Concorso d'Eleganza Villa d'Este: автомобильные редкости из лучших коллекций мира
Посмотрите, какие машины приезжают на самую престижную тусовку автоколлекционеров в Европе/imgs/2023/06/29/14/5966785/4c827cac163f490287b19ccf7e143222312ff8cd.jpg)
Организаторы конкурса ведут отсчёт его истории аж с 1929 года — тогда на берегах озера Комо впервые устроили смотр новых творений итальянских «карроццерий». В те времена дорогие машины выпускались в виде голого шасси, чтобы владелец мог сам заказать подходящий кузов в том ателье, работы которого ему наиболее по вкусу.
© BMW Group
Ну а «конкурс элегантности» был возможностью потешить своё самолюбие — для владельцев машин, хорошей рекламой — для кузовных мастерских, и способом хорошенько подзаработать на состоятельных постояльцах — для хозяев роскошного отеля, открывшегося на территории Виллы д'Эсте во второй половине XIX века. Кстати, они вовсе не были первооткрывателями этого формата — похожие мероприятия проводились и в Италии, и в других странах.
Самый престижный приз «Best of Show» голосованием авторитетного жюри присудили невероятному родстеру Duesenberg SJ 1935 года — монументальной двухцветной машине, принадлежавшей махарадже индийского княжества Индаур, Яшванту Рао Холкару II.
© BMW Group
Впрочем, фестиваль проcуществовал совсем недолго — с началом Второй мировой войны в Италии стало не до люксовых машин. Были попытки возобновить его на рубеже сороковых и пятидесятых, но... Мероприятие под тем же названием устроили заново лишь полвека спустя, в 1995-м, усилиями историка Тито Ансельми — автора многочисленных книг по итальянскому автопрому.
Правда, и он чуть не потерпел фиаско — всего через три года конкурс пришлось отменять. Но тут организаторам удалось заручиться поддержкой концерна BMW, который как раз приобрёл марки Rolls-Royce и Mini, и нуждался в площадке для пиара — конвертировать их славное прошлое в рекламу.
По результатам голосования среди зрителей «Золотой кубок», Coppa d`Oro, достался владельцу вот этого Ferrari 250 GT California Spyder. Серебристо-голубой спорткар 1961 года выпуска принадлежал французской писательнице Франсуазе Саган. Кстати, именно эту модель почему-то очень любили знаменитости: среди владельцев — киноактрисы Бриджит Бардо и Барбара Херши, режиссёр Роже Вадим.
© BMW Group
К чести баварцев, они никогда не злоупотребляли своей властью — и не выхолостили суть события: «конкурс элегантности» не превратился в душное рекламное мероприятие. Конечно, на «вилле д'Эсте» регулярно устраивают премьеры новых BMW и Роллс-Ройсов: как правило, это особенные машины — штучные версии, заказные дизайнерские кузова, уникальные концепт-кары... Например, в этом году здесь презентовали двухместный универсал — шутинг-брейк на базе родстера BMW Z4, который планируется выпустить тиражом 50 экземпляров. Но всё же, главное — это участники конкурса со своими автомобилями.
Все участвующие машины традиционно делят на несколько классов. Впрочем, они каждый год разные, а их рамки весьма расплывчаты — тут вам не соревнования с чётким регламентом и въедливо очерченными границами классов. Признаться, мы понятия не имеем, что первично: желание организаторов увидеть тот или иной набор автомобилей, или же то, какие машины решили выставить участники.
Это старейший автомобиль нынешнего Конкурса элегантности: изготовленный в 1920 году Pic-Pic R2. Производитель — давно забытая швейцарская фирма Piccard-Pictet et Cie: в первую очередь инженеры Поль Пикар и Люсьен Пиктет занимались производством гидравлических турбин, но в 1905 году расширили бизнес в автомобилестроение.
© BMW Group
Сам по себе «конкурс элегантности» — мероприятие элитарное: по количеству миллиардеров на единицу площади вилла д'Эсте в эти дни легко переплюнет пресловутый Куршавель или Кицбюэль. По другому и быть не могло: он таким задумывался в начале XX века, всегда таким был, и таким останется. Сами понимаете, что содержание ретро-автомобиля — в принципе удовольствие недешёвое, а организаторы конкурса специально собирают самые экзотические, самые ценные, самые вычурные образцы. В общем, получается настоящая ярмарка тщеславия!
