Опубликовано 25 марта 2013, 17:54

Не прощеное воскресенье

Как Себастьян Феттель у Марка Уэббера победу украл
Эту гонку будут не просто вспоминать. Это гонку Себастьяну Феттелю будут припоминать. Каждый раз, когда для этого появится повод. Феттель до Гран-при Малайзии 2013 года и после – для многих это уже два разных персонажа.
Фото James Moy Photography и Натальи Фабричновой
Фото James Moy Photography и Натальи Фабричновой

Вечером в воскресенье на автодроме "Сепанг" все просили прощения. Льюис Хэмилтон у Нико Росберга за командную тактику, McLaren у Дженсона Баттона за ошибку на пит-стопе, Ferrari у Фернандо Алонсо за решение оставить его на трассе со сломанным антикрылом. Просил прощения и победитель. Себастьян Феттель извинился перед Марком Уэббером за украденную победу. Марк пока не ответил. "Мотор" представляет отчет о Гран-при Малайзии, на подиуме которого пилотам было не до улыбок.

До гонки

У дождя, гостившего на прошлой неделе в Малайзии, наверняка были немецкие корни. Начиная с понедельника в Куала-Лумпур он приходил словно на работу – ровно в половину четвертого – и в итоге успел зацепить примерно половину сессий второго Гран-при чемпионата.

В пятницу ливень прогнал пилотов с трассы во второй тренировке, а в субботу спутал карты многим во время второй части квалификации. Радары большинства команд отказали, и часть пилотов, пробившихся в Q2, о скором приближении дождя просто не знала: Роман Грожан решил выехать на первую "пробную" попытку на изношенных шинах, а Пастор Мальдонадо просто отсиживался на пит-лейн. К моменту, когда венесуэлец и француз выехали из боксов, чтобы показать "настоящее" время, дождь уже заступил на службу.

38-й поул Феттеля -- до рекорда Михаэля Шумахера осталось еще 30. До сравнений с ним же по поводу подлых поступков -- всего сутки

38-й поул Феттеля -- до рекорда Михаэля Шумахера осталось еще 30. До сравнений с ним же по поводу подлых поступков -- всего сутки

В Q3 в итоге попали оба пилота McLaren, но во многом лишь благодаря тому, что выбрали удачный момент для своих кругов – MP4-28 по-прежнему не входит в число самых быстрых автомобилей пелотона.

В третьем сегменте пилоты выезжали на трассу уже только на промежуточных покрышках. С одной стороны, можно сказать, что результаты не в полной мере отражают расстановку сил – на подсыхающей трассе важно было оказаться в нужное время в нужном месте. Но отрыв Себастьяна Феттеля ото всех остальных был слишком убедительным, чтобы сомневаться в его преимуществе.

Фелипе Масса стал вторым, в четвертый раз подряд опередив в квалификациях Фернандо Алонсо. А лидер чемпионата Кими Райкконен уже после окончания сессии и вовсе был наказан за блокировку Росберга: Кими потерял три позиции.


Гонка

Дождь работал без выходных. В воскресенье он, как и положено, начался ровно в половину четвертого. Затем, успев основательно подмочить трассу к началу установочных кругов, перестал и больше не появлялся.

В ходе установочных кругов пилоты предпочитали передвигаться по гравию

В ходе установочных кругов пилоты предпочитали передвигаться по гравию

Почти половина пилотов в ходе установочных кругов пропахала антикрыльями по гравийным ловушкам, но к началу гонки условия на трассе стали уже более или менее нормальными. О том, насколько сухо было к моменту старта, говорит хотя бы тот факт, что в бой пилоты отправились без машины безопасности – в изнеженной Формуле-1 такое происходит все реже. В результате, лишь несколько первых кругов гонщики проехали на промежуточных шинах, после чего отправились переобуваться.

