Опубликовано 02 октября 2013, 17:04

Узкодром

Как идет подготовка к первой гонке Формулы-1 в Сочи
В октябре 2014 года в России впервые пройдет этап Формулы-1. За год до этого события «Мотор» побывал на будущей трассе и выяснил, что автодром получится очень узким, а места в паддоке и в боксах будет довольно мало.
Фото Микаэл Симонов / Cosmos Media Agency
Фото Микаэл Симонов / Cosmos Media Agency

В октябре 2014 года в России впервые пройдет этап Формулы-1. За год до этого события «Мотор» побывал на будущей трассе и выяснил, что автодром получится очень узким, а мест в паддоке и в боксах будет довольно мало.

"Еще плотнее, еще компактней", – похоже, таким девизом руководствовалось архитектурное бюро Германа Тильке при создании сочинской трассы Формулы-1. Представители Центра "Омега" – компании, которая строит автодром в Имеретинской низменности в Сочи и будет проводить на нем соревнования – уверяют, что проект российского гоночного комплекса является типовым для всех творений Тильке. Однако близость Олимпийских объектов все же отличает его от большинства других трасс.

Главное, что стоит знать об Имеретинской низменности: для застройщиков на первом месте – Олимпиада. У трассы Формулы-1 приоритет заведомо ниже.

Ощущение тесноты возникает уже в здании боксов и VIP-лож: в Формуле-1 такие сооружения называют "пит-билдингом". Это именно то строение, что расположено сбоку от пит-лейна. На первом этаже здесь рабочие зоны команд, а выше – гостевые зоны, пресс-центр и прочие подсобные помещения. На большинстве трасс пит-билдинги имеют по два или три этажа, в сочинском варианте – четыре, а в дополнение – обитаемая крыша. Однако увеличение этажности нивелируется высотой потолков: по лестнице не сможет спокойно пройти человек выше 190 сантиметров – упрется в перекрытия. Конечно, профессиональные гонщики не отличаются высоким ростом, но вот сотрудникам команд и гостям гонки придется нагибаться.

Сами боксы выполнены достаточно странно. Вместо индивидуальных гаражей для каждой команды в сочинском пит-билдинге предусмотрены четыре секции по шесть отсеков в каждой – в общей сложности 24 двери, через которые способны выехать на трассу гоночные автомобили. Отсеки отделяются друг от друга створками-жалюзи: в данный момент они подняты, но на время гонки их можно будет опустить. "Шумно будет", – оценил задумку бывший гонщик Формулы-1 Виталий Петров.

Если каждый из боксов займет одна машина, а еще два достанутся медицинскому автомобилю и пейс-кару, свободных гаражей просто не останется. В таком случае, при увеличении количества команд в Формуле-1, даже один новый коллектив испытает трудности с размещением.

Шум – не единственный вопрос к "коммунальной" планировке. Что произойдет, если в Формулу-1 через год-другой все-таки придут новые команды, и количество участвующих гонщиков возрастет с нынешних 22 до 24 или 26? Ответа на этот вопрос в Центре "Омега" не знают и кивают на проект Германа Тильке. "Для нас это как Библия", – уверяет заместитель руководителя дирекции по проектированию и строительству трассы Формулы-1 Юрий Чурсин. Поэтому все вопросы о конкретном использовании объектов отметаются: ответственность за распределение помещений и их практическое применение в Центре "Омега" возлагают на ведомство Берни Экклстоуна.

Центр "Омега" не занимается строительством и не нанимает рабочих: всю работу "на земле" делают подрядчики, выбранные в ходе тендера. Теперь за возведение зданий отвечает «Строй Интернейшнл», за трассу ― «Корпорация Инжтрансстрой». При этом обе компании также имеют право переложить работу на чужие плечи -- в контракте закреплена возможность обратиться к субподрядчикам.

Гостевые дома и медицинский центр готовы на сто процентов. По словам руководителя дирекции по организации и проведению Гран-При России Дмитрия Ерофеева, последний даже оснащен всем необходимым оборудованием – правда, пройти в здание и посмотреть на внутреннее убранство журналистам не разрешили.

Сейчас один из входов на трассу расположен прямо за медицинским центром: здесь можно съехать с дороги и попасть в Олимпийский парк. К старту Гран-при России этот вход ликвидируют, в результате чего за гостевыми домами образуется вытянутая площадка. На данный момент примерно 70 процентов этой зоны заасфальтировано, оставшаяся часть находится в грязи.

