Загрузка...
19 мая 14:13

Как у взрослых

Российский автоспорт нашел способ привлечь зрителей

Поделиться

Антон Погорельский

В 2012 году российский кольцевой автоспорт переживает очередную волну реформ. Правда, в отличие от прошлых лет, на сей раз изменения действительно могут помочь развитию автогонок.

Загрузка...

Новый сезон отечественного чемпионата по кузовным гонкам стартует 18-19 мая на трассе "Смоленское кольцо" в окрестностях города Дорогобуж Смоленской области. Этот этап станет первым из восьми, запланированных на 2012 год, причем финальный заезд пройдет на этом же автодроме.

Поклонники автомобильного спорта в нашей стране привыкли к тому, что отечественные компании то и дело меняют приоритеты и не могут договориться друг с другом. Неудивительно, что профессиональные гонки в России долгое время оставались в зачаточном состоянии: соревнования больше походили на серию "междусобойчиков", чем на этапы реального национального первенства.

Попытки систематизировать разрозненные гоночные классы предпринимались неоднократно, но раз за разом у сторонников объединения находились противники. Одной из наиболее успешных попыток организации единого чемпионата России стала серия RTCC, учрежденная Сергеем Крыловым в 2004 году. Это первенство предлагало участникам сразиться в одном из четырех классов машин: вершиной пирамиды стал почти профессиональный "Туринг", а в основании лежал класс "Национальный", участие в котором мог себе позволить практически любой желающий. Единственным условием было наличие автомобиля российской сборки.

Параллельным курсом шли устроители кузовного кубка Lada Granta. Отдельные уикенды устраивала диковинная серия Legends, а где-то на периферии гоночного сообщества возникло первенство МитДжет. В 2012 году руководители всех этих чемпионатов перестали делить несуществующий рынок отечественного автоспорта и сели за стол переговоров. Результатом стало учреждение нового первенства: Russian Racing Championship (RRC).

Российская автомобильная федерация

инспектирует трассы, выдает гоночные лицензии пилотам и следит за соблюдением правил в национальных чемпионатах. Именно РАФ выписала суперлицензию Виталию Петрову и команде Marussia, благодаря которым в официальных трансляциях их появление сопровождается российским флажком.

Учредителем и правообладателем серии RRC стала Российская автомобильная федерация (РАФ) -- тот самый орган, который представляет Россию в Международной автофедерации (FIA). Такая практика является привычной для европейских соревнований: к примеру, истинным владельцем Формулы-1 является FIA, а компания Delta Topco (которой руководит бессменный Берни Экклстоун) арендует коммерческие права на чемпионат мира до 2111 года включительно.

Исполнительным директором RRC чиновники РАФ назначили Сергея Крылова -- идеолога коммерческого первенства RTCC, добившегося наибольшего успеха среди отечественных гоночных серий. Налаженные связи Крылова с холдингом ВГТРК позволили новоявленному чемпионату сразу заручиться поддержкой телевещателя: начиная со второго этапа сезона в Татарстане, 52-минутные видео-обзоры будут регулярно выходить на канале "Спорт 2". Сама гонка на трассе "Казань-ринг" состоится 2-3 июня. Дата премьерного эфира пока не определена, но обычно в таких случаях обзор оказывается на экранах примерно через неделю после мероприятия.

Параллельно чемпионат будет выкладывать записи гонок на сайт rutracker.org -- уникальный случай, когда организаторы спортивных соревнований предлагают официально скачать свои программы с торрент-трекерра.

Серия RRC объединит в себе сразу восемь гоночных классов. Костяк составят привычные по RTCC категории кузовных автомобилей: Туринг, Супер-продакшн, Туринг-лайт и Национальный. Заезды по-прежнему будут проходить в сдвоенном формате -- вместе стартуют двухлитровые автомобили Туринга и Супер-продакшна, а зачет Туринг-лайт продолжит соседствовать с категорией Национальный. Правда, начисление очков в каждом классе будет проходить по-своему: участников объединили не ради введения абсолютного зачета, а для повышения зрелищности.

Наиболее престижной категорией является Туринг, на старт которого выходят стопроцентные гоночные автомобили. Этот класс можно назвать российским ответом международному первенству WTCC, британскому BTCC и прочим кузовным сериям: регламент максимально приближен к зарубежным аналогам, а к участию допускают SEAT Leon, BMW 320, BMW E46 и Honda Civic.

В 2012 году к зарубежным маркам прибавится Lada Granta S2000, получившая омологацию RRC. Автомобиль подготовит объединенная команда "ЛУКОЙЛ РЕЙСИНГ Тим ЛАДА", образовавшаяся в результате слияния четырехкратных чемпионов Туринг-лайта Lukoil Racing Team и давних участников того же класса Lada Sport Racing. Эти коллективы долгое время боролись между собой, но, как и в случае с чемпионатами, в 2012 году забыли раздоры и затеяли совместный проект на более высоком уровне.

Пилотами команды-фаворита класса Туринг стали чемпион России в зачете Туринг-лайт Михаил Козловский из Санкт-Петербурга и тольяттинец Павел Кальманович (на фото).

За победы в Туринг-лайте поспорят Ford Fiesta, Volkswagen Polo, Peugeot 206 и Lada Kalina, а подавляющее большинство представителей Супер-продакшна выбрали Honda Civic. Наконец, в зачете Национальный будут представлены Renault Logan, та же "Калина" (но с меньшим количеством переделок относительно стандартной комплектации) и автомобили марки ВАЗ разных лет и спецификаций.

Традиционно этот класс был наиболее дешевым среди кузовных категорий, а потому в нем не было фирменных "примочек" профессиональных гонок типа постоянной работы с настройками. Но времена меняются, и даже недавние любители хотят почувствовать себя маститыми пилотами: с 2012 года участникам Национального разрешили пользоваться односторонней телеметрией. Электроника будет фиксировать все действия пилотов, а в боксах смогут в режиме реального времени следить за состоянием машины.

Главной приманкой для любителей гонок с открытыми колесами станет возрождение "формульной" серии: в 2012 году стартует сезон Формулы-Россия. Автомобили для этого чемпионата купили в итальянской Формуле-Abarth -- первой ступеньке для молодых гонщиков, только пробующих пересесть из карта в настоящий болид.

Не остался в стороне и кубок Lada Granta. Правда, основной целью этой моносерии "АвтоВАЗ" считает обкатку автомобилей для чемпионата мира WTCC и подготовку новых пилотов, а потому полностью синхронизировать расписание кубка с графиком RRC не удалось: два чемпионата проведут лишь один общий уикенд на автодроме "Санкт-Петербург" в конце августа. Первый этап кубка Lada Granta уже сопроводил венгерские заезды WTCC, а в будущем детище "АвтоВАЗа" посетит Украину и организует несколько самостоятельных гоночных уикендов.

Зато новоявленная серия GT Open не пропустит ни одного этапа RRC: график чемпионата гран-туризмо полностью совпадает с Турингом, а на старт первенства выйдут автомобили марок Jaguar, Ferrari, Aston Martin, Dodge и Porsche. Главной звездой серии GT-Open станет Алексей Васильев, участвовавший в международных соревнованиях Le-Mans Series и FIA GT: в отечественном чемпионате москвич будет управлять Ferrari 430.

Россия станет всего второй страной в мире, в которой начнется собственный розыгрыш титула в категории GT4 -- до сих пор подобный чемпионат проводился только в Бельгии. Чтобы не изобретать велосипед, в России позаимствовали технический регламент у коллег: по сути, это единственный существующий свод правил, описывающий точные характеристики и требования GT4.

Наконец, в плотном графике заездов нашлось место и для любительских серий МитДжет и "Легенды". МитДжеты -- это маленькие двухместные машины, рассчитанные на вчерашних участников прокатного картинга. Во время обучения на пассажирском месте сидит инструктор, а на гонках правое кресло остается свободным. "Легенды" -- это класс для фанатов ретро: каждый автомобиль стилизован так, словно был выпущен в середине прошлого века. При этом "начинка" позволяет соревноваться на скорости до 200 километров в час.

Пожалуй, в первый раз за много лет организаторы российских автоспортивных соревнований получили шанс сделать действительно привлекательный чемпионат, на гонки которого можно прийти всей семьей. Расписание первого этапа в Смоленской области составлено настолько плотно, чтобы зрители не успевали соскучиться по борьбе на трассе за недолгие перерывы между заездами. К тому же, каждый посетитель сможет беспрепятственно пройти в паддок и увидеть, как автомобили готовят к гонкам.

Зарезервировать место по Интернету нельзя -- билеты продаются только при входе: 100 рублей на субботу (тренировки и квалификации) и 150 на воскресенье, 20 мая (день основных заездов). Впрочем, три тысячи сидячих мест вряд ли заполнятся полностью даже при столь демократичных ценах: автодром "Смоленское кольцо" расположен достаточно далеко от крупных населенных пунктов, что может отпугнуть потенциальных посетителей долгой дорогой и пробками на подъездах к трассе. Впрочем, большинство мировых автодромов тоже построены вдали от городов, поэтому есть шанс, что ко дню гонки болельщики все же подтянутся посмотреть на открытие первого сезона RRC.

Календарь чемпионата России RRC

Этап | Дата | Трасса -------- | --------- | --------- 1 |19-20 мая|«Смоленское кольцо» 2 |2-3 июня|«Казань-ринг» 3 |16-17 июня|«Нижегородское кольцо» 4 |30 июня – 1 июля| Мячково 5 |4-5 августа| Moscow Raceway 6|18-19 августа |Автодром «Санкт-Петербург» 7 |15-16 сентября|Moscow Raceway 8 |29-30 сентября|«Смоленское кольцо» Курсивом отмечен совместный этап с кубком Lada Granta, жирным -- уикенды, в рамках которых состоятся заезды Формулы-Россия.

Поделиться

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...