Читальный зал5 мин.

Неизвестные факты о рождении Нивы

Комбайн Нива, фальшивые логотипы, варианты дизайна, крокодилы и Чебурашка
Мы уже отпраздновали 45-летие Нивы, а мы до сих пор не перестаем удивляться, сколько всего с ней уже было и еще будет связано. В этот раз мы решили вспомнить особенно оригинальные факты из юности ВАЗ-2121, которые мало кто помнит и знает. Здесь и логотипы фальшивых марок, которыми украшали прототипы внедорожника на первых испытаниях, и другая советская техника с названием Нива, и многое другое.

Нива-крокодил

Из-за недостатка опыта по созданию собственных кузовов первые прототипы для испытания агрегатов Нивы были сделаны наспех по упрощенной схеме. Экспериментальные автомобили были открытыми, с брезентовым верхом и без какой-либо защиты от переворота — испытатели сами наварили сверху дуги безопасности

Из-за зеленого цвета кузова одного из прототипов их прозвали «крокодилами» — примерно в этот же период времени на советские экраны вышел тот самый мультфильм про крокодила Гену. 

Фальшивые логотипы

  Чтобы избежать лишних вопросов, на ранних прототипах Нивы использовались вымышленные логотипы и названия моделей. Так на «крокодилы» по просьбе испытателей были выточены таблички Formika, что по-латински переводилось как муравей, а спереди на их решетки радиатора вешался фальшивый логотип в виде креста.

Более поздние прототипы украшали логотипами с буквой «F» на решетке радиатора, а на боковинах внедорожника и багажнике были надписи латиницей Free way — вполне в духе последующих экспортных названий Нивы на Западе. 

Не узнаю вас в гриме

После «крокодилов» первые экспериментальные Нивы получили куда более привычные на вид кузова, которые постоянно дорабатывались. Какие-то части разрушались на бездорожье — у инженеров АвтоВАЗ просто не было опыта самостоятельного создания оригинального несущего кузова, а сотрудничество с Fiat уже подходило к концу.

Запроси завод лицензию на внедорожник у итальянцев, те могли бы предложить только аппенинский «Гелендваген» — архаичный, военный Fiat Campagnola. Впрочем, глядя сколько времени производится G-Wagen, Campagnola легко представить в шоу-румах Lada и сейчас. Кстати, разница в возрасте «Гелендвагена» и Нивы составляет всего два года и советская машина на первых порах была не только комфортнее, но и, судя по продажам, популярнее.

Первые версии будущего серийного кузова имели округлые формы передка и круглые задние фонари. Более поздние тестовые экземпляры выглядели более знакомо, но все равно отличались характерными круглыми лампочками в «бровях» над решеткой радиатора и задними фонарями от ВАЗ-2103, которые были дополнены отдельными круглыми фонарями заднего хода.

К моменту запуска внедорожника в производство на конвейер уже встала «новая» модель ВАЗ-2106, где лампочки заднего хода были интегрированы в фонарь, и их удачно позаимствовали и для Нивы — они продержались на производстве следующие 16 лет.

Крокодил Нива и «Чебурашка»

Одновременно с прототипами Нивы на АвтоВАЗе проходил испытания другой проект, который еще раньше «крокодилов» нарекли «Чебурашкой». На этой машине ставили эксперименты по созданию первой советской переднеприводной малолитражки.

«Чебурашка» имел внутризаводской индекс Э1101, где буква «Э» означала экспериментальную разработку, но его судьба сложилась не так удачно.

Нас же больше интересует вторая версия «Чебурашки» ВАЗ-2Э1101, дизайн которой оказал большое влияние на Ниву. В итоге этот проект малолитражки так и не пошел в серию, но оказал большое влияние и на создание моделей ВАЗ-2121, и ВАЗ-2108 и даже запорожской «Таврии». 

Дизайн Нивы 

Экстерьер Нивы, пожалуй, стал самым оригинальным и запоминающимся в истории советского автомобильного дизайна.

Во всяком случае, другие красивые советские автомобили, как, например, ГАЗ-21 «Волга», были нарисованы под большим влиянием западных автомобилей, а вот ВАЗ-2121 был очень самобытен.

Автором экстерьера внедорожника был Валерий Павлович Семушкин, но немногие знают, что Семушкин отвечал и за внешность и Chevrolet Niva, и даже УАЗ Симбир — АвтоВАЗ тогда помогал ульяновцам в запуске новой модели.

Что касается ведущего конструктора Нивы, Петра Михайловича Прусова, то он после работы над внедорожником участвовал в создании «Оки», а также семейства ВАЗ-2110, Chevrolet Niva и Lada Kalina. 

Странное запасное колесо

Необычное расположение запаски под капотом конструкторы АвтоВАЗ подсмотрели у европейских автопроизводителей.

Запасное колесо под капотом Renault 14

И если расположение запасного колеса сбоку от нивовского двигателя вам кажется неудачным, то у какого-нибудь Renault 14 тех же лет его клали прямо на мотор. Представьте как нагревались и двигатель, и запаска.

Еще одна Нива

Название «Нива» должно было навевать ассоциации с привычной сельской средой, для которой предназначался автомобиль — ведь это слово означает поля, обработанные для нужд сельского хозяйства.

Комбайн СК-5 «Нива»

© Zimin Vas/Wikimedia Commons

Впрочем, была и другая версия появления этого имени. Ведущий конструктор внедорожника, Петр Михайлович Прусов, как-то сказал, что название собрали из имен Наталья, Ирина, Вадим и Андрей — так звали детей главных конструкторов.

Кстати, в это же самое время с 1972 года в Ростове производили зерноуборочный комбайн СК-5 Нива, и на АвтоВАЗе не побрезговали сделать модель с аналогичным названием, хотя не знать они о нем не могли — СК-5 был самым распространенный советским комбайном. 

Партия сказала «надо»…

Постройка первой партии ВАЗ-2121 была приурочена к XXV съезду Коммунистической партии Советского Союза, как одно из первых достижений будущей пятилетки.

Тогда связывать эти вещи было в порядке вещей. Именем этого же съезда даже называли улицы в селах, завод радиодеталей и гидроусилителей. В итоге про съезд уже давно никто не помнит, а Нива живее всех живых.

Надо сказать, предложение создать Ниву тоже исходило от партийного деятеля — председателя Совета министров СССР Косыгина. Приехав на АвтоВАЗ, он заметил, что выпуская для советских граждан вполне современные на тот момент Жигули, село опять оставили без достойного транспортного средства.

По задумке новый автомобиль должен был не уступать по проходимости УАЗ-469 и ЛуАЗ-969 и при этом обеспечивать комфорт легковых Жигулей. Сперва зашел разговор о ВАЗ-2101 с повышенным клиренсом, который планировалось оснастить передним ведущим мостом — всё по образу подобию уже создававшихся советской промышленностью Москвич-410 или ГАЗ М-72.

Это означало предельную унификацию и короткие сроки разработки. Возможно, создатели первой Нивы и пошли бы таким путем, но расчеты показали крайнюю хлипкость и плохую геометрическую проходимость 4-дверного кузова на бездорожье. Так ВАЗ-2121 получил крепкий и короткий трехдверный кузов. Так родилась идея Нивы. /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget