Новые слова в гонках: что такое Картсим, Микс и фиджитал
Как редакция «Мотора» приехала на подиум в гонке против сильнейших пилотов страныНеобычный формат «картсим»
Двухчасовая командная «Гонка звёзд» проводится на симуляторе и на картодроме в виде параллельных заездов на выносливость со сменами пилотов. Соответственно, в каждой команде в любой момент времени два гонщика находятся за рулём, а два других ожидают, чтобы их сменить во время пит-стопа.
За время соревнования каждый участник должен проехать минимум по одной 20-минутной сессии как в реальности, так и в виртуальном пространстве. На финише подсчитывается сумма очков каждой команды согласно занятым местам в картинге и симрейсинге (баллы за эти дисциплины равноценны), по сумме которых и определяется победитель.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283164/96b74cbc8d871c3f959c03736bdecdbe5b0e1b2a.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283165/fbe3d78b8d3ec07851aff936f29a4163ea51b6a2.jpg)
© MIKS Karting
Порядок старта и карт для старта (не секрет, что абсолютно равных по техническому состоянию машин в картинге не бывает) определяется жребием, а 5-круговая квалификация нужна лишь для того, чтобы определить победителя соревнования в случае равенства очков у двух команд. Пилоты довешиваются до 85 кг, а больший, чем это значение, вес в Гонке звёзд не компенсируется.
Симуляторная часть заездов проводится на игровом оборудовании профессионального уровня в игре Assetto Corsa Competizione. Оно состоит из мощного игрового компьютера, изогнутого монитора с огромной диагональю и кокпита-каркаса, на котором смонтирован гоночный ковш и руль с педалями. Стоимость такой сборки легко превышает полмиллиона рублей, что примерно вдвое дороже 9-сильного карта, который используется для тренировок и гонок в клубе MIKS Karting.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283166/cd38b22dbbace8dc71367486ec5ce9405bf37efd.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283167/673eba4cd805401f308f6969414deb59464a2319.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283168/1adb820832568423740bd06cbf5fa548e1030210.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283169/423d3e9fe8b9d7381b46b8f978baee1ec19bb7ac.jpg)
Фестиваль картсим проводится при поддержке департамента спорта города Москвы на базе клуба MIKS Karting (прежнее название — Forza). Имя MIKS уходит корнями к акрониму M.I.K.C. — Moscow Indoor Karting Cup. Под этим брендом долгое время проводился самый популярный в России чемпионат, который все называли просто «Миксом»
© MIKS Karting
Для второй части Гонки звёзд организаторы выбрали виртуальное воплощение трассы «Нижегородское кольцо» и переднеприводник Lada Kalina NFR R1. То есть практически такую же кольцевую Ладу, на которой мне в 2020 году посчастливилось проехать этап РСКГ в реальной жизни! А на «НРинге» недавно как раз проводилась презентация гражданской Гранты Спорт. С картингом я тоже знаком неплохо — в 2014–2016 годах немало времени провёл за тренировками на закрытых картодромах и даже проехал пару сезонов главного «прокатного» чемпионата страны — того самого MIKC (ныне — MIKS).
Значит осталось всего ничего — собрать команду, которая при этом была бы вправе называться Motor.ru, и где все будут хотя бы не медленнее меня. Ведь соперниками в Гонке звёзд, как можно догадаться из её названия, будут известные российские автогонщики и пилотессы: в составы 10 команд-конкурентов заявлены Александр Смоляр, Ирина Сидоркова, Анастасия Нифонтова, Алексей Карачёв, Михаил Симонов, Кирилл Ладыгин, Иван Самарин, Сергей Сироткин, Борис Шульмейстер, Артур Мурадян и другие гранды российского автоспорта.
