Опубликовано 25 мая 2012, 15:32

Вечные ценности

Две самые знаменитые автогонки в мире пройдут в один день
В конце мая по разные стороны Атлантики состоятся две главные гонки в мире: в Европе пройдет Гран-при Монако Формулы-1, а в США стартует марафон "Инди-500". "Мотор" рассказывает об истории знаменитых гонок и оценивает шансы претендентов на победу.
Фото Honda, INDYCAR, команд Формулы-1, James Moy Photography и с сайта www.ebay.com
Фото Honda, INDYCAR, команд Формулы-1, James Moy Photography и с сайта www.ebay.com

[page]Главная гонка | Европы[/page]

Попросите европейца назвать самую престижную гонку на планете, и он не задумываясь ответит: Гран-при Монако. Задайте тот же вопрос американцу, и он без колебаний заявит: Инди-500. Для остального мира ответ будет состоять из двух частей – любители автоспорта назовут оба соревнования.

Современный автогоночный мир принято делить на чемпионаты: зрители привыкли, что каждая гонка включена в календарь одной из гоночных серий, и не мыслят других правил. Между тем, еще в середине века пилоты и болельщики мало задумывались о регулярных сезонах. Победа в каждом отдельном соревновании ценилась сама по себе, а наиболее важным достижением было не завоевание титула, а получение статуса триумфатора одной из культовых гонок. Такими заездами были и "24 часа Ле-Мана", и "Милле Милья", и марафон в Дайтоне, но два гоночных события выделялись даже на их фоне.

Гран-при Монако

История кольцевой гонки по Лазурному берегу началась с амбиций семейства Ноге. Многократный победитель международных теннисных турниров Александр Ноге возглавлял Автомобильный клуб Монако (ACM), когда члены клуба задумались об автономности от французских коллег. В конце 1920-х годов Ноге-старший вместе со своим сыном Антони решил, что автолюбители независимого княжества не должны больше подчиняться клубу чужого государства. Но когда монегаски подали запрос об отделении в Международную автофедерацию AIACR (предшественник FIA), чиновники ответили, что для получения такого статуса было бы неплохо организовать гонку, целиком и полностью проходящую по территории одной страны.

В тот момент ACM уже проводил Ралли Монте-Карло, но маршрут этой гонки в основном пролегал по дорогам соседней Франции. Чтобы убедить бюрократов из AIACR в серьезности намерений, Антони Ноге призвал на помощь самого успешного гонщика из Монако Луи Широна, вместе с которым они создали городскую гоночную трассу. В 1929 году по улицам импровизированного автодрома Монако проехали первые участники нового Гран-при.

Теперь имена основателей Гран-при Монако присвоены поворотам на гоночной трассе. Вираж Anthony Noghès замыкает автодром, а имя Луи Широна досталось 13-му повороту, более известному как вход в зону бассейна. Монегаск до сих пор является самым успешным местным пилотом среди тех, кто выходил на старт национального Гран-при: в 1931 году Широн стал победителем Большого приза Монако.

Теперь имена основателей Гран-при Монако присвоены поворотам на гоночной трассе. Вираж Anthony Noghès замыкает автодром, а имя Луи Широна досталось 13-му повороту, более известному как вход в зону бассейна. Монегаск до сих пор является самым успешным местным пилотом среди тех, кто выходил на старт национального Гран-при: в 1931 году Широн стал победителем Большого приза Монако.

В 1930-х годах в мире проводилось множество гонок, которые назывались Гран-при. Чтобы внести в соревнования какую-то организованность, AIACR ввела понятие Гранд-эпрёв ("Большое испытание"): этот термин относился к наиболее важным заездам Гран-при. Сейчас похожая система существует в теннисе, где четыре турнира носят название "Большого шлема". В 1933 году существовало пять Гранд-эпрёв.

Поначалу сильные команды не слишком жаловали гонку в районах Монте-Карло и Ла-Кондамин, но в 1933 году AIACR присвоила заезду престижнейший статус Гранд-эпрёв – и ситуация изменилась. Наряду с этапами во Франции, Бельгии, Великобритании и Испании Гран-при Монако вошел в элиту международного автоспорта.

В 1936 году гонку на побережье Лигурийского моря включили в календарь чемпионата Европы по автогонкам – это первенство можно назвать предшественником Формулы-1. Победителем двух зачетных этапов стали пилоты Mercedes-Benz. А затем в Европе началась война.

На фронт отправились многие пилоты, среди которых оказался и первый победитель Гран-при Монако Уильям Гровер-Уильямс. Гонщик занимался координированием французского партизанского движения, а в 1943 году попал в плен. По официальной версии, в марте 1945-го фашистские солдаты казнили Гровер-Уильямса, однако спекуляции относительно жизни Уильяма не утихают до сих пор.

Сторонники конспирологической теории уверены, что гонщик бежал из плена и вернулся домой под именем Джорджа Тэмбла: этот человек выдал себя за двоюродного брата жены Гровер-Уильмса и поселился в его доме. Соседи утверждали, что пара больше походила на любовников, чем на родственников, а превосходная осведомленность Тэмбла в вопросах гоночных автомобилей добавляла свидетельств в пользу того, что Джордж был не тем, за кого себя выдавал. В довершение всего, дата рождения Тэмбла полностью совпадала с датой Уильяма Гровер-Уильямса...

Первый Гран-при Монако в классе Формула-1 состоялся в 1948 году: в тот момент FIA уже ратифицировала технический регламент для машин высшей категории, но еще не утвердила соответствующее первенство. С образованием чемпионата мира Формулы-1 в 1950 году гонка в Монте-Карло вошла в его календарь: первым победителем стал Хуан-Мануэль Фанхио на Alfa Romeo, а местный герой Луи Широн поднялся на подиум в возрасте 51 года, добившись лучшего для себя результата в Формуле-1.

Первый Гран-при Монако в классе Формула-1 состоялся в 1948 году: в тот момент FIA уже ратифицировала технический регламент для машин высшей категории, но еще не утвердила соответствующее первенство. С образованием чемпионата мира Формулы-1 в 1950 году гонка в Монте-Карло вошла в его календарь: первым победителем стал Хуан-Мануэль Фанхио на Alfa Romeo, а местный герой Луи Широн поднялся на подиум в возрасте 51 года, добившись лучшего для себя результата в Формуле-1.

Монако всегда было особенным местом, но с приходом в княжество Формулы-1 к штампам о райском местечке и игорной столице добавился еще один: страна превратилась в арену гонки самых быстрых автомобилей. На заре 50-х в Монако еще экспериментировали с заездами спорткаров, из-за которых Гран-при на время выпал из расписания Формулы-1, но с 1955 года заезд в Монте-Карло является непременным атрибутом "Королевы автоспорта". Больше гонок Формулы-1 приняла только итальянская Монца.

Первая же гонка после возвращения Формулы-1 в Монако ознаменовалась нелепой аварией: двукратный чемпион мира Альберто Аскари попал в аварию прямо на набережной, пробил заграждение и вылетел с трассы в море. По счастью, в тот раз итальянец пилотировал особую модификацию Ferrari, подготовленную специально для толстяка Хосе Фройлана Гонсалеса: из-за избыточного веса аргентинец не влезал в стандартный кокпит и механикам пришлось расширить посадочное место в его болиде. Гонку в Монако Гонсалес пропустил, и машину передали Аскари – благодаря широкому проему Альберто смог выбраться из болида под водой и выплыть наверх. Впрочем, судьба отвела знаменитому пилоту совсем немного времени: через четыре дня Аскари погиб на тестах в Монце.

К началу 1960-х Гран-при Монако превратился в "жемчужину чемпионата": выиграть в Монте-Карло было престижнее, чем в любом другом месте. Во многом, это объяснялось уникальным характером автодрома. Узкое дорожное полотно, на котором практически невозможно обгонять, близость стен, повышающая цену каждой ошибки, наконец, практически неизменная конфигурация трассы с тоннелем – все это сделало Гран-при Монако особым явлением в автогонках.

Даже всесильный Берни Экклстоун, получающий по 40 миллионов долларов только за то, что Формула-1 приезжает на трассы вроде "Яс Марины", ничего не берет с монегасков: статус Гран-при Монако важнее денег. Бренд "Формула-1" потеряет очень много, если лишится этой гонки – для многих богачей чемпионат мира и Гран-при Монако связаны настолько неразрывно, что они готовы вкладываться в автогонки, посещая исключительно этап в Монте-Карло. Исчезновение такой гонки для них будет эквивалентно ликвидации чемпионата.

В Формуле-1 есть два явления, без которых чемпионат невозможно представить: команда Ferrari и Гран-при Монако. И неизвестно, какое из них важнее.

Специально "под Монако" команды заключают отдельные контракты: кому-то инкрустируют бриллиантами шлем, рулевое колесо и носовой обтекатель, кто-то рекламирует новый фильм, а остальные приглашают самых важных гостей в VIP-зону, в которой запросто можно встретить миллиардеров, монарших особ и звезд шоу-бизнеса. Монако любят все: национальный Гран-при регулярно попадает в список современных чудес спорта.

Традиционно гонки в Монако не балуют болельщиков феерией обгонов, но когда в княжестве начинается дождь, все меняется. Наиболее захватывающие гонки в Монте-Карло проходили в переменчивых погодных условиях. В 1972 году Жан-Пьер Бельтуаз на BRM одержал свою первую и единственную победу в Формуле-1, а в 1996-м достижение своего соотечественника повторил Оливье Панис, выиграв гонку, в которой клетчатый флаг увидели всего четыре человека. Спустя восемь лет единственный в карьере триумф в Гран-при пришел к Ярно Трулли.

В истории знаменитых гонок насчитывается всего два пилота, которые смогли победить и в Гран-при Монако, и в "Инди-500". В 60-х годах это был Грэм Хилл, а в начале ХХI века достижение двукратного чемпиона Формулы-1 повторил Хуан-Пабло Монтоя.

Одним из самых невероятных Гран-при Монако состоялся в 1982 году, когда дождь начался за два круга до финиша. За это время лидер этапа сменился пять раз: сначала в заграждение влетел Ален Прост, затем вышедшего на первую строчку Рикардо Патрезе развернуло в 180-градусном повороте Loews, а потом Дидье Пирони с Андреа де Чезарисом практически синхронно остановились из-за иссякшего топлива. Шанс на победу неожиданно получил Дерек Дэйли на Williams, но в самый ответственный момент у ирландца отказала коробка передач. В итоге первая строчка вернулась к Патрезе, позволив итальянцу завоевать дебютную победу в Формуле-1.

За последние 11 лет в Монако было 10 победителей

Рекордсменом среди действующих пилотов Формулы-1 остается Михаэль Шумахер с пятью выигранными гонками. Свою последнюю победу в Монако немец одержал в 2001 году.

Гран-при Монако-1984 запомнился не столько ливнем, обрушившимся на трассу незадолго до старта и так и не прекратившимся до самого финиша, сколько рождением двух новых звезд Формулы-1. Дебютный подиум в карьере здесь завоевал Айртон Сенна за рулем скромного Toleman, а на третьем месте гонку завершил Штефан Беллоф, на атмосферном Tyrell ехавший быстрее соперников с турбомоторами. В дальнейшем Сенна стал трехкратным чемпионом мира, а Беллоф погиб, не успев завоевать ни одной победы.

События 2008 года также оказались предельно драматичными. На шестом круге Льюис Хэмилтон не удержал машину в повороте Tabac и повредил колесо: казалось, внеплановый пит-стоп для смены шин выбросит пилота MсLaren из борьбы за победу. Вместо этого скорый выезд пейс-кара вкупе с ошибкой лидера гонки Фелипе Массы и грамотной тактикой самого Хэмилтона позволил Льюису выйти на первую позицию и довести гонку до победы.

События 2008 года также оказались предельно драматичными. На шестом круге Льюис Хэмилтон не удержал машину в повороте Tabac и повредил колесо: казалось, внеплановый пит-стоп для смены шин выбросит пилота MсLaren из борьбы за победу. Вместо этого скорый выезд пейс-кара вкупе с ошибкой лидера гонки Фелипе Массы и грамотной тактикой самого Хэмилтона позволил Льюису выйти на первую позицию и довести гонку до победы.

Предстоящий Гран-при Монако обещает немало сюрпризов. По итогам пяти гонок 2012 года в Формуле-1 насчитывается пять победителей – и многие эксперты уверены, что в Монте-Карло появится шестой. Непредсказуемое поведение шин Pirelli и дождевой прогноз погоды на весь уикенд сулит напряженное сражение.

[page]Главная гонка | Америки[/page]

«Инди-500»

Пятисотмильный заезд на автодроме «Индианаполис Мотор Спидвей» в американском штате Индиана – столп автомобильных соревнований в США. Овальный автодром построили в 1909 году, а через несколько месяцев смешанное известняково-гравийное дорожное покрытие выложили кирпичами: отсюда и произошло народное название трассы «Старая кирпичница».

На момент постройки «Индианаполис Мотор Спидвей» являлся самым большим автодромом в мире: его длина составляет две с половиной мили (чуть больше четырех километров), а конфигурация трека представляет собой четыре прямых, соединенные между собой профилированными поворотами -- «бэнкингами». Отличительной особенностью трассы стали разные углы наклона виражей: приспособиться к норовистому характеру "овала" оказалось нетривиальной задачей.

На момент постройки «Индианаполис Мотор Спидвей» являлся самым большим автодромом в мире: его длина составляет две с половиной мили (чуть больше четырех километров), а конфигурация трека представляет собой четыре прямых, соединенные между собой профилированными поворотами -- «бэнкингами». Отличительной особенностью трассы стали разные углы наклона виражей: приспособиться к норовистому характеру "овала" оказалось нетривиальной задачей.

Первая гонка на дистанцию 500 миль прошла в Индианаполисе в 1911 году: победителем инаугурационного этапа стал Рэй Хэрроун на машине Marmon Wasp. Американец выиграл десять тысяч долларов – по тем временам это была весьма внушительная сумма. На следующий год организаторы вдвое увеличили призовой фонд, что позволило привлечь в Индианаполис лучших пилотов со всей Америки. А затем о сказочных заработках услышали и в Европе, обеспечив новоявленной гонке международный масштаб.

Довольно быстро «Инди-500» приобрела статус важнейшей гонки в мире, по ходу дела обрастая историями. К примеру, первый европейский победитель этого марафона Жюль Гу на пит-стопах пил шампанское: в 1910-х годах в таком поведении не видели ничего зазорного.

«Инди-500» пережила Вторую Мировую войну, но растущая опасность гонок по нестандартному покрытию вынудила «Старую кирпичницу» лишиться главной детали своего обаяния. После нескольких аварий, в ходе которых зрителей калечили вылетавшие из-под колес автомобилей кирпичи, трассу было решено заасфальтировать. В 1961 году единственным напоминанием о былом покрытии стала узкая полоска кирпичей на стартовой прямой. До сих пор эта зона шириной в ярд (91 сантиметр) остается напоминанием о классической эре «Инди-500». Американцы называют ее Brickyard, а в 90-х такое название получила гонка кузовного первенства NASCAR, проходящая на том же самом спидвее в Индинаполисе.

Не меньше самого заезда в «Инди-500» важны многочисленные традиции, сформировавшиеся за вековую историю марафона. В первую очередь, пятисотмильный заезд всегда проходит в канун Дня поминовения – то есть в последнее воскресенье мая. Посмотреть гонку в этот выходной день для американцев так же важно и привычно, как включить телевизор ради американского футбола на День благодарения. Трансляции спортивных событий во время национальных праздников настолько вжились в уклад жизни американцев, что многие просто не представляют себе иного способа провести торжество.

Соседство с праздником, посвященным погибшим солдатам и жертвам войн, не могло не оставить свой след в церемониале «Инди-500». Все начинается с тройного залпа холостыми патронами, после чего трубач из Национальной гвардии играет Taps – в США эта мелодия всегда звучит на похоронах и траурных мероприятиях. Таким способом в «Инди-500» вспоминают жертв военных конфликтов и гонщиков, погибших на трассе.

/http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=kevm4TfYJWQ Самые важные три с половиной минуты в предстартовой церемонии «Инди-500». Пожалуй, такого торжественного открытия нет больше ни у одной гонки в мире – действо расписано по секундам. С 2000 года гостем церемонии регулярно становится один из верховных военных чинов Америки. Традицию заложил министр обороны Уильям Коэн, а в 2011 году гонку посетил бывший командующий многонациональными силами в Ираке генерал Питер Чиарелли.

