16 июля 2013, 21:42

Чем сложнее, тем лучше

«Шелковый путь» стал экстремальнее «Дакара»

Фото Red Bull Content Pool, Яны Мельниковой и организаторов "Шелкового пути"

На пятом году жизни российский ралли-рейд «Шелковый путь» превратился в самый трудный марафон на планете. Пески, кочки, броды, ямы, жара и невероятно запутанная навигация ― гонщики жаловались и застревали, но все равно ехали вперед. К финишу стало понятно: такому маршруту позавидует даже знаменитый «Дакар».

Что не нравится участникам и зрителям в южноамериканском «Дакаре»? Неправильные пески, странная география, избыток перебегающих дорогу зрителей. Все это так. Но главное ― новый «Дакар» стал менее сложным и более коммерческим. Если в Африке при составлении «легенды» определяющим фактором были дороги и особенности местности, то в Аргентине и Чили во главу угла поставили привлекательность маршрута для спонсоров и больших команд. Вместо марафонских «допов» ― куцые отрезки по 200 километров. Вместо ночевок в палатках ― пятизвездные отели. Какая там романтика...

Последние три года "Шелковый путь" начинается на Красной площади

«Шелковый путь» всегда оставался ближе к корням. Ралли-рейд появился одновременно с южноамериканским «Дакаром»: в 2009 году. В тот момент российский марафон включили в расписание новообразованной «Серии Дакар» ― ралли-рейдового чемпионата для самых преданных участников длинных гонок. На старт мгновенно заявились лучшие пилоты и команды, а о гонке начали говорить далеко за пределами России.

Церемония старта неизменно привлекает множество болельщиков

Идиллия закончилась очень быстро. Спустя пару лет «Шелковый путь» заменили на ралли-рейды в Южной Америке ― в отличие от россиян, аргентинцы допускали на старт мотоциклистов, а потому смогли сильнее заинтересовать оргкомитет «Дакара». Отечественный марафон выпал из календаря мирового чемпионата. Тем не менее, «Шелковый путь» словно по инерции повторял PR-ходы своего старшего товарища: политически просчитанный финиш в Сочи, красивые 2014 километров зачетной дистанции, умеренная сложность.

Пока пилотов представляют публике, машины проезжают по специальному подиуму

Движение в никуда закончилось в прошлом году ― на самом коротком «Шелковом пути» в истории. Финальным аккордом той гонки оказалась отмена заключительного спецучастка из-за наводнения: вместо Геленджика ралли-рейд финишировал в Майкопе. Похоже, тот инцидент стал переломным для организаторов. На «Шелковом пути»-2013 от былых недоразумений не осталось и следа.

2822 зачетных километра за семь дней. На «Дакаре»-2013 грузовики проехали всего на 700 километров больше. За 14 дней.

«Мы отказались от парадной части, которая на предыдущих этапах закрывала «Шелковый путь», ― говорит исполнительный директор гонки Сергей Гиря. ― Заменили короткие «допы» на наиболее сложные и протяженные участки. Сделали так, чтобы спортивная интрига сохранялась на протяжении всей гонки».

Регулярным участником ралли-рейда является четырехкратный чемпион мира по прыжкам с трамплина Адам Малыш, выступающий при поддержке компании Red Bull

Затея удалась ― имена фаворитов менялись до последнего соревновательного дня.

###Трагикомедия «КАМАЗов»

В грузовом зачете производителей у «Шелкового пути» традиционно отсутствует интрига: побеждает в любом случае «КАМАЗ». В условиях тотального превосходства челнинской команды зрителям оставалось следить за противостоянием напарников ― благо, заводских экипажей «Синей армады» на марафоне было сразу пять. Четыре из них претендовали на победу, пятый работал на подхвате "быстрой техничкой".

Первый спецучасток выиграл триумфатор рейда «Африка» Антон Шибалов. Молодой пилот мог бы побороться за победу, но вскоре намотал на карданный вал невесть откуда взявшуюся в степи проволоку. Самостоятельно избавиться от инородного элемента у Шибалова не получилось, и Антону пришлось ждать «быструю техничку» Дмитрия Сотникова ― только у него в грузовике был необходимый инструмент, чтобы срезать злополучный моток. Через день Шибалов потерял еще час из-за отказавшей трансмиссии: четвертый «доп» спортсмен заканчивал без переднего привода. Так из борьбы выпал первый «КАМАЗ».

Второй исчез с верхних строчек еще быстрее. Уже на втором спецучастке двигатель на машине Эдуарда Николаева вышел из строя. Действующий победитель «Дакара» обкатывал на «Шелковом пути» новый силовой агрегат, оснащенный электронным блоком управления и вписывающийся в ужесточенные нормы регламента по выхлопу. Проверка показала: двигателю не хватает надежности. Николаев все же закончил гонку, но феноменальный штраф в 118 часов отбросил его далеко за пределы лидирующей группы.

"КАМАЗ" Айрата Мардеева держался дольше других. Но в итоге сломался и он

К борьбе подключился Андрей Каргинов, но и этого пилота команды «КАМАЗ-Мастер» подстерегала техническая неисправность. Спортсмена также подвел мотор ― правда, на сей раз поломку хоть как-то можно объяснить: тот же самый двигатель прошел полную дистанцию «Дакара» и просто износился.

В лидеры вышел четвертый грузовик из Набережных Челнов ― Айрат Мардеев. Вплоть до предпоследнего спецучастка гонщик избегал неприятностей, наглядно демонстрируя, насколько скорость «КАМАЗов» превосходит конкурентов: Мардеев оторвался от ближайшего преследователя на два с половиной часа. В самом конце гонки у Айрата отказал привод топливного насоса высокого давления: источником проблем снова стал двигатель. С грехом пополам пилот добрался до финиша, но двухчасовой штраф за пропуск контрольной точки стоил Мардееву победы ― в итоговом протоколе Айрат остался четвертым.

Reload
1 / 3

Экипаж-победитель в полном составе

Победа неожиданно пришла к экипажу «быстрой технички»: пилоту Дмитрию Сотникову, штурману Вячеславу Мизюкаеву и механику Андрею Аферину. Даже груженый запчастями «КАМАЗ» оказался быстрее частников на грузовиках других марок ― это можно было бы назвать успехом, если бы ситуация не выглядела столь нелепо.

Впрочем, глава «КАМАЗ-Мастера» Владимир Чагин остался доволен результатом. Ближайший преследователь ― белорус Сергей Вязович на «МАЗе» ― повержен с отрывом в полчаса.

###Лис пустыни против русского прототипа

В категории внедорожников расклад сил был куда менее очевидным. Да, на старт вышел легендарный Жан-Луи Шлессер по прозвищу Лис пустыни. Но французу уже исполнилось 64 года, а в предыдущих попытках ему так и не покорился «Шелковый путь».

Жан-Луи Шлессер на багги собственной конструкции

Серьезную конкуренцию двукратному победителю «Дакара» должен был составить действующий триумфатор российского марафона Борис Гадасин. Да и многочисленные французы на разнообразных багги не собирались отмалчиваться: опыт Кристиана Лавьеля и Ронана Шабо позволял им включиться в сражение за призовые места.

Гадасин выбыл из борьбы практически сразу. Необкатанный автомобиль G-Force Proto 2, построенный силами петербургской команды G-Force Motorsport, то и дело выходил из строя, а на четвертом «допе» сломался окончательно. Зато напарник Гадасина Владимир Васильев на проверенном прототипе первой версии уверенно выигрывал спецучастки: для коллектива G-Force лучшее оказалось врагом хорошего.

Первые спецучастки прошли под диктовку Филиппа Гаша

Между тем в лидеры автомобильного зачета вышел Филипп Гаш на багги SMG. Француз спокойно контролировал ход заезда, пока на четвертом «допе» у него не отказала коробка передач. Так на первую строчку переместился Жан-Луи Шлессер.

Дальнейшая гонка проходила под знаком борьбы Шлессера и Васильева. На стороне «Лиса пустыни» был многолетний опыт и российский штурман Константин Жильцов. Васильеву помогали родные дороги и прикатанность прототипа к условиям «Шелкового пути» ― как-никак, именно G-Force первого поколения выиграл ралли-рейд в прошлом году.

Владимир Васильев то и дело выходил в лидеры, но в решающий момент спортсмена подвела навигация

Решающим оказался спецучсток Элиста-Астрахань, на котором Шлессер привез конкуренту 25 минут. На этом «допе» в дорожные книги участников вкралась ошибка, и штурманам пришлось по наитию отыскивать верный путь. Лучшую интуицию продемонстрировал штурман Шлессера Константин Жильцов: только он догадался, какое направление окажется верным. Следом за Лисом пустыни потянулись и остальные, но Васильев инициативу уже упустил: бывший лидер ралли-рейда слишком долго плутал в астраханской степи, позволив Шлессеру получить значительное преимущество.

Reload
1 / 2

После победного пьедестала почета Шлессер принялся крутить пончики

На оставшихся «допах» Жан-Луи по-королевски контролировал отрыв. Француз позволил Васильеву сократить отставание, но до реальной борьбы дело больше не дошло: с преимуществом в 16 с половиной минут на первом месте финишировал Шлессер. У легкового зачета «Шелкового пути» появился четвертый победитель. Единственным пилотом, которому удалось выиграть отечественный ралли-рейд два раза, так и остается «Эль Матадор» Карлос Сайнс.

###Едем в Казахстан

Пожалуй, "Шелковый путь"-2013 по максимуму использовал ралли-рейдовые возможности европейской части России. Большую часть гонки участники кружили вокруг Астрахани в пункт назначения караван прибыл уже через три дня после старта. В дальнейшем спортсменам оставалось бороздить калмыцкую степь и местные барханы вдоль и поперек: причудливая легенда избегала повторов, день ото дня открывая гонщикам незнакомые дороги одного и того же региона.

Чтобы сделать новый "Шелковый путь" таким же сложным, организаторам придется просто-напросто повторить нынешний маршрут: сделать дистанцию еще экстремальнее вряд ли получится. Но мы помним отныне устроители не гонятся за пиаром или высоким статусом. Марафон 2013 года получился настоящим ралли-рейдом в африканском понимании этого слова. А значит в следующем году придется либо опустить планку, либо найти альтернативный маршрут. Пока организаторы склоняются ко второму варианту.

После финиша исполнительный директор российской гонки Сергей Гиря заявил, что ареной будущего ралли-рейда должен стать Казахстан. Действительно, среднеазиатские степи как нельзя лучше соответствуют духу пустынных марафонов. Да и к настоящему "Шелковому пути" тому самому, из Азии в Европу такой маршрут имеет куда большее отношение.

Итак, если вы устали от упрощенного и погрязшего в судебных разбирательствах "Дакара", вам сюда на "Шелковый путь". А дальше кто знает, вдруг эти гонки превратятся в единое целое? Теоретически, "Дакар" может проходить в любой точке планеты: как известно, от африканского ралли-рейда осталось только название, а дислокацией управляют чиновники из французского автомобильного клуба. Если коммерческий потенциал Южной Америки упадет, марафон вполне может переехать куда-то еще в том числе и в Россию. Сергей Гиря открыто говорит: лет через пять наша страна будет готова подать соответствующую заявку. И если заявку примут, в России пилотов встретит по-настоящему "дакаровская" атмосфера.