Зачем Chery такой сложный гибрид?
Проверяем необычную силовую установку сразу на двух кроссоверах: Tiggo 7 Pro и Tiggo 8 Pro Plug-in HybridНемного лирики про гибриды
Гибриды в общем смысле этого слова адресованы двум группам потребителей: сомневающимся и стремящимся «хакнуть систему». Первые не определились с выбором и желают получить сразу всё: им хочется попробовать принципиально новый опыт, но колется в нём разочароваться. Поэтому требуется подстраховка в виде возможности безболезненно вернуться к привычному в процессе привыкания к новому.
Такие люди покупают тяжёлые и неудобные гибридные педали для велосипеда (где с одной стороны замок под контактные велотуфли, а с другой площадка под обычный кроссовок), гибридные беговые лыжи (которые в действительности плохо едут что классикой, что коньком) а также таунхаусы с дуплексами (и не дом, и не квартира). И, конечно, подключаемые гибридомобили. Во всех этих случаях одной ногой уже там, но другой всё ещё страхуешься здесь.
© Motor.ru
Вторые убеждены в том, что одна многофункциональная вещь выгоднее нескольких традиционных. Они гордятся тем, что оказались находчивее большинства и охотно делятся доказательствами — у них всегда готова полная выкладка с аргументами и расчётами. Например о том, что видеодвойка занимает меньше места в интерьере и проще в транспортировке на дачу; а сплитборд позволяет подниматься в гору на плебейских лыжах, но фрирайдить на трендовом сноуборде; наконец, «чебупели» берут всё лучшее от пельменей и чебуреков, не заставляя гурмана каждый раз выбирать между ними.
© Chery
Вот только зачастую у гибридов есть побочный эффект в виде того, что это объединение не только достоинств, но и некоторых недостатков. Например, крутой игровой ноутбук неудобен в транспортировке и уступает в производительности стационарному системному блоку. А бензиново-электрического исполина BMW XM настолько сложно удержать в повороте, что даже заводской тест-пилот BMW срубил на нём дерево во время попытки установить рекорд восхождения на Пайкс-Пик.
Гибридные конструкции бывают более или менее удачные, но многое зависит и от ожиданий самого пользователя. Со всех этих сторон и рассмотрим новаторские кроссоверы Chery.
© Chery
Что это за модификации
Перед нами бестселлеры Tiggo 8 Pro Max и Tiggo 7 Pro Max, в которые установили гибридный привод Chery DHT. C Tiggo 8 это произошло ещё немного раньше, и такая модификация называлась Chery Tiggo 8 Pro e+. Сейчас эту версию воплотили в рестайлинговом варианте «восьмёрки» и переименовали в Тiggo 8 Pro Plug-in Hybrid (шильдик на фото почему-то ещё старый). Рестайлинг отличается в основном оформлением задней оптики (узнаётся по перемычке между фонарями) и новой передней частью салона с изогнутой панелью, объединяющей два дисплея. А вот визуальных отличий гибрида от обновлённой бензиновой классики практически нет.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/12/19/13/6279532/9f100e8eea7c19c86cb4dab850f029e0de222ca2.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279534/1e78036b07d36e365ce1052987b70f62ba05cbfb.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279535/e7c0b9498d78830e0550aca9cf76d6450f511364.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279536/1881aaaf5f148402b9edba4da411128796e0d6e3.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279538/b6890c35ee3a598b4396f148be82fc7e44a4ce02.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279540/0223a75005d25a35b6d7af2bd111603cd5108bca.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279541/4b200938b80f93ea9c321646d5509c68b036b678.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279545/85135a0ffd9783533c92ce4c6f4fb601247b3f05.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279539/1c0ae8765918335b4860d7d145c20c0d849f943b.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279543/e4933c444dfb42e3dc4e2f476990d9896e06e0d2.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279544/957cfb3c1e378e0bac0644213b89926d720a977c.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279542/983c7a7cf9653073f9cffe806ea11d4ab8535657.jpg)
Tiggo 8 Pro Plug-in Hybrid
© Chery