После залпа всегда следует неофициальный гимн штата Индиана – композиция Back Home Again in Indiana, написанная в 1917 году и с тех пор пережившая не одну кавер-версию. В первый раз на гонке эту песню экспромтом исполнил оперный тенор Джеймс Мелтон в 1946 году: с тех пор ни один пятисотмильный марафон не обходится без песни-символа.

С 1972 года композицию исполняет Джим Нейборс. Его голос и величественная манера держаться так полюбились болельщикам, что после шести неудачных попыток заменить Джима, его вернули на место: в 2012 году 81-летний певец в очередной раз выйдет на подиум и вместе с полумиллионной толпой зрителей затянет знаменитые строчки о любимом штате Индиана и реке Уобаш.

Затем зрителей ожидают самые знаменитые слова в мировом автоспорте: Lady and Gentlemen, start your engines! («Леди и джентльмены, заводите ваши моторы!»). Кто именно первым сказал эту фразу, доподлинно неизвестно – ясно только то, что словосочетание родилось в начале пятидесятых годов прошлого века и быстро приобрело статус культового. В последние годы команду для гонщиков и механиков произносит 77-летняя владелица спидвея Мэри Халмэн-Джордж.

В 1977 году организаторы «Инди-500» столкнулись с неожиданной проблемой: на старт марафона пробилась женщина. Дженет Гутри потребовала, чтобы в связи с ее участием в гонке знаменитый призыв о моторах начинался со слов «Леди и джентльмены». Пуристы из администрации автодрома отказались переделывать устоявшуюся форму из четырех слов, весьма изощренно выкрутившись из положения. Перед стартом гонки Тони Халмэн обратился к участникам со словами: «В сопровождении первой дамы, прошедшей квалификацию перед гонкой в Индианаполисе, джентльмены, заводите ваши моторы!»
Тем не менее, на следующий год владельцы автодрома сдались, и приветственная фраза приобрела современный вид: теперь обращение начинается с «Леди и джентльмены».

В 1977 году организаторы «Инди-500» столкнулись с неожиданной проблемой: на старт марафона пробилась женщина. Дженет Гутри потребовала, чтобы в связи с ее участием в гонке знаменитый призыв о моторах начинался со слов «Леди и джентльмены». Пуристы из администрации автодрома отказались переделывать устоявшуюся форму из четырех слов, весьма изощренно выкрутившись из положения. Перед стартом гонки Тони Халмэн обратился к участникам со словами: «В сопровождении первой дамы, прошедшей квалификацию перед гонкой в Индианаполисе, джентльмены, заводите ваши моторы!» Тем не менее, на следующий год владельцы автодрома сдались, и приветственная фраза приобрела современный вид: теперь обращение начинается с «Леди и джентльмены».

Первой женщиной, выигравшей «Инди-500», стала Лора Корум

На самом деле, американка также оказалась первым из двух пилотов в истории, которым удалось победить в марафоне, не пролидировав и круга: во второй половине дистанции заезда 1924 года гонщица уступила место в машине владельцу автомобиля Джо Бойеру, который вышел на первую строчку, а затем довел гонку до победы. Так в марафоне зафиксировали сразу двух победителей. В 1941 году ситуация повторилась: тогда триумф разделили Флойд Дэвис и Мори Роуз.

Позднее на старт гонки в Индианаполисе выходили еще восемь женщин, но ни одна из них не смогла повторить достижение Лоры Корум. Лучшим результатом для них стала третья позиция Даники Патрик в 2009 году. Кстати, Патрик все же смогла сделать то, что не получилось у Корум: Даника дважды лидировала в «Инди-500» -- в 2005 и 2011 годах.

С финишем гоночные обряды не заканчиваются. В 1936 году победитель «Инди-500» Луис Мейер попросил стакан пахты, которую с детства пил в жаркие дни. Неожиданное предпочтение чемпиона нашло живой отклик у молочных компаний, которые захотели поднять популярность своих продуктов за счет гонки. Так «Инди-500» обрела еще одну традицию: пахта превратилась в молоко, и каждый победитель почитал за честь выпить стакан этого напитка в честь триумфа.

Единственным отступлением от ритуала стал заезд 1993 года, который выиграл двукратный чемпион Формулы-1 Эмерсон Фиттипальди. На момент той гонки спортивная карьера бразильца была на излете, зато бизнес по выращиванию фруктов и продаже сока только набирал обороты. Чтобы отрекламировать продукцию, начинающий предприниматель отверг молоко, выпив вместо него стакан апельсинового сока с собственной плантации.

На следующей же гонке Фиттипальди освистали зрители: по иронии судьбы, этап проходил в Милуоки – штате развитой молочной промышленности. Местные болельщики восприняли демарш Эмерсона как личное оскорбление.

Традиции продолжают появляться и в наши дни. В 1996 году победитель гонки NASCAR в Индианаполисе Дэйл Джарретт поцеловал кирпичную полоску на стартовой прямой спидвея. Спустя семь лет его примеру последовал Жиль де Ферран, выигравший «Инди-500». С тех пор каждый победитель пятисотмильного марафона прикладывается губами к заветным кирпичам.

Традиции продолжают появляться и в наши дни. В 1996 году победитель гонки NASCAR в Индианаполисе Дэйл Джарретт поцеловал кирпичную полоску на стартовой прямой спидвея. Спустя семь лет его примеру последовал Жиль де Ферран, выигравший «Инди-500». С тех пор каждый победитель пятисотмильного марафона прикладывается губами к заветным кирпичам.

Прошлогодняя «Инди-500» стала одной из самых непредсказуемых гонок в истории Индианаполиса. По случаю столетнего юбилея гонщики устроили себе и зрителям фейерверк на трассе: сенсационно вышедший в лидеры заезда новичок Джей Ар Хильдебранд готовился в мгновение ока стать любимцем всей Америки, выиграв сложнейшую гонку с первой попытки, но в последнем повороте спортсмен не удержал машину, и болид повело на внешний радиус...

Авария пилота Panther Racing вывела на первую строчку экс-чемпиона INDYCAR Дэна Уэлдона, подрастерявшего былой лоск за несколько невнятных сезонов. В том году дошло даже до того, что британец остался без команды, а старт в «Инди-500» оказался для него лишь эпизодическим событием.

Благодаря неожиданному успеху, словно придуманному режиссером голливудских блокбастеров, Уэлдон сорвал банк. Команды вдруг вспомнили, каким талантливым и быстрым был Дэн до вынужденного отпуска, а болельщики INDYCAR получили «темную лошадку», выигравшую гонку вопреки всему – лучшего итога юбилейной «Инди-500» и не придумаешь. Увы, продолжение этой истории оказалось столь же драматичным – в октябре Уэлдона не стало...

Неизвестно, станет ли нынешняя гонка в Индианаполисе столь же непредсказуемой, но все предпосылки для тугого закручивания интриги в «Индикаре» имеются. Во-первых, предстоящий марафон станет первым этапом на овале для новых двигателей и шасси: как в такой ситуации поведет себя техника пока остается загадкой.

На стартовых этапах чемпионата преимущество было за моторами Chevrolet, но в паддоке поговаривают, что конструкция силового агрегата Honda создана для побед на овалах. По мнению аналитиков, в Honda Performance Developments специально ограничились одной турбиной против двух у конкурентов, чтобы одолеть их в «Инди-500» – для болельщиков со стажем победа в этой гонке значит даже больше, чем титул в регулярном чемпионате.

Во-вторых, введение шасси DW12 привело к серьезному уплотнению борьбы и острым сражениям во всем пелотоне – болельщики оказались настолько впечатлены накалом страстей в первых четырех гонках, что уже провозгласили их самым зрелищным началом сезона в истории INDYCAR. Если пилоты продолжат делать шоу и на овалах, то очередная «Инди-500» не обойдется без эффектных маневров и ярких аварий.

Квалификацию «Инди-500» выиграл Райан Бриско – австралиец начнет гонку с поул-позиции впервые с августа 2010 года. Особое внимание европейских фанатов наверняка привлекут ветераны Формулы-1: Рубенс Баррикелло стартует десятым, а Жан Алези – 33-м и последним.

В воскресенье, 27 мая, Гран-при Монако покажут "Россия 2" и "Спорт 1" в 15:45 по московскому времени, а за "Инди-500" можно будет в прямом эфире следить на кабельном канале "АвтоПлюс" с 19:30. До старта самых больших гонок 2012 года осталось совсем немного.