Миллионы долларов об стену: как проверяют дорогие суперкары
Посмотрите, как проводят краш-тесты спортивных автомобилейRimac Nevera
Хорватская фирма Rimac проверила безопасность 1914-сильного электрогиперкара Nevera за пару миллионов долларов. Его назвали прочнейшим автомобилем в истории: жёсткость кузова на кручение практически вдвое выше, чем у других суперкаров — 70 000 Нм/град.
В общей сложности за всё время десять прототипов пережили 45 тестов ради возможности сертифицировать модель в США и Европе. Ранее создатели проверяли прочность при лобовом ударе о недеформируемое препятствие и столкновениях с другим транспортом.
На сей раз электрокар ударили боком о столб на 35 километрах в час. Уровень безопасности пассажира признан высоким, а мятая дверь легко открылась после теста. Манекен пережил перегрузку в 25g, но не пострадал. Перед испытанием разработчики смоделировали его итоги на компьютере.
В прошлом ноябре компания погоняла другой экземпляр Nevera по просёлку, прежде чем разбить. Лично руководитель фирмы Мате Римац испытал предсерийный образец лесными дорожками Хорватии, подрифтовал в грязи и направился в испытательный центр, где электрокар впечатают в барьер.
На тот момент краш-тесты для сертификации в Европе были завершены, а оставалось только проверить соответствие нормам США. Тот прототип оказался первым экземпляром, предельно близким к товарному варианту: дебют состоялся летом 2021 года.
Rimac C_Two
Ранее хорваты разбили пару прототипов Nevera — ещё под названием C_Two. Сначала провели компьютерное моделирование и проверили прочность карбонового монокока, а уже затем начались настоящие тесты.
Один электрокар на 40 километрах в час впечатали в деформируемый барьер с 40-процентным перекрытием: результат разработчиков порадовал, хотя и был признан весьма серьёзным. Другой экземпляр ударили об этот же барьер, но на 56 километрах в час. Значительные повреждения не помешали передку поглотить силу удара, и «пассажиры» не пострадали. Запредельных нагрузок не зафиксировано, а педали не травмировали ноги водителя.
SCG 004S
В феврале фирма Scuderia Cameron Glickenhaus из США проверила безопасность своей модели 004S, лишённой подушек: суперкар направили в недеформируемый барьер.
Инженеры намерены создать машину, современная конструкция которой станет поглощать энергию удара и обеспечит достаточную защиту седоков без необходимости устанавливать привычные эйрбэги. Рулевая колонка «прячется» в переднюю панель и не травмирует водителя. Каков был уровень перегрузок, испытанных манекеном, не сказано, но в целом итоги признаны удовлетворительными. Выжить должны даже непристёгнутые пассажиры.
После удара разработчики подвесили машину вверх колёсами, чтобы проверить, не вытекают ли технические жидкости. Ранее производитель уже разбивал прототипы: например, у одного из них серьёзно пострадал передок, но журналисты полагали, что машина ещё пригодна для восстановления. Результаты признаны удачными.
Koenigsegg Regera
Шведская марка Koenigsegg рассказала о краш-тестах своих автомобилей. Для любого производителя не является проблемой уничтожить несколько экземпляров модели, выпускаемой огромными тиражами, а вот когда речь идёт о штучных гиперкарах, ситуация меняется.
В Koenigsegg нашли нестандартный выход. В общей сложности разбить нужно было 16 машин — фактически весь годовой тираж. Чтобы этого не делать, шведы построили один монокок из карбона, выдерживающий любые жёсткие удары без разрушения.
Компания сократила объём затрат, поскольку ноу-хау позволило менять лишь наружные и деформируемые детали. Кроме того, Koenigsegg применяет и компьютерное моделирование.
Ранее фирма необычным образом отпраздновала первый миллион подписчиков в Инстаграме: в честь памятного события шведы выложили видео с краш-теста Regera. Ролик демонстрировал удары спереди, сбоку и сзади, а ещё было показано, как машина ходом преодолевает бордюр. Однако и этого производителю показалось мало: помимо прочего, прочность деталей кузова проверили при помощи кувалды.