Длительный тест Toyota RAV4: версия 2.0 и подведение итогов
Если самый мощный мотор работает в паре с традиционным восьмиступенчатым автоматом, то 149-сильный двухлитровый — с хитрым вариатором. Его особенность в наличии механической первой, «стартовой», передачи. На бездорожье или на небольшой скорости — до 20–25 километров в час — она позволяет избавить коробку от лишних нагрузок и уменьшить диапазон передаточных отношений, обезопасив ремень от чрезмерного изгиба. При начале движения тяга на колеса передается через классические шестерни в обход шкивов. И только потом в работу включается сама бесступенчатая трансмиссия.
По паспорту, «сотню» двухлитровый кроссовер набирает аж 11 секунд! Звучит уныло, но на деле — сюрприз, сюрприз! — именно такая машина понравилась больше всего. Если 2,5-литровый «Рафик» кажется слишком ленивым и уставшим от этой жизни — по ощущениям он не тянет на свои 200 лошадиных сил, теряя часть мощности где-то в глубине трансмиссии, то его младший брат отрабатывает все заложенные в него возможности на полную катушку.
Вариатор здесь настроен отлично: при интенсивном разгоне не зависает на повышенных оборотах и имитирует работу семиступенчатой трансмиссии, а сам автомобиль отлично следует за педалью газа, ощущаясь гораздо бодрее и «живее», указанных в ТТХ цифр. Поэтому на деле те самые «11 секунд» никак не мешают жить — ни в городе, ни на трассе никаких проблем с обгонами нет.
При этом двухлитровый «Рафик» экономичнее почти на два литра на сто километров пробега (его тоже разрешено заправлять 92-м) и, самое главное, дешевле. Например, с таким мотором полноприводный кроссовер в комплектации «Комфорт» (самой популярной среди российских покупателей) стоит 2,3 миллиона рублей, а за автомобиль с двигателем 2.5 в этой же версии придется заплатить на 200 тысяч рублей больше. Такая переплата на наш взгляд смысла не имеет — существенной разницы в динамике вы не получите.
Вместо этого можно доплатить 87 тысяч рублей, например, за версию Style. По сути это тот же «Комфорт», но с некоторыми отличиями.
Toyota RAV4 Style
Особенность версии Style — выполненные в черном цвете корпуса зеркал заднего вида, 18-дюймовые колесные диски, крыша и задний спойлер (вживую выглядит весьма неплохо, кстати). В салоне только пара отличий — семидюймовый цветной дисплей на приборной панели вместо 4,2-дюймового, а также сиденья здесь не «тряпичные», как в обычном «Комфорте», а выполнены из сочетания кожи и искусственной замши.
В остальном всё то же: подогрев руля и передних сидений, обогрев лобового стекла по всей площади, мультимедийная система, круиз-контроль (конечно, не адаптивный, а обычный), электропривод крышки багажника, камера заднего вида, бесключевой доступ и запуск двигателя кнопкой.
От топовой версии «Комфорт» отличается еще и тем (кроме набора оборудования, само собой), что тут нет атмосферной подсветки подстаканников и ниш на передней панели (подсвечивается только пространство для ног), а в переднем подлокотнике вместо двух USB-портов установлена одна 12-вольтовая розетка. Но в целом список опций «Комфорта» и правда оптимальный — почему эта версия является в России самой продаваемой, вопросов не возникает.
Итак, двухлитровый «Рафик» стоит от 2,1 до 2,6 миллиона рублей, а версия помощнее — от 2,5 до 2,8 миллиона рублей. Давайте посмотрим, какую альтернативу могут предложить некоторые из конкурентов Тойоты.
Конкуренты Toyota RAV4
Класс, в котором играет Toyota RAV4, — самый конкурентный. Здесь можно найти почти всё, что душа пожелает: есть автомобили подешевле (например, топовый Kia Sportage за 2,4 миллиона рублей вместо почти 2,85 миллиона в случае с «японцем»), есть шикарно оснащенные (скажем, Мазда с проекционным дисплеем, вентиляцией кресел и «музыкой» Bose), а есть более драйвовые (та же Мазда) и даже дизельные (X-Trail, Kodiaq и Tiguan). Самые рисковые могут присмотреться к китайцам — их тоже пруд пруди. Так чем же берет «Рафик»? Может той самой своей надежностью, из-за которой про посещение сервиса можно будет забыть, как страшный сон?