Ход гонки и ее результаты

можно посмотреть в традиционном онлайне и в новостной заметке по итогам Гран-при

Однако к моменту перехода на слики пелотон уже потерял Фернандо Алонсо. Испанец, опередив на старте Массу, слишком агрессивно атаковал Феттеля, сломал переднее антикрыло, а потом (по совету команды) решил не заезжать в боксы – переход на слики был запланирован на четвертом круге, и в Ferrari решили рискнуть.

Крыло оторвалось на втором круге, попало под днище и Фернандо потерял контроль над машиной, закончив Гран-при Малайзии в гравийной ловушке.

Первая серьезная ошибка Фернандо Алонсо за два года

Первая серьезная ошибка Фернандо Алонсо за два года

Потом… Если в этот день кто-то и мог помешать Red Bull Racing сделать победный дубль (кроме них самих, разумеется), то это были гонщики Mercedes AMG. Льюис Хэмилтон даже вклинился между парой Red Bull по ходу гонки, но затем отстал и к концу заезда лишь оборонялся от атак Нико Росберга. После непродолжительной дуэли и нескольких смен позиций немцу было приказано отступить: Нико приподнял ногу с педали газа и сделал то, что велела команда. Однако не все в этот день были столь послушны.

Поначалу дуэль между гонщиками Red Bull казалась чистой. Феттель, потерявший лидерство из-за решения раньше перейти на слики в начале гонки, за дюжину кругов до финиша вдруг повис на заднем антикрыле автомобиля своего напарника. К этому моменту обоих гонщиков уже давно предупредили: необходимо замедлиться и в том же порядке доехать до финиша – чтобы поберечь моторы и шины. Но в Себа по ходу гонки вселился молодой Шумахер. Феттель, если пользоваться его собственной формулировкой, "не намеренно" проигнорировал приказ команды и пошел в атаку.

Через двадцать секунд Себастьян Феттель окончательно выйдет в лидеры

Через двадцать секунд Себастьян Феттель окончательно выйдет в лидеры

Пару первых выпадов Марк отбил. Решающая дуэль произошла за десять кругов до финиша. Чемпион мира на стартовой прямой бросился в атаку, Уэббер попытался размазать мальчишку по стене, отделяющей трассу от пит-лейн, но как только она закончилась, принял левее, чтобы контратаковать. И ему это удалось. В змейке первых поворотов Уэббер действовал не менее жестко, оттер Себа, но ненадолго. Феттель продолжил наступление и в конце первого сектора додавил напарника. Напарника, двигатель которого по приказу команды работал не на полную мощность.

Себ извинился, но уже потом, на пресс-конференции. После того, как попрыгал на носу своего Red Bull, победно вскинул руки и показал миллионам телезрителей свой указательный палец. Извинился только тогда, когда правду рассказал стоявший рядом на подиуме Марк. А потом извинился еще, примерно раз десять.

Феттель сравнялся с Джеки Стюартом по количеству побед в Ф-1. Теперь их 27

Феттель сравнялся с Джеки Стюартом по количеству побед в Ф-1. Теперь их 27

Эту гонку будут не просто вспоминать. Эту гонку Феттелю будут припоминать. Каждый раз, когда для этого появится повод. Себастьян до Гран-при Малайзии 2013 года и после – для многих это уже два разных персонажа.

Реноме Феттеля после финиша гонки не могло восстановить уже ничего. Возможно, было бы лучше, если бы прямо на подиуме он просто сказал: "Парни, я гонщик и я всегда буду бороться за победу". Но Себ потратил слишком много времени на то, чтобы извиниться. И даже сделав это, он остановился на полпути, ни разу не сказав твердо, что слышал приказ сбавить темп. Об этом вместо Себа сообщил уже официальный пресс-релиз Red Bull Racing.

После второго этапа чемпионата Феттель лидирует в чемпионате, финишировав на подиуме в обеих гонках и победив в одной из них.


