Из тряпок и конопли
Самые необычные материалы в автомобильных экстерьерахДелать автомобили из металла и пластика – это невероятно скучно! Такие мысли иногда посещают головы тех, кто строит автомобили – и они начинают усиленно «креативить». К счастью, обычно их быстро отпускает, и они возвращаются к нормальной жизни. Однако у нас есть документально подтвержденные свидетельства их экспериментов, и мы не можем ими не поделиться. «Мотор» вспомнил восемь самых необычных способов отделки экстерьера машин.
[center]~ Конопля ~[/center]
Да-да, были и такие автомобили. Причем кузовные панели из пластика на основе каннабиса делали отнюдь не хиппи, а серьезный промышленник Генри Форд. Автомобиль, известный как Soybean Car, был представлен в 1941 году и стал первой в мире машиной с пластиковым кузовом.
Впрочем, конопли в кузове было не так много: по большей части он был сделан из соевых бобов. А вот в качестве топлива для автомобиля предполагалось использовать этанол, полученный либо из алкоголя, либо, собственно, из конопли. Все алкоголики и растаманы мира замерли в ужасе.
Несмотря на то, что Генри Форд утверждал, что подобный кузов почти вполовину легче, и при этом прочнее металлического, планам производить такие машины массово не суждено было сбыться. Сначала грянула Вторая мировая война и автопрому стало не до экспериментов, а затем об идее тихо забыли. Либо она все же была не столь гениальна, как ее расписывал Форд на премьере прототипа.
[center]~ Дерево ~[/center]
Свои истоки деревянные автомобили берут практически из самой колыбели машиностроения. Что, в общем, вполне естественно – до того, как металл стал применяться повсеместно, в конструкции самоходных повозок использовались те же материалы, что и в каретах, бричках, омнибусах и прочем колесном транспорте.
Изначально деревянные машины использовались в сугубо утилитарных целях. В частности, их применяли для перевозки пассажиров поездов до станций из отелей или в обратном направлении. Благодаря просторному кузову (его как раз увеличивали за счет деревянных конструкций) такие машины могли вместить багаж и предоставить пассажирам достойный уровень комфорта. Из-за тесной связи с нуждами вокзалов такие автомобили прозвали Station Wagon. Термин жив до сих пор – многие производители называют так свои универсалы.
Деревянную тему продолжил Генри Форд. В конце 1920-х годов он занялся выпуском элементов из материалов растительного происхождения для Model A. Позже примеру создателя конвейера последовали многие производители – в частности, General Motors.
Во время Второй мировой войны деревянные машины получили особенно широкую распространенность – ведь весь металл уходил на нужды фронта. При этом стоили такие автомобили довольно дорого. Тем не менее, их серийное производство продолжалось до начала 1950-х – после этого автомобильные компании полностью переключились на металл, так как его применение было более экономически целесообразным и оправданным с точки зрения безопасности.
Впрочем, после практически полувековой эксплуатации автомобилисты не могли так просто расстаться с привычкой ездить на «деревянных» машинах. Это вылилось в появление универсалов, двери и боковые панели которых были отделаны "под дерево". По сути, декоративные вставки были простыми наклейками, но у многих современных автомобилистов именно эти модели (в частности, Buick Le Sabre, Pontiac Safari, Buick Roadmaster, Jeep Grand Wagoneer или Dodge Monaco) ассоциируются с применением дерева для отделки кузова.
я выбрал вместо рекламы.
«Деревянные» машины особенно популярны благодаря американским роуд-муви и семейным комедиям, в которых типичные граждане США пересекают страну и обязательно попадают во всякого рода передряги. Такое кино было характерно для Голливуда конца 1980-х -- начала 1990-х годов.
Деревянные автомобили строят и сейчас. Дальше всех в этом вопросе, как ни странно, зашли китайцы. В частности, пожелавшее остаться неизвестным китайское семейство сконцентрировало свои усилия на создании деревянных электрокаров. Первым плодом их трудов стал кабриолет на электрической тяге, который они представили в 2011 году, вторым – семиместный минивэн.
В отличие от других «эксклюзивных» автопроизводителей, китайцы цены на свою продукцию не скрывают и не поднимают до заоблачных величин. Открытую модель из дерева оценили в 23 тысячи долларов, большую и вместительную – в 47 тысяч долларов.
Побаловаться с деревом в 2007 году решили и аспиранты американского университета Северной Каролины совместно с дизайнером Джо Харманом. Команда ставила перед собой, мягко говоря, непростую задачу – было решено построить полностью деревянный суперкар под именем Splinter с бензиновым мотором мощностью 600 сил. Помимо внешней отделки, большая часть элементов конструкции «Сплинтера» также выполнена из дерева – в частности, оси. Это подогревает любопытство к нему еще больше – интересно ведь, как подверженное гниению, горению и поселениям паразитов дерево справляется с поистине исполинской мощностью.
[center]~ Ткань ~[/center]
Говоря о смелых решениях в автомобильной промышленности, нельзя обойти стороной Криса Бэнгла – человека, который радикально изменил облик марки BMW. Речь идет о его концепт-каре 2008 года, который носит название BMW Gina. Вместо классических кузовных панелей сверху машина полностью покрыта тканью.
я выбрал вместо рекламы.
Материя натянута на каркас из специальных металлических тросов, что, по мнению разработчиков, позволяет приспособить очертания модели под пожелания каждого конкретного водителя. Особенно впечатляет у «Джины» то, как происходит процесс открывания фар – наподобие век человеческих глаз – и моторного отсека. "Сердце" Gina становится доступным к обозрению не во время открытия традиционного капота, а благодаря раздвигающейся в разные стороны материи.
«Ткань может изменить представление о том, каким должен быть автомобиль, – заявлял Бэнгл, – а гибкость этого материала дает разработчикам машин больше свободы в области дизайна. Кроме того, ткань позволяет защитить внутренние узлы автомобиля, дать ему аэродинамически правильную форму и придать эстетичности».
Жаль, что для Gina дизайнеры BMW разжились тканью только одного цвета. В зеленом или красном исполнении машина была бы очевидно веселее. Интересно, если когда-нибудь машины с такой отделкой экстерьера все же появятся в продаже, регламентированное техническое обслуживание у дилера будет включаться в себя стирку, сушку и глажку кузова?
[center]~ Кожа ~[/center]
Что может быть вульгарнее кожаной машины? Пожалуй, ничего. Но, как ни странно, это справедливо только в наше время, а в конце 1920-х и начале 1930-х годов такой экстерьер считался вполне нормальным. Так же, как сейчас ветровое стекло из стекла или бамперы из пластика. В частности, выпуском «кожаных» машин промышляло немецкое предприятие DKW, которое впоследствии стало частью концерна Auto Union и вместе с ним переродилось в современную компанию Audi. Кстати, именно в музее премиум-бренда Volkswagen в Ингольштадте можно лицезреть «кожаные эксперименты» DKW – модели 4=8 и F1.
В современном автомобильном мире услуги по обшивке кожей кузовов чаще предлагают тюнинг-ателье, нежели большие автопроизводители. Так, в 2012 году счастливым обладателем спортивного купе Ferrari F430 с «затянутым» в кожу и винил экстерьером стал американский рэппер The Game. Подготовкой автомобиля занимались специалисты латвийской компании Dartz – на перетяжку кузова у них ушло 16 дней.
я выбрал вместо рекламы.
Помимо рэпперской «Феррари» в разное время в разных точках земного шара встречались «кожаные» BMW X6 и BMW 318i. Последнюю делали тоже латыши – из фирмы Vipon, которые затянули ее в крокодиловую кожу. Странно, что донором для такого эксперимента стал самый бюджетный представитель «третьего» баварского семейства. Видимо, все деньги ушли на отлов нужного количества крокодилов.
я выбрал вместо рекламы.
[center]~ Фарфор ~[/center]
Редкий элемент во внутренней отделке даже самых дорогих автомобилей – фарфор и керамика. Естественно, производители эксклюзивных лимузинов и суперкаров готовы выполнить любую прихоть своих клиентов, но вот запускать в производство и продажу машину с фарфоровыми деталями на кузове может только один бренд. Догадались? Речь идет о Bugatti.
я выбрал вместо рекламы.
Французы привлекли для разработки особой версии суперкара Veyron - L’or Blanc – профессионалов из берлинской Королевской мануфактуры фарфора. Нельзя не отметить, что специалистам предприятия из столицы Германии работать пришлось немного. Вопреки возможным масштабным ожиданиям, в Bugatti решили ограничиться фарфоровыми крышкой топливного бака и заглушками на центральных частях колесных дисков.
Эти детали экстерьера, а также уникальная раскраска, сделали «Вейрон» на 600 тысяч евро дороже обычной версии. L’or Blanc стоит 1 миллион 650 тысяч евро, или 2 миллиона 150 тысяч долларов, или 66 миллионов рублей. При этом в Bugatti намерены продолжить работу с фарфоровой немецкой мануфактурой. Интересно, во сколько встанет «Вейрон», например, с фарфоровыми крыльями или фарфоровым сиденьем в салоне?
[center]~ Проволока ~[/center]
В принципе, эта тема довольно банальная: на протяжении многих лет британский художник Бенедикт Редклиф строил модели автомобилей из проволоки в натуральную величину, которые неизменно привлекали внимание посетителей арт-выставок и биеннале.
я выбрал вместо рекламы.
Помимо очевидного интереса, это приносило Редклифу хороший барыш: модель Lamborghini Countach была продана за 65 тысяч долларов, а компания Toyota заказала художнику модель новой тогда "Короллы" в рамках рекламной кампании. Но некоторые пошли дальше: например, снабжали подобные "проволочные" машины педальным приводом.
Но это еще что! Отдельные энтузиасты типа Джо Гомеза из Техаса делали ажурные кузова для своих машин – причем любимцем для подобного "тюнинга" почему-то был назначен бессмертный Volkwagen Beetle.
[center]~ Фольга ~[/center]
Еще один чудак – художник Ханес Лангедер, который построил реплику Porsche 911 GT3 RS из... фольги! Автомобиль также оснащен педальным приводом, у него стальная рама и велосипедные колеса, а "кузов" из золотистой фольги "намотан" на каркас из пластиковых труб. Облегченные версии Porsche и мечтать не могут о такой малой снаряженной массе, как у творения Лангедера – 99,6 килограммов! Тем не менее, это самый медленный Porsche всех времен.
Впрочем, одно неоспоримое преимущество у такой машины есть: если в доме закончилась фольга, а вы только что вернулись с рыбалки с огромной рыбиной, просто оторвите немного от машины и смело кидайте улов в духовку.
[center]~ Золото ~[/center]
Автомобили, полностью отделанные снаружи золотом, далеки от того, чтобы их можно было назвать образцом стиля, эстетики и элегантности. Но такие извращения хотя бы стоят тех денег, которые уходят на демонстрацию статуса владельца. Например, в гараже султана Брунея есть Rolls-Royce с кузовом из чистого золота: говорят, он катался на нем лишь один раз – во время собственной коронации. Но что, если золотом отделана самая дешевая машина в мире – компакт Tata Nano? Никаких вразумительных доводов для такого решения найти невозможно. Более того, невозможно вообще поверить в ее существование!
А она есть! Золотую «Тату» построили в 2011 году. Индийские ювелиры «вывалили» на нее 80 килограммов (при общей массе машины в 600 килограммов) благородного металла и приправили все это 15 килограммами серебра, а также драгоценными камнями, в том числе бриллиантами и рубинами. Оценили «золотой» индийский компакт-кар в 4,6 миллиона долларов – в два раза дороже фарфорового «Вейрона» и в две тысячи раз дороже обычной «Нано»!
Еще одним экспериментом с золотом отметился российский художник и дизайнер Денис Симачев. Он превратил свое купе Porsche 911 в полноценный, аэродинамически правильный слиток золота, потратив на инкрустацию кузова около 20 килограммов этого металла. Больше того, на отдельных плитках прослеживаются «хохломские» узоры. Они же вышиты золотой нитью на ковриках в салоне.
Правда, Симачев со своим «золотым» «Порше» решил расстаться. Весной прошлого года машину выставили на продажу за внушительную сумму в 330 тысяч евро. На подходе, наверное, Lamborghini в платине?