Опубликовано 09 ноября 2021, 08:00
8 мин.

На Берлинго: путешествуем по Калужской области за рулём неформатного компактвэна

Сможет ли Citroen Berlingo с приставкой Multispace стать идеальным семейным шаттлом?
В английском языке есть прекрасное слово-гибрид staycation, образованное от stay — оставаться, и vacation — отпуск. Появилось оно в начале 2000-х, с лёгкой руки то ли канадского комика Брента Батта, то ли журналиста Терри Мэсси из американской газеты The Sun News. Но настоящую популярность приобрело в 2020-м, когда проводить отпуска или выходные дома, на родине, внезапно стало новой нормальностью. Свой мини-отпуск я тоже решил провести дома, точнее, в граничащей с Подмосковьем Калужской области.
На Берлинго: путешествуем по Калужской области за рулём неформатного компактвэна
© Алексей Носаченко, Вячеслав Крылов

Что интересно, ёмкого лексического аналога стейкейшену в русском языке до сих не появилось. Сам же англицизм по понятным причинам не прижился. Поэтому мы не устраиваем «домоотпусков», а развиваем внутренний туризм. Чаще это ассоциируется с поездкой в Крым или на курорты Краснодарского края. Реже — с чем-то неформатным. Но даже для организации любого нестандартного отдыха сейчас не нужно ничего делать — можно прийти на всё готовенькое. Вот я и воспользовался одной из программ путешествий выходного дня «В город N» и вместе с семьёй отправился в поездку по Калужской области.

Впереди нас ждали заповедное Галкинское болото, арт-парк «Никола-Ленивец» и «Боровская Амазония». Все эти места находятся всего в нескольких часах езды от Москвы — но о них я слышал лишь краем уха. Организаторы назвали маршрут «Стояние на Угре» (позже станет понятно, почему) и в два неполных дня утрамбовали программу аж на целую неделю, выбрав только малоизвестные — но от этого не менее интересные — локации без толп туристов.

Berlingo Multispace оснащается бензиновым двигателем 1.6 мощностью 115 л.с. или дизелем того же объема — при скромной мощности 90 л.с., он выдает внушительные 230 Нм крутящего момента уже с 1750 об/мин и расходует «по паспорту» всего 5 литров топлива на 100 километров. Оба двигателя по умолчанию оснащены «механикой», но для бензиновой версии можно заказать и автомат — 6-ступенчатый японский Aisin. Именно такая модификация побывала в наших руках.

Berlingo Multispace оснащается бензиновым двигателем 1.6 мощностью 115 л.с. или дизелем того же объема — при скромной мощности 90 л.с., он выдает внушительные 230 Нм крутящего момента уже с 1750 об/мин и расходует «по паспорту» всего 5 литров топлива на 100 километров. Оба двигателя по умолчанию оснащены «механикой», но для бензиновой версии можно заказать и автомат — 6-ступенчатый японский Aisin. Именно такая модификация побывала в наших руках.

Формат таких путешествий предполагает наличие автомобиля. Подойдёт любой — от малолитражки до кроссовера. Главное — в нём должно быть удобно, ведь за рулём вы проведёте часов десять, не меньше. Вдобавок местами придётся съезжать на ухабистые грунтовки. Следовательно, чем выше дорожный просвет, тем лучше. У нашего Citroen Berlingo Multispace под порогами где-то 175 миллиметров, плюс металлическая защита картера уже с завода — и, забегая вперёд, скажу: этого более чем достаточно. А проехать 500–600 километров по не самым лучшим дорогам для него — раз плюнуть. Коммерческие версии Berlingo и не такое видали.

Общий сбор рано утром на Киевском шоссе. Получаем рацию для связи с головной машиной и вместе с остальными экипажами выдвигаемся по направлению к первой локации. В Берлинго сидишь, как в аквариуме (площадь остекления — 4,35 квадратного метра) — одно из преимуществ компактвэнов. Места над головой море. Дети на заднем ряду сразу умолкают и начинают смотреть по сторонам через огромные окна. Пока толкаемся в пробках, отвечаем на каверзные вопросы викторины организаторов и расширяем кругозор.

На Берлинго: путешествуем по Калужской области за рулём неформатного компактвэна

Проезжаем Апрелевку, которую раньше звали по имени местной речушки Опреловкой, от слов «прелый» и «преть». Через несколько километров справа промелькнул ресторан «Дубрава» (в 1970-х он назывался «Три поросёнка»), где бывали Леонид Брежнев, Роберт Кеннеди, Юрий Гагарин и Фидель Кастро, — его крыша сделана из титана.

