Опубликовано 31 октября 2022, 07:16
14 мин.

Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

От танка до лимузина: вспоминаем главные Кадиллаки разных эпох
Все свежие серийные и концептуальные модели Cadillac изо всех демонстрируют прогрессивность и взгляд в будущее. Однако сегодня мы отдадим должное и наследию великой американской марки: за 120 лет в нем набралось немало славных страниц. Мы выбрали десятку самых-самых Кадиллаков — эти модели из разных десятилетий едва ли признали бы друг в друге родственников.
Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

Совсем недавно мы предложили вашему вниманию 100 фактов к столетию марки Lincoln. А Cadillac на целых двадцать лет старше. И выбрать из огромного многообразия всего 10 машин — довольно сложная задача. Мы решили её единственно возможным способом — субъективным.

Cadillac Model K (1908)

Чем крут?

Высокой точностью и образцовой взаимозаменяемостью деталей

Сколько стоит?

Тогда: $800 (по сегодняшним ценам с учетом инфляции — $19 600). Теперь: $60 000

А если подробнее…

По сути, первый в мире автомобиль, построенный с использованием взаимозаменяемых компонентов и деталей.

Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

Не просто самобеглый экипаж, а промышленное изделие, проложившее дорогу массовому производству.

Как все было

29 февраля 1908 года три новеньких Кадиллака модели K своим ходом отправились из Лондона на гоночную трассу Brooklands, где после 10 показательных кругов машины закатили в гараж и... разобрали до винтика.

Получились три горки по 721 детали каждая. Затем все компоненты (за исключением нескольких высокоточных деталей) перемешали в кучу, из которой команда из двух механиков за два с половиной дня заново собрала три автомобиля. Это было очень круто! Во-первых, на полу не осталось лишних деталей, а главное — все три «Кадиллака» заводились и ездили. Подобной точности в изготовлении автомобильных компонентов в начале XX века еще не видели!

Невероятно, но…

Идея сборки/разборки трех Кадиллаков, ставшей событием исторического масштаба, родилась случайно.

Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

Ее инициатором стал не головной офис, а смекалистый британский дилер, пытавшийся привлечь внимание покупателей к заокеанским моделям.

Награды, достижения, слова

Высокоточность и взаимозаменяемость комплектующих Кадиллаков отметили Dewar trophy — наградой, которую с 1906 года Британский Королевский Автоклуб (RAC) вручал «автомобилю, продемонстрировавшему наиболее похвальные ходовые характеристики или успешно прошедшему испытания, оказавшие позитивное влияние на развитие автомобильной индустрии в целом».

Последствия

Руководство Cadillac мигом вычислило пользу от ивента на трассе Brooklands: слоган «Мировой стандарт» (The Standard of the World) на долгие годы стал рекламным девизом бренда. Тот редкий случай, когда реклама говорила чистую правду.

Cadillac V16 (1930)

Cadillac V16 1930 года с кузовом All-Weater Phaeton от Murphy

Чем крут?

Рекордной многоцилиндровостью

Сколько стоит?

Тогда: от $5800 (по сегодняшним ценам с учетом инфляции — от $79 180). Теперь: $150–500 тысяч

А если подробнее…

Первый в мире легковой автомобиль с 16-цилиндровым мотором. В эпоху Великой депрессии Cadillac V16 умудрился стать самым престижным автомобилем планеты, превзойдя в техническом отношении даже Rolls-Royce и Packard и перетерпев Duesenberg.

Как все было

Неизвестно, до каких высот добрался бы американский автопром, если бы не Великая депрессия. Почти все выдающиеся автомобили Нового света дебютировали либо незадолго до, либо во время сложнейшего периода истории Соединенных Штатов. Великолепный Cadillac с мотором V16 (7,4 литра, 165 л.с.) представили 4 января 1930 года на автосалоне в Нью-Йорке.

Невзирая на тяжелое экономическое положение, дорогущую машину приняли с восторгом. Уже к апрелю покупатели оплатили тысячу автомобилей, к июню — две тысячи. Учитывая, что каждый 16-цилиндровый «Кадди» собирался лишь по индивидуальному заказу, это было круто. Правда, эйфория быстро прошла. Кто бы мог подумать, что за первые шесть месяцев будет построено столько же V16, сколько и за следующие девять лет.

Невероятно, но…

Учитывая сравнительно скромный общий тираж, каждый экземпляр роскошного и дорогущего Cadillac V16 вполне логично приносил компании только убытки.

Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

Награды, достижения, слова

«Новый V16 от Cadillac — это настоящее автомобильное чудо!» — Popular Mechanics (1930)

Последствия

Гонка вооружений в моторостроении так и не пошла экстенсивным путем. 16-цилиндровый мотор Кадиллака вызывал восхищение, скорее, самим фактом своего существования, нежели инженерной изысканностью. И потому предметом всеобщего подражания так и не стал. Cadillac M24 Chaffee (1944)

Танк M24 Chaffee армии Нидерландов

Чем крут?

Крепок броней и быстр

Сколько стоит?

В свободную продажу так и не поступил

А если подробнее…

Если задуматься, то именно этот автомобиль — Cadillac наших детских мечт. На нем можно просто запросто уйти от погони через лес, а если не получится — бахнуть по преследователям из пушки калибра 75 миллиметров!

Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

© AlfvanBeem/Wikipedia.org

Как всё было

Самый продвинутый и прогрессивный американский танк времен Второй мировой. На фоне убогого «Стюарта» — машины, выпуском которой, к слову, тоже занимался Cadillac, «Чаффи» казался спорткаром: изящным, мощным, а главное быстрым.

Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

© Alan Wilson/Wikimedia.org

Невероятно, но…

Благодаря сразу двум 5,7-литровым V8 максимальная скорость «Чаффи» составляла 56 км/ч. Это один из самых быстрых гусеничных танков своего времени!

Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

© Joost J. Bakker/Wikimedia.org

Награды, достижения, слова

Свое имя M24 получил в честь американского генерала Эдна Чаффи, которого считают крестным отцом всей американской танковой промышленности. Именно Чаффи еще задолго до начала Второй мировой убеждал высшее армейское руководство в первостепенной роли бронетанковой техники в будущих военных конфликтах. И оказался прав.

Последствия

Стал ролевой моделью для следующего поколения легких танков США. Однако их выпуском Cadillac уже не занимался.

Cadillac Eldorado (1959)

Чем крут?

Широтой размаха

Сколько стоит?

Тогда: $13 075 (по сегодняшним ценам с учетом инфляции — от $106 200). Теперь: $100–350 тысяч

А если подробнее…

Автомобиль-посвящение невероятно яркой, но, увы, очень короткой эре, известной как «Детройтское барокко».

Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

Автомобиль, в котором счастливым образом сочетаются все возможные стилистические излишества, придуманные человеком.

Как все было

Увлечение этими самыми стилистическими излишествами в послевоенной Америке началось именно с Кадиллака. На базовом Series 62 1948 модельного года появились первые хвостовые плавники — пока еще робкие, словно рожки олененка.

Авторство плавников приписывают тогдашнему шеф-стилисту GM Харли Эрлу, черпавшему вдохновение в авиационной тематике. Главной же музой дизайнера, как принято считать, стал тяжелый истребитель P-38 Lightning. Смотрим, сравниваем и, в общем-то, соглашаемся…

Невероятно, но…

Хвостовые плавники «Эльдорадо» 1959 года, разработанные дизайнером Дейвидом Холлсом, официально считались (да и до сих пор, пожалуй, считаются) самыми высокими и самыми длинными в истории автомобилестроения.

Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

Что-то еще?

Не стилем единым крут Eldorado. В топ-версии Brougham бесплатным дополнением к 2,4 тоннам массы и 6,4-литровому V8 мощностью 345 л.с. были коробка-автомат, кондиционер, пневмоподвеска, музыкальный центр и даже Autronic Eye — система автоматического переключения дальнего света на ближний, которая работала на фотоэлементах. В 1959 году!

Награды, достижения, слова

«Кто купит Eldorado? Это очень простой вопрос. Тот кто любит роскошь, комфорт и может себе позволить ездить на самом желанном автомобиле Америки» — Car Life magazine.

Cadillac Eldorado (1976)

Чем крут?

Скандальной обманчивостью

Сколько стоит?

Тогда $12 000 (по сегодняшним ценам с учетом инфляции — от $50 700). Теперь $15–75 тысяч

А если подробнее…

Финал-апофеоз нового стиля американских автомобилей, зародившегося в шестидесятых. На момент выпуска и по сегодняшний день — последний из великих «Кадиллаков».

Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

И вот еще. Именно эта машина должна была стать последним кабриолетом Америки. Но так и не стала…

Как все было

В середине 1970-х автомобильные инженеры вместе с маркетологами всерьез додумались до того, что машины с откидным верхом представляют реальную угрозу жизни водителя и пассажиров.

В смысле, гораздо большую угрозу, нежели модели с жестким верхом. В итоге выпуск кабриолетов стали сворачивать все американские бренды, пока в 1976-м такой автомобиль не остался лишь в гамме Кадиллака. Это был козырной туз, и разыграли его мастерски.

Невероятно, но…

«Успейте купить последний кабриолет Америки!». Реклама так и гнала ценителей, коллекционеров и простых перекупщиков в шоу-румы Кадиллака. Если прежде количество проданных Eldorado колебалось в районе 8-9 тысяч машин в год, то в 1976-м было реализовано 14 тысяч.

Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

Причем, многие покупатели переплачивали вдвое и втрое, полагая что приобретают последние кабриолеты в истории американского автопрома. Такие обязательно станут коллекционной ценностью, верно?

Последствия

Поначалу так и было. Едва закончились официальные продажи, как цены на Eldorado 1976 года взлетели втрое! Однако в 1984-м кабриолеты довольно неожиданно вернулись на рынок. Не такие уж они были и опасные, как казалось. Что тут началось... Новое поколение Eldorado с откидным верхом вызвало бурю протестов покупателей, всего несколько лет назад инвестировавших в «последний кабриолет Америки». Не обошлось без исков и судебных тяжб.

Cadillac One (2018)

Чем крут?

Выбирайте: броней, пушками со слезоточивым газом или прямой линией связи с Пентагоном

Сколько стоит?

По разным данным, от 300 тысяч до 1,5 миллиона долларов

А если подробнее…

Автомобиль, на котором разъезжает нынешний президент Соединенных Штатов — просто удивительный. Толщина боковых дверей — примерно 18–20 сантиметров. Это самый бронированный из всех Кадиллаков в истории.

Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

© cadillac.com

Да, полагаем даже более бронированный, нежели M24 Chaffee образца 1944 года!

Как всё было

Cadillac One, его еще называют The Beast — «Зверь», уникален во всём. Во-первых, это, по большому счету, и не Cadillac вовсе. Президентские лимузины Билла Клинтона и Джорджа Буша-младшего представляли собой пусть серьезно модифицированные, но все же конструктивно узнаваемые Cadillac DTS. А тачка Барака Обамы, Дональда Трампа, а теперь и Джо Байдена — это, прежде всего, рамное шасси от грузовика Chevrolet Kodiak.

Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

© cadillac.com

На его базе часто делают школьные автобусы и мусоросборщики, но в данном случае на «кодиаковскую» раму одет внешне стилизованный под «Кэдди» бронированный кузов из алюминия, стали и титана. Такой не пробьешь не то что из «Калашникова» — даже из гранатомета!

Невероятно, но…

В багажнике Cadillac One хранится запас президентской крови. Ну, на всякий пожарный.

А что еще?

На самом деле почти вся информация о Cadillac One засекречена. Скажем, никто доподлинно не знает вес лимузина. По слухам, его масса колеблется от 7,5 до 9 тонн. Нет, полной ясности и с мотором. Кто-то утверждает, что сердце «Зверя» — бензиновый V8, другие настаивают на дизеле. Последний вариант, учитывая большую тяговитость и меньшую склонность солярки к воспламенению, кажется достаточно вероятным. Секретом является даже точное количество президентских бортов. Есть мнение, что Сadillac One действительно один, но ходят слухи и о целом гараже из 12 идентичных лимузинов, которые президент США время от времени меняет.

Cadillac Le Monstre (1950)

Чем крут?

Влюблял болельщиков не благодаря, а вопреки

Сколько стоит?

Во сколько обошелся проект, могут знать только архивариусы

А если подробнее?

«Монстр» это, конечно, не официальное имя, а прозвище, ставшее именем. Если уж по большому счету, то сам Cadillac к автомобилю, который весьма оригинально покорил 24-часовую гонку в Ле-Мане 1950 года, имеет опосредованное отношение.

«Ле Монстр» в большей степени детище американского гонщика и конструктора Бриггса Каннингема.

Как всё было

Бриггс любил сочетать несочетаемое. В его отвязной коллекции экспериментов есть, например, гоночный гибрид «Бьюика» и Mercedes-Benz SSK — мотор и шасси от первого плюс кузов от второго — известный как BuMerc.

Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

Когда же организаторы Ле-Мана отказали Бриггсу в допуске на старт «Фордиллака» (угадаете из комплектующих каких брендов мистер Каннингем собрал этот автомобиль?!), тот решил действовать иначе.

Взял два почти серийных Кадиллака 1950 модельного года и начал готовить их к старту. Одну машину оставили почти в стоковом виде, зато другой справили заказной аэродинамический кузов. Над ним славно потрудились хорошо знакомые с аэродинамикой инженеры Grumman Aircraft.

Именно благодаря хорошей аэродинамике, а также 5,4-литровому бензиновому V8, «Ле Монстр» на прямой Мульсанн успевал разогнаться до 210 км/ч, а потом даже мог вписаться в поворот. 

Награды, достижения, слова

Особых спортивных достижений Кадиллаки Каннингема не снискали. Обе машины выдержали 24-часовое испытание и добрались до финиша Ле-Мана 1950 года. Правда, только на 10-м и 11-м месте в абсолюте. Причем доработанный «Ле Монстр», как ни странно, уступил стоковому братишке.

Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

Бриггс всё равно был страшно доволен: «Вы же видели это? Зрители полюбили нас с самой первой минуты! Мы принесли в Ле-Ман настоящий американский колорит. Мы были громкими, мы были быстрыми, мы были красивыми. Никто на трибунах не остался разочарованным!»

Что тут скажешь — американцы… 

Последствия

Несмотря на скромные спортивные результаты, камео Бриггса Каннингема и «Ле Монстра» не прошло зря. Между Кадиллаком и Ле-Маном завязались искренняя симпатия и приязнь на долгие годы. Кстати, уже в ближайшее время гоночные «кэдди» вновь выйдут на старт Ле-Мана в категории «гиперкары». Посмотрим, что скажут французские трибуны теперь. 

Cadillac Ecto-1 (1959)

Чем крут?

Самый известный «Кадиллак» Голливуда. Несмотря на то, что это, в общем-то, скорая помощь…

Сколько стоит?

В кино — $4800, для истории — бесценный

А если подробнее…

Как и многие другие премиальные бренды Cadillac не баловал любителей универсалов. Вагоны в модельной гамме фирмы появились только в XXI веке.

Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

Зато выносливые шасси Кадиллаков хорошо заходили на рынке карет скорой помощи и катафалков. Часто это был один и тот же автомобиль... Самая же известная «амбуланция» — Miller-Meteor Sentinel на тележке Cadillac 1959 модельного года.

Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

Именно из неё первые «Охотники за привидениями» сделали знаменитый Ecto-1 — главный автомобиль паранормальной франшизы.  

Как всё было

По сюжету Рэй Стенц (Дэн Эйкройд) покупает основательно подержанный Miller-Meteor Sentinel за $4800. Для первой половины 1980-х, когда и происходит действие фильма, немало. Особенно учитывая, что  машина нуждается в основательной реставрации. На выходе старенькая скорая превращается в ослепительный во всех смыслах киношедевр.

Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

Наверное только DeLorean DMC-12 из «Назад в будущее» может поспорить с Ecto-1 в плане безошибочной идентификации пары автомобиль/фильм. И это, конечно, круто.

Награды, достижения, слова

«Ей потребуется переборка подвески, новые амортизаторы, тормозные колодки… Нужно посмотреть систему рулевого управления, коробку передач, трансмиссию, заднюю часть кузова. Возможно также новые кольца, глушители, кое-что по проводке...» — Рэй Стенц сразу после покупки Ecto-1

Что-то еще?

В перезапуске франшизы «Охотников за привидениями» 2016 года, роль «Экто-1» досталась уже более современной модели — катафалку Cadillac Funeral Coach S&S Victoria 1984 года. Надо сказать, машина справилась с ролью — на экране смотрится очень достойно. Намного лучше почти всего остального в фильме.

Cadillac CT6-V Blackwing (2019)

Чем крут?

Первый и видимо последний Cadillac с V-образным восьмицилиндровым мотором и двойным турбонаддувом. А еще он невероятно редкий.

Сколько стоил?

Не менее 89 785 долларов на момент анонса

А если подробнее…

Говорим автомобиль, но подразумеваем прежде всего двигатель. Двигатель с большой буквы! Проект Blackwing — это созданный с нуля бензиновый V8 сразу с двумя турбонагнетателями. Полностью алюминиевый 32-клапанный мотор объемом 4,2 литра даже в базовом исполнении (на обычном CT6-V) выдавал 500 л.с. и без малого 800 Нм. В топ-исполнении «Черное крыло» это уже 557 лошадей и 886 Ньютонов. Тираж этой версии составил всего 275 экземпляров.

Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

Из особенностей «Блэквинга» отметим фазовращатели на впуске, непосредственный впрыск топлива, систему изменения рабочего объема с деактивацией цилиндров при низкой нагрузке, масляный насос переменной производительности и форсунки охлаждения поршней.

Как все было

Надо ли говорить, что Blackwing задумывался королем всех моторов Cadillac. При цене порядка $20 тысяч за единицу (да, за мотор, а не за автомобиль!) и озвученных мощностных характеристиках это очевидно. Супер-пупер V8 шел  в нагрузку с 10-ступенчатым автоматом и полноприводной трансмиссией, вот только всё было зря...

Общее падение спроса на седаны плюс очень осторожный, слишком уж консервативный дизайн представительского Cadillac CT6 не переломили ни отменные ездовые повадки, ни гениальный мотор. В итоге флагман продержался на конвейере лишь с 2016-по по 2020-й. Намного меньше, чем рассчитывали в Детройте. Кроме того, CT6-V Blackwing даже не был самым мощным или самым быстрым Кадиллаком своего времени. Бизнес-седан CTS-V c компрессорным 6,2-литровым V8 развивал 649 сил и 854 «ньютона» тяги.

Награды, достижения, слова

Благодаря «Блэквингу» представительский Cadillac CT6-V разгонялся до сотни всего за 3,8 секунды, а четверть мили с места преодолевал за 12,2 секунды. Великолепный результат даже для хот-рода!

Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

«С новым двигателем шасси CT6 получило, наконец, мотор который всегда заслуживало!» — Car and Driver

Что-то еще?

Забавно, но Blackwing на всех серийных «кадиллаках» сочетался с 10-ступенчатой коробкой передач производства… Ford. Впрочем, это не значит, что у самой GM не нашлось подходящего агрегата.

Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

Просто 10-диапазонный автомат — совместная разработка двух американских гигантов. Поскольку за производство отвечает именно Ford, эту трансмиссию часто, не разобравшись, называют «фордовской».

Последствия

После ухода CT6 и сам Blackwing оказался не нужным. Ставить его на Escalade посчитали экономически невыгодным, на компактные модели Cadillac — тем более. В итоге программу бензиновой супер-пупер-турбо годноты закрыли совсем. Будущее бренда выкрашено в электрические тона.

Cadillac Celestiq (2024)

Чем крут?

Должен стать первым электромобилем, достойным называться настоящим Кадиллаком. 

Сколько стоит?

Будет стоить не менее 300 тысяч долларов

А если подробнее…

Конечно, все реверансы пока только авансом. Но Celestiq еще за год до начала производства уже начал впечатлять. Буквально всем: от цены, которая только стартует с $300 тысяч, до места рождения.

«Селестик» — первый серийный автомобиль General Motors, который будут вручную (!) собирать в техническом центре GMTC в Уоррене (штат Мичиган). До сих пор здесь создавали только концепт-кары и прототипы.

Как всё будет

Celestiq, как настаивают представители Cadillac, по всем параметрам превосходит любую модель Tesla или Lucid, выступая в одной лиге с новейшим электрическим Rolls-Royce.

Крутота по-американски: Cadillac празднует 120 лет

Американцы обещают флагман без компромиссов. Каждый «Селестик» будет создаваться по индивидуальному заказу. По части динамики он не уступит великолепному и уже оставшемуся в прошлом CT6-V — 3,8 секунды до 100 км/ч, а реальный запас хода обещают в диапазоне от 500 км

Награды, достижения, слова

«Когда Celestiq появится на улице, вы сразу поймете, что это именно он!» — главный дизайнер Cadillac Майкл Симкоу.

Что-то еще?

Cadillac обещает сделать «Селестик» максимально эксклюзивным продуктом. Годовой тираж модели не превысит 500 экземпляров. Хотя при заявленной стартовой цене даже это число представляется внушительным.

P.S. Если вас удивило отсутствие в этом списке Escalade, главного Кадиллака последних двадцати лет, то мы о нем не забыли — он и так получил достаточно внимания.

Вот здесь можно прочитать его подробный тест, здесь — посмотреть видео, а вот здесь — вспомнить его историю с самого начала.