Опубликовано 17 ноября 2022, 07:11
6 мин.

Voyah Free: электрокар, который не разряжается

Правда ли, что похожий на Maserati кроссовер быстр, как Tesla и экономичен, как Tiguan?
Китайские инженеры в очередной раз попытались объять необъятное и совместить несовместимое. Почти 700 сил и и заправка раз в месяц — легко. Меньше 5 секунд до сотни и 92 бензин — извольте. Поездки на электротяге туда, где не слышали о зарядках — пожалуйста. А ещё первая в мире панель-трансформер с тремя экранами, электрохромная «панорама», режим вечеринки в салоне, ночное видение, пневмоподвеска, крутая музыка, мгновенная фотосъёмка дороги, дополненная реальность, полуавтопилот. И всё это меньше, чем за 5 миллионов рублей. Фантастика? Voyah Free.
Voyah Free: электрокар, который не разряжается
© Вячеслав Крылов

Конструктивно это подключаемый к розетке последовательный гибрид. То есть электромобиль, у которого батарея имеет небольшую ёмкость, зато питается не только из электросети, но и от бензинового ДВС на борту. Бензиновый мотор играет роль исключительно генератора и механически не связан с колёсами. Такая силовая установка наиболее эффективна, если не отъезжать далеко от сети зарядных станций, но при этом иногда путешествовать на дальние расстояния. Существуют и чисто электрические версии Free: заднеприводная с одним мотором и двухмоторная — полноприводная с базовой или увеличенной батареей.

Voyah Free сделан по мотивам суперхита китайского рынка — Li One. Эта модель задаёт тон в сегменте электромобилей с «рейндж экстендером» и скоро будет заменена новой моделью L8. Рост их популярности объяснить нетрудно: с одной стороны, это электрокары, и на них распространяются «зелёные» льготы и субсидии. А с другой, ДВС-генератор избавляет владельца от стресса, вызванного постоянным наблюдением за индикатором запаса хода классического электрокара. Но так же, как и плагин-гибриды, это временная, транзитная технология на пути к полному отказу от ДВС в любом виде и роли.

В компании Voyah достаточно точно воспроизвели опробованный коллегами из Li успешный форм-фактор: здесь тоже крупный кузов, агрессивная внешность, аналогичная схема силовой установки, эффектный интерьер с тремя дисплеями во всю ширину салона. Но чтобы не остаться в тени конкурентов-первопроходцев, Voyah добавили больше динамики, при этом поскромничав с ёмкостью батареи. А также устроили внутри своё «казино»: с блэкджеком со складывающейся панелью, режимом ночного видения и прочими занятными функциями.

Кузов рисовали совместно с Italdesign Giugiaro, и получилось интересно. Генеральная идея — стиль яхты, который задаёт задняя стойка крыши с обратным наклоном. Даже на рекламном баннере, который Voyah использовали в рекламной кампании при выходе на норвежский рынок, изображена рассекающая морскую гладь роскошная лодка, а не автомобиль. Конечно, не обошлось без карикатурных деталей: в этот раз китайцы неприкрыто потроллили Maserati с их моделью Levante и чуть менее явно — Porsche c Cayenne.

Команду, которая создала дизайн и отделку салона, можно смело отправлять заниматься тем же самым хоть в Bugatti, хоть в Pagani. Если уж в относительно массовой модели эти ребята смогли выполнить всё на таком уровне, то можно только представить, на что они будут способны с околобезлимитным бюджетом. Voyah Free бывает и с тёмным салоном, но именно такое, как в тестовом автомобиле сочетание кремового с насыщенным синим оттенком продолжает яхтенную тематику и подчёркивает архитектуру.

Главная фишка салона — уникальная подъёмная панель с электроприводом (место для шутки о поклонниках низкой и высокой панели на «девяточке»). Такого не делал ещё никто! Придать этому решению какой-то значительный практический смысл разработчики не смогли, так что остаётся в основном эпатаж. Но три 12,3-дюймовых монитора почти наверняка будут слепить и отвлекать в тёмное время суток большинство водителей. И лучший способ разобраться с этой проблемой — как раз сложить панель в нижнее положение.

Сделать все три огромных экрана одновременно функциональными и отличающимися по содержанию разработчикам не удалось. Слева приборка (средней толковости), по центру основное меню, а справа вообще сложно понять, что это и зачем может быть нужно. Настроек и функций в системе много, но наглядности и качества перевода недостаёт — временами приходится задействовать метод экспериментального тыка. Контент на центральном и пассажирском экране можно менять местами, но далеко не всегда — постичь эту логику сложно.

Также непросто разобраться, как отключить выполнение так называемых «сценариев». Это когда свет, звук и даже запахи в автомобиле начинают работать по определённому алгоритму и с какой-то целью. Например, чтобы создать эффект вечеринки, когда орёт музыка, моргает подсветка и включается внутрисалонная видеокамера. Можно записывать свою пародию на клип «Мама Люба».

Есть ещё предустановленный режим наблюдения за ребёнком и редактор сценариев. Со всей этой избыточной функциональностью автомобиля очень кстати оказывается продвинутый автопилот — отвлекаться (по крайней мене, на первых порах) приходится много.