Ещё одно открытие связано с Берлинго: по всему салону то тут, то там натыкаешься на отсеки и ниши для мелочёвки — есть даже «антресоль», как у маршруток. Распихали по ним бутылки с водой, салфетки и другой «походный» скарб. Уже позже я узнал, что таких отсеков здесь 16, а их общий объем равен 80 литрам — четверти багажника Смарта!

Блуждающие ключи

Через полтора часа остановка. Пока техническая. Расположились с детьми прямо в багажнике. В Ситроене он по-настоящему огромный; а если убрать второй ряд, можно впихнуть не то что велосипед — мотоцикл! Немного отдохнув, едем дальше. Первая локация — «Блуждающие ключи» на окраине деревни Новоскаковское. Раньше они устилали всё дно. Сейчас водоём заилился, и всё выглядит не так эффектно, как несколько лет назад. Говорят, виновато расположенное поблизости предприятие по розливу питьевой воды «Окололуга».

Подвесной пешеходный мост

Следующая точка куда интересней — это длинный подвесной мост через реку Угру рядом с Товарково. Дети ехали сюда целенаправленно, потому без раздумий рванули на другую сторону. Идти не страшно, плюс тренировка для вестибулярного аппарата неплохая. Сложно поверить, что весной 2013-го здесь было наводнение, и подтопило даже пешеходную часть. На правом берегу начинается национальный парк «Угра». А ещё в ста метрах от моста стоит отреставрированная церковь Рождества Христова, заложенная в 1900 году. Вниз по течению — мемориал в честь Великого стояния на реке Угре осенью 1480 года.

Галкинское болото

Путь от моста до Галкинского болота занял не больше часа. Французский вэн оказался комфортным и для пассажиров, в том числе и на приличных «шоссейных» скоростях. Разве что бензиновый мотор 1.6 стоит хорошенько раскручивать, чтобы уверенно держаться в потоке. Теперь мы на особо охраняемой природной территории. Сюда пускают только по пропускам. На въезде встречаем вооружённый патруль на УАЗике. Шутят, что оружие им выдали для защиты и от зверей, и от людей. Чтобы увидеть здешние красоты, нужно пройти минут 10–15 пешком — но оно того стоит. Эта часть национального парка «Угра» открыта для посещения, а ещё есть заповедные участки, куда не пустят ни под каким предлогом.

На Берлинго: путешествуем по Калужской области за рулём неформатного компактвэна

Галкинское болото искусственное. Оно образовалось на месте старых торфоразработок, относится к виду верховых, то есть подпитывается от атмосферных осадков, и вообще больше похоже на таёжное. Возраст местных торфяных залежей по последним прикидкам — 8–9 тысяч лет. Здесь останавливаются перелётные птицы, а на постоянной основе живут два вида чаек: озёрная и сизая. Водоёмы также облюбовали бобры и выхухоли. Туристы могут ходить лишь по деревянным настилам; спускаться на мягкую поверхность земли — только с разрешения гида и в специальных местах. Иначе можно нарушить хрупкую экосистему.

Никола-Ленивец

После прогулки по болоту обедаем наваристым супом, пьём чай и кофе. Небольшая передышка, и снова прыгаем в Берлинго. Дорога до следующего объекта, «Никола-Ленивца», — испытание для любой машины. Про асфальт здесь не слышали, зато про ямы, судя по всему, знают всё. Руль бьётся в руках, салон наполняется разнообразными звуками. Подвеске не по душе резкая смена покрытия, но тряска терпима. Чего не отнять у Ситроена, так это легковых повадок: на повороты руля автомобиль откликается мгновенно и даже по грунтовке идёт почти как влитой. Хочется опустить стёкла и приоткрыть задние форточки (на втором ряду окна лишь слегка откидываются по ходу движения), но пыли столько, что за ней уже не видно соседнюю машину.

На Берлинго: путешествуем по Калужской области за рулём неформатного компактвэна

Доезжаем до парковки. Она практически вся занята, поэтому приходится вставать вплотную друг к другу. Обе задние двери у нас сдвижные — несомненный плюс, когда на втором ряду двое детей. «Никола-Ленивец» — крупнейший ленд-арт парк в Европе. Все разбросанные на его территории объекты мы не успели бы посмотреть и за день — выбираем только основные.

Это похожий на декорацию к фильму про инопланетное вторжение Бобур (металлический каркас высотой 22 метра, оплетённый берёзовой лозой); огромный деревянный мозг «Вселенский разум» (изогнутые балки с зеркальными пластинами); батут «Скорая Тропа»; и, конечно же, Маяк (собран за три месяца из ветвей вязов без единого гвоздя). Из окна машины или на бегу смотрим на арку «Белые ворота»; «Позолоченного тельца», символизирующего быка с Уолл-стрит; и ротонду с множеством дверей.