В основе младшей Тiggo 7 Pro Plug-in Hybrid — наиболее свежая и продвинутая модификация под названием Tiggo 7 Pro Max, которая по сути тоже представляет собой рестайлинг «семёрки». Но гибридная силовая установка в эту модель установлена впервые. Такая версия внешне отличается от обычной бензиновой намного сильнее, чем отличается гибрид от негибрида Tiggo 8: здесь совсем другой дизайн переднего бампера, колёсных дисков и заднего спойлера. Потому распознать электрифицированную версию «семёрки» легко, а «восьмёрку» — почти невозможно.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/12/19/13/6279558/8dc6034855aa05d1f0eed850cb8a70dc3192380d.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279570/dc9269ade5ec4f634edbd9fd78b61f5dd88c3d9a.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279569/e9b4734a89e09cc873b2f69677a66adaa4181baa.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279571/325a87d65235bca6be55fd1f6752a5f1dcba0caa.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279560/1291c79d9274fa9131c095f90c22b531869f6c72.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279562/6709a092138c99e7d8689e992536e139b67c3ee0.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279563/66c7e6a220a896c0fbe36c14fb750c08a60f96c9.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279568/9a54d88b36927df1db3d8e0080a3f7d6bde07e42.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279566/384575461bbf351cfbf98e1aa21ec31c566bd17b.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279561/e1be6f2e0e8c8051de15e3468309f7ec1d8f2d12.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279564/72bc199374a0c040a1a75a2086867aa49776bfe6.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279565/d4f5317168fcb65ea6d029f49346993036559f50.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279572/9524203987dcfda65ca83c30515f576ac881b4aa.jpg)
Тiggo 7 Pro Plug-in Hybrid
© Chery
Силовая установка в обеих моделях одинаковая: это система под названием Dedicated Hybrid Transmission (специальная гибридная трансмиссия). Она состоит из 1,5-литрового турбомотора и двух электродвигателей, а также набора передач и сцеплений. Все агрегаты объединены в едином модуле и приводят только переднюю ось. Под днищем располагается батарея ёмкостью 19 кВт∙ч, которую можно заряжать от внешней сети. Вроде бы всё как у других, но не совсем.
Особенность в том, как скомпонованы и синхронизированы между собой все три источника тяги. Агрегаты в разных комбинациях и даже ролях включаются в работу в зависимости от ситуации. Которая определяется тем, что требует от автомобиля водитель (ускорение, спокойное движение, торможение, приоритет электротяги и т.п.) и каковы в конкретный момент условия работы и состояние компонентов (скорость движения, уровень заряда батареи, выбранный режим). Комбинируются разные источники тяги с помощью коробки передач с тремя передачами и тремя сцеплениями.
© Chery
Обычный пользователь никогда не постигнет всю сложность трансмиссии Chery, да ему это и не нужно. Но если вы техноманьяк, то почитайте хардкорный разбор-расследование Сергея Знаемского. Главное, чтобы смог разобраться технический специалист в сервисном центре, когда придётся ремонтировать весь этот турбийон от мира автомобилей. А для владельца важно, чтобы автомобиль делал то, чего от него ожидаешь. И даже немного больше — ведь если не будет маленького чуда, то к чему тогда переплачивать за гибрид?
© Chery
Обещанная Chery магия заключается в сочетании несочетаемого. Технические характеристики предлагают пиковые 325 л.с., стабильные (в течение получаса) 235 л.с., 510 Н∙м тяги, разгон за 7,5 секунды, пробег до 80 км на чистом электричестве, расход 2 л на сотню и общий запас хода около 1000 км. Разумеется, всё это достигается не одновременно и далеко не в любой ситуации. Поэтому главный вопрос к гибридным кроссоверам Chery — когда и на что из вышеперечисленного можно рассчитывать?
Как себя показал гибридный привод DHT
По характеру работы силовой установки Tiggo 7 и Tiggo 8 проявили себя одинаково, поэтому всё нижесказанное в этой главе справедливо для обеих моделей. Главное: троганье с места происходит всегда на электротяге, потому что в трансмиссии просто отсутствует достаточно низкая передача для начала движения силами ДВС.
Суммарный крутящий момент двух электромоторов — доступные сразу 315 Н∙м, поэтому динамика старта достойная. Особенно первые секунды разгона, когда кроссовер воспринимается даже более шустрым, чем аналогичный бензиновый. Правда, при педали в пол с места реализовать тягу мешает ограниченный зацеп ведущих колёс (особенно обутых в зимние шины), ведь привод здесь только передний.
© Chery
Дальше разгон вянет из-за большой массы автомобиля при относительно скромной отдаче электромоторов. Через несколько секунд к раскручиванию колёс может подключиться (в зависимости от выбранного автоматикой или водителем алгоритма) и бензиновый двигатель — тогда в теории получатся пиковые 325 л.с. (сумма мощности трёх моторов) и 510 Н∙м. Но на деле автомобиль никогда не способен сделать рывок, который соответствовал бы мощности «триста плюс».
