Монстр и сыновья
Выясняем, на что способен самый маленький хот-хэтч от AudiЯ давно не боюсь. Не боюсь отключать систему стабилизации на суперкаре, чтобы потом «вваливать» на нем в узкий поворот на пределе. Поставить машину поперек еще за несколько десятков метров до поворота, когда под колесами лед? Не боюсь — учился, умею. Но сейчас мне страшно, аж жуть! Ведь я за рулем Audi Sport quattro S1 — легендарного автомобиля, который построили тиражом всего в 224 экземпляра ради омологации раллийной модели группы В. Нынче такой раритет в идеальном состоянии стоит 250 тысяч евро. А у меня вообще машина с номером шасси «001» — первая! Ее в Швецию привезли в рамках ездовой премьеры нового хот-хэтча Audi S1.
Даже странно, что эту редкость предполагалось катать на извилистой трассе в лесу, в то время как "ширпотребную" S1 выкатили на огромное и безопасное озеро. На льду вылетай куда хочешь – никаких брустверов по краям трассы нет. А вот за шикарную красотку из прошлого было страшно: вокруг деревья и высокие жесткие сугробы.
Но делать нечего: сажусь за руль, завожу 306-сильный пятицилиндровый турбомотор. Страшно – не то слово: в последний раз что-то подобное я испытывал, когда ездил на столь же редкой центральномоторной BMW M1. За окном минус пять, а ладони вспотели как в тропиках.
Первая хорошая новость, которую сообщает инструктор – машина на гоночных шипованных шинах: "держак" в поворотах отличный. Вторая вещь, которую я понимаю уже за рулем, – да ей же управлять проще простого! Помню, та же BMW M1, которая старше всего на пять лет, была безумно хардкорной. Руль тяжеленный, посадка за рулем – ни к черту, первая передача находилась на месте второй, а включать ее надо было чуть ли не ударом. А уж в предельных режимах она вела себя абсолютно непредсказуемо. По крайней мере, так мне сказали ребята из BMW Classic, когда выдавали машину.
Проверять их слова на узких дорожках под Мюнхеном я тогда не решился. А на Audi Sport quattro выехал аж на голый лед.
"Давай, в этом пологом повороте можно классно проехать в заносе!" – подзуживает сидящий справа "надсмотрщик" из ретро-парка Audi Tradition. Подлетаю к виражу, сбрасываю газ – и машина тут же, но очень плавно уходит в занос. Я много слышал о своенравности классических спортивных Audi – мол, из-за компоновки, когда двигатель находится чуть ли не в переднем свесе, у нее отвратительная развесовка и, соответственно, ужасная управляемость. Но на снегу все совсем не так. Да, полноприводная трансмиссия с симметричным распределением крутящего момента упрямится, если хочешь поставить машину в занос тягой. Но управлять динамической развесовкой машины невероятно просто, и при малейшем желании водителя разгруженные задние колеса на раз-два срываются в скольжение. Потрясающе просто для автомобиля, которому недавно исполнилось 30 лет.
При этом в Sport quattro S1 есть и настоящее безумие. На первой же прямой выжимаю газ: до трех с половиной тысяч оборотов ничего не происходит, но потом – феерия. Крутящий момент в 350 Ньютон-метров достигается только на 3700 оборотах в минуту, но когда это происходит... Избитая фраза про "пинок под зад" идеально характеризует эту машину. Эмоций – масса: будто ты герой фильма "Форсаж" и только что включил систему впрыска закиси азота. Улет!
Audi Sport quattro S1 – потрясающий автомобиль. Он легкий – всего 1300 килограммов. Мощный – 306 лошадиных сил и 350 Ньютон-метров крутящего момента. Классно управляется. Но вы его вряд ли купите – никто точно не знает, сколько этих машин сохранились в "живом" виде, а счастливые обладатели хороших экземпляров вряд ли продадут их – даже за 250 тысяч евро. Остаются современные машины.
Новейший хот-хэтч Audi S1, который весит всего 1315 килограммов – по идее, самый достойный преемник классической "эски". Не автобанная ракета RS6, не супермощный хэтч RS3, а заряженная версия самой компактной модели фирмы. Ведь именно на машинах класса B+ сейчас гоняют в WRC. Еще у Audi год назад была особо ограниченная серия A1 – ее не отнесли ни к S-, ни к RS-линейке, а нарекли собственным именем quattro. Она оснащалась двухлитровым мотором мощностью 256 лошадиных сил и была выпущена тиражом в 333 штук. "Сделать больше не позволило законодательство, – расстраиваются ребята из Audi. – Мотор соответствовал только нормам Евро-4".
