Автомобили, которых вы не ожидали от Alfa Romeo
Военный внедорожник, купе с V10 от Dodge Viper и другие ренегаты с эмблемой Alfa RomeoAlfa Romeo 1900 M «Matta», 1952
Современный кроссовер Stelvio — отнюдь не первый раз, когда Alfa Romeo рвалась на бездорожье. И даже не второй. Кто-то вспомнит о концепте Kamal 2003 года, но на самом деле всё началось гораздо раньше — в пятидесятых годах прошлого века. И, как часто это бывает, виной всему оказался военный госзаказ.
В 1951 году итальянские власти устроили конкурс на постройку утилитарного военного автомобиля. В нём приняли участие Fiat и Alfa Romeo, которым не впервой было работать с министерством обороны. В похожих условиях в Японии родились Toyota Land Cruiser и Nissan Patrol, в Америке — Willys MB (дедушка нынешнего Jeep Wrangler), а итальянцы представили Fiat Campagnola («Крестьянская») и Alfa Romeo Matta («Сумасшедшая»). И свои имена они получили неспроста.
В то время, как фиатовский внедорожник делал акцент на дешевизне, простоте и ремонтопригодности, прототип «Альфы» старался перещеголять оппонента производительностью. Двигатель Matta был мощнее (65 лошадиных сил против 53) и быстрее (105 км/ч максимальной скорости — на 5 больше, чем у Fiat). А по грузоподъёмности «Сумасшедшая» и вовсе клала «Крестьянку» на лопатки: 650 килограммов против 480!
Вот только на итальянское правительство мощный внедорожник не произвёл впечатление: простой и неприхотливый Fiat победил. Campagnola оказался настолько успешным, что прожил два поколения и ушёл с рынка лишь в 1987 году. Alfa Romeo повезло меньше. За три года жизни (с 1952 по 1954) собрали всего около двух тысяч таких машин. Хотя не обошлось без успехов: один из вездеходов Matta принял участие в гонке «Mille Miglia», а ещё два отметились в заезде через всю Южную Америку. Но после этого до конца девяностых о внедорожниках в Alfa Romeo старались не вспоминать.
Alfa Romeo 6C 2300 Aerodinamica Spider, 1935
Самым первым среднемоторным Alfa Romeo принято считать Tipo 512. Однако, повернись судьба немного иначе, первенцем мог стать этот 6C 2300 Aerodinamica Spider. Ещё и с центрально расположенным водительским местом, как в McLaren F1! Как и «пятьсот двенадцатый», 6С создавался для битвы с немцами из Auto Union в гоночных чемпионатах.
Ключевую роль в разработке машины сыграл Витторио Яно, главный инженер Alfa Romeo в те годы. Руководство марки оскорбилось доминированием Германии на гоночных трассах и дало конструктору указание: как можно быстрее подготовить достойный ответ. Витторио решил перестраховаться и начал работу над двумя проектами: переднемоторный спорткар и среднемоторный спайдер, заказ на подготовку которого он тайно отправил в Хорватию. Почему такой странный выбор места? Дело в том, что у Яно были венгерские корни и связь с семьёй Янковичей, владеющих крупным автомобильным бизнесом с точками в Венгрии и Хорватии.
Итак, инженер тайно поставлял братьям Янковичам комплектующие и чертежи, по которым те строили машину. Изначально под капотом был шестицилиндровый мотор от обычной Alfa Romeo 6C 2300, но впоследствии Яно планировал заменить его на новый V12. К 1937 году машина была почти готова, но произошла неожиданность: Витторио уволили из Alfa Romeo. Он перебрался в Lancia вместе со всеми чертежами, а Янковичи были вынуждены оставить Aerodinamica Spider себе. В 1941 году прототип вовсе пришлось спрятать, чтобы он не пострадал во время Второй Мировой войны. В 1946 братья попытались спасти его и пересекли границу с Италией, но во время броска спайдер поймал пулю в левый борт.
