Чем сложнее, тем лучше
«Шелковый путь» стал экстремальнее «Дакара»На пятом году жизни российский ралли-рейд «Шелковый путь» превратился в самый трудный марафон на планете. Пески, кочки, броды, ямы, жара и невероятно запутанная навигация ― гонщики жаловались и застревали, но все равно ехали вперед. К финишу стало понятно: такому маршруту позавидует даже знаменитый «Дакар».
Что не нравится участникам и зрителям в южноамериканском «Дакаре»? Неправильные пески, странная география, избыток перебегающих дорогу зрителей. Все это так. Но главное ― новый «Дакар» стал менее сложным и более коммерческим. Если в Африке при составлении «легенды» определяющим фактором были дороги и особенности местности, то в Аргентине и Чили во главу угла поставили привлекательность маршрута для спонсоров и больших команд. Вместо марафонских «допов» ― куцые отрезки по 200 километров. Вместо ночевок в палатках ― пятизвездные отели. Какая там романтика...
«Шелковый путь» всегда оставался ближе к корням. Ралли-рейд появился одновременно с южноамериканским «Дакаром»: в 2009 году. В тот момент российский марафон включили в расписание новообразованной «Серии Дакар» ― ралли-рейдового чемпионата для самых преданных участников длинных гонок. На старт мгновенно заявились лучшие пилоты и команды, а о гонке начали говорить далеко за пределами России.
Идиллия закончилась очень быстро. Спустя пару лет «Шелковый путь» заменили на ралли-рейды в Южной Америке ― в отличие от россиян, аргентинцы допускали на старт мотоциклистов, а потому смогли сильнее заинтересовать оргкомитет «Дакара». Отечественный марафон выпал из календаря мирового чемпионата. Тем не менее, «Шелковый путь» словно по инерции повторял PR-ходы своего старшего товарища: политически просчитанный финиш в Сочи, красивые 2014 километров зачетной дистанции, умеренная сложность.
Движение в никуда закончилось в прошлом году ― на самом коротком «Шелковом пути» в истории. Финальным аккордом той гонки оказалась отмена заключительного спецучастка из-за наводнения: вместо Геленджика ралли-рейд финишировал в Майкопе. Похоже, тот инцидент стал переломным для организаторов. На «Шелковом пути»-2013 от былых недоразумений не осталось и следа.
2822 зачетных километра за семь дней. На «Дакаре»-2013 грузовики проехали всего на 700 километров больше. За 14 дней.
«Мы отказались от парадной части, которая на предыдущих этапах закрывала «Шелковый путь», ― говорит исполнительный директор гонки Сергей Гиря. ― Заменили короткие «допы» на наиболее сложные и протяженные участки. Сделали так, чтобы спортивная интрига сохранялась на протяжении всей гонки».
Затея удалась ― имена фаворитов менялись до последнего соревновательного дня.
###Трагикомедия «КАМАЗов»
В грузовом зачете производителей у «Шелкового пути» традиционно отсутствует интрига: побеждает в любом случае «КАМАЗ». В условиях тотального превосходства челнинской команды зрителям оставалось следить за противостоянием напарников ― благо, заводских экипажей «Синей армады» на марафоне было сразу пять. Четыре из них претендовали на победу, пятый работал на подхвате – "быстрой техничкой".
Первый спецучасток выиграл триумфатор рейда «Африка» Антон Шибалов. Молодой пилот мог бы побороться за победу, но вскоре намотал на карданный вал невесть откуда взявшуюся в степи проволоку. Самостоятельно избавиться от инородного элемента у Шибалова не получилось, и Антону пришлось ждать «быструю техничку» Дмитрия Сотникова ― только у него в грузовике был необходимый инструмент, чтобы срезать злополучный моток. Через день Шибалов потерял еще час из-за отказавшей трансмиссии: четвертый «доп» спортсмен заканчивал без переднего привода. Так из борьбы выпал первый «КАМАЗ».
Второй исчез с верхних строчек еще быстрее. Уже на втором спецучастке двигатель на машине Эдуарда Николаева вышел из строя. Действующий победитель «Дакара» обкатывал на «Шелковом пути» новый силовой агрегат, оснащенный электронным блоком управления и вписывающийся в ужесточенные нормы регламента по выхлопу. Проверка показала: двигателю не хватает надежности. Николаев все же закончил гонку, но феноменальный штраф в 118 часов отбросил его далеко за пределы лидирующей группы.
К борьбе подключился Андрей Каргинов, но и этого пилота команды «КАМАЗ-Мастер» подстерегала техническая неисправность. Спортсмена также подвел мотор ― правда, на сей раз поломку хоть как-то можно объяснить: тот же самый двигатель прошел полную дистанцию «Дакара» и просто износился.
В лидеры вышел четвертый грузовик из Набережных Челнов ― Айрат Мардеев. Вплоть до предпоследнего спецучастка гонщик избегал неприятностей, наглядно демонстрируя, насколько скорость «КАМАЗов» превосходит конкурентов: Мардеев оторвался от ближайшего преследователя на два с половиной часа. В самом конце гонки у Айрата отказал привод топливного насоса высокого давления: источником проблем снова стал двигатель. С грехом пополам пилот добрался до финиша, но двухчасовой штраф за пропуск контрольной точки стоил Мардееву победы ― в итоговом протоколе Айрат остался четвертым.
Победа неожиданно пришла к экипажу «быстрой технички»: пилоту Дмитрию Сотникову, штурману Вячеславу Мизюкаеву и механику Андрею Аферину. Даже груженый запчастями «КАМАЗ» оказался быстрее частников на грузовиках других марок ― это можно было бы назвать успехом, если бы ситуация не выглядела столь нелепо.
Впрочем, глава «КАМАЗ-Мастера» Владимир Чагин остался доволен результатом. Ближайший преследователь ― белорус Сергей Вязович на «МАЗе» ― повержен с отрывом в полчаса.
###Лис пустыни против русского прототипа
В категории внедорожников расклад сил был куда менее очевидным. Да, на старт вышел легендарный Жан-Луи Шлессер по прозвищу Лис пустыни. Но французу уже исполнилось 64 года, а в предыдущих попытках ему так и не покорился «Шелковый путь».
Серьезную конкуренцию двукратному победителю «Дакара» должен был составить действующий триумфатор российского марафона Борис Гадасин. Да и многочисленные французы на разнообразных багги не собирались отмалчиваться: опыт Кристиана Лавьеля и Ронана Шабо позволял им включиться в сражение за призовые места.
Гадасин выбыл из борьбы практически сразу. Необкатанный автомобиль G-Force Proto 2, построенный силами петербургской команды G-Force Motorsport, то и дело выходил из строя, а на четвертом «допе» сломался окончательно. Зато напарник Гадасина Владимир Васильев на проверенном прототипе первой версии уверенно выигрывал спецучастки: для коллектива G-Force лучшее оказалось врагом хорошего.
Между тем в лидеры автомобильного зачета вышел Филипп Гаш на багги SMG. Француз спокойно контролировал ход заезда, пока на четвертом «допе» у него не отказала коробка передач. Так на первую строчку переместился Жан-Луи Шлессер.
Дальнейшая гонка проходила под знаком борьбы Шлессера и Васильева. На стороне «Лиса пустыни» был многолетний опыт и российский штурман Константин Жильцов. Васильеву помогали родные дороги и прикатанность прототипа к условиям «Шелкового пути» ― как-никак, именно G-Force первого поколения выиграл ралли-рейд в прошлом году.
Решающим оказался спецучсток Элиста-Астрахань, на котором Шлессер привез конкуренту 25 минут. На этом «допе» в дорожные книги участников вкралась ошибка, и штурманам пришлось по наитию отыскивать верный путь. Лучшую интуицию продемонстрировал штурман Шлессера Константин Жильцов: только он догадался, какое направление окажется верным. Следом за Лисом пустыни потянулись и остальные, но Васильев инициативу уже упустил: бывший лидер ралли-рейда слишком долго плутал в астраханской степи, позволив Шлессеру получить значительное преимущество.
На оставшихся «допах» Жан-Луи по-королевски контролировал отрыв. Француз позволил Васильеву сократить отставание, но до реальной борьбы дело больше не дошло: с преимуществом в 16 с половиной минут на первом месте финишировал Шлессер. У легкового зачета «Шелкового пути» появился четвертый победитель. Единственным пилотом, которому удалось выиграть отечественный ралли-рейд два раза, так и остается «Эль Матадор» Карлос Сайнс.
###Едем в Казахстан
Пожалуй, "Шелковый путь"-2013 по максимуму использовал ралли-рейдовые возможности европейской части России. Большую часть гонки участники кружили вокруг Астрахани – в пункт назначения караван прибыл уже через три дня после старта. В дальнейшем спортсменам оставалось бороздить калмыцкую степь и местные барханы вдоль и поперек: причудливая легенда избегала повторов, день ото дня открывая гонщикам незнакомые дороги одного и того же региона.
Чтобы сделать новый "Шелковый путь" таким же сложным, организаторам придется просто-напросто повторить нынешний маршрут: сделать дистанцию еще экстремальнее вряд ли получится. Но мы помним – отныне устроители не гонятся за пиаром или высоким статусом. Марафон 2013 года получился настоящим ралли-рейдом – в африканском понимании этого слова. А значит в следующем году придется либо опустить планку, либо найти альтернативный маршрут. Пока организаторы склоняются ко второму варианту.
После финиша исполнительный директор российской гонки Сергей Гиря заявил, что ареной будущего ралли-рейда должен стать Казахстан. Действительно, среднеазиатские степи как нельзя лучше соответствуют духу пустынных марафонов. Да и к настоящему "Шелковому пути" – тому самому, из Азии в Европу – такой маршрут имеет куда большее отношение.
Итак, если вы устали от упрощенного и погрязшего в судебных разбирательствах "Дакара", вам сюда – на "Шелковый путь". А дальше – кто знает, вдруг эти гонки превратятся в единое целое? Теоретически, "Дакар" может проходить в любой точке планеты: как известно, от африканского ралли-рейда осталось только название, а дислокацией управляют чиновники из французского автомобильного клуба. Если коммерческий потенциал Южной Америки упадет, марафон вполне может переехать куда-то еще – в том числе и в Россию. Сергей Гиря открыто говорит: лет через пять наша страна будет готова подать соответствующую заявку. И если заявку примут, в России пилотов встретит по-настоящему "дакаровская" атмосфера.