С учётом столь явного фокуса на гаджеты и одновременно отсутствия инженерной школы, я не ждал от Voyah выдающихся ездовых качеств. Ведь для недавно появившегося производителя сделать крутой смартфон на колёсах явно проще, чем грамотно настроенный автомобиль, да ещё и со сложной силовой установкой. И я ошибся! Прежде всего, с ожиданиями от управляемости: огромный кроссовер со всем этим лунапарком на борту едет так легко, понятно и чисто, что вспоминается безупречный электрокар Polestar 2.

Voyah поворачивает так же плоско, без кренов. Шасси с двухрычажкой спереди и многорычажкой сзади мёртвой хваткой держится за покрытие породистыми шинами Continental. Очень сложно разбалансировать и довести до скольжений этого цифрового бегемота — Free покорно и чётко делает всё, что потребуешь. При этом обеспечивая достойный комфорт: пневмоподвеска по-мерседесовски плюшево обрабатывает почти любые неровности, а акустический комфорт находится на высоком уровне.

При медленном движении Free издаёт наружу едва слышимый из салона звук, похожий на озвучку фильмов про пришельцев — это сделано для безопасности пешеходов

При медленном движении Free издаёт наружу едва слышимый из салона звук, похожий на озвучку фильмов про пришельцев — это сделано для безопасности пешеходов

Покой и безмятежность нарушаются только в момент запуска бензинового мотора. Если двигаться в полностью электрическом режиме, это происходит примерно через 60–80 километров после старта — при заявленных производителем 140 км. Увы, батарея ёмкостью 33 кВт∙ч не способна на чудеса дальнобойности. Но пока в ней есть хотя бы треть заряда, она щедро питает мощнейшие электромоторы, которые катапультируют кроссовер в темпе быстрых спорткаров. На почти 700 сил Free, конечно, не едет, но по ощущениям в 5 секунд до сотни уложится. Вау-эффект от разгона имеется.

Жаль, эти забавы длятся недолго: по мере приближения к последней трети заряда, карета превращается в тыкву. Индикатор мощности на приборке рисует максимальное значение 40–45%, если давить в пол. В более понятных показателях — это в лучшем случае 7,5 секунды до сотни. Не так уж и плохо, а ниже этого уровня отдача силовой установки уже не упадёт. Но это уже другой автомобиль, пока вы снова его не зарядите от сети. Кстати, можно и прямо на ходу в режиме максимального использования ДВС. Но это будет долго и сведёт всю топливную эффективность на нет.

Реальная экономичность Voyah Free сильно зависит от сценария использования. При маршрутах длиной 50 км в день расход бензина будет околонулевой — всё на электротяге. При 75 километрах — примерно 2 литра на сотню; при 100 — 4; при 150 — 10. Эти расчёты сделаны исходя из статистики борткомпьютера, когда постоянно работающий ДВС тратит около 12 литров бензина на 100 километров пути. Отдельно учитывается расход электроэнергии. Даже одометра два: общий и для расстояния, пройденного с «рейндж экстендером». У тестовой машины последний показатель был равен 75% от всего пробега.

Четверть жизни на электротяге — неплохо, если это плагин-гибрид. Но мощная электрическая часть Voyah Free достойна большего, нежели ждать всё остальное время энергии от тарахтящего под капотом генератора. Непостоянство динамического потенциала и ограниченная эффективность сложной конструкции наводит на мысль: а зачем это всё? Если не нужно время от времени ездить в глушь, проще купить полноценный электромобиль. Тем более, что и цены близки: компания Rucars продаёт версию Voyah Free с ДВС-генератором за 4,7 миллиона рублей, а чисто электрические модели с батареей 88 и 106 (Long range) кВт∙ч — за 5,1 и 5,4 миллиона соответственно.

Voyah Free — яркий пример той лёгкости, с которой китайцы внедряют новое, экспериментируют не боясь ошибиться. И у них получается. Пусть не всё и не всегда, но визионерский задор и темпы эволюции технологий улетели на недосягаемую для традиционных производителей высоту. Десятки молодых автобрендов состязаются в оверинжиниринге, не стесняясь по пути сделать что-то китчевое, избыточное, непонятое потребителем. Voyah Free во многом — как раз такая модель-гипотеза. Вряд ли многие захотят скопировать эту сложную складную панель. Но вдруг выстрелит, надо попробовать! И в этом вся суть дерзкой автомобильной индустрии Китая.

Редакция благодарит за предоставленный на тест автомобиль компанию Rucars

Voyah Free

Нравится
Как едет, пока заряжена батарея; роскошь и качество интерьера; наличие дополнительного функционала почти без ущерба основному
Не нравится
Многовато отвлекающей информации и функций; запутанность интерфейсов; нестабильность динамических характеристик
Вердикт
Ничего не понятно, но очень интересно. Наглядная демонстрация потенциала современных китайцев
электромоторы, по одному на каждой оси, суммарно 680 л.с.
КП отсутствует
4,6 с; 200 км/ч
kg
2188 кг

Подробные технические характеристики

Voyah Free
Тип двигателяэлектрические, по одному на передней и задней оси
Макс. мощность, л.с.680
Макс. момент, Нм/об/мин1040
Тип приводаполный
Коробка передачотсутствует
Передняя подвесканезависимая, на двойных поперечных рычагах
Задняя подвесканезависимая, многорычажная
Габариты (ДхШхВ), мм4905х1950х1690
Колесная база, мм2955
Снаряженная масса, кг2188
Объем багажника, л560
Разгон 0–100 км/ч, с4,6
Макс. скорость, км/ч200
Запас хода, км860
Объем тяговой батареи, кВтч33
Цена, руб.от 4 700 000