По мнению Юрия Чурсина, площадку можно будет использовать в качестве парковки тягачей Формулы-1 и паддока гонок поддержки -- молодежных серий GP2 и GP3. Другого резерва для этих целей нет -- сразу за асфальтированной зоной расположена многополосная магистраль, огибающая Олимпийский парк. В данный момент в этом месте припаркованы личные автомобили сотрудников Центра "Омега" и автобусы, которые возят строителей.

По мнению Юрия Чурсина, площадку можно будет использовать в качестве парковки тягачей Формулы-1 и паддока гонок поддержки -- молодежных серий GP2 и GP3. Другого резерва для этих целей нет -- сразу за асфальтированной зоной расположена многополосная магистраль, огибающая Олимпийский парк. В данный момент в этом месте припаркованы личные автомобили сотрудников Центра "Омега" и автобусы, которые возят строителей.

Напротив боксов строится главная (и единственная) трибуна, способная принять 27 тысяч человек. Еще две тысячи болельщиков смогут разместиться в VIP-ложах и на крыше пит-билдинга – таким образом, гарантированно зрители смогут приобрести всего 29 тысяч билетов. Других стационарных трибун проект не предусматривает: дополнительные места могут появиться только за счет сборных конструкций.


Вместимость трибун на треках Формулы-1

Узкодром

Ведущий инженер по дорожным работам дирекции по проектированию и строительству трассы Формулы-1 Максим Лесничий объяснил, что предельная вместимость автодрома может составить 55 тысяч человек – при условии, что в каждом доступном месте появится по временной трибуне. В противном случае болельщикам придется довольствоваться единственной точкой обзора напротив стартовой прямой.

Нет определенности и с датой начала продажи билетов – в "Омеге" считают, что про билеты говорить пока рано.

Строители трассы четыре месяца не могли получить положительное заключение государственной экспертизы. Чтобы все-таки преодолеть проверку, сотрудникам Центра «Омега» пришлось собрать, по словам Ерофеева, "полный багажник" технической документации. В итоге госэкспертиза дала трассе добро в последний момент: 27 сентября 2013 года, когда на территории Олимпийского парка уже вовсю шел инвестиционный форум и демонстрационные заезды Формулы-1. Причиной столь длительного процесса оказалась уникальность объекта: подобные сооружения проходят госэкспертизу не каждый год.

"Главная сложность при строительстве трассы ― погодные условия, – признал Максим Лесничий. – Вертикальная планировка не была выведена в проект, когда наши рабочие поверхности оказались подтоплены. Сейчас приходится все осушать. В то же время, мы успели проложить все инженерные сети и провести консолидацию грунта. Пока мы не закончили работу с землей, что-то планировать было тяжело, поэтому график менялся на ходу. Но когда автодром будет готов, он сможет эвакуировать паводковые воды за пять минут – притом, что в российских нормах прописан 20-минутный норматив».

Ведущий инженер не просто так заговорил об отведении воды: дренаж стал ключевой темой после недавнего наводнения, спровоцированного сильными дождями. "Основное затопление коснулось Адлера. Конечно, там старая планировка, о чем тут говорить? В Олимпийском парке все сделано по последнему слову техники", – уверен Лесничий.

Дренажные лотки привезли из Европы -- на этом настоял Герман Тильке. Сейчас по краям дороги расположены базовые бордюры: ближе к Гран-при на них смонтируют верхние поребрики, которые скроют дренажные лотки и придадут трассе "товарный вид".

Дренажные лотки привезли из Европы -- на этом настоял Герман Тильке. Сейчас по краям дороги расположены базовые бордюры: ближе к Гран-при на них смонтируют верхние поребрики, которые скроют дренажные лотки и придадут трассе "товарный вид".

Если копнуть глубже, выяснится, что по периметру Олимпийского парка создано что-то вроде щита, спасающего Имеретинскую низменность от чрезмерных осадков. Однако, защитив Олимпийский парк, об Адлере забыли: на протяжении десятилетий вода из города и окрестных гор попадала на территорию будущей трассы Формулы-1, где даже в самое засушливое лето можно было найти заполненный водоем. Лишив Сочи естественного резервуара, Олимпийская стройка привела к коллапсу локальной дренажной системы: трубы, не рассчитанные на экстремальные нагрузки, не справились с водоотведением и город поплыл. Сочинская гонка намечена на начало октября 2014 года, и не факт, что затяжные дожди во время нее не повторятся.