А вот в доступные почти в любой момент 235 «лошадей» я охотно поверю: умная силовая установка не даёт батарее разрядиться настолько, чтобы оставить автомобиль наедине с одним лишь бензиновым двигателем. При опустошении аккумулятора ниже отметки 20% запускается принудительная генерация энергии силами ДВС — чтобы всегда была возможность силами электромоторов двигаться на малых скоростях и совершать резкие ускорения.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/12/19/13/6279591/228ab14deefa1a4ab0b092ceb46d27badf383b59.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279587/e85e6c5a9def61cfe25acdd32abd35aaab2be5f1.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279588/6682bd07bc4fcd085645c749c0e4367f84fc8b23.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279589/7ab4ecd5d0a340e02b61128db497c10c532114f8.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279590/b454d12b47ec426082541ecc6a12d1b8b33740f3.jpg)
© Chery
Умная система запасает с помощью ДВС минимально необходимое количество электричества за счёт того, что в реальности мы редко ездим с педалью в пол сколько-нибудь продолжительное время. Но это не будет работать на скоростных трассах, где у некоторых водителей даже на вполне обычных машинах средняя скорость получается такая, как у большинства — крейсерская. Но на гибридных Tiggo гнать постоянно 180, как на обычных бензиновых, не получится. Их крейсерская — всего 130.
При этом даже на такой скорости у водителя постоянно есть запас минимум на один обгон со всей полнотой тяги. Но если требовать этого постоянно, то аккумулятор всё же разрядится и мощности ДВС в роли генератора и одновременно источника тяги будет хватать лишь на 140 км/ч «максималки», сколько правую педаль ни топчи. Охоту к динамичной езде отбивает и то, что постоянное подключение и отключение разных двигателей на разных передачах вызывает рывки в трансмиссии. Которых при спокойном вождении практически нет.
/imgs/2023/12/19/13/6279595/eff721978a73da33b514e6caed5d25057af6e067.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279596/b864bf2d288dd6b828f589cf02e0e5da009d4d1e.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279593/fd8fbe4569d320edb41a4fd4c05d25cb323dcbf0.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279594/e168d5f401e4a17137a191b9a4e1e8ba6226e005.jpg)
© Chery
Очевидно, что на трассе такая конструкция преимуществ не даст. Запас условно бесплатного электричества в батарее закончится быстро, и дальше необходимость вырабатывать электричество на борту будет снижать эффективность движения до меньшей, чем даже у обычной бензиновой версии. В которой сгорание топлива вращает трансмиссию напрямую — без потерь, неизбежных при преобразовании тепловой энергии в электрическую.
А вот в городе польза есть — при условии что на старте каждой поездки батарея будет заряжена. Тогда кроссовер сможет проезжать на чистой электротяге до 40 километров (практика показала, что до заявленных 80 далеко). Но возникает вопрос: стоит ли доплачивать за гибрид и стационарную зарядку, чтобы экономить топливо при поездках с радиусом 20 км? Экономический смысл такого хода можно вообразить только в теории. На практике оправдать его может разве что желание попробовать электротягу, не покупая отдельный полноценный электромобиль.
© Chery
Особенности Tiggo 8 и Tiggo 7
При переходе на гибридную силовую установку с Tiggo 8 Pro Max произошла интересная метаморфоза: внезапно улучшилась управляемость! Причём заметно — подвеска больше не досаждает раскачкой, поэтому кроссовер намного стабильнее едет по неидеальной дороге и больше не ныряет в предельном повороте внешним передним углом. Информативность руля по-прежнему невелика, но цельность шасси стала выше, благодаря чему управлять гибридной модификацией легче и комфортнее, чем обычной бензиновой.
Теперь можно весьма шустро заезжать в повороты по глазомеру (хотя хотелось бы всё же иметь и тактильный канал информации через руль) и не опасаться, что автомобиль внезапно выскочит за пределы сцепления шин. А ведь именно так ведет себя обычный Tiggo 8 Pro Max. Но лучшая собранность гибрида оборачивается большей жёсткостью — даже на ровной дороге подвеска собирает неровности микропрофиля, а на острых городских дефектах покрытия кроссовер ощутимо встряхивает пассажиров.
