Опубликовано 06 декабря 2013, 15:36

Всем спасибо, все свободны

Триумф Феттеля и другие итоги сезона Формулы-1
Себастьян Феттель и Red Bull Racing в четвертый раз подряд бесцеремонно сгребли все титулы Формулы-1. Но помимо них в этом году в чемпионате выступали еще десять команд и двадцать два пилота. "Мотор" подводит итоги минувшего сезона.
Фото James Moy Photography и команд
Фото James Moy Photography и команд

Себастьян Феттель и Red Bull Racing в четвертый раз подряд бесцеремонно сгребли все титулы Формулы-1. Но помимо них в этом году в чемпионате выступали еще десять команд и двадцать один пилот. "Мотор" подводит итоги минувшего сезона.

[center]Red Bull[/center]

[center]Место: 1; Очков: 596; Побед: 13[/center]

Всем спасибо, все свободны

[center] В течение года "Мотор" выставлял оценки командам и итоговый результат – это среднее арифметическое за 19 этапов.[/center]

Все понятно уже давно. За успехами Red Bull Racing стоят миллионы Дитриха Матешица, организаторский талант Кристиана Хорнера и технический гений Эдриана Ньюи. Законченности всей системе придает еще один идеальный механизм, встраиваемый в шасси уже пятый год кряду: Себастьян Феттель. Который со своей функцией справляется безупречно и сбоит только тогда, когда ему отдают не совсем понятные команды, вроде "Multi21". Скандал на Гран-при Малайзии – единственная ложка дегтя в превосходном сезоне Себа, но к концу чемпионата немец залил в бочку столько меда, что тот полился через край. И теперь уже как-то неловко от мысли, что в Куала-Лумпур его вообще просили остаться позади Марка Уэббера.

Зачем вообще Red Bull Racing потребовалась командная тактика, если очков, набранных Феттелем, ей с лихвой хватило бы и для победы в Кубке конструкторов?

####Пилоты

Всем спасибо, все свободны

Что Red Bull хорошо, то Формуле 1 – не очень. Когда команде достался Кубок конструкторов, а Феттелю четвертый титул, рейтинги трансляций этапов чемпионата поползли вниз даже в Германии. Нехорошо желать кому-то чего-то плохого, но падение "быков" с первых строчек обоих зачетов должно пойти Формуле-1 на пользу. Когда-то (не то, чтобы совсем давно) один немец со своей командой выиграли четыре подряд чемпионата, а затем немного провалились. Последовавшие затем пять сезонов выдались отличными. Пока выигрывать не начал другой немец.

[center]Mercedes AMG[/center]

[center]Место: 2; Очков: 360; Побед: 3[/center]

Всем спасибо, все свободны

Mercedes-Benz наняла для своего детища в Формуле-1 несколько новых нянек, но дитя не пострадало. Мало того, из всех команд чемпионата именно Mercedes AMG добилась наибольшего прогресса по сравнению с прошлым сезоном. Справедливости ради стоит отметить, что назначения Тото Вольффа, Ники Лауды и Падди Лоу на результатах "Серебряных стрел" в 2013 году все же вряд ли сказались. Машина с индексом W04, принесшая команде три победы, строилась еще под руководством тандема Росс Браун – Норберт Хауг. О том, что команда может выстрелить в этом сезоне, стоило начать догадываться еще в конце сезона прошлого, когда Mercedes AMG опустилась в финальных гонках до Sauber и Toro Rosso. Силы были пущены на разработку нового шасси, которое и помогло "стрелам", наконец, выстрелить. За победу в чемпионате с Red Bull Racing "серебряные", конечно, побороться не могли, но и взлет с пятого места в Кубке конструкторов на второе – тоже совсем не плохо.

####Пилоты

Всем спасибо, все свободны

Доказать, что система с семью няньками все-таки работает, команда должна в следующем году. Смена регламента – отличный момент, чтобы перехватить инициативу. Да, Росс Браун уже покинул Mercedes AMG, но W05 начали строить все-таки под его руководством. В прошлый раз, когда менялся регламент, чемпионат выиграла некая Brawn GP. С моторами от Mercedes-Benz, между прочим.

[center]Ferrari[/center]

[center]Место: 3; Очков: 354; Побед: 2[/center]

Всем спасибо, все свободны

Что-то по-прежнему идет не так, но что именно – не слишком понятно. Третье место в Кубке конструкторов и второе в личном зачете для Фернандо Алонсо – результат для Ferrari в последние годы привычный, но это не повод признать его удовлетворительным. И ладно бы Скудерия проиграла чемпионат как в прошлом году, борясь до последнего. Нет.