По асфальту будущей трассы уже можно пройти. Правда, к старту Гран-при здесь появится еще один слой

По асфальту будущей трассы уже можно пройти. Правда, к старту Гран-при здесь появится еще один слой

Дорожное покрытие сочинской трассы состоит из трех слоев. Повышенные требования предъявляются ко всем, но ситуация с верхним слоем стоит особняком: в мире существуют всего три компании, обладающие достаточными технологиями и квалификацией, чтобы уложить финальный слой асфальта, пригодного для Формулы-1. Застройщик до сих пор не выбрал одну из этих трех компаний – благо, у Центра "Омега" есть время до следующей весны. До тех пор роль верхнего слоя будет исполнять временный асфальт, подготовленный специально для Олимпиады. После зимних игр этот слой срежут, а вместо него уложат новый – уже для Формулы-1.

В настоящий момент на большей части автодрома – примерно на 80 процентах – уложены два слоя. Еще 150 метров покрыты третьим, а оставшаяся часть до сих пор ждет щебня под "дорожную одежду" – это в первую очередь касается третьего сектора со стартовой прямой. Причина проста: застройщики начали с облагораживания территории вокруг Олимпийских объектов. Паддок Формулы-1, удаленный от многочисленных стадионов, дождется своей очереди последним.

Полукруглый третий поворот является одним из наиболее широких участков трассы. По расчетам бюро Германа Тильке, в этом месте болиды Формулы-1 будут разгоняться до 250 километров в час.

Полукруглый третий поворот является одним из наиболее широких участков трассы. По расчетам бюро Германа Тильке, в этом месте болиды Формулы-1 будут разгоняться до 250 километров в час.

Впрочем, асфальтирование дорожного полотна – это рабочий момент. Куда больше беспокойства вызывает ширина трассы. В свободных зонах, где поблизости нет зданий, она может достигать 16 метров, зато в виражах между Олимпийскими объектами ширина падает до минимально допустимых 12 метров. Наиболее показательным выдался второй поворот, фактически, являющийся первым после старта – предшествующий ему правый излом проходится без сброса газа и по меркам Формулы-1 полноценным поворотом не считается.

Увидев, насколько узким получился этот вираж, Виталий Петров в сердцах воскликнул: «Это ٭٭٭٭٭٭ просто! Тут же замес будет».

Спустя мгновение гонщик повернулся к дирекции Центра «Омега»: «Ждите аварий ― сто процентов. Надо расширять». Увы, расширять вираж попросту некуда – поворот с двух сторон зажат между спортивными аренами, а свободное пространство необходимо для асфальтовой зоны вылета. Впрочем, реальный уровень опасности будет понятен после того, как по бокам поворота появятся верхние поребрики.

Услышав оценку Петрова, "Мотор" попросил Юрия Чурсина назвать точную ширину злополучного поворота. В ответ инженер предложил на месте измерить этот параметр – шагами, приняв один шаг за один метр.

Корреспондент "Мотора" вместе с Юрием Чурсиным проверил ширину дорожного полотна: 12 шагов.

Корреспондент "Мотора" вместе с Юрием Чурсиным проверил ширину дорожного полотна: 12 шагов.

Дойдя до конца полотна за 12 шагов, заместитель руководителя дирекции по проектированию и строительству трассы Формулы-1 Центра "Омега" озадаченно пробормотал: "А ведь 15 должно быть". И направился обратно – чтобы вновь получить тот же результат.

И таких поворотов на трассе большинство. Особенности расположения ледовых дворцов вынудили Германа Тильке наполнить автодром 90-градусными виражами с минимальной шириной – обгонять в таких условиях будет предельно сложно. Идей насчет участков для использования DRS у сочинцев тоже нет: вопрос об этом находится в компетенции директора гонок Чарли Уайтинга.

В целом, у сочинской трассы есть все основания получить от болельщиков неутешительное звание "еще одного унылого тилькедрома". Плоская поверхность без малейшего перепада высот, простые и узкие повороты, а также длина, приближающаяся к шести километрам – все это есть на многих трассах последнего десятилетия. Но если в Китае Герман Тильке выделился колоритной архитектурой и паддоком на воде, в Малайзии всех поразили прямые, на которых можно сажать самолеты, а трассу в Индии гонщики и вовсе признали лучшим современным автодромом, то у Сочи козыря, получается, нет: за исключением, конечно, олимпийских построек вокруг.

Пять лет назад нечто похожее появилось в Валенсии: уличная трасса также изобиловала поворотами на 90 градусов и петляла между существующими зданиями на окраине города. В нынешнем календаре Формулы-1 этого автодрома уже нет.