/imgs/2023/12/19/12/6279383/90fc7824a27aba14d4df32d99c34807a49896cc8.jpg)
/imgs/2023/12/19/12/6279384/2b6d90523ad480f6778ce4e34056d45d40ea0039.jpg)
/imgs/2023/12/19/12/6279385/8b365b532196437421176596aca016fb0e4f63d4.jpg)
© Chery
Представители Chery не располагают информацией о доработках в ходовой части — китайские инженеры уверяют, что всё осталось прежним. Но судя по изменениям в управляемости и плавности хода, пружины, амортизаторы или стабилизаторы здесь, вероятно, другие. Не может же всё дело быть лишь в изменении массы. Тем более, что оно не такое значительное, как можно предположить: для «восьмёрки» заявлена разница всего в 70 кг. Это связано с тем, что добавляется батарея и электромоторы, но убирается полный привод.
У обычного Tiggo 7 есть и моноприводная модификация, поэтому легко посчитать массу гибридной прибавки — 130 кг. Но аналогичного волшебства с управляемостью у младшей модели не наблюдается: на фоне «восьмёрки» Tiggo 7 Pro Plug-in очень сильно раскачивается на волнах асфальта даже на невысокой скорости. Вкупе с таким же «пустым», но вязким рулём это делает езду по трассе малоприятным занятием — водитель не может отделаться от чувства недостатка контроля над автомобилем. Впрочем, бензиновый Tiggo 7 Pro Max управляемостью тоже не блещет — гибрид в этом плане не хуже, но и не лучше.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/12/19/13/6279719/b939bc94c3d76e419930dc0ef6cc1c6e078d2eae.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279718/a53b789eb344d2abdc2b739c693cba05401e6229.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279710/e1d202ab9bffdb892a5d0926902e9cb1ee8671f8.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279714/bc63838388ae7cd62b1ee95e840fe82b22c0f435.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279711/863b3d3cf75be0c8be2241d28bf4358f1e0574dd.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279709/7b9945fffc29e4f048c31b4a80813e524e68acf2.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279708/ffe813ff5e56cd4cc1143bc7ed7af90d5d859a42.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279717/9e2ef3617fdf2606dc24e74510b50015d1ffa375.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279715/60d9f73c760050b8b443b1de7f4016d7c4794fd6.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279713/9625712cb1ab996d2f4a98ce1478ddbd296b771d.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279716/cff140f32887697c035a3a21d4856c66ec64aa80.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279720/65fafcc4d35de6b0eafa16be661acb4d9345c5a2.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279721/f886f3652f6cc76c1ea5e4cbde7af0476d0ae5a1.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279712/640eb506ae4ba02c16bd2ea739e34df19615f6e9.jpg)
Интерьер Tiggo 8 Pro Plug-in Hybrid
© Chery
Новая изогнутая панель с дисплеями в салоне «восьмёрки» выглядит современно, как дорогой игровой монитор. Но начинка этому впечатлению не соответствует: интерфейс приборки и мультимедийки подтормаживает, разделы с функциями структурированы не самым удачным образом, пункты мелковаты и плохо читаются. Особенно грустно выполнен климат: новая отдельная тач-панель быстрого доступа реагирует издевательски плохо, а управление через меню на экране не слишком удобное.
Вдобавок установить нужный режим климата удаётся далеко не всегда — часто в отдельных зонах салона температура или интенсивность обдува получается выше или ниже желаемой. А ещё раздел с настройками гибридного привода русифицирован плохо: большинство пунктов выполнены бегущей строкой, считывание которой требует слишком много времени.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/12/19/13/6279736/3743d07d12672f991a2aaf75803dcd477c959091.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279737/d9cac9c4d265b402a5a86e9c9514ff3d6f276231.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279730/40793c941a4f816fe25dc5aba35f52f738d3f413.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279734/9343ae32874c398148cdc53dd0a0f7251182852a.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279731/63632be2e88e1efc3699981fc5c2b31cb1e9dfb4.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279728/7f0eaed244f82328975810c0dfee6524c6649e10.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279729/e4ce6472680706c226b82a66a6a0d5ef6e0e79d3.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279735/468049401cee7862df79758e8866518adea9cf94.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279733/8cc8e8bbd069f69d668bfa4359f24193b3b67da8.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279732/90156c816bdb0281ea97569f241041aea1723b5d.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279738/688e847ac822213ff360476a0aaa0ac95a32cb8f.jpg)
/imgs/2023/12/19/13/6279739/abd657754123fc448a88914348ac0d68f5f5ea90.jpg)
Интерьер Tiggo 7 Pro Plug-in Hybrid
© Chery
Между тем, в «семёрке» какие-то лаги интерфейса мне не запомнились — возможно, потому, что после старшей модели хотелось минимально контактировать с мультимедийкой. В любом случае, обо всех достоинствах и недостатках рестайлингового Tiggo 8 Pro Max и Tiggo 7 Pro Max можно узнать из соответствующих материалов по ссылкам. Я же к этому добавлю пару случайных наблюдений: коврик для беспроводной (и действительно быстрой) зарядки в Tiggo 8 маловат для крупных смартфонов; кнопки на руле Tiggo 7 нечаянно нажимаются при активном рулении; климат в младшей модели работает и управляется значительно лучше, чем в старшей.
Вердикт
Главный вопрос этого теста остался у меня без ответа. Если честно, я не понял зачем было городить весь этот овер-инжиниринг с кучей моторов и алгоритмов их взаимодействия. Простая схема в виде сэндвича из ДВС и коробки передач с начинкой из электромотора между ними работает столь же эффективно и функционально: с умеренно вялой динамикой перемещает автомобиль электротягой на расстояние 40–50 километров, после чего запускает бензиновый двигатель. Вот только эта конструкция намного проще экзотики Chery. А также способна работать как обычный автомобиль с ДВС прямо со старта в условиях города. И не досаждает ограничениями максималки и рывками на трассе.
© Chery
В остальном знакомство с новыми Chery заставило меня ещё раз задуматься о прикладной пользе подключаемых гибридов в целом — спустя несколько лет после их появления. Сейчас, когда электромобили стали доступны и разнообразны, а также появились гибриды гибридов и электромобилей (последовательная схема с большой батарейкой — Li L9 и Aito M7), обычный подключаемый гибрид воспринимается чем-то слегка бессмысленным. В определённых сценариях он может быть удобен и выгоден, но реальная практика массового пользователя от таких сценариев далека.
© Chery
Когда пройдёт эйфория от знакомства с электротягой, большинство водителей заметит скорее ограничения, чем преимущества подключаемого гибрида. А у системы Chery DHT таких нюансов оказалось ещё больше, чем у более простых и привычных конструкций. Чтобы получать выгоду от Tiggo с приставкой Plug-in, надо: иметь зарядку на месте постоянной парковки, не водить динамично, не путешествовать на автомобиле, не жить за городом (помним: передний привод), иметь небольшие пробеги. В общем, быть готовым потратить 4–5 миллионов рублей в основном для того, чтобы экономично и технологично возить детей по образовательным учреждениям.
© Chery
Да, силовая установка Chery DHT работает впечатляюще гладко для такой сложности конструктива. Но реальных выгод, увы, не даёт. Иногда чтобы получить всю полноту нового, нужно целиком отказаться от привычного и комфортного. В противном случае всё потенциальное вдохновение технологиями будет сведено на нет неполноценностью нового опыта, полученного в усечённом формате. Поэтому подключаемые гибриды как промежуточный шаг к электромобилю, на мой взгляд, несостоятельны. И на этом фоне тем более странной выглядит маленькая инженерная революция Chery.
Chery Tiggo 8 Pro Plug-in Hybrid
Chery Tiggo 7 Pro Plug-in Hybrid
Подробные технические характеристики
Chery Tiggo 8 Pro Plug-in Hybrid | Chery Tiggo 7 Pro Plug-in Hybrid | |
---|---|---|
Тип двигателя | бензиновый L4 турбо и два электрических | бензиновый L4 турбо и два электрических |
Рабочий объем, см³ | 1498 | 1498 |
Макс. мощность, л.с. /об/мин | 147/5500 + 34/2954 + 54/5457 | 147/5500 + 34/2954 + 54/5457 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 210/1750-4000 + 160/0–3300 + 155/500–4400 | 210/1750–4000 + 160/0-3300 + 155/500–4400 |
Тип привода | передний | передний |
Коробка передач | DHT | DHT |
Передняя подвеска | пружинная McPherson | пружинная McPherson |
Задняя подвеска | пружинная многорычажная | пружинная многорычажная |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4720х1860х1705 | 4513×1862×1696 |
Колесная база, мм | 2710 | 2670 |
Снаряженная масса, кг | 1899 | 1771 |
Объем багажника, л | 193–1930 | 475 |
Разгон 0–100 км/ч, с | 7,5 | 7,5 |
Макс. скорость, км/ч | 180 | 180 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 1,5 | 1,8 |
Объем топливного бака, л | 60 | 60 |
Цена, руб. | 4 850 000 | 4 000 000 |