Гонка энерговооружений
Audi S1 – в этом плане полноценный автомобиль. Он не только удовлетворяет нормам "Евро-6", но и доступен в двух вариантах кузова – трех- и пятидверном (A1 quattro была строго трехдверной). Конечно, S1 выглядит не столь грозно, как версия quattro – и бамперы не столь "зубастые", и классных колес в раллийном стиле нет. Мотор слабее – голосистый двухлитровый TFSI серии EA888 развивает "всего" 231 лошадиную силу. Зато крутящий момент у него на 20 Ньютон-метров больше, чем у A1 quattro – 370 Нм. Поэтому трехдверка с шестиступенчатой механикой (другой коробки не предумотрено) разгоняется до сотни за 5,8 секунды, а пятидверный S1 Sportback – за 5,9. Более мощная A1 quattro выполняла тот же норматив за 5,7 секунды.
А это значит, что новый хот-хэтч от Audi получился действительно быстрым.
Действие знака "обгон запрещен" заканчивается, и я наконец готов опередить очередной грузовик. Перегазовка, третья передача – и S1 даже на скорости 90 стремится сорвать в пробуксовку все четыре колеса. Не проблема – система стабилизации настроена настолько деликатно, что допускает легкую пробуксовку, обеспечивая при этом максимально эффективный разгон. А что творит в поворотах!
Даже при хардкорной езде боком по льду озера, ESP можно не отключать полностью. Пока ты не делаешь ошибок, электронный наставник даже не думает вмешиваться – хоть поперек дороги машину ставь. А ошибиться не так-то просто – A1 потрясающе послушна.
И это колоссальный прогресс для Audi. Если раньше "подключаемые" системы полного привода считались скучными и даже небезопасными для активной езды, а знатоки молились на "честные" механические дифференциалы, то сейчас даже гражданский Haldex умеет такое, что не снилось и легендарной Audi Sport quattro.
[html]
[/html]Это, в общем-то, не новость – еще в январе я поездил на новом Volkswagen Golf R по озерам Швеции – и та машина мне безумно понравилась. У Audi S1 такая же муфта Haldex пятого поколения и те же электронные системы управления вектором тяги. Но она легче на 150 килограммов, у нее короче колесная база. В результате – она еще более вертлявая.
Сброс газа – и "эска" как по волшебству ставится боком. Дальше все предельно просто: продолжаешь держать акселератор отпущенным – машина уходит на более крутую траекторию, добавляешь газ – распрямляется. Руль нужен лишь на входе в поворот да для "тонкой коррекции" – при желании можно очертить в заносе круг на полностью прямых колесах.
Как и любая другая Audi, S1 при этом остается отличным вариантом для поездок на каждый день. Сцепление легкое, коробка передач четкая, едешь будто на "автомате". В спокойном режиме в выпускной системе закрывается пара заслонок, и выхлоп теряет в громкости – так менее экспрессивно, зато более комфортно. Шумоизоляция для хэчтбека класса B+ неплоха, а подвеска даже с опциональными 18-дюймовыми колесами с шинами размерностью 225/35 R18 остается на удивление комфортной и энергоемкой.
И тут, конечно, надо сказать "но".
Audi S1 – это хорошо, но мало. Маленькой машине не хватает агрессии во внешности: это на изрезанный воздуховодами капот классической Audi Sport quattro S1 хочется смотреть бесконечно, а у новой S1 ничего такого нет. Сиденья хот-хэтча с цветными секциями в тыльной части выглядят круто, но боковой поддержки им не хватает, а подушка – коротка. Сама посадка тоже неидеальна – сидишь высоко, а руль хочется придвинуть чуть-чуть к себе. Тормоза с плавающими скобами – есть серьезные сомнения, что летом на треке через пару кругов их тоже не станет мало.
Audi S1 послушна и прилежна, как очкастый отличник. Она, поверьте, не скучна – звук двигателя вам не надоест никогда, а зимнего сезона вы будете ждать, как фанат горных лыж или сноуборда. Но ей не хватает здоровой порции безумия. Такого, как у Sport quattro S1 тридцатилетней давности.
Но даже это – не самый главный недостаток новинки.
Главный состоит в том, то в Россию Audi S1 везти пока не хотят – боятся, что с безальтернативной механической коробкой ее никто не купит. Но ведь у нас продают Golf R, который, как мы знаем, тоже едет отлично. Но он чуть крупнее и менее азартен в плане управляемости, да и транспортный налог на 300-сильный мотор будет в несколько раз выше. В Германии Golf R стоит от 38 тысяч 325 евро, а Audi S1 – от 29 тысяч 950 евро. Поэтому я за Audi. Везите!
Audi S1
Технические характеристики
2.0 TFSI | |
---|---|
Тип двигателя | Бензиновый |
Рабочий объем | 1984 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 231 / 6000 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 370 / 1600-3000 |
Трансмиссия | механическая, шестиступенчатая |
Тип привода | передний |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная |
Тормоза | дисковые, вентилируемые спереди и дисковые сзади |
Габариты (ДхШхВ), мм | 3975 x 1740 x 1417 |
Колесная база, мм | 2469 |
Снаряженная масса, кг | 1315 |
Макс. скорость, км/ч | 250 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 5,8 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 7 |
Объем багажного отделения, л | 210-860 |
Объем топливного бака, л | 45 |
Размер шин | 215/40 R17 |
Цена, рублей | н.д. |