Авто-биография королевы Елизаветы II
Юные годы
В русскоязычном пространстве такого не встретишь — уж очень давно это было! — но в британской прессе Елизавету какое-то время называли «принцесса-автомеханик». Дело в том, что во время Второй мировой войны 18-летняя принцесса записалась добровольцем в Женский вспомогательный территориальный корпус британской армии, где прошла курсы автомехаников. По службе ей чего только не приходилось водить — от маленьких джипов до здоровенных грузовиков! За время военной службы она достигла звания джуниор-коммандера (это эквивалент капитанского звания).
Официальный транспорт
Елизавету провозгласили королевой после смерти её отца, короля Георга VI в 1952 году. И, разумеется, она унаследовала от него официальные автомобили — четыре длиннобазных Daimler DE 36 1947 и 1949 года выпуска. Сейчас мало кто помнит эту английскую марку, но в первой половине XX века такие машины были любимым выбором британской элиты. Даже бытовала поговорка «Daimler — для джентльменов, Rolls-Royce для дельцов». Все Даймлеры, на которых передвигался монарх, были оснащены рядной «восьмёркой» объёмом 5,5 литра — с верхнеклапанным газораспределением, мощностью 150 лошадиных сил.
А вот сама Елизавета отдавала предпочтение марке Rolls-Royce — ещё в 1950 году она приобрела Phantom IV с кузовом ателье H. J. Mulliner. Говорят, что на этом настоял её муж, принц Филипп: в ходе визита на завод Rolls-Royce он проехал на опытном Bentley с рядной «восьмёркой» и был очарован великолепной тягой и плавностью работы мотора. Роскошный лимузин с номером шасси 4AF2 был оснащён как раз таким двигателем объёмом 6,3 литра — это был самый первый из всего лишь 18 автомобилей этой модели. Именно на этой машине Елизавета прибыла к месту проведения коронации. Ну а сама церемония проходила без автомобилей: нового монарха везли, как того требует традиция, на золочёной карете XVIII века — её и сейчас можно увидеть на экскурсии по Букингемскому дворцу.
Изначально этот Phantom был зелёным, но по случаю коронации его перекрасили по двухцветной схеме, традиционной для королевских конюшень — чёрный и «бордовый кларет». А поскольку этот Rolls-Royce перевели в статус официальной машины монарха, то с этого момента он лишился номерных знаков — таковы в Великобритании правила. Машина эксплуатировалась вплоть до последнего времени — и мы предполагаем, что новый король Карл III тоже продолжит ей пользоваться.
Кстати, королева Елизавета II пользовалась ещё одной машиной той же модели, но с другим кузовом. Речь о Rolls-Royce Phantom IV 1954 года с кузовом «ландоле» легендарного английского ателье Hooper. Чтобы не путать наших читателей: фактически это был лимузин со складной задней секцией крыши — так, чтобы людям было лучше видно монарха во время торжественного выезда. Например, на этом Фантоме королева в 1955 году прибыла на открытие парламента. Пригождался открытый кузов и в ходе государственных визитов в жаркие страны: именно эту машину можно увидеть на кадрах из Сьерра-Леоне, куда королева приезжала в 1961 году. Интересно, что в техзадании фигурировало: габариты кузова должны быть таковы, чтобы машина умещалась в гараже королевской яхты Brittania!
Кстати, поначалу машина вовсе не принадлежала королевскому двору: на постоянной основе эксклюзивный автомобиль выставлялся в лондонском шоу-руме Rolls-Royce, и лишь иногда его арендовали на время торжественных мероприятий (при этом номерные знаки «OXR 2» снимали, как того требуют правила). Но в 1959 году королева всё-таки приобрела его в качестве церемониальной машины, продав при этом три старых лимузина марки Daimler. В конце 80-х машину отставили от дел и перевели в экспозицию музея в Сандингемском дворце, а в 2002 году вернули производителю (это было частью изначальной сделки), и в 2018 году она была продана с аукциона.
В кинохронике пятидесятых годов иногда можно увидеть и другие официальные машины Елизаветы II. Мы имеем в виду пару длиннобазных Daimler DK 400 с кузовами «лимузин» и «ландоле» работы ателье Hooper. Можем предположить, что в Букингемском дворце решили соблюсти приличия и не демонстрировать явное предпочтение одной марке (а заодно отдать дань уважения вкусам предыдущего монарха). Впрочем, выкупать Деймлеры в собственность не стали — в отличие от Роллс-Ройсов: по уговору с автопроизводителем их брали во временное пользование всякий раз, когда возникала такая необходимость.
Поговаривают, что в Букингемском дворце охладели к Деймлерам после скандала с уклонением от налогов одного из топ-менеджеров компании. Две машины были построены в 1955 и 1956 году соответственно: это были крупные (более 5,5 м в длину) и очень высокие машины, оснащённые большой рядной «шестёркой». Двигатель объёмом 4,6 литра развивал 167 лошадиных сил и приводил задние колёса через фирменную коробку передач так называемого преселекторного типа, с гидромуфтой вместо сцепления.
В конце пятидесятых парк официальных автомобилей королевы было решено обновить: для этого заказали пару лимузинов Rolls-Royce Phantom V. Машины, переданные в Букингемский дворец в 1960 и 1961 году, были сделаны по последнему слову тогдашней техники: автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля, кондиционер. Под капотом размещалась новая роллс-ройсовская «восьмёрка» семейства L410 — теперь уже в конфигурации V8. Двигатель объёмом 6,2 литра развивал 200 лошадиных сил и работал в паре с четырёхступенчатым «автоматом». Как раз из-за кондиционера новым «Фантомам» сразу же стали отдавать предпочтение в ходе королевских визитов в жаркие страны.
Спутать королевский «Фантом V» с другой машиной этого семейства абсолютно невозможно: кузов работы ателье Mulliner Park Ward на 127 миллиметров выше серийного — была увеличена высота стоек кузова и размеры стёкол. Кроме того, задняя часть крыши полностью изготовлена из оргстекла. Всё это ради того, чтобы при официальных выездах королева и ее супруг были хорошо видны каждому — Елизавета II считала это важным элементом взаимодействия монарха с подданными.
При неофициальных поездках прозрачные вставки закрывались металлическим чехлом, хранящимся в багажнике автомобиля. Правда, новая машина оказалась чуть крупнее предыдущей, так что для погрузки на яхту с неё приходилось снимать бампера. Лимузины Rolls-Royce Phantom V провели на королевской службе более сорока лет: сперва в качестве «Государственного автомобиля №1» и «№2», а с 1978 — как «№2» и «№3». Кстати, один из них даже побывал в России в ходе королевского визита в 1994 году. Сейчас один из этих Фантомов можно лицезреть в музее на территории королевской усадьбы Сандрингем в Норфолке.
Но главную роль в ходе того визита в Москву исполнял другой Rolls-Royce — более современный лимузин Phantom VI, на тот момент носивший статус «Государственного №1». Он изготовлен в 1977 году и был преподнесен в качестве подарка от Общества автомобильных производителей и торговцев Великобритании в марте 1978 года, по случаю 25-летнего юбилея правления. Под капотом — тот же V8, но с увеличенным до 6,75 литра объёмом и мощностью 220 лошадиных сил, работающий в паре с трёхступенчатым «автоматом».
Внешне новый Phantom VI было легко отличить по четырёхфарной системе освещения и задним дверям с обратной навеской. Пропорциями он очень похож на предыдущую машину: уникальный кузов, построенный в ателье Mulliner Park Ward, выделяется увеличенной на 101 миллиметр высотой надстойки. Задняя часть крыши точно так же выполнена из прозрачного плексигласса и при необходимости закрывается металлическим кожухом. Каркас кузова — стальной, а наружные панели алюминиевые; пол в салоне полностью ровный, без трансмиссионного тоннеля. Этот «Фантом» был главным королевским автомобилем с 1978 по 2002 год, но остаётся в составе Королевского конюшенного двора и по сей день.
В 2002 году случилось в каком-то смысле эпохальное событие: впервые за полвека «Государственным №1» стал автомобиль не марки Rolls-Royce. По случаю золотого юбилея правления Елизавете II преподнесли два лимузина Bentley. Это по-настоящему уникальные автомобили, практически «с нуля» разработанные и построенные для официальных выездов. У них даже нет названия модели: их зовут просто «Bentley State Limousine». За основу было взято шасси седана Bentley Arnage — колёсную базу нарастили на 728 миллиметров, разработали оригинальный кузов увеличенной на 255 миллиметров высоты. Его построили в подразделении Bentley Mulliner, отвечающем за эксклюзивную технику.
Пропорциями он напоминает классические лимузины пятидесятых годов, да и внешность в стиле «нео-ретро» обыгрывает те же мотивы. Автомобиль легко бронирован и даже оснащён хитрой фильтро-вентиляционной установкой на случай газовой атаки. Впрочем, насколько мы понимаем, это скорее собственная инициатива руководства Bentley, нежели требование Королевского конюшенного двора — всю жизнь Елизавета II пользовалась исключительно обычными небронированными машинами, да и после появления броневика продолжала ездить на автомобилях без особой защиты. Под капотом вновь классический V8 Rolls-Royce семейства L410 — в одной из последних его эволюций: с двумя турбонагнетателями, мощностью 400 лошадиных сил. Стоимость этого лимузина оценивается в 1,4 миллиона долларов.
Когда мы готовили этот материал, то всё-таки решили сделать небольшое исключение — добавить в него несколько интересных машин, не принадлежавших самой королеве или британскому государству. Речь о парадных автомобилях с открытым верхом, на которых Елизавету II возили в ходе зарубежных поездок.
Государственный церемониал в Великобритании имеет массу нюансов. Например, когда монарх принимает военный парад, используется особый автомобиль, в котором полагается стоять. В чём, несомненно, есть своя логика: ведь в прежние времена парады полагалось принимать верхом на лошади. В этом качестве традиционно используется продукция Land Rover.
В 1953 году специально для парадов был построен внедорожник Land Rover Series I — выкрашенный в королевский «красный кларет», с платформой в задней части кузова, откидной лестницей на задке, прозрачными экранами и рукояткой, чтобы держаться. Позже, в 1958 году, в Солихалле подготовили Land Rover Series II в аналогичном исполнении. Впрочем, перечислять все машины этого типа мы не видим смысла: уж очень много их было. Например, для визита королевы в Австралию в 1958 году на Зелёном континенте построили шесть (!) одинаковых парадных Ленд Роверов.
В 1974 году место главного парадного внедорожника занял специально построенный Range Rover. Он был полностью лишён крыши, сзади снабжён открывающейся вбок дверкой и откидным трапом, а также поручнями в заднем отсеке. Но отделан был гораздо богаче — с коврами на полу и кожаными сиденьицами для отдыха. Как раз эта машина засветилась в ходе празднований серебряного юбилея правления в 1977 году. Сейчас эту машину вместе с предшествующим Ленд Ровером можно увидеть в Британском мотор-музее в Гейдоне.
Аналогичный новый автомобиль подготовили для королевы в начале 90-х: это был всё тот же классический Range Rover, но со всеми полагавшимися для девяностых нововведениями и немного усиленной конструкцией кузова (например, рамка лобового стекла была соединена со средней стойкой). Эту машину можно было лицезреть во всех подробностях в 1994 году, во время церемоний в честь 50-летия высадки союзников в Нормандии.
После выхода в 2002 году совершенно нового Рейндж Ровера третьего поколения на его основе был подготовлен парадный автомобиль для королевы. Смысл переделок ясен по фото: кузов пятидверного внедорожника лишился задней пары дверей и задней части крыши — там соорудили высокие борта с поручнями. Машина до сих пор состоит на службе, но отставлена в запас — на случай поломки основного церемониального автомобиля.
Последним парадным автомобилем королевы был вот этот Range Rover поколения L405. Машину построило подразделение Land Rover Special Vehicles в 2015 году. Длиннобазный внедорожник сохранил пятидверную компоновку, но получил перегородку за передними сиденьями, а крыша за средней стойкой была полностью удалена, как и заднее стекло. Вверху по периметру заднего отсека были установлены поручни, а в порогах — хитрый механизм с выдвижными ступенями. Любопытно, что эта машина — дизель-электрический гибрид, и во время парада двигается на электротяге, не включая двигатель внутреннего сгорания.
Может сложиться впечатление, что британская королева всегда без исключения пользовалась машинами отечественного, английского производства. Действительно, все парадные лимузины из Королевского конюшенного двора, как и личные автомобили Елизаветы II были изготовлены в Англии. А вот во время зарубежных визитов королеву зачастую возили на машинах других марок. Перечислить все возможные машины мы, конечно, не возьмёмся. Но самые любопытные всё-таки покажем.
Королева часто и с удовольствием бывала на автомобильных производствах: в архивах мы находили съёмки с заводов Jaguar, Ford, Renault, Aston Martin.
В частной жизни
Теперь, когда вы всё знаете про официальные экипажи английской королевы, мы должны вам напомнить, что у Елизаветы II были ещё и личные машины. И хотя c её положением королева могла всю жизнь пользоваться услугами личного шофёра, она с удовольствием сама садилась за руль — например, когда бывала в фамильном замке Балморал в Шотландии. Первым личным автомобилем Елизаветы был Daimler DB 18 — ещё в 1944 году принцесса получила в подарок от отца на 18-летие среднеразмерный седан с шестицилиндровым мотором объёмом 2,5 литра.
В пятидесятые в поместье Сандрингем королеву и её супруга можно было часто увидеть за рулём Ford Zephyr 1956 года выпуска. По внешнему виду несложно догадаться, что машина была чисто хозяйственная: серийный фордовский седан был переделан в просторный универсал с высокой крышей, вмещавший аж девять седоков с багажом. Как это часто делалось в те времена, штучный кузов был выполнен деревянно-металлическим: из дерева была изготовлена часть каркаса, рамки дверных окон и декоративные вставки на бортах. Ну а в техническом отношении всё было как обычно: под капотом стоял рядный шестицилиндровый мотор Ford объёмом 2,6 литра мощностью 86 лошадиных сил. Машину можно увидеть и сегодня — она выставляется в музее на территории Сандрингемского замка.
Говорят, что этот Vauxhall 1961 года выпуска был любимой машиной королевы Елизаветы II. Практичный универсал — продукт мелкосерийной переделки седана Cresta (PA): новую заднюю часть кузова спроектировали в ателье E. D. Abbott Ltd, а работы выполнялись кузовостроительной фирмой Friary Motors Ltd из города Бейзингстоук, что к западу от Лондона. Будучи моделью позднего образца, королевский Vauxhall получил более мощный шестицилиндровый мотор объёмом 2,6 литра мощностью 95 лошадиных сил.
От обычного универсала королевскую машину отличала масса нюансов — окраска в тёмный «имперский зелёный», не предлагавшийся для серийных Воксхоллов, решётка для собак в багажнике, хромированные держатели для удочек на крыше и кронштейны для ружей в салоне. Елизавета II много лет пользовалась этой машиной, и сейчас её можно увидеть в экспозиции музея на территории Сандрингемского дворца. Кстати, все эти годы машина носила весёленькую номерную табличку «MYT 1» — что можно транслировать как «Mighty One», «могучая».
Королева и в дальнейшем отдавала предпочтение универсалам: так, в 1967-м она пересела на Vauxhall Cresta следующего поколения (PC). Подобные универсалы хоть и продавались официально через дилерскую сеть, но переделывались мелкосерийно из седанов на фирме Martin Walter. Королевский транспорт практически не отличался от обычной машины. Как и остальные Кресты того поколения, под капотом она имела рядную «шестёрку» 3.3 мощностью 115 лошадиных сил. Увы, до наших дней машина по всей видимости не сохранилась — по слухам, её отправили в металлолом в середине 90-х.
А вот Vauxhall Viceroy, приобретённый королевой в 1982 году — единственный в своём роде. В континентальной Европе такие машины были известны под названием Opel Rekord (четырёхцилиндровые версии) и Opel Commodore (более дорогие шестицилиндровые). А вот в Великобритании в кузове «универсал» можно было получить лишь базовый Vauxhall Carlton, тогда как премиальный Viceroy мог быть только седаном. Но для монарха, разумеется, сделали исключение. На заводе в Лутоне собрали своего рода гибрид: в кузов универсала Carlton установили 2,5-литровую «шестёрку» с автоматической коробкой от Viceroy.
Специально для королевы машину перекрасили из светло-зелёного в тёмный «Balmoral Green». Интересно, что комплектация машины отнюдь не роскошная: универсал был настоящей «рабочей лошадкой» в королевском поместье, так что сиденья обшиты простым дермантином, стеклоподъёмники — ручные, а под задним бампером уже с завода установлен фаркоп, чтобы буксировать прицеп с лошадьми. Машина сохранилась в целости до наших дней, а сейчас принадлежит любителю марки Vauxhall Джону Уорту. Англичанин выкупил универсал пять лет назад и на протяжении трёх лет восстанавливал, чтобы привести его в исходное состояние.
Люди, внимательно следившие за монаршей семьёй, говорят, что в двухтысячные королева передвигалась на универсале Vauxhall Vectra c турбомотором 2.8, но фотографий этого автомобиля нам обнаружить не удалось. Гораздо известнее тот факт, что в начале двухтысячных Елизавета II ездила у себя в поместье на универсале Jaguar X-type. Да, маленький «Ягуар» на шасси Ford Mondeo считается провальной моделью, но королева была им вполне довольна — настолько, что в 2009 году приобрела себе второй такой же. Рестайлинговую машину 2009 года в комплектации Sovereign с бензиновым мотором 3.0 V6 продали в 2016 году: покупатель заплатил за машину с пробегом 7600 миль 15 тысяч фунтов, даже не догадываясь, кто был первым владельцем! А вот судьба первой машины неясна: по всей видимости, она по прежнему находится в королевском гараже.
На самом деле, за годы правления королева Елизавета II владела и пользовалась огромным количеством разных автомобилей. Какие-то широко известны, поскольку попадали в кинохронику или на фотографии, про какие-то машины выясняются подробности лишь годы спустя. В числе первых — быстроходный седан Rover P5 шестидесятых годов. Из-за того, что на этих машинах использовалась одна и та же номерная табличка «JGY 280», мы не можем сказать точно, сколько именно таких машин было у королевы. Но последний из таких автомобилей — седан P5B 1971 года с самым мощным мотором V8 3.5 — находится в коллекции автомобильного музея в Гейдоне.
Также хорошо известны большие седаны Daimler, на которых королева передвигалась с восьмидесятых по двухтысячные. На Daimler Double Six 1984 года с мотором V12 она проехала 12 тысяч миль (в 2019 году машину продали с аукциона), пока не сменила его на аналогичную машину 1991 года. В начале двухтысячных её неоднократно видели за рулём длиннобазного Daimler V8 Super (X300) с мотором V8 4.0 мощностью 280 лошадиных сил — королева накатала на нём 11 тысяч миль, пока в 2004 году машину не передали в коллекцию Jaguar Daimler Heritage Trust, а в 2017-м не продали с аукциона. А в этом году на аукционе всплыл Rover 827 Sterling, купленный королевой в 1993 году.
Самый анекдотичный факт про личные автомобили королевы: оказывается, она некоторое время владела... недорогим заднемоторным седанчиком Renault Dauphine. Светло-голубую машину французской марки ей подарил шеф компании Пьер Дрейфус в 1957 году, во время визита монарха на фабрику во Флине. От серийных собратьев седанчик отличался кожаной обивкой кресел, спицованными колёсами и шинами с белыми боковинами.
Любопытно, что изготовлена машина была вовсе не во Франции, а в Великобритании, на заводе Renault в Эктоне. Так что Елизавета II не нарушила принципов — она владела только машинами английского производства! К сожалению, до нашего времени Renault не дожил. Сперва машина попала в серьёзную аварию — перевернулась (никто из королевской семьи в инциденте не участвовал). Ну а следующий владелец в 1971 году разбил её уже окончательно.
По английскому бездорожью
Кроме того, королевская семья была преданными клиентами марки Land Rover. И сейчас мы имеем в виду вовсе не церемониальные машины для военных парадов, про которые писали выше. Обширные владения в разных уголках Великобритании и частые поездки на конные соревнования требовали просторного и проходимого транспорта. Так что в гараже у королевы Елизаветы II и её супруга всегда были внедорожники Land Rover. Точному подсчёту они едва ли поддаются, но несколько фотографий мы всё-таки приведём.