Гран-при Малайзии, который вы не видели


Успех: Марк Уэббер

Не прощеное воскресенье

Марк провел далеко не идеальный уик-энд. Он значительно уступил напарнику в квалификации, а в гонке вышел вперед во многом благодаря тактике Феттеля, решившего переобуться в слики на несколько кругов раньше. У Феттеля была возможность одержать победу честно: в тот момент, когда Марк в последний раз покинул пит-лейн. Однако австралиец остался лидером. И потом сделал то, что велела команда – переключил двигатель в экономичный режим и берег резину. Это победа должна была достаться ему. Он ее как никогда заслужил.


Провал: Force India

Не прощеное воскресенье

У славных парней из бригады механиков Force India был черный день. На трассе дела у команды шли весьма неплохо. Адриан Сутил показал лучшее время в первой части квалификации, оба пилота солидно смотрелись в гонке, но все испортил один-единственный гайковерт. В ходе пит-стопов ди Ресты и Сутила возникли проблемы с креплением левого переднего колеса. Механики долго возились с автомобилями, но устранить неисправность не удалось. Два схода. Полный провал.


Запомнится: пит-стоп Льюиса Хэмилтона

Не прощеное воскресенье

В этой скандальной гонке нашлось место и смешному. Льюис Хэмилтон стал героем комичного эпизода и сорвал аплодисменты многомиллионной аудитории по всему миру благодаря ошибке на пит-лейн. Британец, шесть лет выступавший за McLaren, ошибся бригадой механиков и по привычке заехал к парням, с которыми работал раньше. Твиттер был взорван тысячами сообщений, но пожалуй лучший пост принадлежит самой McLaren. TheFifthDriver, аккаунт команды в социальной сети, спустя пару минут после эпизода сообщил своему бывшему гонщику: "Льюис, в любое время можешь заехать и сказать «привет". Сообщение получило больше 11 тысяч перепостов.

@Истории с гонки: пресс-центр @111358 @ Корреспондент "Мотора" выражает благодарность команде Marussia за помощь в починке арендованного автомобиля Proton. В процессе эксплуатации у него оторвалась пластиковая накладка багажника, но после использования сверхстойкого технического клея автомобиль был возвращен в первозданном виде. Мы приносим извинения компании-владельцу машины за то, что ввели в заблуждение сотрудника фирмы, не сообщив о поломке. Смеем вас заверить, что все случившееся – это "большая ошибка", которая была совершена "не намеренно". Если бы у нас "был шанс что-то изменить"... Ну и так далее. @ Генеральный спонсор команды Mercedes AMG – топливная компания из Малайзии Petronas – устроила перед началом уикенда традиционное мероприятие для журналистов: ужин и последующий конкурс, в котором представители СМИ были разбиты на несколько команд. Правда, вопросы в конкурсе не касались Формулы-1, и это явно сгубило вечер. Странная викторина продолжалась более двух часов, и до ее окончания досидели лишь немногие. @ Японские журналисты – странные люди. Журналов о Формуле-1 в Японии великое множество, и они, похоже, уже просто не знают, о чем писать. Один из японских коллег в четверг провел исследование, пересчитав ноутбуки разных марок, используемые представителями СМИ в ходе Гран-при. Точными результатами с конкурентами японец делиться не захотел. Извинившись, он лишь отметил, что с большим преимуществом лидирует продукция Apple, на втором месте – Dell, а третье – у HP.


Оценки от «Мотора»

«Мотор», не обращая внимания на заработанные очки, выставляет участникам Гран-при Малайзии собственные оценки.

* – оценка по десятибалльной шкале, от 1 до 10 / Команды представлены в соответствии с местами, занятыми в Кубке конструкторов 2012 года.

Red Bull Racing: 10/10*

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Себастьян Феттель112540
Марк Уэббер521826

Команда отработала на отлично, заработав дубль. То, что праздник был испорчен одним из молодых сотрудников, не может сказаться на итоговом впечатлении от работы коллектива из 500 человек.

Ferrari: 6/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Фернандо Алонсо3сход018
Фелипе Масса251022

Судя по выступлению Фелипе, Ferrari вряд ли могла навязать на "Сепанге" борьбу Red Bull и даже Mercedes AMG. Но кто знает, чего добился бы Алонсо...

