Тот самый Kvyat
Даниил Квят о своей карьере, способностях и будущих соперникахKvyat. Об эту фамилию теперь еще чаще будут ломать языки комментаторы. Выучить ее успели пока далеко не все. Для многих за пределами России Даниил Квят — это пока еще «тот самый русский, которого Red Bull так спешно решил перевести в Формулу-1». Для многих в России Даниил Квят — это «тот самый парень, который выйдет на старт первого в истории Гран-при России». Даниил рассказал «Мотору» о взлете своей карьеры, здоровом эгоизме и будущих соперниках.
У меня было много переездов. Из Уфы в Москву, потом из Москвы в Рим, потом в Великобританию. Когда мы решили, что стоит перебраться в Италию, мне было не очень легко. Но, оглядываясь назад, я понимаю, что это был очень логичный и верный шаг. Поначалу, когда я участвовал в итальянских чемпионатах MiniKart, мы постоянно летали из Москвы. Было тяжеловато, и в январе 2007 года я переехал в Рим. Сначала – ненадолго – с родителями, потом остался один. Мама и папа приезжали по очереди.
Детских воспоминаний об Уфе у меня не очень много. Я помню детский садик, помню, как мы собирались в компании с друзьями родителей, когда мне было пять-шесть лет. У друзей отца была дача под Уфой, на речке, куда мы часто ездили. У меня до сих пор оттуда очень приятные воспоминания. Уединенное, тихое спокойное место.
Когда я только переехал в Рим, я практически не говорил на итальянском. Сначала ходил в школу при посольстве, но потом меня перевели в итальянскую. Мы сделали это специально: так я быстрее мог выучить язык. Порой было сложно, даже просто неловко. Представляете, каково идти в школу, если даже со сверстниками общаться не можешь, не говоря уж про учителей? Но итальянские парни – они довольно общительные. Всем было интересно, кто я. Особенно из-за того, что я гонялся в картинге. Так что я освоился достаточно быстро: оказалось даже, что с кем-то у меня были общие знакомые из гонок.
[center]Даниил Квят[/center]
Родился 26 апреля 1994 года в Уфе.
Карьера в "формулах":
2010 год. Европейская Формула BMW: 16 гонок, 1 подиум, 10 место в личном зачете
2011 год. Формула Renault 2.0. Eurocup: 14 гонок, 2 победы, 2 поула, 3 лучших круга, 6 подиумов, 3 место в личном зачете. NEC: 20 гонок, 7 побед, 2 поула, 5 лучших кругов, 13 подиумов, 2 место в личном зачете.
2012 год. Формула Renault 2.0. Eurocup: 14 гонок, 7 побед, 3 поула, 5 лучших кругов, 9 подиумов, 2 место в личном зачете. Alps: 14 гонок, 7 побед, 4 поула, 4 лучших круга, 8 подиумов, чемпион.
2013 год. Евросерия Ф3: 21 гонка, 1 победа, 5 поулов, 1 лучший круг, 7 подиумов. GP3: 16 гонок, 3 победы, 2 поула, 4 лучших круга, 5 подиумов, чемпион.
Иногда у родителей были дела в Уфе или в Москве, но за мной все время присматривали. Один дома я мог провести максимум неделю. Потом, когда стал старше, лет в 15, стал оставаться один чаще. Сейчас Рим для меня – второй дом.
В Москву я приезжаю достаточно часто, в Уфу – примерно раз в год. Хотелось бы чаще, но это все-таки далеко. Разница с Лондоном – шесть часов. У меня уже в Москве начинается джетлаг. Когда в последний раз прилетели, я до пяти утра читал.
С книгами у меня достаточно необычные отношения. Вроде бы иногда думаю, что это все не мое, что набираться опыта можно и по жизни, у других людей. Но многое зависит от книги. Например, "Алхимика" Пауло Коэльо прочитал за два дня: 180 страниц ночью, остальное – днем. Очень интересно. Книга о том, что у каждого человека есть своя судьба, что ей нужно следовать. Не так, что ты встал на рельсы и поехал, нет. Путь очень долгий, тернистый… В общем, советую прочитать.
Еще недавно читал "Пятьдесят оттенков серого" в оригинале – не столько интересен был сюжет даже, сколько хотелось понять, смогу ли я прочитать всю книгу на английском. Одна девушка посоветовала. Не знаю, может это намек какой был? (улыбается).
Сейчас я говорю на итальянском, английском, испанском. То, что я знаю итальянский, для меня сейчас вообще на вес золота.
В Toro Rosso 95 процентов сотрудников – итальянцы. Механики, инженеры. Паддок Формулы-1 – международная среда. Когда я был вместе с командой на гонках в США и Бразилии, пригодились вообще все языки. Даже несколько слов из французского, которые я знаю. Ко мне подходили французские телевизионщики, я им смог сказать: "Извините, я не говорю на французском, но обязательно выучу". Они улыбались.
Людям приятно, когда с ними говорят иностранцы на их языке. Я два года провел в финской команде, так что немного говорю и на финском. Не думаю, что всем надо быть в курсе, какие именно слова я знаю, но что-то хорошее на финском я тоже сказать могу.
Я никогда не сомневался в своих способностях. Да, когда ничего не получается, могут, конечно, закрасться в голову неприятные мысли. Но, если честно, такое бывает нечасто. Я очень благодарен своему отцу: он всегда верил в меня, не позволял в себе сомневаться. Когда я выступал в картинге, он мне очень помог.
В 2008 году был самый тяжелый момент. До чемпионата Европы в октябре у нас ничего не получалось. Видимо, я не смог влиться в команду или еще что-то, но результатов не было. Ситуация была катастрофической. Мы решили, что надо все поменять. Я перешел в другую команду, но для себя понимал: если и сейчас не получится, то это не будет продолжаться вечно. Мы уже думали, не сдаться ли нам. Но потом все встало на свои места.
Даже если бы тогда не сложилось, я бы никогда не жалел о времени, проведенном в картинге. Это отличная школа жизни. Это не только борьба на трассе, это общение с людьми, жизненный опыт. Ты встречаешь тех, кто уже прошел по тому же пути, по которому идешь ты, стараешься перенять опыт, слушать, делать выводы.
Когда я был маленький, помню, все время бегал по паддоку, катался на велике, дурачился. Это нормально, но до определенного момента. Потом мне сказали: "Парень, знаешь, это не очень правильно. Ты должен быть серьезнее, проводить больше времени в своей палатке, рядом со своим картом, со своими механиками". Это школа. Все начинается уже с картинга: работа с командой, техникой. Потом, уже в формулах, это просто эволюционирует.
В жизни все точно так же. Ты можешь нравиться людям, коллегам, но в решающий момент никто не будет воспринимать тебя всерьез, если ты уделяешь своей работе недостаточно внимания.
После перехода в Morsicani Racing мне удалось попасть на подиум чемпионата Европы в классе KF3 – практически из ниоткуда, после очень сложного сезона. В следующем году удалось выиграть много гонок и летом мне поступил звонок от Антонио Феррари, владельца команды в Формуле BMW. "Так и так, мы хотим пригласить тебя на тесты, там будут опытные пилоты и мы хотим сравнить твои результаты с их временами. Тесты будет организовывать Red Bull. Если все пройдет хорошо, они тебя заберут". Тесты прошли хорошо.
Руководитель молодежной программы Red Bull доктор Марко всегда мне говорил: "Прежде всего нужно поставить на место свою голову – потом все остальное". Стресс, волнение перед гонкой или во время гонки – это самое страшное, что может случиться. Именно над этим в первую очередь надо работать. Когда ты волнуешься, руки становятся ватными, руль тебе уже не подчиняется. Я думаю, в Формуле-1 уверенность в себе имеет едва ли не самое большое значение.
Чтобы быть лучшим, необходимо быть эгоистом – в определенной степени. Если ты будешь думать: "Ой, нет, тот парень быстрее", ты никогда ничего не добьешься. Есть гонщики, которых я уважаю. Но надо верить, нет, даже знать, что ты можешь стать еще лучше.
На месте Феттеля в Малайзии я бы тоже обогнал Марка Уэббера в борьбе за победу. Почему он не должен был? Мы же видим, что получилось в итоге. Чего добился в этом году Марк, и чего добился Феттель? В 2010 году я переживал за Марка. Мне нравится его стиль – он всегда борется до конца. Но все равно – по сравнению с Феттелем ему чего-то не хватало. Скорость в квалификации, умение сосредоточиться в нужный момент – все это у Себастьяна на высшем уровне.
Я не думаю, что его сильно волнует, что ему свистят. Это было всего пару раз. Наверное, некоторым просто надоело, что он все время выигрывает. И мне кажется, он отлично справился с этой ситуацией: начал крутить пончики – и все сразу забыли о свисте. В любом случае, его болельщики ему точно не свистели.
Мы недавно пересекались с Феттелем на Autosport Awards. Он сказал "привет" по-русски. Я поздравил его с хорошим сезоном – он меня. И разошлись. Я думаю, мне пора привыкнуть к мысли, что в следующем году мы с ним будем на одной трассе.
О контракте мне сказали примерно за две или три недели до официального объявления. Это был очень интересный период. Знал только я один. Подписал контракт, потом были эти долгие две-три недели. Я тренировался, проехал гонку Формулы-3 в Валлелунге, старался вести себя максимально профессионально. Под конец уже вроде бы даже свыкся с этой мыслью, но потом было объявление. И это какой-то новый этап.
Вот тогда, не знаю почему, но мне ударило в голову. Я понял, что это действительно серьезно, что это реальность. Первую ночь после объявления я не мог спать.
То, что после сообщения о контракте появилась какая-то критика в мой адрес – это нормально. Конечно, мне хотелось ответить. Я все-таки гонщик. В Абу-Даби, на последнем этапе GP3, я был очень сфокусирован. Думаю, тогда за мной наблюдали уже чуть больше людей, и было приятно доказать окружающим, что все, что сейчас происходит – не просто так. Я очень хотел прийти в Формулу-1 в качестве чемпиона, и мне это удалось.
Когда в декабре я был в Москве, на улице меня пока не узнавали. Я думаю, узнавать начинают только победителей.