Но похоже совсем про сервис забыть вряд ли получится. Давайте подсчитаем, сколько в сумме потратит на свой автомобиль владелец Toyota RAV4 за первый год эксплуатации? По традиции мы считаем расходы для москвича старше 22 лет со стажем вождения больше трех лет, который в среднем проезжает за год 20 тысяч километров. Страховка — средняя по рынку для компаний с рейтингом А+ и выше. Для расчета мы взяли версию с мотором 2.0, как наиболее нам приглянувшуюся.
Расходы владельца Toyota RAV4 в первый год эксплуатации
ОСАГО | 9 610 р. |
Каско | 81 432 р. |
Транспортный налог | 5 215 р. |
ТО | 11 500+20 500 р. |
Топливо | 75 342 р. |
Итого | 203 599 р. |
Километр пробега (только топливо) | 3,7 р. |
Километр пробега (с учетом всех трат, включая Каско) | 10,17 р. |
Километр пробега (с учетом всех трат, кроме Каско) | 6,1 р. |
Гарантия на автомобиль — три года или 100 000 км пробега. ТО проводится раз в год или 10 тысяч километров пробега. Есть программа помощи на дорогах, предлагающая замену колес, эвакуацию сломанного автомобиля и даже услугу «трезвый водитель».
«Больное» место всех Тойот — это стоимость Каско (мы выбрали средний по стоимости полис без франшизы) и периодичность техобслуживания — каждые 10 тысяч километров.
В прайс-листах Тойота указывает цену на автомобиль с учетом подключения к так называемой программе «Пакетное ТО» стоимостью 32,5 тысячи рублей (правда, она является добровольной и от нее можно отказаться). В эту стоимость включено три регламентных обслуживания (10, 20 и 30 тысяч километров) с учетом работ и запасных частей. В наших расчетах мы решили посмотреть, что будет, если от этой программы отказаться, оплачивая каждое ТО по-отдельности.
После обзвона некоторых дилеров оказалось, что цены на первое ТО в 10 000 километров разнятся в пределах от 9 до 13 тысяч рублей (мы взяли среднюю названную стоимость в 11,5 тысячи), а второе, с учетом работ и всех расходников, обойдется примерно в 20,5 тысячи. То есть уже 32 тысячи. Так что отказываться от «Пакетного ТО», пожалуй, не имеет смысла.
Общая стоимость владения (почти 204 тысячи за первый год) оказалась близка к показателям других кроссоверов. Например, маленький (но зато премиальный) Volvo XC40 заберет у вас почти 196 тысяч рублей за год, 181 тысячу придется отдать за владение Hyundai Tucson, 225,5 тысячи потребует довольно редкий у нас Peugeot 3008, а не менее редкая Suzuki Vitara — 184,2 тысячи рублей.
В итоге минусы Тойоты вполне ожидаемы: высокая стоимость Каско (из-за популярности марки у угонщиков), частое посещение сервиса для проведения ТО (да и само это ТО дороговато), богатые комплектации оказываются дороже конкурентов, унылая мультимедийка, дешевые кнопки (особенно те, что отвечают за подогрев сидений — щелкают, как на старых катушечных магнитофонах) и экономия на мелочах, вроде отсутствия подсветки кнопок или просто мягкой подложки в бардачок, и скучная управляемость.
Но зато у «Рафика» просторный салон и куча места на заднем ряду, достаточно комфортная подвеска, не самая плохая шумоизоляция и, что для многих является одним из главных факторов, — возможность потом продать автомобиль быстро и за хорошие деньги. Это же Тойота! Так что RAV4 не тот автомобиль, который можно выбрать сердцем или на эмоциях, а купить просто поддавшись магии бренда (которая работает, черт возьми), расчету и цифрам, высветившимся на экране калькулятора. /m