Во второй половине сезона о том, что в руках Алонсо действительно Ferrari, напоминал лишь цвет автомобиля.

Деньги у команды есть, отличный пилот – тоже. Проблема в чем-то другом. Скорее всего, проблем даже несколько. И, надо признать, Ferrari пытается их распознать и устранить. Открыт модернизированный аэродинамический туннель. Вслед за Пэтом Фраем, уведенным у McLaren, итальянцы "схантили" и Джеймса Эллисона из Lotus. Фелипе Масса наконец изгнан и заменен на Кими Райкконена.

####Пилоты

Всем спасибо, все свободны

Перемены должны пойти на пользу. Туннель и Эллисон во вред точно не пойдут. Возможно, обстановку в команде дестабилизирует приход Кими. Но это будет даже кстати! Зачем Ferrari такая стабильность, состоящая из третьих да вторых мест? Скудерия должна стать сильнее. Но это случится (если случится) потом. Пока надо просто констатировать: за сезон 2013 года красным – неуд.

[center]Lotus[/center]

[center]Место: 4; Очков: 315; Побед: 1[/center]

Всем спасибо, все свободны

Если вдуматься, не все так скверно: Lotus – одна из четырех команд, которые выигрывали в 2013 году гонки, Роман Грожан перестал врезаться во все, что видит на своем пути, а словам Эрика Булье о том, что из француза может вырасти "суперзвезда", наконец появились основания верить. Но в остальном…

####Пилоты

Всем спасибо, все свободны

Кими Райкконен провел в составе Lotus только 17 Гран-при из 19-ти. Затем финну срочно потребовалась операция спины, и на замену был приглашен Хейкки Ковалайнен. Но в двух последних гонках чемпионата он ни разу не смог пробиться в десятку.

Жерара Лопеса даже жалко. Зачем он во все это ввязался? Загибайте пальцы. За четыре года он потратил на команду 100 "лишних" миллионов евро. Кими Райкконен, которого команда вытащила из раллийных канав, в итоге вынес сор из избы и рассказал всему миру, что ему заплатили за год "ноль евро".

Потенциальные инвесторы из Quantum полгода обещали денег, но так пока ничего и не перевели. Из команды ушли Джеймс Эллисон и еще несколько сотрудников. В довершение, чтобы удержаться на плаву, Lotus пришлось пригласить на будущий год в качестве пилота Пастора Мальдонадо с мешком денег за спиной. При всем этом четвертое место в Кубке конструкторов – это не поражение в схватке с Ferrari и Mercedes AMG, а настоящий триумф. Вот только чего ждать от Lotus в будущем, непонятно. Если денег не хватило даже на зарплату Кими и другим сотрудникам, их вряд ли хватит на создание хорошего шасси.

[center]McLaren[/center]

[center]Место: 5; Очков: 122; Побед: 0[/center]

Всем спасибо, все свободны

Охарактеризовать сезон McLaren очень просто. Это провал. Выиграв семь гонок в прошлом году и упустив титулы только из-за собственных ошибок, McLaren почему-то решила озаботиться не работой над ними, а созданием "революционного шасси". Идея провалилась. MP4-28 хромала на все четыре колеса со старта сезона и только чудо (смена конструкции шин) помогло McLaren опередить в Кубке конструкторов Force India.

####Пилоты

Всем спасибо, все свободны

Повторение подобного сезона в исполнении "Маков" увидеть бы не хотелось. Формуле-1 нужна сильная McLaren. По крайней мере, так кажется сейчас. Но когда-то казалось, что без сильной Williams чемпионат тоже представить невозможно. Быть может в 2014 году мы осознаем, что прошедший сезон – это досадное недоразумение. И, возможно, поймем, что McLaren действительно в кризисе.

[center]Force India[/center]

[center]Место: 6; Очков: 77; Побед: 0[/center]

Летом преимущество Force India над McLaren было очень весомым. Парни Виджея Малльи стабильно набирали очки, парни Мартина Уитмарша стабильно их теряли, и "индийцы" уверенно шли на пятом месте в Кубке конструкторов. Сенсация назревала: клиенты McLaren грозили опередить в командном зачете саму McLaren. Но нет. Палки не стреляют, а рожденные ползать – летать не могут.

####Пилоты

Всем спасибо, все свободны

Force India, возможно, сильнее других подкосило решение Pirelli изменить конструкцию шин по ходу сезона. Во второй половине чемпионата команда набирала очки со скрипом, но все-таки отбилась от Sauber. Все логично: Force India была лучшей командой середины пелотона, и даже учитывая осенний спад – самой стабильной.

