Загрузка...
25 мая 2012, 14:32

Вечные ценности

Две самые знаменитые автогонки в мире пройдут в один день

Фото Honda, INDYCAR, команд Формулы-1, James Moy Photography и с сайта www.ebay.com
Антон Погорельский

pageГлавная гонка | Европы/page

Попросите европейца назвать самую престижную гонку на планете, и он не задумываясь ответит: Гран-при Монако. Задайте тот же вопрос американцу, и он без колебаний заявит: Инди-500. Для остального мира ответ будет состоять из двух частей любители автоспорта назовут оба соревнования.

Современный автогоночный мир принято делить на чемпионаты: зрители привыкли, что каждая гонка включена в календарь одной из гоночных серий, и не мыслят других правил. Между тем, еще в середине века пилоты и болельщики мало задумывались о регулярных сезонах. Победа в каждом отдельном соревновании ценилась сама по себе, а наиболее важным достижением было не завоевание титула, а получение статуса триумфатора одной из культовых гонок. Такими заездами были и "24 часа Ле-Мана", и "Милле Милья", и марафон в Дайтоне, но два гоночных события выделялись даже на их фоне.

Гран-при Монако

История кольцевой гонки по Лазурному берегу началась с амбиций семейства Ноге. Многократный победитель международных теннисных турниров Александр Ноге возглавлял Автомобильный клуб Монако (ACM), когда члены клуба задумались об автономности от французских коллег. В конце 1920-х годов Ноге-старший вместе со своим сыном Антони решил, что автолюбители независимого княжества не должны больше подчиняться клубу чужого государства. Но когда монегаски подали запрос об отделении в Международную автофедерацию AIACR (предшественник FIA), чиновники ответили, что для получения такого статуса было бы неплохо организовать гонку, целиком и полностью проходящую по территории одной страны.

В тот момент ACM уже проводил Ралли Монте-Карло, но маршрут этой гонки в основном пролегал по дорогам соседней Франции. Чтобы убедить бюрократов из AIACR в серьезности намерений, Антони Ноге призвал на помощь самого успешного гонщика из Монако Луи Широна, вместе с которым они создали городскую гоночную трассу. В 1929 году по улицам импровизированного автодрома Монако проехали первые участники нового Гран-при.

Теперь имена основателей Гран-при Монако присвоены поворотам на гоночной трассе. Вираж Anthony Noghès замыкает автодром, а имя Луи Широна досталось 13-му повороту, более известному как вход в зону бассейна. Монегаск до сих пор является самым успешным местным пилотом среди тех, кто выходил на старт национального Гран-при: в 1931 году Широн стал победителем Большого приза Монако.

В 1930-х годах в мире проводилось множество гонок, которые назывались Гран-при. Чтобы внести в соревнования какую-то организованность, AIACR ввела понятие Гранд-эпрёв ("Большое испытание"): этот термин относился к наиболее важным заездам Гран-при. Сейчас похожая система существует в теннисе, где четыре турнира носят название "Большого шлема". В 1933 году существовало пять Гранд-эпрёв.

Поначалу сильные команды не слишком жаловали гонку в районах Монте-Карло и Ла-Кондамин, но в 1933 году AIACR присвоила заезду престижнейший статус Гранд-эпрёв и ситуация изменилась. Наряду с этапами во Франции, Бельгии, Великобритании и Испании Гран-при Монако вошел в элиту международного автоспорта.

В 1936 году гонку на побережье Лигурийского моря включили в календарь чемпионата Европы по автогонкам это первенство можно назвать предшественником Формулы-1. Победителем двух зачетных этапов стали пилоты Mercedes-Benz. А затем в Европе началась война.

На фронт отправились многие пилоты, среди которых оказался и первый победитель Гран-при Монако Уильям Гровер-Уильямс. Гонщик занимался координированием французского партизанского движения, а в 1943 году попал в плен. По официальной версии, в марте 1945-го фашистские солдаты казнили Гровер-Уильямса, однако спекуляции относительно жизни Уильяма не утихают до сих пор.