McLaren: 6/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Дженсон Баттон71702
Серхио Перес9922

Дела у McLaren шли значительно лучше, чем в Мельбурне. Судя по всему, команда действительно постепенно начинает понимать, что делать с новой машиной. Но ошибки никуда не делись. Дженсон Баттон, успевший даже полидировать в гонке, откатился далеко назад из-за того, что на пит-стопе механики не смогли нормально закрепить колесо. Зато Серхио Перес набрал два очка, вдвое увеличив запасы команды.

Lotus: 6/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Кими Райкконен107631
Роман Грожан11689

Штраф Райкконена в субботу сказался на итоговом результате. Кими потерял слишком много времени, борясь с более медленными соперниками, но все же вряд ли мог рассчитывать на победу. Далеко не факт, что без штрафа он в итоге оказался бы на подиуме. По чистой скорости Lotus пока уступает соперникам, а с шинами E21 работала на сей раз не намного лучше, чем остальные. Тем не менее, обе машины в очках – они пригодятся.

Mercedes AMG: 8/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Нико Росберг641212
Льюис Хэмилтон431525

Добротный уикенд. Теперь можно констатировать: Mercedes сделала большой шаг вперед за зиму. Это явно не последний подиум "серебряных стрел". Чуть испортили впечатление указания с командного мостика, но в Mercedes AMG ситуация хотя бы не дошла до абсурдной.

Sauber: 7/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Нико Хюлькенберг12844
Эстебан Гутиеррес141200

Два вывода. Первый: Гутиеррес пока слишком сырой. Второй: машина достаточно хороша, чтобы Нико Хюлькенберг мог бороться с лидерами и набирать очки на регулярной основе.

Force India: 3/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Пол ди Реста15сход04
Адриан Сутил8сход06

Команда Формулы-1 привезла в Малайзию тонны оборудования: на паромах и самолетах. Прилетели сто человек. Работали неделю. На жаре. Все испортил гайковерт. Английский анекдот какой-то.

Williams: 3/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Пастор Мальдонадо17сход00
Вальттери Боттас161100

Скорости по-прежнему нет. Мальдонадо по-прежнему вылетает там, где считает нужным. Вальттери по-прежнему учится. Так что очки у Williams, судя по всему, появятся не скоро.

Toro Rosso: 5/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Жан-Эрик Вернь171011
Дэниэл Риккардо13сход00

Жан-Эрик набрал очко, даже несмотря на столкновение на пит-лейне. Команду оштрафовали на 10 тысяч евро, но очко не отобрали. В общем, тот еще уикенд, если учесть сход Дэниэла. Но главное, что Toro Rosso все-таки пополнила копилку в зачете Кубка конструкторов.

Caterham: 2/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Шарль Пик221400
Гидо ван дер Гарде201500

Если пригласить Хейкки Ковалайнена на Гран-при в качестве гостя, делу это не поможет. В Caterham решили попробовать, но это и правда не помогло. Может все-таки посадить его в машину? Хотя... Нет, тоже не поможет.

Marussia: 5/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Макс Чилтон231600
Жюль Бьянки191300

Теперь официально: Marussia быстрее Caterham. По крайней мере в руках Жюля Бьянки. Француз творит чудеса. В квалификации ему не хватило всего 0,2 секунды до Вальттери Боттаса из "Уильямса"! В гонке соперничать с другими сложнее, но прогресс радует.


Следующая остановка

Не прощеное воскресенье

Хорошо, что до следующей гонки три недели. Парням, которые вышли на старт в минувшее воскресенье, есть о чем подумать. А некоторым из них и поговорить. Возможно, Себастьяну Феттелю стоит взять билет до Австралии и еще раз как следует извиниться перед напарником. Заказать по паре кружек пива в баре, сесть и выяснить отношения.

Энергетическим напитком тут явно не отделаешься.