К счастью, автомобиль не слишком пострадал и был продан американскому военнослужащему. Итальянцы хотели вернуть машину — были две неудачных попытки в восьмидесятых годах. Но лишь в 2008 году шины Aerodinamica Spider коснулись родной земли, где его отреставрировали и наконец-то оставили в покое.
Giocattolo Group B, 1987
Среднемоторные двухдверки — вполне привычное явление для Alfa Romeo, но как насчёт хэтчбека с мотором V8? И да, это очередная история из категории «что, если...». Ведь если бы «Альфа» осмелилась выпустить на дороги хот-хэтч для Группы Б, то это был бы… Alfasud Sprint 6C. Да, итальянцы и правда готовили болид для ралли. Довести его до ума помешали то ли проблемы с деньгами, то ли упразднение опасного чемпионата. Однако нашёлся человек, которого не устроил такой расклад.
Его имя — Пол Холстед, и основной его профессией был IT-консалтинг. В какой-то момент страсть к автоэкзотике взяла над ним верх и он открыл в Австралии собственный дилерский центр, где продавал Alfa Romeo, Porsche и Ferrari. Дела шли хорошо, и вдруг он услышал о замороженном проекте «Альфы». Пол решил сделать всё по-своему и подготовил свой аналог, сделанный по тем же лекалам: кузов Alfasud Sprint и мотор V6. Однако итальянцы узнали об этом и тут же прекратили поставку моторов и кузовов: никто, кроме них, не должен был строить такой спорткар. Тогда Пол взялся скупать те Alfasud, что уже катались по Австралии, а на место шестицилиндрового мотора пришёл пятилитровый V8 от Holden! Прибавьте к этому коробку передач ZF и кузов из кевлара, и получите среднемоторного зверя, который при мощности в более трехсот лошадиных сил оказался серьёзным конкурентом Ferrari и Lamborghini.
Однако машина, которая едет, как Ferrari, обязана и стоить соответствующе. Поспособствовали этому австралийские законы, облагавшие большим налогом импортируемые машины и комплектующие к ним. В итоге Giocattolo Group B оказался настолько дорогим, что его покупка была бы неоправданным подвигом. Холстед стал банкротом, не продав и двух десятков машин. Впоследствии они разошлись по коллекциям, а одна из них даже оказалась на службе в австралийской полиции. А ведь окажись Пол не в Австралии, а, например, в Германии или Италии, он мог бы повторить судьбу RUF или Alpina. Но история не терпит сослагательного наклонения.
Alfa Romeo 164 Pro-Car, 1988
В 1988 году Alfa Romeo доказала, что и сама способна на рискованные эксперименты. Начиналось всё довольно прозаично: инженеры марки начали работу над V10 для Формулы-1. Но когда мотор был готов, формульную программу «Альфы» внезапно свернули, и двигателю понадобилось срочно искать новое применение. И мало кто мог предположить, что их выбор остановится на Alfa Romeo 164. Внешние отличия от обычной машины сводятся к низкому клиренсу, маленькому антикрылу и необычайной широким колёсам. Но вместо заднего дивана — формульный V10, в салоне установлен каркас безопасности, а задняя половина кузова снимается целиком!
164 Pro-Car должен был стать родоначальником одноимённого чемпионата, в котором соревновались бы так называемые «слиперы» — автомобили с полностью заводской внешностью, продажами серийных версий не менее 25 тысяч штук в год и впечатляющей начинкой. Так, правилами регламента были предусмотрены максимальный вес в 750 килограммов и возможность использовать любые моторы вплоть до V12 (но объёмом не меньше 3,5 литра). 605-сильный прототип Alfa Romeo оказался неприлично быстрым: его максимальная скорость составила почти 340 км/ч, четверть мили он проходил за 9,7 секунды, а километр — за 17,5 секунды.
Увы, серия Pro-Car была обречена ещё при рождении. Другие производители сочли разработку подобных машин нерентабельной, и безумный седан предали забвению. А знания, полученные при его создании, использовали позднее, превратив их в победы в DTM и BTCC.
Alfa Romeo S.Z., 1989
Это купе, созданное совместно Alfa Romeo и Zagato, можно либо любить, либо ненавидеть. Но для фанатов марки этот автомобиль имеет куда большее значение. S.Z. — одна из первых машин, созданных Alfa Romeo после присоединения к Fiat в 1986 году. Именно она подарила нам те самые фары «три в ряд», которыми щеголяют 159 и Brera. И кто бы мог подумать, что под таким кузовом скрываются агрегаты седана 75 IMSA, который тоже тривиальным не назовёшь! Это повлекло за собой наличие заднего привода и трёхлитрового V6 мощностью 210 лошадиных сил.
Необычная Alfa Romeo стала отрадой для пуристов. Пятиступенчатая «механика», стеклопластиковый кузов, гидравлическая подвеска Koni — что ещё нужно для счастья? Кстати, благодаря последней можно было изменять дорожный просвет в пределах пяти сантиметров, а доводкой ходовой части занимался раллийный инженер Fiat Джорджио Пьянта. И если глаза уставали созерцать красоту кузова (или несуразность, это уже дело вкуса), то салон не блистал яркими решениями. Панель с семью приборами в ряд, аналоговые часы, нерегулируемый руль и рычаг «механики» — вот и всё, чем располагает пилот.
Обычно автомобили с шильдиком Zagato ограничивают несколькими десятками экземпляров, но S.Z. повезло больше: может, благодаря платформе от обычного седана. За три года (с 1989 по 1991) свет увидели 1036 двухдверок, а в 1992 году к ним присоединились 284 родстера R.Z. По слухам, три таких машины (два красных купе и жёлтый родстер) даже попали в Россию.
Castagna Vittoria, 1995
Спустя шесть лет после создания S.Z. история получила неожиданное продолжение. Бизнесмен Джоаккино Акампора решил возродить известное в довоенные годы кузовное ателье Carrozzeria Castagna и сразу же подготовил два проекта. Первый был построен на базе Maserati 3200GT и получил название Castagna Auge, а в основу второй машины лёг тот самый Alfa Romeo 75!
При взгляде на него создаётся ощущение, что Акампора просто посмотрел на Alfa Romeo S.Z. и решил сделать так же, доведя показатель абсурдности до максимума. Как ещё можно объяснить острый «клюв» передней части, обрамлённый «щеками» под фарами и оканчивающийся чёрным «крылом» сплиттера? В карроццерии поработали и над мотором: если двигатель S.Z. выдавал 210 лошадиных сил, то на «Виттории» — около 300. Автомобиль получился на полтора центнера тяжелее купе от Zagato, а салон был аналогичным S.Z., но в отделке использовали зелёную кожу и алькантару. Корма и вовсе навевает воспоминания о современном Lamborghini Aventador S.
После автосалона в Женеве Джоаккино забрал концепт в личное пользование. Машину то и дело замечали в окраинах Милана, а в 2010 году её отреставрировали, после чего она снова стала посещать выставки. А само ателье продолжило работать, создавая необычные концепты на базе моделей Mercedes-Benz, Ferrari и Fiat.
Alfa Romeo Sportut, 1997
В сегменте кроссоверов Alfa Romeo с моделью Stelvio сегодня в статусе догоняющих. Но в конце девяностых годов всё могло оказаться в точности до наоборот. Первенство марке мог подарить Нуччио Бертоне, за два года до своей смерти создавший концепт Sportut. Автомобиль оказался одновременно элегантным и пригодным для запуска в серию: в его основе была платформа от Alfa Romeo 145, а компактные размеры позволяли навязать бой Тойоте RAV4.