Машины в этой фотоподборке не участвуют в самом «конкурсе элегантности», но это ничуть не делает их менее интерсными. На этом снимке — прототип Alfa Romeo 33/2 Litri образца 1968 года. Здесь представлен кольцевой болид в обтекаемой конфигурации для гонки в Дайтоне. Машина с двухлитровым V8 финишировала на первом месте в классе в «24 часах Дайтоны» и «24 часах Ле-Мана» в 1968 году.
© BMW Group
Но и скептически посматривать на это всё просто как на развлечение сверхбогатых у меня не получается. Ведь среди участников полно людей по-настоящему увлечённых, а многие из представленных машин — реальные шедевры автодизайна или важные для истории автоспорта гоночные болиды.
А благодаря конкурсу увидеть их в одном месте может любой желающий. В воскресенье — последний день — машины участников выставляют в парке соседней Виллы Эрба: входной билет стоит всего девятнадцать евро. Такое дорогого стоит! Тем более, что большинство этих машин даже в музеях не застанешь — они спрятаны по частным коллекциям.
«Довоенные гоночные машины для уик-эндов» — таким слоганом объединили разные автомобили с автоспортивным бэкграундом. А победитель в этой категории, Delahaye 145 — возможно, самый противоречивый из них. Ведь первоначально этот спорткар элитной французской марки Delahaye создавался для соревнований самого высокого уровня, но потом был превращён в люксовый «Гран-туризмо». По заказу американской бизнес-вуман Люси О'Райли Шелл для её команды Écurie Bleue было построено всего четыре машины для гонок «Гран-При».
© BMW Group
На прошлогоднем конкурсе элегантности мы уже видели Rolls-Royce, принадлежавший навабу одного из индийских княжеств. В начале двадцатого века индийская аристократия обожала заказывать вычурно отделанные автомобили лучших мировых марок: тогда страна ещё не была единой, а представляла собой конгломерат из сотен княжеств, подчинённых британской короне. Каждое из них возглавлял свой правитель — махараджа.
Разумеется, в силу колониальных связей с Великобританией местные навабы предпочитали Rolls-Royce. Почему не других люксовых производителей, коих в метрополии было немало? Говорят, что одной из причин пиетета к марке Rolls-Royce послужил транс-индийский пробег 1908 года. А уж когда в 1911 году для торжеств при коронации Георга V в Дели приобрели восемь Роллс-Ройсов...
Где роскошные экипажи индийских принцев — там и индийские танцы!
© BMW Group
В этом году организаторы конкурса Villa d'Este даже выделили для таких машин отдельную категорию с пышным заглавием «Невероятная Индия: потрясающие автомобильные удовольствия могущественных Махараджей». Главный приз в этой категории присудили открытому Duesenberg SJ 1935 года — той самой двухцветной машине, которую потом выбрали лучшим автомобилем конкурса. Про него вы можете прочитать в начале материала, а фотографии остальных машин из этой категории смотрите ниже.
Этот Rolls-Royce, принадлежавший последнему правителю Кашмира махарадже Хари Сингх, удостоился почётного приза от жюри. Хотя, на наш взгляд, это самый интересный автомобиль в своей категории. Ведь это опытная модель под условным обозначением 17 EX — одна из трёх экспериментальных машин, построенных по инициативе Генри Ройса с 1926 по 1928 год. Глава компании намеревался дополнить линейку спортивными и гоночными моделями, чтобы лучше противостоять конкурентам из Bentley. Первой задачей было преодолеть символическую отметку 100 миль в час — 160 километров в час.
© BMW Group
Каждый раз конкурс элегантности на вилле д'Эсте посвящён какой-то центральной теме — важному историческому событию или значимой фигуре из автопрома. Например, в прошлом году праздновали полувековой юбилей подразделения BMW M GmbH и 75-летие марки Ferrari, а годом раньше — 90-летие дизайнерского дома Pininfarina.
На этот раз главным событием стал юбилей компании Porsche — в этом году немецкий производитель спорткаров празднует своё 75-летие. По этому случаю организаторы конкурса учредили отдельную категорию. В «класс D» свели редкие серийные машины, прототипы, гоночные автомобили и омологационные версии марки Porsche.
Главный приз достался голубому Porsche 911, который принадлежит руководителю тюнинговой фирмы Ruf Алоизу Руфу-младшему (на фото он за рулём). И это не просто ранняя модель — но шестой по счёту прототип, собранный в опытном производстве ещё в 1963 году, за год с лишним до начала серийного производства. Кстати, на тот момент модель ещё называлась Porsche 901 — её переименовали позже, после претензий со стороны Peugeot. Подержанную машину с большим пробегом, мятым крылом и без мотора Руф-младший получил в 1969 году в подарок на 19-летие от отца — владельца мастерской по ремонту Porsche. Они отремонтировали спорткар, поставили туда скромный четырёхцилиндровый мотор от Porsche 912, и юный Алоиз несколько лет ездил на машине.
© BMW Group
А вот любовь организаторов к спорткарам класса «Гран-туризмо» — роскошным и быстроходным — неизменна, как гравитационная постоянная. В послевоенной Европе, где скоростные автострады уже построили, пробок ещё не было, а бизнес-джетов пока не придумали, элита обожала такие машины за возможность быстро и с комфортом рвануть по делам или на курорт. То, что создавали для них ведущие кузовные ателье, навеки вошло в золотой фонд мирового дизайна.
Лучшим в категории послевоенных «Гран-туризмо» признали вот этот Ferrari 330 GTC. Всего было выпущено 598 купе с 300-сильным мотором V12 3.3 конструкции Коломбо и независимой задней подвеской. Но перед нами настоящий уникум — один из четырёх спорткаров, сделанных по особому заказу в ателье Pininfarina.
© BMW Group
Италия славится своими традициями промышленного дизайна: в семидесятые итальянские автомобильные кутюрье «обшивали» половину мирового автопрома, от Европы до Японии. «Золотой век» итальянского автодизайна в пятидесятые-шестидесятые годы оставил ещё больше шедевров — но не в массовом автопроме, а среди штучных спорткаров с заказными кузовами. Причём среди творений итальянских «карроцерий» того периода встречаются не только Ferrari, Maserati или Alfa Romeo, но и спорткары английских и даже американских марок! Как раз такую технику организаторы конкурса на вилле d'Este объединили в класс F — «That 'Made in Italy' look».
Главный приз взяла супружеская пара архитекторов и девелоперов из Калифорнии, Джонатан и Венди Сигал, за их купе Maserati A6G/54. Машина 1956 года одета в лёгкий алюминиевый кузов ателье Zagato на пространственной раме из тонких трубок — традиционная для этой фирмы технология. В общей сложности мастерская Уго Загато выпустила 20 машин с таким кузовом, причём этот экземпляр — последний.
© BMW Group
В этом году — столетие легендарной марафонской гонки «24 часа Ле-Мана». Разумеется, организаторы «конкурса элегантности» не могли проигнорировать эту дату. Пусть даже не все гоночные болиды выглядят образцом элегантности...
В «Ле-мановской» категории главный приз присудили вот этому Ferrari 250 GTO — той самой машине, за которую американский миллиардер Дэвид Макнил несколько лет назад выложил 70 миллионов долларов! Дорожно-гоночное купе 250 GTO — пожалуй, самый узнаваемый спорткар первой половины 60-х годов, и один из самых успешных. C 1962 по 1964 год было построено всего 33 машины.
© BMW Group
Вилла на озере Комо — и без стильных машин с открытым верхом? Нет, такого быть не может! — видимо, подобным образом рассуждали организаторы конкурса. Так что специально для кабриолетов выделили отдельную категорию.
Специальный приз жюри ушёл вот этому Citroën SM. Постоянные читатели «Мотора» наверняка помнят нашу статью трёхлетней давности, и удивятся: при чём тут кабриолеты, если SM был двухдверным купе? Всё верно, но перед нами — построенный кузовным ателье Heuliez опытный образец купе со складным верхом. Главный конструктор компании Ив Дюбенар придумал оригинальный механизм с подвижными жалюзи, изготовленными из нержавеющей стали. Своим проектом он надеялся заинтересовать руководство Ситроена. Ради этого прототип под названием Espace выставили на Парижском автосалоне в 1971 году.
© BMW Group
Редакция «Мотора» надеется, что наши читатели получили такой же заряд эстетического наслаждения, как и мы сами. Обещаем, что и впредь будем рассказывать про самые интересные ретро-автомобили. А пока будем ждать следующего конкурса элегантности!