Могли, но не сумели: Subaru XT
Еще зрители (не только американские — Big показывали даже в Советском Союзе) запомнили необычный зубилообразный автомобиль, мелькающий в кадре. Небольшая роль в кино стала, пожалуй, главным звездным часом в карьере спортивного Subaru XT. Ведь купе, которое задумывали прорывом на новые территории, свою рыночную миссию провалило.
Кто такой?
Даже в наши дни Subaru считается нишевым брендом, а уж сорок лет назад о его существовании и вовсе не догадывалось 90% населения Земли. У Subaru всегда был пул преданных поклонников, ценивших сочетание истинно японской надежности и постоянного полного привода. Но японцы явно жаждали большего.
Пытаясь избавиться от простоватого деревенского имиджа, в середине восьмидесятых Subaru представила стильное купе. Двухдверная модель XT дебютировала в феврале 1985-го. Задачи перед машиной стояли амбициозные. Не только расширить аудиторию покупателей, но и показать всему миру, что Subaru — это не только про медленные и скучные универсалы.
Главным рынком для «Икс-Ти» должна была стать Северная Америка. Даже в родной Японии двухдверная Subaru под именем Alcyonе — в честь Альционы, самой яркой звезды скопления Плеяд — появится только спустя полгода. И надо признать, в разработку модели японские инженеры и дизайнеры вложились по полной.
Чем хорош?
Оказалось, что в Subaru все-таки есть дизайнеры! После откровенно вторичных, стилистически невнятных седанов и универсалов, купе XT выглядело космолетом. Агрессивные рубленые формы, большая зона остекления, подъемные фары, скрытые стойки крыши выделяли машину в любой толпе. Форму клиновидного капота определил компактный оппозитный двигатель, а непривычно высокий для купе дорожный просвет — дань полноприводным традициям Subaru.
Как и модель Leone, на базе которой было построено купе, «икс-ти» предлагалась как с передними ведущими, так и в 4WD-варианте. Другими словами, японцы лет на 20 опередили мировой тренд на кроссоверы-купе. Жаль в восьмидесятые это новаторство не оценили…
Под руку с эффектной внешностью шли продуманная аэродинамика (коэффициент лобового сопротивления — 0,29) и очень стильный салон. Селектор АКП, стилизованный под рукоять пистолета, россыпь кнопок и переключателей в авиационном стиле, ультрамодная приборная панель на жидких кристаллах. Такого Subaru еще точно не было!
Как он выглядел?
Рынок сравнительно недорогих купе демократичных марок в середине 1980-х был представлен как минимум десятком японских и американских моделей: от Pontiac Fiero до Toyota Celica. Но никто и близко не подходил к градусу дизайнерской экстремальности Subaru XT.
Конечно, клиновидная эстетика заходила не всем, но не заметить, проигнорировать новинку было невозможно. «Настоящий Эверест затейливого стиля. Кажется, XT не имеет вообще ничего общего с другими моделями Subaru. Небо и земля!» — сходили с ума по клиновидному силуэту в «Нью-Йорк Таймс».
Сколько он стоил?
С одной стороны, XT не назовешь слишком дорогой покупкой. В базовом исполнении с атмосферной 1,8-литровой 94-сильной «четверкой» купе Subaru стартовало с $9500. Это цены рынка США для моделей 1987 года. Скажем, Toyota Celica стоила на тысячу дороже, а за Honda Prelude пришлось бы доложить две с половиной тысячи сверху. Другой вопрос, что и «Селика», и «Прелюд» были чуть мощнее.
Цены на турбо-исполнение XT уже кусались. За версию с передними ведущими просили $14 573, за 4WD уже $15 648. При этом наддувное купе Subaru в одну калитку проигрывало всем конкурентам по мощности — всего-навсего 110 л.с.!
Что о нем говорили?
«Вы не найдете в Subaru даже намека на удовольствие от вождения. В поворотах машина предсказуема и скучна. Очевидная недостаточная поворачиваемость полностью стирает драйверские эмоции».
Wheels
«Сочетание спортивного кузова и огромного дорожного просвета, который, очевидно, крайне необходим любому полноприводному автомобилю, делает Subaru XT похожим на королевского пуделя в балетной пачке».
TopGear
«Даже с более мощным шестицилиндровым мотором, Subaru XT не превращается в спорткар. Да, дополнительные лошадки это хорошо, но одной мощностью делу не поможешь…».
Motorweek
Самая необычная фишка
Во-первых, конечно, это дисплей приборной панели с графикой игровых компьютеров Atari. По левую сторону экрана — ЖК-столбик тахометра, справа — давление наддува. В центре приборки изображение игрушечного автомобильчика — маленького XT — который мчал по дороге уходящей в горизонт. Наивно? Да. Мило? Очень.
Другая незабвенная фишка — скрытые ручки дверей, в том числе благодаря которым удалось добиться отличной аэродинамики. Глядя на фото не просто понять, как это работает. Хотя всё элементарно. Нижняя часть ручки утапливается внутрь, а верхняя удобно ложится под обратный хват ладони.
Почему не получилось?
Из всего многообразия причин, по которым Subaru XT остался не более чем забавным курьезом и занятным упражнением в дизайне, отметим два момента. Это прежде всего скучная управляемость. Спортивное по задумке, статусу и стилю купе рулилось как скучный семейный универсал. Слишком предсказуемо, даже вальяжно, с ярко выраженной недостаточной поворачиваемостью. Ни тебе сучка, ни задоринки. На фоне острых и в хорошем смысле колючих по характеру «Селики» и «Прелюда», XT ничем не мог увлечь азартного водителя.
Подвели и мощностные параметры. В версии с турбонаддувом XT получилась откровенно медленной. Это было справедливо прежде всего для американских версий, придушенных экологическими ограничениями. Когда же в конце восьмидесятых появилась XT с трехлитровой оппозитной «шестеркой» (150 л.с.), конкуренты улетели вперед. Не сильно более дорогие Nissan 300ZX и Toyota Supra уже могли предложить моторы под 300 лошадей.
Ключевое преимущество Subaru — высокий клиренс и полный привод — в то время не выглядел таким уж востребованным. Особенно в сегменте легковых купе.
Станет ли классикой?
На любой тусовке фанатов олдтаймеров живой экземпляр Subaru XT наверняка вызовет ажиотаж. Общий тираж модели за шесть лет выпуска не дотянул и до 100 тысяч экземпляров. Причем в основном все были проданы в США.
Вот только рынок XT/Alcyone/Vortex — так называлась австралийская версия купе — практически отсутствует. На момент написания материала на двух крупнейших площадках страны по продаже подержанных автомобилей не удалось найти ни одного экземпляра модели.
Сухой остаток
Subaru XT — настоящий единорог. Это необычный, яркий и очень редкий автомобиль, который крайне сложно встретить на улице, а еще сложнее поддерживать в хорошем состоянии. С запчастями на купе Subaru все сложно.
Несмотря на рыночное фиаско, он не был плохим автомобилем — отнюдь. Большинство проблем Subaru XT в том, что он появился сильно раньше своего времени. Уже это, также как и факт, что на «икс-ти» ездил Том Хэнкс, дорогого стоит. /m
P.S. Этот материал вышел в цикле «Могли, но не сумели», посвященном автомобилям, которые провалились на рынке или не смогли закрепить первоначальный успех. И пусть они не стали бестселлерами, зато без сомнений достойны рассказа. Ведь выдающиеся истории провала часто бывают написаны самыми необычными, новаторскими и смелыми идеями.