В качестве силовой установки выбрали двухлитровый TwinSpark мощностью 150 лошадиных сил, коробка — пятиступенчатая «механика», и полный привод во главе. Не обошлось без смелых решений — фары утоплены за декоративными секциями (шлём привет Alfa Romeo Montreal), чёрный элемент на передней двери напоминает сегодняшний Range Rover, задние дверные ручки спрятали в задних стойках, а зеркала заднего вида расположили на крыльях. Пятая дверь оказалось необычайно крупной и хвастала панорамным стеклом.
Увы, такой дерзкий проект оказался не по карману Fiat, у которого и без того были трудности с финансами. Зато сейчас у Alfa Romeo есть шанс отыграться с грядущим паркетником Tonale.
Alfa Romeo TZ3 Stradale, 2011
TZ3 Stradale — ещё одна коллаборация Alfa Romeo и Zagato. И одна из самых спорных по технической части.
Серия автомобилей с индексом TZ ведёт свою историю с 1963 года, когда две итальянских фирмы представили TZ1. У неё был алюминиевый кузов, трубчатый каркас и две версии: дорожная и трековая. Спустя несколько лет последовала TZ2, для которой подготовили кузов из стекловолокна и 170-сильный четырёхцилиндровый мотор. После постройки двенадцати машин про «Tubolare Zagato» забыли и вспомнили лишь в 2010 году.
Премьеру TZ3 Corsa посвятили столетию Alfa Romeo. Спорткар построили на базе 8С Competitzione. Купе получилось лёгким: несмотря на длинный и широкий кузов, вес машины составил 850 килограммов. Вот только в серию «Корса» не пошла, а для производства подготовили нечто кардинально другое.
2011 год озарился премьерой TZ3 Stradale. У него больше не было ни итальянской платформы, ни страстного V8: донором для проекта послужил Dodge Viper АСR! Alfa Romeo с американскими корнями потяжелела почти вдвое — до недюжинных 1450 килограммов. Вместо секвентальной коробки передач купе оснастили шестиступенчатой «механикой» Tremec. В таком виде 9 автомобилей и пошли в серию, оставив фанатов марки в недоумении.
Alfa Romeo Pandion, 2010
Своё столетие Alfa Romeo отмечала с большим размахом. Пока ателье Zagato поздравляло марку возрождённым купе TZ, Bertone тоже не осталось в стороне. На Женевском автосалоне 2010 года кароццерия представила свой подарок — концептуальную двухдверку Pandion.
При его создании дизайнеры вдохновлялись внешностью хищной птицы скопы (на латыни — Pandion Haliaetus), и ярче всего это заметно в дизайне дверей. Вместо обычных створок у Pandion есть огромные секции, которые включают в себя как часть крыши, так и передние и задние крылья! Длина «крыльев» — 3,6 метра, и они поднимаются на 90 градусов, открывая доступ к ярко-бирюзовому салону. Майк Робинсон, работавший над концептом, словно попытался вернуть моду на биодизайн: светящиеся кресла и центральный тоннель будто бы сплетены из живых волокон, а колёсные диски напоминают хаотично растущие корни дерева. Это био-безумие продолжается и на корме, которая украшена светодиодными «лезвиями», способными перещеголять даже фонари Aston Martin Vulcan.
Так же, как и TZ3 Corsa, концепт Pandion построен на основе Alfa Romeo 8C Competizione, но оказался почти на 300 килограммов легче. Оттуда и 4,7-литровый V8 мощностью 450 лошадиных сил, и разгон до «сотни» за 3,9 секунды, а максимальная скорость составила 320 км/ч. И это не последний случай, когда стороннее ателье брало 8C как основу для доработки: можно вспомнить хотя бы Alfa Romeo Disco Volante от Touring Superleggera. Но в отличие от последнего, концепт Bertone в серию так и не пошёл. Может, это и к лучшему: ремонт 3,5-метровых дверей или восстановление кормы после аварии были бы настоящим кошмаром для владельцев.