Неочевидная интрига
Не буду перечислять регалии каждой из «звёзд» — у интересующихся автоспортом читателей эти фамилии и так на слуху, а поисковые системы могут рассказать многое про каждую из них. Важно то, что это действительно быстрые и добившегося многого профессиональные спортсмены. Причем все они выступают на разной технике: среди звёздных участников есть кольцевики, раллисты, кроссмены, дрифтеры, пилоты с формульным опытом, заслуженные мастера спорта и вчерашние картингисты топ-уровня.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/56x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283175/c8f0b879f84a663ea7482eace743b226e3341469.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283176/1d3a579fcaf6d43cba5a17d50497dee86b63fbf8.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283177/8350f60f25ebd379ae479d27904caed8cdaeb854.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283178/d6194ed276af7d337ad9754751274fc676816b42.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283180/3d206deca26471564728a9ec30117b352a56b740.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283179/d6d7f9cd4ba85e2a949302e2b950f123b1a17a80.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283181/6c15c720e04fc82823a540c84a61b03fad49a7a3.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283182/2c987414957468ff603553b1893f12b953ecd158.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283183/57ba96616a96be2f835f96a4a0e4fd10f534f077.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283184/b3b5fd19a3aecefb59c45c7867ede6fb4c7ebd8c.jpg)
© MIKS Karting
В картсиме всё разнообразие этого опыта во многом уравнивается необходимостью уверенно выступить сразу в двух столь непохожих друг на друга гоночных дисциплинах. Прокатный картинг требует очень специфической техники пилотажа — если человек занимается гонками, но давно (или вообще никогда) не сидел в таких машинках, то вкатиться в картинговую трассу ему может быть очень непросто. Потому что определённо придётся ломать кое-какие гоночные рефлексы.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/16/6283465/4fc54681a436b9130802317933d95ade33521d85.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/16/6283466/01cea7755174b00321ebcd68d40921eb4670c5a7.jpg)
© MIKS Karting
Так же и с киберзаездами: без наработанной привычки ехать «по глазам и рукам», без вестибулярного подтверждения ощущений (которое есть в любой реальной машине) достаточно сложно, как и показывать хорошие времена, даже если в реальности ты очень быстрый пилот. Хотя сейчас многие профессиональные гонщики используют симулятор для подготовки. Например, ведущий в том числе тренерскую деятельность Борис Шульмейстер признался, что готовит подопечных к реальным кузовным гонкам в том числе с помощью «наката» на симуляторе.
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283196/96bb9279b90cb4da1ff6fe6a6c2395c9453706b2.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283194/4d13a491470252a7c54bed7e752393c46081997d.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283195/7ac38d60be6784798db030faa7b009ec4058d6a9.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283198/08c0f5892ac44dcf5bb8b39d9d68c4884d1f5e14.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283197/70aaf77736025f3ef96f9fc9898f35c5b90f8fb0.jpg)
© MIKS Karting
В итоге невозможно с уверенностью предположить, кто из звёздных пилотов выстрелит в какой дисциплине, а кто испытает трудности. Тем более, что многие из них люди занятые и не имеют возможности достаточно потренироваться к дружеской, по сути, гонке. Чтобы сбалансировать команды, организаторы добавили во многие коллективы топовых картингистов из Микса и профессиональных игроков из высшей лиги симрейсинга. Команде Мотора досталось как раз по одному такому, а четвёртым стал Михаил Конончук, пишущий для вас прекрасные тексты вроде этого.
Подготовка: руки помнят (но не всё)
В последние годы я редко оказывался за рулём карта. Но каждый такой случай подтверждал аксиому, что забыть, как рулить (ездить на велосипеде, играть на гитаре, плавать, рисовать) — невозможно. Поэтому за свой темп я не переживал, но провёл несколько тренировок и проехал в качестве подменного пилота гонку в чемпионате Микс. Темп был нормальный, а проблемой стала стёртая «до мяса» ладонь — старые и недостаточно цепкие гоночные перчатки не смогли защитить мои руки, поэтому Гонку звёзд я впоследствии ехал с болью от елозящих в не зажившей до конца ране пластырей.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283203/3079a960529091884420a34d61baa3591288f3c5.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283205/b2caca620348032c44a741ac6fea8e133239234c.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283206/d5a5e3c52081d4e1b52bcae4b6e8153569e333c8.jpg)
Защита рёбер может сэкономить немало здоровья, особенно если у вас нет слепленного по индивидуальным меркам ложемента в сиденье карта. А вот купить новые перчатки ради одной гонки я поленился — и поплатился за это не только стёртыми ладонями
© MIKS Karting
Мой коллега Михаил Конончук хорош в управлении полноразмерными автомобилями (недаром он работает контраварийным инструктором) и иногда поигрывает в кибергонки, но вот на тележках с мотором никогда не блистал. Поэтому мы с ним пошли ускоряться в Академию картинга Mazda (МКА) под руководством Сергея Балдина, в которой я тренировался в былые годы.