Боровск

Уже вечером выдвигаемся в сторону Боровска. В городе мы проведём весь следующий день, а пока ужин и заселение в мотель. День на свежем воздухе даёт о себе знать — засыпаем как убитые. Утро воскресенья начинается с поездки в Пафнутьево-Боровский монастырь. На парковке рядом с ним мы оставляем машины и едем к Всероссийскому научно-исследовательскому институту физиологии, биохимии и питания животных. Отсюда начинается сплав на катамаранах по реке Протва — из-за густой растительности по берегам эти места ещё называют «Боровской Амазонией». Минут через 30–40 мы причалим в паре шагов от центра города и отправимся на экскурсию. Оказывается, у Боровска неожиданно богатое историческое наследие, и отчасти оно связано… с космонавтикой.

Здесь жил и работал Константин Эдуардович Циолковский. Местные считают, что именно в Боровске учёный начал мечтать об освоении космоса и придумал так называемый космический лифт, хотя саму идею высказал уже после переезда в Калугу. В Боровске также преподавал философ-футуролог Николай Фёдорович Фёдоров (фамилия по отцу — Гагарин!). Он известен тем, что ещё в XIX веке сделал ряд удивительно точных предсказаний, например, говорил о глобальных экологических проблемах, синтетической еде и однополых семьях. А идеями Фёдорова об освоении космического пространства вдохновлялся даже сам Циолковский.

На Берлинго: путешествуем по Калужской области за рулём неформатного компактвэна

Ещё в Боровске много музеев (есть даже музей компьютеров) и церквей. В одну из них — Благовещенский Кафедральный собор — мы заглянули и поднялись на колокольню. Дома ближе к Протве украшают «Боровские фрески» — так называют рисунки, созданные местным художником Владимиром Овчинниковым. Сейчас Овчинникову 83 года и он продолжает, что называется, творить. По некоторым данным, фресок уже больше ста, и многие из них автор наполнил любовью к городу и его истории. Наше двухдневное путешествие по Калужской области заканчивается ближе к вечеру, у святого источника и купели Храма Покрова Пресвятой Богородицы. Дети в восторге и уже планирует следующую поездку. Возвращаемся в Москву. Бортовой навигатор говорит, что до пункта назначения три часа…

Итог

Уже по приезде пытаюсь собрать свои впечатления в кучу. Во-первых, выходные определённо удались. Маршрут продуман до мелочей, потому не чувствуешь себя усталым и разбитым, как это часто бывает. Во-вторых, вопреки ожиданиям, Berlingo неплохо выступил в роли семейного шаттла. Прекрасная обзорность, грамотно организованный салон (неслучайно в названии есть слово Multispace), столики в спинках и складывающиеся/снимающиеся три раздельных задних сиденья — всё это пригодится не только в дальних путешествиях, но в обычной жизни.

В чем-то Berlingo напоминает кроссовер: короткие свесы, высокая посадка и большой дорожный просвет. Да, полного привода нет. Но ведь его нет и у большинства бюджетных кроссоверов, которые вы видите на дороге. При этом водителю Citroen помогает система Grip Control — она распределяет крутящий момент между колесами передней оси в зависимости от типа покрытия. Например, в режиме «Песок» тяга между передними колесами будет делиться строго поровну, как будто заблокирован дифференциал. Так шансы завязнуть меньше. А в режиме «Грязь» система отправит максимум крутящего момента на колесо с наилучшим зацепом.

Компактвэн на платформе коммерческой модели, выносливой и при этом недорогой, может стать альтернативой и кроссоверу, и универсалу, и минивэну. Кстати, где они, универсалы с минивэнами? И где кроссоверы, которые с тем же набором оборудования уложатся в 1,6 миллиона рублей? Berlingo Multispace отнюдь не спартанец: лобовое стекло обогревается по всей площади, медиасистема на Android с 7-дюймовым сенсорным экраном подключается к интернету, можно заказать камеру заднего вида, а круиз-контроль и вовсе включен в стандартное оборудование.

Проявились ли в пути недостатки? Разве что неизбежная большая парусность — она заметна, когда навстречу проезжает фура или автобус. Можно посетовать на малую мощность — всего-то 115 лошадиных сил, зато бензиновый мотор отличился скоромным аппетитом, а автомат — понятной логикой работы.

Berlingo Multispace едва ли станет выбором активного драйвера или холостого пижона. Но если считать деньги вас научила ипотека и если вы знаете, для чего нужны крепления Isofix, — присмотритесь к нему. Скорее всего, Citroen закроет все ваши потребности, которые большинство бюджетных машин просто не смогут вместить.