Автомобильная история: лучшее за год
Группа 5
Самый знаменитый и одиозный гоночный класс? Вряд ли ошибемся, назвав таковым суперзрелищную и опасную раллийную Группу B. В ее тени находится другая уникальная, не менее сумасшедшая Группа 5. И это, знаете ли, не совсем справедливо. Под вывеской, ныне известной лишь фанатам, рождались настоящие кольцевые чудища. Регламент класса развязывал инженерам руки. А те без страха и упрека строили кузова на зависть Бэтмобилю, с оригинальными шасси и свирепыми турбомоторами отдачей свыше 800 лошадиных сил.
О Группе 5 мы подготовили два материала — гулять так гулять! В первом история и обзор четырех главных героев, а во втором — все остальные участники этого гоночного праздника жизни. Переходите по ссылкам и наслаждайтесь!
Турбо 80-х
Система наддува сейчас используется повсеместно. Но вот, что интересно — в восьмидесятые годы произошел бум рождаемости турбокомпрессорной техники. В первую очередь это спорткары. Но не только!
Мы основательно копнули тему и выдали серию материалов с подробным отчетом о каждой конструкторской школе. Из посвященной американскому направлению статьи вы узнаете про уникальный Mustang SVO, противоречивые Pontiac и культовый Buick. На десерт — безумный Corvette от тюнеров Callaway, злобные Shelby и другая экзотика. А какой самый знаменитый турбокар Европы из 80-х? Вероятнее всего, Ferrari F40. Впрочем, им дело не ограничилось — с турбонагнетателями баловалась даже степенная Volvo. Ну а Япония… Тамошние конструкторы себя вообще никак не ограничивали, поэтому примеров набралось аж на две статьи! Из первой части вы узнаете о Nissan, Subaru и Honda, а вторая посвящена всем другим. Спойлер: «джейзетов» в обзоре нет!
100 лет «24 часам Ле-Мана»
По случаю векового юбилея самого знаменитого суточного марафона редакция «Мотора» вспоминает десять ярких эпизодов из его богатейшей истории. Собственно, «Ле-Ман» такой, каким мы его знаем, появился отнюдь не сразу. Поначалу гонщики выясняли отношение на утрамбованной щебенке. А знаменитая стартовая процедура, когда пилоты по сигналу бегут к своим болидам, появилась через два года после рождения состязания, в 1925-м.
По жестокой иронии судьбы и трагическому стечению обстоятельств именно в Ле-Мане в 1955 году произошла одна из самых страшных катастроф в истории автоспорта. Тогда погибли десятки зрителей и гонщик Пьер Левег. Светлых и интересных моментов тоже хватает — о них в тематической статье Михаила Медведева. И если уж говорить о юбилеях, в 2023 году их набралось на отдельную подборку.
Американцы с итальянским дизайном
Самодостаточные автомиры США и Италии никогда не брезговали взаимным культурным обменом. Так, производители из-за океана активно пользовались тонким чувством прекрасного южноевропейских гуру дизайна. Итогом стала когорта автомобилей с американским ДНК и итальянской изысканностью.
Открывает статью история спорткара Nash-Healey, которая интересна безотносительно грациозной стилистики от Pininfarina. А знаете ли вы, что исконно штатовский маслкар Dodge Challenger однажды по воле Пьетро Фруа полностью сменил свой оголтелый хулиганский имидж и превратился в породистое европейское купе? И это только начало повествования!
Isdera Commendatore 112i
С великим трепетом освещали мы происхождение таинственного немецкого суперкара. Казалось бы, с чего? Очень просто: на нем можно было прохватить по виртуальным трассам игры Need for Speed II из второй половины девяностых. А ведь на ней выросло целое поколение петролхедов!
Вскоре последовало продолжение. Супермашина построена в единственном экземпляре, однако летом 2019 года неравнодушные внимательные люди сфотографировали на немецком автобане ее близнеца бежевого цвета. Реплика, фейк, мираж? Мы постарались разобраться и раскопали немало интересного!
Stutz Blackhawk
Стереотипы сделали розовый Cadillac любимым автомобилем и визитной карточкой короля рок-н-ролла Элвиса Пресли, хотя больше всего он ценил эпатажное купе Stutz Blackhawk. Не самое красивое на свете, но вызывающее и безумно дорогое — Элвис когда-то отлистал за него 26,5 тысячи долларов, что эквивалентно 200 тысячам по нынешним расценкам. Интересно, что черный «Блэкхок» вообще не предназначался для продажи — то был второй построенный прототип для выставочных целей. Королю могли изготовить машину по заказу, но он не хотел ждать несколько месяцев и выписал чек.
Stutz вызывал восторг не у одного Пресли. В разное время на них ездили Мохаммед Али, Пол Маккартни, Элтон Джон, Аль Пачино, Джонни Кэш, Дин Мартин. Список знаменитостей и богачей можно продолжать и продолжать. Так что же это за марка, которая привлекала персон мирового масштаба? Откуда она взялась и куда исчезла? Об этом — в исторической саге Михаила Конончука.
Toyota 2000GT
В начале шестидесятых над японской продукцией потешались многие и, надо заметить, небезосновательно. Страна производила странные автомобили сомнительного качества, но вскоре ситуация начала меняться. Чтобы закрепить успехи и продемонстрировать миру серьезные намерения и потенциал, Toyota не без посторонней помощи построила классный маленький спорткар. И не простой, а технически изящный и весьма изощренный. В один прекрасный момент представители Yamaha показали боссам «Тойоты» прототип времен сотрудничества с Nissan. Он и выступил отправной точкой.
Купе 2000GT с дизайном штатного тойотовского художника Сатору Нодзаки, форсированной рядной «шестеркой» объемом 2,0 литра от «Крауна» и независимой двухрычажной подвеской спереди и сзади заставила изрядно напрячься мировых грандов. Даже в гонках участвовала. Истинным признанием нынче является ее аукционная цена. Да-да, маленькая Toyota — самый дорогой азиатский автомобиль! Эти и другие факты — по ссылке.
Facel Vega
Сейчас слово «премиум» и «элита» доносятся из каждого утюга. Между тем немногие марки вхожи в клуб избранных. А как пытаются и пытались! Например, в середине пятидесятых на французском небосклоне взошла звезда роскошного купе Facel Vega со стоимостью, как у Ferrari и Aston Martin. То был один из лучших представителей эпохи. Не случайно среди владельцев числились Пабло Пикассо, Стирлинг Мосс, Кристиан Диор, Фрэнк Синатра, Ринго Старр и Ив Монтан.
Марка успешно продолжала дело люксовых соотечественников, но в страхе перед их незавидной судьбой запустила сравнительно бюджетную и массовую линейку. Идея в целом здравая, но реализация подкачала — Facel погорела на ненадежных моторах и быстро канула в Лету.
Maserati Chubasco
Жанр среднемоторных суперкаров — не совсем про Maserati, хотя подобные машины в ее истории безусловно есть. К сожалению, фирма не смогла довести до серийного воплощения потрясающий концепт Chubasco. Прямо скажем, на радость Ferrari и другим конкурентам, иначе им было несдобровать. Суперкар поражал проработкой аэродинамики, изощренной подвеской и серьезной отдачей.
Что помешало Chubasco выйти на дороги и где пригодился его инжиниринг? Об этом и многом другом — в истории загадочного и забытого проекта. А если вы хотите почитать больше подобных историй, у нас есть обширная серия «Забытые концепты».
Первый среднемоторный Benz
«Мерседесы» с мотором спереди? Имя им легион! А как насчет двигателя позади кокпита в пределах колесной базы и вдобавок столетней давности? По правде говоря, автомобиль, о котором идет речь, назывался просто Benz RH-2 — без слов Daimler или Mercedes. Три таких вышли на старт Гран-при Монцы 9 сентября 1923 года, завершили гонку с довольно скромным результатом, однако удостоились трофея за выдающиеся инженерные решения.
Что же так впечатлило организаторов соревнования? Не станем раскрывать карты — лучше один раз прочитать! /m
P.S. Подобные материалы мы собираем в разделе «История автомобилей», а посмотреть другие подборки лучших материалов года на разные темы можно здесь.