Миша здорово намял с непривычки рёбра, но за несколько тренировок встал во вполне приемлемый темп. Который потом очень здорово улучшил уже в самой Гонке звёзд. Нашими с ним напарниками по команде Motor.ru стали топ-пилот из всё той же МКА Илья Сидельников и один из лучших симрейсеров страны — пилот LADA Sport ROSNEFT Кирилл Антонов.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283218/c0917c2c3c613aaab3102662a1feda1b7c0218d5.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283219/1e0dac2ecb4a9489b53e8f0a2896a73d0a5bb869.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283220/00cb9f99904c0ce37fbf1e31ab2ba1c1da8ef4de.jpg)
«База» (она так и называется), из которой растёт рулевой вал, неспроста выглядит так массивно. В ней находится мощный электромотор обратной связи, который порой буквально рвёт штурвал из рук — всё как на настоящем гоночном автомобиле. За часовую тренировку на симуляторе я не то чтобы устаю, но физическую нагрузку ощутить успеваю
© Дмитрий Ласьков
От последнего можно было бы перенять очень много опыта во время тренировок на симуляторе, но Кирилл приболел и помогал процессу дистанционно. В результате двое в нашей команде ехали на виртуальной Калине на очень конкурентоспособном уровне, а двое отставали от них на существенную секунду с круга. Одним из последних был я: симулятор оказался более сложной штукой, чем кажется на первый взгляд.
Дополнительно мне мешало то, что цифровая модель автомобиля не совсем точно повторяла поведение реального. И требовала совершать противоестественные действия: например, сильно переруливать в медленных поворотах и проходить их буквально «плугом». Но условия для всех одинаковые, поэтому жаловаться не на что — чем выше адаптивность и универсальность пилота, тем он ценнее в составе команды фиджитал-соревнований.
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283223/da97449e82d1927076525b0eff6cecc2d4ef1085.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283225/6fc3566960118ed44c32edfd6875e8b632c99814.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283228/d9783fffb397b3d70d27ffc8b44b32bb99e5ec5b.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283227/8dd1e2978f30676b957c9bd672b47de91e8df24e.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283226/ac696b41956a8c673eff6f0598a8030f9fd6ae79.jpg)
![](/thumb/72x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283224/63d45f9cf771149e5f3d5e45867c63c5c0f4b75f.jpg)
![](/thumb/72x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283230/1b20cd6d9191f2b40d83ed549809243a3179f4dd.jpg)
![](/thumb/72x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283231/3a1b89c5b372f4d373681a4898f19315d4c66e26.jpg)
![](/thumb/72x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283229/50b987a93172bbd56f2dbe4188f1dc32ec46957e.jpg)
Проведение любительских гонок в картинг-клубе MIKS за последние годы вышло на очень высокий уровень. Например, организаторы устраивают трансляцию на площадках VK и Youtube с профессиональным монтажом, комментаторами в студии и интервью на арене событий
© MIKS Karting
Гонка и её результаты
Картинговую гонку мы выиграли! Приехали на первое место за счёт сбалансированного состава, маленького подвига двух изначально более медленных пилотов, а также удачи и грамотной тактики. Имея в составе двух условно картингистов и двух симуляторщиков, мы решили сначала откатать максимально короткие отрезки в непрофильных для каждой пары гонщиков дисциплинах.
А потом потом посадить всех пилотов на более длинные сессии уже за тот тип руля, с которым они наиболее эффективны — и отыгрывать позиции у соперников за счёт хорошей стабильной скорости, помноженной на большую продолжительность стинтов (так называется сессия пилота в гонке).
© MIKS Karting
Но в изначальный план вмешалась фортуна: по жеребьёвке нам выпал бодрый карт и 3 место на старте. Это значит, что на реальной трассе начинать надо картингисту Илье Сидельникову, который единственный из нас способен наверняка реализовать эту удачу и создать максимальный задел. Так и произошло: вскоре он вырвался в лидеры, а приняв от него эстафету, я увеличил преимущество над преследователями: более полного круга. Но настоящий подвиг у нас в команде совершили журналист Конончук с симрейсером Антоновым — они раскатили потрясающий по сравнению с собою вчерашними темп и привезли Motor.ru победу в картинговой части Картсима.
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283235/7f21a8b7893d5b856b03c4438d1c34892eff79d1.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283236/8a98637d21faab9250a220754b55be2871bbf3bf.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283239/73cb43fb2bfc2dd5a9505d5c652373e6ba6ac493.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283238/c4be33b918589933eb0d1bf4bb0818f91d2b6231.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283237/9e6f0d03402d600619132d6df7c5262a721c8c6a.jpg)
Финиш спустя 120 минут гонки. Это на 100 минут меньше, чем едут на этой же трассе команды чемпионата MIKS, состоящие также из 4 пилотов
© MIKS Karting
На симуляторе тоже жарко: наш сим-лидер не смог доминировать над коллегами (сильных кибер-пилотов в составе команд было много), далее случилась немного сбившая нас с толку перезагрузка сервера, а также давила коллективная ответственность. Ведь помимо позиции на трассе каждый пилот отвечал и за недопущение срезок — на всю команду даются 5 «бесплатных» выходов за пределы трассы, а за шестой уже следует весомая пенализация.
Под финишный флаг я проехал уже в безопасном темпе «доездинга» — главное было не отдать четвёртое место и не получить штрафов. Ведь в это же время Михаил Конончук привозит победу в картинге, и таким образом команда Motor зарабатывает 30+18=48 очков. Ровно столько же, сколько и конкуренты из коллектива Сергея Сироткина «Московский спорт»! Поэтому судьбу первого места решат результаты квалификации — у кого был лучше результат (у нас) — тот и чемпион.
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283250/6ecbc60460dd22569511329db45241603ab0a48a.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283253/6f67010a2fed5ec58df3b4a8a2623c57e5a46605.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283251/fe3b83caf043dd580121d3158a7c2e7ebe8d454c.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283254/3233187d696048d61a86f4a27c9b5d319561f804.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283252/170a800f514a572379ab6fd7e64e24d332b0ff51.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283255/576638689234a8abcc60509c2182ce68b8c81753.jpg)
© MIKS Karting
Но вскоре после финиша «Мотору» назначается штраф за некий эпизод в кибер-гонке, отбрасывающий нас с 4 на 6 итоговое место. Пересчёт очков — и Motor.ru приглашают лишь на третью ступень пьедестала. Оказалось, что у нашего опытнейшего симрейсера Кирилла Антонова был гоночный инцидент с автомобилем соперников, который судьи трактовали как нарушение. Инцидент крайне неоднозначный и лишь один из многих подобных среди всех команд.
Ведь контактной борьбы в сим-гонке хватало — например, меня лично опередили с помощью грубого контакта, а наказания сопернику не последовало. Поэтому вопрос, почему внимание судей уже после финиша привлёк один спорный и не влияющий на позиции в гонке эпизод с командами, в числе которых есть претендент на абсолютную победу в соревновании, оставлю открытым.
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283269/66322bfcb9d8899bf0b8dc80e087ee675b47c650.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283270/073d7bff7315e8d705dbf883dbd6b27c4f12dee9.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283268/3d785be8e9a051b6b95f4b3a5b01066cf69dcbbd.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283272/5c1b6dd4fa6d185c6a98fc0425934b7ff0658e52.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2023/12/21/14/6283271/23abea422270efda544f974d8558a366c1946285.jpg)
Бесспорные победители этой гонки — команда проекта «Картинг без границ», дающего возможность заниматься картингом людям с инвалидностью. Эти пилоты одержали победу прежде всего над собой и обстоятельствами, сумев не только сесть за руль специальных картов и симуляторов с ручным управлением, но и в хорошем темпе выступать в одной гонке со всеми остальными командами
© MIKS Karting
Что всё это значит
Конечно, высокий результат нашей команды — не повод обольщаться и думать, что мы лучше всех. Завсегдатаи чемпионата MIKS намного быстрее нас на картодроме, зачастую не будучи при этом ни профессионалами, ни тем более звёздами. А симрейсинг — это вообще свой отдельный мир, в котором нужно проводить почти всё свободное время, чтобы стать чемпионом. Но одновременно это и полезный инструмент для профессиональных пилотов и просто отличное развлечение для любителей.
© MIKS Karting
Чем больше слагаемых успеха присутствует в каком-то мероприятии, тем большую роль играет менеджмент. Надо собрать сбалансированную и мотивированную команду, организовать тренировки, быть готовыми к самым разным сценариям в гонке, скоординировать действия во всех частях соревнования. Так, в картинге нам здорово помог профессиональный менеджер из Mazda Karting Academy — он ловко и вовремя сажал нас на машины одна лучше другой.
И всё же, главное в такой дружеской гонке — не место, кубки и фотографии с подиума, а атмосфера и удовольствие от полученного опыта борьбы с крутыми соперниками. Самый сложный из которых — ты сам. Об этом подробнее расскажу в будущих публикациях на тему картинга и автоспорта.