Сторонники конспирологической теории уверены, что гонщик бежал из плена и вернулся домой под именем Джорджа Тэмбла: этот человек выдал себя за двоюродного брата жены Гровер-Уильмса и поселился в его доме. Соседи утверждали, что пара больше походила на любовников, чем на родственников, а превосходная осведомленность Тэмбла в вопросах гоночных автомобилей добавляла свидетельств в пользу того, что Джордж был не тем, за кого себя выдавал. В довершение всего, дата рождения Тэмбла полностью совпадала с датой Уильяма Гровер-Уильямса...

Первый Гран-при Монако в классе Формула-1 состоялся в 1948 году: в тот момент FIA уже ратифицировала технический регламент для машин высшей категории, но еще не утвердила соответствующее первенство. С образованием чемпионата мира Формулы-1 в 1950 году гонка в Монте-Карло вошла в его календарь: первым победителем стал Хуан-Мануэль Фанхио на Alfa Romeo, а местный герой Луи Широн поднялся на подиум в возрасте 51 года, добившись лучшего для себя результата в Формуле-1.

Монако всегда было особенным местом, но с приходом в княжество Формулы-1 к штампам о райском местечке и игорной столице добавился еще один: страна превратилась в арену гонки самых быстрых автомобилей. На заре 50-х в Монако еще экспериментировали с заездами спорткаров, из-за которых Гран-при на время выпал из расписания Формулы-1, но с 1955 года заезд в Монте-Карло является непременным атрибутом "Королевы автоспорта". Больше гонок Формулы-1 приняла только итальянская Монца.

Первая же гонка после возвращения Формулы-1 в Монако ознаменовалась нелепой аварией: двукратный чемпион мира Альберто Аскари попал в аварию прямо на набережной, пробил заграждение и вылетел с трассы в море. По счастью, в тот раз итальянец пилотировал особую модификацию Ferrari, подготовленную специально для толстяка Хосе Фройлана Гонсалеса: из-за избыточного веса аргентинец не влезал в стандартный кокпит и механикам пришлось расширить посадочное место в его болиде. Гонку в Монако Гонсалес пропустил, и машину передали Аскари благодаря широкому проему Альберто смог выбраться из болида под водой и выплыть наверх. Впрочем, судьба отвела знаменитому пилоту совсем немного времени: через четыре дня Аскари погиб на тестах в Монце.

>
Reload
1 / 2

Правящая династия всегда благоволила спорту, и автогонки отлично вписывались в круг "развлечений для богатых" вместе с теннисом, яхтами и гольфом. На фото победитель гонки 1983 года Кеке Росберг во время церемонии награждения.

К началу 1960-х Гран-при Монако превратился в "жемчужину чемпионата": выиграть в Монте-Карло было престижнее, чем в любом другом месте. Во многом, это объяснялось уникальным характером автодрома. Узкое дорожное полотно, на котором практически невозможно обгонять, близость стен, повышающая цену каждой ошибки, наконец, практически неизменная конфигурация трассы с тоннелем все это сделало Гран-при Монако особым явлением в автогонках.

Даже всесильный Берни Экклстоун, получающий по 40 миллионов долларов только за то, что Формула-1 приезжает на трассы вроде "Яс Марины", ничего не берет с монегасков: статус Гран-при Монако важнее денег. Бренд "Формула-1" потеряет очень много, если лишится этой гонки для многих богачей чемпионат мира и Гран-при Монако связаны настолько неразрывно, что они готовы вкладываться в автогонки, посещая исключительно этап в Монте-Карло. Исчезновение такой гонки для них будет эквивалентно ликвидации чемпионата.

В Формуле-1 есть два явления, без которых чемпионат невозможно представить: команда Ferrari и Гран-при Монако. И неизвестно, какое из них важнее.

Специально "под Монако" команды заключают отдельные контракты: кому-то инкрустируют бриллиантами шлем, рулевое колесо и носовой обтекатель, кто-то рекламирует новый фильм, а остальные приглашают самых важных гостей в VIP-зону, в которой запросто можно встретить миллиардеров, монарших особ и звезд шоу-бизнеса. Монако любят все: национальный Гран-при регулярно попадает в список современных чудес спорта.

>
Reload
1 / 8

Ежегодно нужды Гран-при Монако обслуживает более тысячи человек, среди которых судьи, пожарные, медперсонал и даже аквалангисты -- их услуги понадобятся, если кто-нибудь из участников повторит "подвиг" Альберто Аскари и улетит в воду за рулем гоночного болида.

Традиционно гонки в Монако не балуют болельщиков феерией обгонов, но когда в княжестве начинается дождь, все меняется. Наиболее захватывающие гонки в Монте-Карло проходили в переменчивых погодных условиях. В 1972 году Жан-Пьер Бельтуаз на BRM одержал свою первую и единственную победу в Формуле-1, а в 1996-м достижение своего соотечественника повторил Оливье Панис, выиграв гонку, в которой клетчатый флаг увидели всего четыре человека. Спустя восемь лет единственный в карьере триумф в Гран-при пришел к Ярно Трулли.

В истории знаменитых гонок насчитывается всего два пилота, которые смогли победить и в Гран-при Монако, и в "Инди-500". В 60-х годах это был Грэм Хилл, а в начале ХХI века достижение двукратного чемпиона Формулы-1 повторил Хуан-Пабло Монтоя.

Одним из самых невероятных Гран-при Монако состоялся в 1982 году, когда дождь начался за два круга до финиша. За это время лидер этапа сменился пять раз: сначала в заграждение влетел Ален Прост, затем вышедшего на первую строчку Рикардо Патрезе развернуло в 180-градусном повороте Loews, а потом Дидье Пирони с Андреа де Чезарисом практически синхронно остановились из-за иссякшего топлива. Шанс на победу неожиданно получил Дерек Дэйли на Williams, но в самый ответственный момент у ирландца отказала коробка передач. В итоге первая строчка вернулась к Патрезе, позволив итальянцу завоевать дебютную победу в Формуле-1.

За последние 11 лет в Монако было 10 победителей

Рекордсменом среди действующих пилотов Формулы-1 остается Михаэль Шумахер с пятью выигранными гонками. Свою последнюю победу в Монако немец одержал в 2001 году.

Гран-при Монако-1984 запомнился не столько ливнем, обрушившимся на трассу незадолго до старта и так и не прекратившимся до самого финиша, сколько рождением двух новых звезд Формулы-1. Дебютный подиум в карьере здесь завоевал Айртон Сенна за рулем скромного Toleman, а на третьем месте гонку завершил Штефан Беллоф, на атмосферном Tyrell ехавший быстрее соперников с турбомоторами. В дальнейшем Сенна стал трехкратным чемпионом мира, а Беллоф погиб, не успев завоевать ни одной победы.

События 2008 года также оказались предельно драматичными. На шестом круге Льюис Хэмилтон не удержал машину в повороте Tabac и повредил колесо: казалось, внеплановый пит-стоп для смены шин выбросит пилота MсLaren из борьбы за победу. Вместо этого скорый выезд пейс-кара вкупе с ошибкой лидера гонки Фелипе Массы и грамотной тактикой самого Хэмилтона позволил Льюису выйти на первую позицию и довести гонку до победы.

Предстоящий Гран-при Монако обещает немало сюрпризов. По итогам пяти гонок 2012 года в Формуле-1 насчитывается пять победителей и многие эксперты уверены, что в Монте-Карло появится шестой. Непредсказуемое поведение шин Pirelli и дождевой прогноз погоды на весь уикенд сулит напряженное сражение.

pageГлавная гонка | Америки/page

«Инди-500»

Пятисотмильный заезд на автодроме «Индианаполис Мотор Спидвей» в американском штате Индиана столп автомобильных соревнований в США. Овальный автодром построили в 1909 году, а через несколько месяцев смешанное известняково-гравийное дорожное покрытие выложили кирпичами: отсюда и произошло народное название трассы «Старая кирпичница».

