановке. "Дакар" – это гонка, непохожая ни на одну другую. Это самая сложная, самая трудная, самая непредсказуемая и опасная гонка. И здесь, когда люди едут по таким трассам, которые прокладывают, встречаясь с этим впервые, конечно они теряются. И надо приучить людей к этому. Вот. Примерно так.
?? У вас не было мысли по ходу этого "Дакара", что может быть, неправильно все это было? Что, может, стоит вернуть Владимира Чагина за руль?
?- Сомнений, честно сказать, не было. Потому что я долго думал об этом решении. Сомнений не было, что оно правильное. Но я ждал серьезных подтверждений правильности этого решения. Потому что то, что понятно мне – это мое, так сказать, внутреннее. Это должно быть понятно тем, кто следит за нами, болеет, пытается с пониманием отнестись ко всему тому, что мы делаем. Наша, так скажем, дружественная сторона. Но есть и те, кто ищет в наших шагах ошибки. Которые хотят на этом… чего-то добиться. Кто, чего – не знаю. У каждого свои мысли. Но есть и такие, к сожалению. С каждым годом их становится меньше. Причем, даже они, вникая в существо этого вопроса, меняются. Потому что то, что "Дакар" – это только для смелых мужчин, для настоящих мужчин – сегодня большинству людей известно. Это непонятно, может быть, только – ну как это сейчас называют – ботаникам, которые любят щелкать на компьютере, высказывать свое мнение, не выходя из комнаты и не пытаясь увидеть это все так, как оно есть на самом деле. Но таких людей становится все меньше и меньше.
?? Вы рассчитывали, что [Эдуард] Николаев сможет сразу же стать не то, чтобы равноценной заменой Чагину, но…
?- Нет, конечно. Нет, конечно. Смешно так думать. Смешно так думать – для этого нужно пройти хорошую школу. Для этого нужно стать опытным специалистом. Закаленным. Для этого нужно совершить огромное количество ошибок – чтобы дойти до таких высот. Как это сделал Чагин. Но перспектива такая есть.
?? Чего ему не хватило? Какие вы ошибки заметили именно здесь? Чего не было на "Шелковом пути"…
?- Ну зачем их перечислять? Опыта нет. Вот одним словом это можно объяснить. Больше ничего. Все остальное есть.
?? Все-таки мне бы хотелось туда вернуться. На этот спецучасток.
?- На какой спецучасток?
?? На тот, на котором произошло столкновение.
?- Столкновение произошло в пыли. Есть записи видеорегистратора, который был включен. Был один включен, а второй оказался выключен. Вот его через день мы стали проверять и с него взяли… И с него видно, как в пыли идущий впереди джип тормозит, появляется одно облако пыли и появляется зад – развернутый зад автомобиля. Где в правый бок этого развернутого зада… Не в левый бок. Точнее сказать, посередине между левым и правым, срезая левый бок (так и дословно и было сказано, – примечание редактора), влетает автомобиль Николаева. То есть, он не мог рассчитывать на то, что автомобиль, идущий прямо, вдруг займет больше места. И он рядом с ним в пыли должен был пройти. Не получилось, к сожалению.
?- А "Лента.ру" (сотрудники команды называют "Мотор" именно так, - примечание редактора) написала, что он стоял, этот джип? – вступил в разговор пресс-атташе команды Эрик Хайруллин.
?? По-моему они написали обе точки зрения.
?- Да там вообще глупость. Что он [Маркос ди Пальма] стоял, вышел из кабины, помогали какому-то человеку на другом джипе их другу вылезать из песка. Да не было там песка! Там была пыльная ровная дорога. И впереди следующий джип ехал очень далеко. Этот джип ехал. Было видно как он идет и пускает пыль. И вдруг в этой пыли облако пыли возникает неожиданно, и когда он [Николаев] влетает – в последнюю минуту регистратор фиксирует вот так (показывает на руках – примечание редактора) развернутый автомобиль и влетающий сюда грузовик… Потом он [ди Пальма] сказал, что у него неисправен руль. Он тормозил, машину занесло – принес извинения Чагину, что он у нас украл время из-за этого, и что признает свою вину. Вот такой был разговор потом. Все. На этом все закончилось…
?? И после этого вам вернули время, да?
?- Время вернули до того.
?? Ну да.
?- До того вернули время. Еще машины не приехали на бивуак – вернули время. Поторопились. Мы не писали… Экипаж не писал просьбу в коллегию спортивных комиссаров о возврате потерянного времени. Не писал. Понимаешь?
?? Ну и многие тут говорят, что наказание какое-то... Что оно непонятно откуда взялось.
?- Непонятно! Потому что вернули время. И объяснили это тем, что экипаж оказывал помощь. Когда они вернулись, [судьи] стали разбираться – они [экипаж Николаева] не успели оказать помощь. Потому что пока они меняли колесо – для того, чтобы подъехать и поднять машину на колеса, поставить, – в это время мимо проходящий джип остановился и перевернул. Когда они сменили колесо, они побежали к нему [ди Пальме] цеплять, а его уже нет. Он уже уехал. Вот и все. Но они ж нажимали кнопку. Кнопку остановки. И потом нажали кнопку отъезда. И по нажатию кнопок [судьи] высчитали время. И пока они [экипаж Николаева] ехали сюда, им время вернули. Им отдали это время. [Потом, когда] они приехали – мы разбирались. В 12 часов ночи мы ходили к этому экипажу, который перевернули. Потому что он только приехал. Поговорили с ним. Все стало ясно, все встало на свои места. Но к этому времени был уже подан протест. Мы [команда] до этого предупредили коллегию комиссаров, что вернувшийся экипаж напишет прошение о возврате времени…. Но экипаж не писал этого. Такого документа нет. Есть мое письмо с объяснениями причин аварии, и все, где я написал, что вернувшийся экипаж придет к вам и подаст прошение о возврате времени. Они не стали ждать – приняли решение раньше времени. А экипаж не подавал [прошение].
?? Как сам Эдуард справился?
?- С чем?
?? С тем ударом. Выстоял психологически? Что теперь?
?- Ты сам на машине давно ездишь?
?? Года три – не больше.
?- Ты кого-нибудь бил?
?? Только камни.
?- Поэтому ты задаешь такой вопрос. А я в этой жизни... И меня били, и я бил…
?? Я не про переворот [джипа].
?- Поэтому – ну ударил ты машину. Ну и что? Люди живы. Ну и что дальше?..
?? Я не про удар. Я про то, что его [Николаева] сняли с гонки.
?- Про то, что сняли – конечно переживал. А как же? Он то вообще не при чем. Он то вообще ни сном, ни духом. Он не просил это время вернуть. Он ни к кому не обращался. А ему такое жестокое наказание. Мы могли устроить скандал. Но те люди, которые вернули нам это время – они бы пострадали. Это было бы красиво?
?? Нет, конечно.
?- Конечно, нет. Поэтому мы так не поступили. А дальше, значит, пошли всякие… всякие слухи. Но я же не могу об этом говорить откровенно. Я же не могу в своих интервью говорить о том, что… того-то пожалел. Я не могу об этом говорить. Правильно? И ты писать об этом не должен.
?? Почему?
?- Потому что получается некрасиво. Что мы ссылаемся на кого-то. Нам хотели люди помочь.
?? Ну вы же их не называете.
?- Они это сделали. Потому что хорошо к нам относятся. Но в результате оказалось, что они совершили ошибку. Они поторопились. Мы не просили об этом.
?? То есть, это медвежья услуга, своего рода…
?- Естественно. Естественно. А те (на момент интервью Якубову было неизвестно кто, – примечание редактора) написали протест. А по протесту надо принимать решение. А какое решение? Кто виноват? Как вот здесь принять решение? Кто виноват? Если эти [те, кто вернул экипажу Николаева время, – судя по всему, организаторы] виноваты – им веры не будет. Значит только мы остаемся.
?? Хорошо. Давайте сменим тему. Ардавичус.
?- Что Ардавичус?
?? Вы довольны тем, как он провел гонку? Вы ожидали большего, меньшего?
?- Конечно, доволен. Ну как это можно? На второй год гонки. Всего второй "Дакар" у него. Восьмое место в прошлом году. И вдруг третье место в этом. Это подвиг, я считаю.
?? Какая дальнейшая его программа? Продолжать будете?
?- Если он согласится участвовать в нашей команде – я с удовольствием.
?? Какое у него сейчас настроение?
?- Я думаю, что хорошее. Завтра будет еще лучше если закончится все благополучно.
?? Какие планы у "КАМАЗа"? Состав новый практически на сто процентов. Вы планируете еще кого-то нового привлекать или все-таки [продолжать] растить Николаева, [Андрея] Каргинова?
?- Мы меняемся. Мы меняемся давно. Меняем технику. Растем. Изобретаем новое что-то. Людей новых привлекаем, молодежь привлекаем. У нас всегда происходят изменения. У нас кредо такое: если стоять на месте, то рассчитывать не на что. Догонят и обгонят. Или еще и не дадут догнать. Вот так примерно.
?? Можно сказать, что какое-то после прошлого года было пресыщение победами? Что как-то уже обесцениваться стали…
?- Ну как "пресыщение"? Ну как может быть пресыщение? "Дакары" все разные. Они не похожи друг на друга. Какое тут может быть пресыщение? Все они разные. Во всех отношениях. Вот в этом году уже туалеты чистые – и то есть разница.
?- А давайте "Ленте.ру" зададим вопрос, Семен Семенович, – вновь вступил в разговор Эрик Хайруллин.
?- Какой?
?- Вы довольны интригой в грузовом зачете в этом году?
?? Очень. А вам не нравится, что интрига в грузовом зачете есть?
?- Ну как не нравится когда я ее создавал – эту интригу. И когда уезжали, я заявил об этом откровенно: "Вы хотели интригу – вы ее получите". Вот и получили. Эту интригу.
?? Я думаю, все довольны.
?- Ну надо взъерошить немного ситуацию. Потому что те люди, которые считают что "ну уехали, ну выиграли, ну и что такого?", вот посадить бы их… Помнишь как там Высоцкий пел? "А винтовку тебе, а послать тебя в бой!? … А ходил ли ты, скажем, в атаку?". У Высоцкого есть такое. Этим ребятам памятник ставить надо. Так что? Еще вопросы есть?