Читальный зал

Советский Рейнджер — забытый конкурент Нивы и УАЗа

В начале 1990-х, после многих лет дефицита и однообразия советских машин, многие мечтатели хотели создать новый отечественный автомобиль. Правда успешных примеров так и не появилось. И все-таки один такой проект был очень близок к реализации: компания Автокам придумала вместо постройки огромного автозавода наладить отверточную сборку западного внедорожника из отечественных комплектующих. И всё это за считанные месяцы до краха СССР!

Именно до, а не после. В постсоветской России появились такие проекты, как гиперкар Экстремист на базе оборонных технологий или компания AVVA Березовского, обещавшая создать «народный автомобиль». Но несостоявшийся проект, о котором мы расскажем сегодня, планировали ещё в условиях советской системы экономики, промышленности и хозяйствования. А значит он в чем-то круче тех идей, которые появились (и так и не выстрелили) в атмосфере турбулентной предпринимательской свободы девяностых.

Новенькие Жигули на стенде крупнейшего автоцентра в СССР. Впрочем, купить их здесь без многолетней очереди всё равно было нельзя

Всю серьезность намерений ассоциации Автокам демонстрирует список входивших в нее заводов и организаций, которые объединились, чтобы инвестировать ресурсы в дефицитное автомобилестроение. Городские администрации выделяли землю, заводы выделяли цеха, а нефтяники — валюту для закупки комплектующих.

Партнеров среди огромных автокорпораций сразу искать не стали — для производства какого-нибудь Фольксвагена понадобилась бы постройка гигантского завода. В первую очередь Автокам присматривался к небольшим фирмам, выпускавшим собственную модель на базе готовых комплектующих. 

Партнера в лице FSV International Ltd нашли в Великобритании. Для своего внедорожника Rickman Ranger образца 1987 года англичане из FSV по сути выпускали только собственный стеклопластиковый кузов на сварной оцинкованной раме, а агрегаты и прочие детали просто заимствовали на стороне, в частности от моделей Ford и Peugeot.

При этом Rickman Ranger можно было купить и в виде кита — этакого конструктора для взрослых, набора деталей, который рукастый автолюбитель сможет сам в гараже превратить в готовый автомобиль. В России такую схему удалось реализовать только со спорткарами Shortcut, а в Великобритании это очень распространенная практика.

Так внедорожник обходился заметно дешевле: из стоимости вычиталась не только сборка, но и некоторые налоги. Благо легкий полимерный кузов Rickman Ranger могли поднять четыре человека. В общем, наладить такое производство на небольшом предприятии было проще простого, тем более Автокам для этого собирался привлечь бывших работников КАМАЗа.

Масса рамы компенсировалась легким стеклопластиком кузова. У Рейнджера был низкий центр тяжести и маленькие свесы

К следующему 1992 году даже планировалось начать выпуск части комплектующих прямо в СССР. Например, кузов с рамой должны были освоить в рамках конверсии оборонные заводы-участники ассоциации Автокам. 

Пластиковый кузов Рейнджера, по сути, состоял из двух частей: «капсулы» салона и отдельного передка с крыльями и капотом. Сами панели при этом были выполнены из многослойного стекловолокна, усиленного… металлической арматурой.

В перспективе Рейнджер мог стать даже кемпером — Rickman Ranger такую версию имел

© Buch-t/wikimedia.org

Особенно многообещающе для советских автолюбителей выглядело то, что такой кузов не будет ржаветь или облезать — стеклопластику изначально при производстве придавали нужный цвет. При этом при умеренных ударах на нем вообще не оставалось следов и царапин, а в процессе старения Рейнджер предполагалось полировать и подкрашивать. 

Собирать на начальном этапе решили самые простые заднеприводные версии с трехдверным кузовом и 1,8-литровым карбюраторным двигателем. При этом оригинальный британский Rickman Ranger имел целую россыпь модификаций, от заднеприводного кабриолета до полноприводного пикапа, а под его капот можно было поставить один из четырех моторов мощностью от 65 до 138 лошадей.

Сам по себе внедорожник не отличался изысканностью: грубые формы, простые круглые фары, внешние петли, даже лобовое стекло подходило и для установки в дверь багажника. Но после УАЗ-469 «Рейнджер» привлекал к себе внимание какой-никакой новизной, кенгурятником и фирменными наклейками. 

Салон автомобиля был невелик, но радовал высоким потолком. Сносный комфорт был обеспечен спереди: здесь у дверей даже были дверные карты, а вот во время пребывания на заднем диванчике, тонком и плоском, локти пассажиров упирались в голые боковины кузова.