[center]Sauber[/center]

[center]Место: 7; Очков: 57; Побед: 0[/center]

Всем спасибо, все свободны

Как и в случае с Lotus, результаты Sauber на трассе волновали общественность значительно меньше, чем ее финансовое положение. Слухи о многомиллионных долгах перед собственным пилотом Нико Хюлькенбергом, Ferrari, прочими поставщиками и даже о неоплаченных счетах за электричество подкреплялись прогнозами о том, какая же именно гонка станет последней в истории славного швейцарского коллектива.

Согласно им, банкротство грозило Sauber еще в июне. Но, к счастью, обошлось.

####Пилоты

Всем спасибо, все свободны

Летом команда объявила о начале сотрудничества с несколькими компаниями из России, и ровно с этого момента все вдруг начало налаживаться. Слухи вокруг Sauber поутихли, а Хюлькенберг принялся сгребать в копилку команды очки. Да так рьяно, что едва не догреб в одиночку до шестой позиции в Кубке конструкторов. Будущее команды все еще представляется туманным. Соглашение с российскими партнерами пока так и не обрело осязаемые формы. Sauber грозила разместить новые наклейки на машинах еще летом, но они в итоге не появились даже в Сан-Паулу. Чего ждать от Sauber в следующем году – непонятно. Главный итог года уходящего состоит в том, что команда все-таки выжила.

[center]Toro Rosso[/center]

[center]Место: 8; Очков: 33; Побед: 0[/center]

Всем спасибо, все свободны

Молодежная команда справилась со своей главной ролью. Считать очки Toro Rosso – занятие бесполезное. Она в Формуле-1 не для того, чтобы бороться за позиции в командном зачете. STR8 получилась достаточно резвой для того, чтобы Дэн Риккардо смог произвести впечатление на боссов Red Bull Racing и забронировать себе местечко в главной команде.

####Пилоты

Всем спасибо, все свободны

Теперь главное, чтобы следующий автомобиль получился по крайней мере не хуже. Чтобы произвести впечатление смог еще какой-нибудь пилот Toro Rosso. Сами знаете какой.

[center]Williams[/center]

[center]Место: 9; Очков: 5; Побед: 0[/center]

Всем спасибо, все свободны

А ведь еще год назад казалось, что Williams пошла на поправку. Изгнанный после шпионского скандала из McLaren Майк Кофлэн построил неплохой автомобиль, который довез Пастора Мальдонадо до победы в Барселоне, но в 2013 году бывший шпион, похоже, что-то напутал. На FW34 Мальдонадо набрал лишь одно очко.

####Пилоты

Всем спасибо, все свободны

Хорошо, что у команды был еще и Вальттери Боттас. Под конец чемпионата случилось нечто странное: Williams отказалась от сложной системы выхлопа в пользу более примитивной, и на двух последних этапах автомобиль вдруг поехал быстрее. Боттас смог набрать еще четыре очка в Остине, но на общую картину это уже не повлияло: Williams провела худший сезон в своей истории.

[center]Marussia[/center]

[center]Место: 10; Очков: 0; Побед: 0[/center]

Всем спасибо, все свободны

Из четырех коллективов, дебютировавших в Формуле-1 четыре года назад, выжили лишь два, а команда Джона Бута и Грэма Лоудона впервые за все это время провела второй подряд сезон под одним и тем же названием. В этом случае стабильность пошла на пользу. Впервые в своей недолгой истории Marussia забралась на десятую строчку в Кубке конструкторов.

####Пилоты

Всем спасибо, все свободны

Очков не набрали ни Marussia, ни Caterham, а формального победителя в этой паре определил Гран-при Малайзии, когда Жюль Бьянки финишировал тринадцатым. То, что зеленые начиная с лета были чуточку быстрее, уже не имело никакого значения.

[center]Caterham[/center]

[center]Место: 11; Очков: 0; Побед: 0[/center]

Всем спасибо, все свободны

У команды Тони Фернандеса новый курс. Если раньше за Caterham выступали только опытные сильные пилоты, то в 2013 году – Шарль Пик и Гидо ван дер Гарде. Новая машина от старой отличалась по сути только цветом, все усилия были брошены на разработку шасси для следующего сезона, за что Caterham и поплатилась поражением в борьбе с Marussia.

####Пилоты

Всем спасибо, все свободны

Есть подозрение, что имея в составе либо Хейкки Ковалайнена, либо Виталия Петрова, Caterham все же смогла бы справиться с главными соперниками, но это лишь теория. На практике дружина Фернандеса уверенно заняла последнее место в Кубке конструкторов.