Опубликовано 10 июня 2022, 07:45
5 мин.

Супер-Нива или Улучши меня, если сможешь

Как и зачем французы сделали самую необычную Lada Niva
За свою сорокалетнюю биографию Lada Niva боролась за победу в Дакаре и даже снималась в голливудских фильмах, но не претерпела коренных изменений. Хотя была одна попытка сделать из неё не просто автомобиль, а утонченный, авангардный арт-объект, при виде которого прохожие бы сворачивали головы. Экзотичность ситуации в том, что сделать это с Ладой пытались не в России, а во Франции, для европейского внутреннего рынка. Так появилась самая необычная и вызывающая версия внедорожника, которую уже мало кто помнит.
Супер-Нива или Улучши меня, если сможешь

История Нивы на западе сразу задалась: простая, недорогая полноприводная машина, сочетавшая качества легковушки и внедорожника, быстро пришлась по душе и исландскому геологу, и виноделу из Франции.

И если западные компании требовали от европейских дилеров соответствия стандартам, то советский автопроизводитель не настаивал ни на чем, кроме вывески с логотипом Lada. Главное, продайте сколько сможете продать.

Супер-Нива или Улучши меня, если сможешь

Беда была в том, что изделия советской плановой экономики практически не менялись от года к году и отличались не самым современным видом, так что все дилеры Lada по прибытии машин в Европу не сговариваясь меняли у них практически одни и те же элементы — освежали внешний вид.

Хорошим примером может служить одна из машин, которую переделывала под себя Deutsche Lada Automobil GmbH: Ниве меняли кресла, неприглядные диски колес, прорезали люк в крыше. Под капот обычно ставился европейский аккумулятор, обязательно менялись зеркала заднего вида. В одном британском журнале как-то пожаловались, что стандартные советские зеркала просто складывались от потока ветра на максимальных скоростях.

Исполнение для Германии от Deutsche Lada Automobil

Исполнение для Германии от Deutsche Lada Automobil

Особенно среди коллег выделялся французский дилер Lada — фирма Lada Poch S.A. Жан Пок с послевоенных времен проявлял интерес к торговле автомобилями из соцлагеря, которые всегда имели притягательно низкую цену и за счет этого находили своего покупателя.

Новая удачная модель АвтоВАЗа тут была очень кстати — к концу семидесятых Пок уже продавал больше двух десятков тысяч Lada в год. Вот что об этом он говорил советскому журналу Autoexport: «Успех Нивы основывается на хорошем соотношении качества и цены с надежностью. Машина обладает невероятными внедорожными качествами и при этом комфортна за рулем».

В то же самое время  в телерекламе Lada Poch советский внедорожник ездил даже по стенам, а французский актер пояснял, что Нива может проехать буквально везде.

Рекламировать и искать новые ниши на рынке месье Пок действительно умел: это с его подачи Niva начала участвовать в рейде Париж-Дакар, а для французского рынка он даже разработал Ниву с кузовом кабриолет. Как гласила реклама этой модели во французской прессе, «Рождённая ветром и солнцем».

Супер-Нива или Улучши меня, если сможешь

Одна беда: годы шли, на рынке появлялось все больше приличных внедорожников, а не самая современная Niva никак не менялась. И хотя в начале восьмидесятых АвтоВАЗ подкинул Поку новую перспективную модель Lada Samara, продажи Нивы тоже надо было как-то поддержать.

К задаче Пок подошел со свойственными ему предприимчивостью и размахом. Был организован целый национальный конкурс «Dessine-moi une Lada» (нарисуй мне Ладу), в котором за вознаграждение можно было предлагать идеи и для обновления Нивы, и даже для линейки одежды Lada Poch. Откликнулось аж 160 дизайнеров!

Интервью Пока Автоэкспорту про методы продвижения Лады в Европе

Интервью Пока Автоэкспорту про методы продвижения Лады в Европе

Победа и главный приз в 30 тысяч франков досталась Патрику Жиро: его вариант обновления Lada Niva должен был превратить внедорожник в настоящий футуристический арт-объект в стиле восьмидесятых. К слову, приз за дизайн одежды был заметно скромнее: 8000 франков.

А дальше технические специалисты Lada Poch принялись подгонять проект под реалии производства, чтобы сохранить его главные черты и при этом не вносить существенные изменения в конструкцию.

Супер-Нива или Улучши меня, если сможешь

Получился комплект ребристых панелей и накладок на крылья из ABS-пластика, которые просто крепились по периметру автомобиля, не внося изменений в кузовные панели и заводскую светотехнику. Более того, подразумевалось, что Niva в таком обвесе еще и будет лучше защищена на бездорожье.

Передняя П-образная панель просто ставилась на место решетки радиатора, расширители и панели на дверях дополняли образ сбоку и окончательно закольцовывались сзади, поверх допотопных фонарей от ВАЗ-2106. В этом ракурсе обновленная Niva выглядела наименее выигрышно.

Обратите внимание на прорези для дворников фар — обвес полностью менял облик, не затрагивая ни одного важного заводского элемента.

Обратите внимание на прорези для дворников фар — обвес полностью менял облик, не затрагивая ни одного важного заводского элемента.

Заканчивали образ футуристичные, цельные колпаки без единого отверстия, более современные бамперы из того же абс-пластика и новые зеркала в цвет обвеса.

Назвать спецверсию Lada Niva тоже решили ярко и с размахом: St. Tropez — в честь курортного городка на Юге Франции, обители миллионеров и любителей красивой жизни. В России это место в свое время воспели Тимати и Люся Чеботина (не спрашивайте).

Интерьер спецверсии оставался достаточно архаичным — французы добавили только новый руль

Интерьер спецверсии оставался достаточно архаичным — французы добавили только новый руль

В общем, Сен-Тропе — не совсем подходящее место для целевой аудитории автомобилей Lada, хотя после всех переделок получилось, что Niva St. Tropez — самый дорогой автомобиль из линейки Lada Poch.

Если стандартная Niva тогда стоила во Франции 56 430 франков, то St. Tropez — все 66 тысяч. Новинка 1985 года Peugeot 309 (аналог сегодняшнего 308), например, стоила дешевле 60 тысяч франков. А ведь ещё были опции за дополнительную плату: например, над задней третьей дверью St. Tropez можно было установить спойлер.

Обратите внимание на опциональный задний спойлер, за который нужно было платить отдельно

Обратите внимание на опциональный задний спойлер, за который нужно было платить отдельно

В общем, учитывая довольно консервативную конструкцию и интерьер, цена покупателям не понравилась. Синергии между уже не новой сугубо практичной советской машиной и эпатажным обвесом не случилось. Обновление не просто не оживило интерес к Lada Niva — в таком виде её было ещё сложнее продавать.

Сколько было выпущено таких модификаций, увы, неизвестно — в разных источниках сохранились фотографии как минимум трех разных Lada Niva St-Tropez: красная с серым пластиком, выставочная красная и полностью белая. Всё!

Супер-Нива или Улучши меня, если сможешь

Стоит ли удивляться, что следующие попытки Пока оживить дизайн внедорожника не отличались такой экстравагантностью и высокой себестоимостью. Следующая вторая версия Lada Niva St-Tropez отличалась лишь косметическими накладками на бамперы, решетку радиатора и кенгурятником.

Помимо Дакара Пок спонсировал даже участие в престижных регатах: яхты после этого назывались Lada Poch, Lada Poch II, Lada Poch III

Помимо Дакара Пок спонсировал даже участие в престижных регатах: яхты после этого назывались Lada Poch, Lada Poch II, Lada Poch III

Впрочем, и это не вернуло Поку былых продаж. Разваливался СССР, стагнировал АвтоВАЗ, при этом никто и не догадывался, что Lada Niva будет производиться еще десятки лет. В год смерти Жана Пока в 2009 году Niva даже получила модернизированную подвеску, сцепление, томормоза. Но Lada Poch S.A. к этому моменту уже обанкротилась.