В руках водителя был спортивный руль, над головой модный полупрозрачный люк — такую красоту ставили только на экспортные версии отечественных машин. Передняя панель из пластика выглядела примитивно и несовременно, но после аскетичных УАЗов и ЛуАЗов особенных вопросов не вызывала. Особенно же всем нравились комфортные передние кресла. 

Багажник, правда, оказался просто крохотным: Ranger был на пару сантиметров короче и уже трехдверной Нивы, и глубина грузового отсека здесь была сравнима с размером обычной канистры.

Зато машина не была валкой, подвеска мужественно держала удары ям, а выбранного Автокамом 90-сильного фордовского моторчика хватало, чтобы как минимум не уступать в потоке свежим Ладам и Москвичам — автомобиль получился довольно легким.

Уже не говоря о преимуществе Рейнджера на бездорожье! Его клиренс, отличная геометрическая проходимость и подходящая резина позволяли заехать дальше любой легковушки, но монопривод и отсутствие блокировки заднего дифференциала, конечно, не оставляли шансов в сравнении с полноприводной техникой.

Справа видно версию с удлиненной базой и расположение задних фонарей — даже в случае легкой аварии они страдали в первую очередь

Из других приятных для отечественного автолюбителя особенностей были запирающаяся на замок заправочная горловина (на советских автомобилях тогда слить топливо не представляло проблем) и даже секретки на каждом колесе. В тот момент водители после поездки забирали с собой домой даже дворники — повсеместный дефицит приводил к росту краж самых элементарных вещей. 

Обслуживать автомобиль планировалось силами специальной сети Автокамсервис, которая должна была доставить нужную запчасть в любую точку страны за три дня! По советским меркам сроки невиданные. К тому же для ремонта Рейнджера можно было просто снять кузов — и все агрегаты становились как на ладони. Мечта автомобилиста?

Для сборки машинокомплектов Автокам даже не стал оборудовать конвейер: с автомобилями работали на обычных подъемниках при самой минимальной автоматизации производства. Но даже первый десяток английских китов пришлось собирать, что называется, на глазок — производитель не прислал инструкции.  

Хуже того, сами машины на практике оказались безобразного качества: стекла и крепежи не подходили к кузову, уплотнители не держались, не сходились отверстия, куда вставляются болты. В конструкции не хватало некоторых датчиков, кожухов и даже фиксатора открытого капота. Стандартная печка и аккумулятор были слишком слабыми для советских климатических условий.

Так или иначе, первая машина опытной партии появилась на свет в мае 1991 года — ее подарили Татнефти, которая обеспечила Автокам валютой для закупки машинокомплектов. Дальнейший план производства оценивался в 20 тысяч автомобилей в первый год и в 150 тысяч уже через несколько лет. Для сравнения, в 2021 году УАЗ выпустил чуть больше 40 тысяч автомобилей.

Больше того, 70% собранных Рейнджеров планировалось по соглашению c FSV отправлять обратно за границу в качестве платы за новые машинокомплекты — отечественная сборка обходилась дешевле, и англичане в теории могли теперь продавать свои внедорожники по более привлекательной цене.

Баррикада на Горбатом мосту около Дома правительства РСФСР, 22 августа 1991 года

© Иван Второв/Wikimedia.org

Звучит амбициозно, но уже в августе 1991 года случился путч, и к концу года СССР перестал существовать! В первую очередь возникли проблемы с валютой во взаиморасчетах между Автокамом и FSV International Limited — на предприятии теперь могли худо-бедно собирать считанные единицы Рейнджеров. 

Следом начались конфликты между партнерами Автокама, переносы производства и попытки заменить импортные детали отечественными: под капот внедорожника в конце концов поставили москвичевский мотор и агрегаты от Иж-2126 Орбита, а в салон —переднюю панель от Оки…

Рейнджер с интерьером от Оки

Удалось даже освоить кустарное производство пластиковых кузовов, но теперь и без того не самый прогрессивный Рейнджер смотрелся унылой заднеприводной солянкой из Москвича, Ижа и Оки. На мир получившийся Франкенштейн тоскливо смотрел фарами от Жигулей.

При этом рынок новой России уже наводняли подержанные иномарки, на которые еще не ввели огромные ввозные пошлины, дефицита больше не было, а ассоциацию Автокам продолжало лихорадить от внутренних неурядиц и споров. За все время удалось выпустить около сотни Рейнджеров, последний из которых собрали в 1999 году.

Хотя и сейчас на свалках, разборках и площадках по продаже подержанных машин еще можно встретить отдельные экземпляры Рейнджера, которые хорошо заметны благодаря ярким, нетронутым ржавчиной кузовам. Он у внедорожника действительно оказался вечным — его не хотят принимать даже пункты сбора металлолома. /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget