Опубликовано 23 июля 2013, 20:53

Верните это немедленно

Старые автомобили и их детали, по которым мы скучаем
Раньше трава была зеленее, а теперь зеленее машины. Раньше деревья были выше, а теперь выше цены на топливо. Раньше солнце светило ярче, а теперь ярче светят фары. Становясь технически более совершенными, автомобили все больше походят друг на друга. Уходят в прошлое интересные технические решения. Поэтому «Мотор» решил напомнить о некоторых автомобилях и автомобильных вещах, по которым мы скучаем.
Фото фирм-производителей и RM Auctions
Фото фирм-производителей и RM Auctions

Раньше трава была зеленее, а теперь зеленее машины. Раньше деревья были выше, а теперь выше цены на топливо. Раньше солнце светило ярче, а теперь ярче светят фары. Становясь технически более совершенными, автомобили все больше походят друг на друга. Уходят в прошлое интересные технические решения. Поэтому «Мотор» решил напомнить о некоторых автомобилях и автомобильных вещах, по которым мы скучаем.

Дешевые машины

Куда делись современные, но при этом максимально дешевые машины? Полвека назад их было завались: Volkswagen Beetle (в пересчете на современные деньги он стоил около 200 тысяч рублей), Citroen 2CV (120 тысяч), Renault 4... И это не говоря уже обо всяких недомашинах типа BMW Isetta или трехколесном "кабиненроллере" Messerschmitt!

А что сейчас? Renault Logan, который планировался как автомобиль со стартовой ценой в пять тысяч евро (чуть больше двухсот тысяч рублей) становится все более дорогим и навороченным такими темпами, будто пытается попасть в премиум-сегмент: в России дешевле 350 тысяч (более 8200 евро) его не купить. Даже китайцы, научившись делать автомобили с ресурсом больше 100 километров, тут же взвинтили на них цены – большинство моделей стоят не меньше тех же 350 тысяч.

Конечно, есть индусы со своей сверхдешевой (от 2,7 тысячи долларов) Tata Nano – вот только кто захочет ездить на пылающем факеле?

Огромные автомобили

Откровенно говоря, полноразмерные американские автомобили, выпускавшиеся в середине прошлого века, плохи почти всем. Из-за огромных размеров их тяжело припарковать в современном городе. Большая масса означает не самую выдающуюся динамику и гигантский расход топлива. При этом из-за особенностей компоновки в салоне этих гигантов было не так уж и просторно.

Но это все ерунда. Главное – стиль! Только посмотрите на эти величественные пропорции. Капоты размером с Болотную площадь, широченные кузова: эти мамонты смотрелись великолепно. И даже хром (а его на каждой машине было по полтонны), который так пошло смотрится на современных машинах, был абсолютно уместен. Наконец, в отличие от многих нынешних машин, в дизайне американских дредноутов не было агрессии – только величие.

Таких больших машин давно нет. Например, длина Cadillac 1959 года составляла 5,72 метра – самый крупный легковой автомобиль этой марки сегодня почти на 60 сантиметров короче. Длина Chevrolet Impala в том же 1959 году составляла 5,35 метра – современная модель почти на 30 сантиметров короче.

Маленькие автомобили

Но пока большие американские крейсеры сохли, последние лет тридцать все остальные автомобили росли, как подростки-акселераты. Только подумайте – в длину Volkswagen Passat первого поколения на двадцать сантиметров короче нынешнего Polo Sedan – автомобиля двумя классами ниже!

Кстати, самый городской автомобиль последних лет – двухместный Smart Fortwo – оказался только на 30 сантиметров короче легендарного MINI. Четырехместного, между прочим. А, например, MINI Countryman длиннее оригинального MINI аж на 1,1 метра! Мы, конечно, бесконечно рады за феноменальный успех возрожденной британской марки. Но, может, все-таки стоит вернуться к истокам?

«Потайные» фары

Автомобильный свет начинался с ацетиленовых ламп. Затем фары почти всех машин стали одинаковыми, круглыми. Новые технологии развязали дизайнерам руки – и те начали фантазировать. Появились фары самых причудливых форм – даже в форме клешни краба. Но одно из самых необычных решений, на наш взгляд – это убирающиеся фары.

Впервые это решение было применено еще в середине тридцатых годов на дорогущих автомобилях Cord 810/812 – правда, там фары поднимались вручную и по-отдельности. Тогда нововведение так и осталось экзотикой, а массово «потайные» фары были оценены индустрией только в конце 60-х – начале 70-х годов.

Само решение выглядит довольно странным. Казалось бы, зачем городить весь этот огород, ставя на каждую фару по дополнительному электроприводу? Это ведь не только увеличение себестоимости, но и сомнительная надежность: вдруг электромоторчик сгорит? Аэродинамика? Да, с убранным фарами автомобиль явно приобретает в обтекаемости – но ведь к моменту внедрения блок-фар индустрия уже давным-давно освоила фары под обтекателями.

Тем не менее, решение оказалось настолько эффектным, что продержалось аж до начала двухтысячных. И мы согласны – здорово же выглядело!

Многоцилиндровые моторы

Много цилиндров – это в данном случае не восемь, не десять и даже не двенадцать: в конце концов, седаны и суперкары с V12 можно купить до сих пор. Но мы скучаем о еще более внушительных двигателях – например, V16!

И ведь таких хватало. Шестнадцатицилиндровые исполины прописались под капотами гоночных и люксовых машин еще в 1920-х годах: Auto Union Type A, Cadillac Sixteen, Peerless V16, Marmon Sixteen, Cord, Alfa Romeo, BRM... Помимо безумной по тем временам мощности, огромные моторы V16 наделяли автомобили очень красивыми пропорциями. Ведь, как известно, красота машины напрямую зависит от длины ее капота.

Одним из последних автомобилей с мотором V16 был суперкар Cizeta V16T Moroder начала девяностых. Автомобиль (его дизайн, кстати, разрабатывал сам Марчелло Гандини) был интересным: его поперечно (!) установленный двигатель V16 по сути состоял из двух «склеенных» моторов V8, а коробка передач «крепилась» к нему не с конца коленвала, а... посередине! Фирма, перебравшаяся из Италии в США, до недавних пор была готова строить V16T по индивидуальным заказам.

Попытки возродить моторы-монстры предпринимались и позже: например, компания Rolls-Royce к своему столетию оснастила концепт-кар 100 EX девятилитровым V16 (700 л.с., 950 Нм). Аналогично поступил Cadillac: в 2003 году на моторшоу в Детройте фирма представила концепт-кар Sixteen – его 32-клапанный 16-цилиндровый мотор объемом 13,6 литра развивал аж тысячу лошадиных сил и 1350 Нм крутящего момента! Кстати, в компании на полном серьезе хотели запустить автомобиль в мелкосерийное производство – но передумали. Так что, единственным серийным автомобилем с 16-цилиндровым мотором (правда, не V16, а W16 – две соединенные "восьмерки") остается дорогущий Bugatti Veyron.

Маленькие доступные родстеры

Красную книгу нам, срочно! Ну-ка, навскидку, сколько вы можете перечислить доступных и азартных спортивных родстеров, кроме Mazda MX-5? То-то же. А ведь еще недавно были такие машины: Toyota MR2, Porsche 914, Fiat X1/9, Alfa Romeo Spider, Daihatsu Copen, Pontiac Solstice, Saturn Sky, Smart Roadster. Всего этого давно нет, и жаль. Но больше всего нам жаль британские спортивные родстеры шестидесятых.

Британские спортивные автомобили – это не только Jaguar и Aston Martin. В середине прошлого века Austin-Healey, MG и Triumph прославились своими компактными "горячими" моделями. И это мы еще не говорим о фирмах поменьше типа Ginetta, Marcos, Sunbeam, Morgan. Сколько британцы делали родстеров в пятидесятые и шестидесятые?! Требуем – верните все обратно!

Деревянные машины

Изначально многие автомобили делали из дерева просто потому, что это было дешево. После Второй мировой войны в США автомобили с деревянными элементами кузова (чаще всего дверьми) стали популярны из-за того, что металла на всех не хватало. И только потом это стало модно.

Машины с псевдодеревянной отделкой американцы нежно прозвали woody. Ford, Chevrolet, Oldsmobile, Jeep – все начали делать универсалы со вставками «под дерево». Причем Jeep выпускал своего «буратино» – модель Wagoneer – вплоть до 1991 года. Попытки вернуть моду на «деревяшки» предпринимал Chrysler, предлагая ограниченные серии хэтчбека PT Cruiser в стиле «вуди». А в 2003 году Dodge сделал классный концепт Kahuna – но дальше дело не пошло.

Красивые такси

Лондонские кэбы и желтые нью-йоркские такси – не меньшие достопримечательности, чем Биг-Бен и Статуя Свободы. Правда, Нью-Йорк давно сменил ни с чем не сравнимые седаны Checker на унылые седаны типа Ford Crown Victoria, а вот британские такси до последнего сохраняли свой привычный облик. Но все меняется.

Не так давно и Лондон, и Нью-Йорк провели тендер на автомобили для такси нового поколения. И в обоих городах выиграл невероятной «красоты» минивэн Nissan NV200.

Нас не утешит даже то, что он будет намного экологичнее и экономичнее традиционных такси (версия для Нью-Йорка оснащена двухлитровым бензиновым мотором, а для Лондона – дизелем). И то, что он компактный, но просторный, имеет панорамную крышу и удобен для инвалидов, нас тоже утешает мало. Верните в города красивые такси!