На момент постройки «Индианаполис Мотор Спидвей» являлся самым большим автодромом в мире: его длина составляет две с половиной мили (чуть больше четырех километров), а конфигурация трека представляет собой четыре прямых, соединенные между собой профилированными поворотами -- «бэнкингами». Отличительной особенностью трассы стали разные углы наклона виражей: приспособиться к норовистому характеру "овала" оказалось нетривиальной задачей.

Первая гонка на дистанцию 500 миль прошла в Индианаполисе в 1911 году: победителем инаугурационного этапа стал Рэй Хэрроун на машине Marmon Wasp. Американец выиграл десять тысяч долларов по тем временам это была весьма внушительная сумма. На следующий год организаторы вдвое увеличили призовой фонд, что позволило привлечь в Индианаполис лучших пилотов со всей Америки. А затем о сказочных заработках услышали и в Европе, обеспечив новоявленной гонке международный масштаб.

Довольно быстро «Инди-500» приобрела статус важнейшей гонки в мире, по ходу дела обрастая историями. К примеру, первый европейский победитель этого марафона Жюль Гу на пит-стопах пил шампанское: в 1910-х годах в таком поведении не видели ничего зазорного.

«Инди-500» пережила Вторую Мировую войну, но растущая опасность гонок по нестандартному покрытию вынудила «Старую кирпичницу» лишиться главной детали своего обаяния. После нескольких аварий, в ходе которых зрителей калечили вылетавшие из-под колес автомобилей кирпичи, трассу было решено заасфальтировать. В 1961 году единственным напоминанием о былом покрытии стала узкая полоска кирпичей на стартовой прямой. До сих пор эта зона шириной в ярд (91 сантиметр) остается напоминанием о классической эре «Инди-500». Американцы называют ее Brickyard, а в 90-х такое название получила гонка кузовного первенства NASCAR, проходящая на том же самом спидвее в Индинаполисе.

>
Reload
1 / 3

В ноябре 1945 года суперспидвей в Индианаполисе приобрел Тони Халмэн, положив начало новой эре в истории автодрома. Американец не просто восстановил пошатнувшуюся было репутацию гоночной трассы, но окончательно превратил «Инди-500» в национальное достояние. Сейчас автодромом управляют наследники Халмэна.

Не меньше самого заезда в «Инди-500» важны многочисленные традиции, сформировавшиеся за вековую историю марафона. В первую очередь, пятисотмильный заезд всегда проходит в канун Дня поминовения то есть в последнее воскресенье мая. Посмотреть гонку в этот выходной день для американцев так же важно и привычно, как включить телевизор ради американского футбола на День благодарения. Трансляции спортивных событий во время национальных праздников настолько вжились в уклад жизни американцев, что многие просто не представляют себе иного способа провести торжество.

Соседство с праздником, посвященным погибшим солдатам и жертвам войн, не могло не оставить свой след в церемониале «Инди-500». Все начинается с тройного залпа холостыми патронами, после чего трубач из Национальной гвардии играет Taps в США эта мелодия всегда звучит на похоронах и траурных мероприятиях. Таким способом в «Инди-500» вспоминают жертв военных конфликтов и гонщиков, погибших на трассе.

/http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=kevm4TfYJWQ Самые важные три с половиной минуты в предстартовой церемонии «Инди-500». Пожалуй, такого торжественного открытия нет больше ни у одной гонки в мире действо расписано по секундам. С 2000 года гостем церемонии регулярно становится один из верховных военных чинов Америки. Традицию заложил министр обороны Уильям Коэн, а в 2011 году гонку посетил бывший командующий многонациональными силами в Ираке генерал Питер Чиарелли.

После залпа всегда следует неофициальный гимн штата Индиана композиция Back Home Again in Indiana, написанная в 1917 году и с тех пор пережившая не одну кавер-версию. В первый раз на гонке эту песню экспромтом исполнил оперный тенор Джеймс Мелтон в 1946 году: с тех пор ни один пятисотмильный марафон не обходится без песни-символа.

С 1972 года композицию исполняет Джим Нейборс. Его голос и величественная манера держаться так полюбились болельщикам, что после шести неудачных попыток заменить Джима, его вернули на место: в 2012 году 81-летний певец в очередной раз выйдет на подиум и вместе с полумиллионной толпой зрителей затянет знаменитые строчки о любимом штате Индиана и реке Уобаш.

Затем зрителей ожидают самые знаменитые слова в мировом автоспорте: Lady and Gentlemen, start your engines! («Леди и джентльмены, заводите ваши моторы!»). Кто именно первым сказал эту фразу, доподлинно неизвестно ясно только то, что словосочетание родилось в начале пятидесятых годов прошлого века и быстро приобрело статус культового. В последние годы команду для гонщиков и механиков произносит 77-летняя владелица спидвея Мэри Халмэн-Джордж.

В 1977 году организаторы «Инди-500» столкнулись с неожиданной проблемой: на старт марафона пробилась женщина. Дженет Гутри потребовала, чтобы в связи с ее участием в гонке знаменитый призыв о моторах начинался со слов «Леди и джентльмены». Пуристы из администрации автодрома отказались переделывать устоявшуюся форму из четырех слов, весьма изощренно выкрутившись из положения. Перед стартом гонки Тони Халмэн обратился к участникам со словами: «В сопровождении первой дамы, прошедшей квалификацию перед гонкой в Индианаполисе, джентльмены, заводите ваши моторы!» Тем не менее, на следующий год владельцы автодрома сдались, и приветственная фраза приобрела современный вид: теперь обращение начинается с «Леди и джентльмены».

Первой женщиной, выигравшей «Инди-500», стала Лора Корум

На самом деле, американка также оказалась первым из двух пилотов в истории, которым удалось победить в марафоне, не пролидировав и круга: во второй половине дистанции заезда 1924 года гонщица уступила место в машине владельцу автомобиля Джо Бойеру, который вышел на первую строчку, а затем довел гонку до победы. Так в марафоне зафиксировали сразу двух победителей. В 1941 году ситуация повторилась: тогда триумф разделили Флойд Дэвис и Мори Роуз.

Позднее на старт гонки в Индианаполисе выходили еще восемь женщин, но ни одна из них не смогла повторить достижение Лоры Корум. Лучшим результатом для них стала третья позиция Даники Патрик в 2009 году. Кстати, Патрик все же смогла сделать то, что не получилось у Корум: Даника дважды лидировала в «Инди-500» -- в 2005 и 2011 годах.

С финишем гоночные обряды не заканчиваются. В 1936 году победитель «Инди-500» Луис Мейер попросил стакан пахты, которую с детства пил в жаркие дни. Неожиданное предпочтение чемпиона нашло живой отклик у молочных компаний, которые захотели поднять популярность своих продуктов за счет гонки. Так «Инди-500» обрела еще одну традицию: пахта превратилась в молоко, и каждый победитель почитал за честь выпить стакан этого напитка в честь триумфа.

Единственным отступлением от ритуала стал заезд 1993 года, который выиграл двукратный чемпион Формулы-1 Эмерсон Фиттипальди. На момент той гонки спортивная карьера бразильца была на излете, зато бизнес по выращиванию фруктов и продаже сока только набирал обороты. Чтобы отрекламировать продукцию, начинающий предприниматель отверг молоко, выпив вместо него стакан апельсинового сока с собственной плантации.

На следующей же гонке Фиттипальди освистали зрители: по иронии судьбы, этап проходил в Милуоки штате развитой молочной промышленности. Местные болельщики восприняли демарш Эмерсона как личное оскорбление.

Традиции продолжают появляться и в наши дни. В 1996 году победитель гонки NASCAR в Индианаполисе Дэйл Джарретт поцеловал кирпичную полоску на стартовой прямой спидвея. Спустя семь лет его примеру последовал Жиль де Ферран, выигравший «Инди-500». С тех пор каждый победитель пятисотмильного марафона прикладывается губами к заветным кирпичам.

Прошлогодняя «Инди-500» стала одной из самых непредсказуемых гонок в истории Индианаполиса. По случаю столетнего юбилея гонщики устроили себе и зрителям фейерверк на трассе: сенсационно вышедший в лидеры заезда новичок Джей Ар Хильдебранд готовился в мгновение ока стать любимцем всей Америки, выиграв сложнейшую гонку с первой попытки, но в последнем повороте спортсмен не удержал машину, и болид повело на внешний радиус...

Авария пилота Panther Racing вывела на первую строчку экс-чемпиона INDYCAR Дэна Уэлдона, подрастерявшего былой лоск за несколько невнятных сезонов. В том году дошло даже до того, что британец остался без команды, а старт в «Инди-500» оказался для него лишь эпизодическим событием.

Благодаря неожиданному успеху, словно придуманному режиссером голливудских блокбастеров, Уэлдон сорвал банк. Команды вдруг вспомнили, каким талантливым и быстрым был Дэн до вынужденного отпуска, а болельщики INDYCAR получили «темную лошадку», выигравшую гонку вопреки всему лучшего итога юбилейной «Инди-500» и не придумаешь. Увы, продолжение этой истории оказалось столь же драматичным в октябре Уэлдона не стало...

Неизвестно, станет ли нынешняя гонка в Индианаполисе столь же непредсказуемой, но все предпосылки для тугого закручивания интриги в «Индикаре» имеются. Во-первых, предстоящий марафон станет первым этапом на овале для новых двигателей и шасси: как в такой ситуации поведет себя техника пока остается загадкой.

На стартовых этапах чемпионата преимущество было за моторами Chevrolet, но в паддоке поговаривают, что конструкция силового агрегата Honda создана для побед на овалах. По мнению аналитиков, в Honda Performance Developments специально ограничились одной турбиной против двух у конкурентов, чтобы одолеть их в «Инди-500» для болельщиков со стажем победа в этой гонке значит даже больше, чем титул в регулярном чемпионате.

Во-вторых, введение шасси DW12 привело к серьезному уплотнению борьбы и острым сражениям во всем пелотоне болельщики оказались настолько впечатлены накалом страстей в первых четырех гонках, что уже провозгласили их самым зрелищным началом сезона в истории INDYCAR. Если пилоты продолжат делать шоу и на овалах, то очередная «Инди-500» не обойдется без эффектных маневров и ярких аварий.

>
Reload
1 / 9

В 2012 году команда Andretti очень сильна. Пилоты регулярно финишируют в топ-5, а лучше всех проявил себя новобранец этого коллектива Джеймс Хинчклифф. Лучший новичок прошлого сезона занял второе место в квалификации в Индианаполисе, а сразу следом за ним стартуют проверенные бойцы Райан Хантер-Рэй и Марко Андретти. Благодаря удаче с моторами Chevrolet сейчас Andretti Autosport как никогда близка к тому, чтобы разбить боевые порядки Penske и Ganassi, превратив их дуэт в трио. Победа в «Инди-500» помогла бы команде окончательно утвердиться в претендентах на титул.

Квалификацию «Инди-500» выиграл Райан Бриско австралиец начнет гонку с поул-позиции впервые с августа 2010 года. Особое внимание европейских фанатов наверняка привлекут ветераны Формулы-1: Рубенс Баррикелло стартует десятым, а Жан Алези 33-м и последним.

В воскресенье, 27 мая, Гран-при Монако покажут "Россия 2" и "Спорт 1" в 15:45 по московскому времени, а за "Инди-500" можно будет в прямом эфире следить на кабельном канале "АвтоПлюс" с 19:30. До старта самых больших гонок 2012 года осталось совсем немного.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...