Без фаворитов
Ралли-рейд "Дакар" 2012 года остался без действующих победителейВ начале января в Аргентине и Перу пройдет традиционный ралли-рейд "Дакар". И все говорит о том, что на этот раз у марафона будут новые победители.
Пожалуй, впервые за последние годы три основных категории "Дакара" продемонстрировали столь разнонаправленные тенденции развития. В зачете мотоциклов наступил расцвет: у многолетних лидеров KTM появилось столько соперников, что на победу будут претендовать несколько десятков "райдеров", представляющих сразу семь марок.
У автомобилей, напротив, затишье: уход марки Volkswagen обескровил не только спонсорский бюджет ралли-марафона, но и оставил гонку без единственной заводской команды. В отсутствие подлинных фаворитов лидерство попытаются захватить пилоты Team X-Raid, выступающие на BMW и MINI, а осторожную конкуренцию им надеются навязать гонщики на "Тойотах" и "Хаммерах".
Наконец, грузовой зачет совместил обе тенденции. Ослабление пелотона спровоцировало завершение карьеры многократных победителей марафона Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова, разом обрушившее шансы "КАМАЗ-Мастера" на успех с уверенных 90 до каких-нибудь 40 процентов. В то же время, тотальное отсутствие заводских команд должно привести к усилению конкуренции: европейские транспортные фирмы, продвигающие себя через "Дакар", подготовились к гонке одна лучше другой.
В четвертый раз подряд ареной некогда африканского ралли-рейда станет Южная Америка. С 2009 года "Дакар" проходит в Аргентине и Чили – не станет исключением и новый сезон. Основным отличием маршрута марафона будет появление новой страны – Перу, а также "размыкание петли": раньше "Дакар" стартовал и финишировал в Буэнос-Айресе, а теперь пилоты преодолеют весь континент, проехав от Атлантического океана до побережья Тихого.
##Мотоциклы: полный вперед
По итогам двухлетней полемики приходится признать: организаторы "Дакара" были абсолютно правы, поменяв регламент мотоциклетного зачета. В начале века технические требования к двухколесной технике совершенно не менялись, что привело к затяжной гегемонии австрийской марки KTM. Заводские пилоты этой команды не знают поражений с 2001 года, когда победы KTM ковали покойные Фабрицио Меони и Ришар Сайнкт. Легендарные пилоты погибли, но им на смену пришли относительно молодые Сирил Депре и Марк Кома, на двоих разыгравшие шесть "Дакаров" подряд.
Уставшие от непобедимости KTM соперники уже отчаялись опередить заведомых фаворитов, когда на помощь новым участникам пришла администрация марафона. С 2010 года предельно допустимый рабочий объем мотоциклетных двигателей снизился с 690 до 450 кубических сантиметров, что поставило большинство участников в равные условия. Разумеется, руководству КTM затея не понравилась, но в итоге австрийцы просто построили новый мотоцикл, решив делом доказать, что их гегемония не была лишь следствием стабильного регламента.
@Дакар и порнография @77742 @Наиболее заметной россиянкой предстоящего "Дакара" станет петербургская порноактриса Анна Полина. Изображение обнаженной девушки в полный рост украсит мотоцикл Yamaha французского гонщика Хьюго Пайна. Пилоту-любителю достался номер 69, и предприимчивый мотоциклист обратился к нескольким порностудиям с предложением отметить это событие спонсорским взносом. @На нетривиальное предложение Пайна откликнулся французский порномагнат Марк Дорсель, выделивший пилоту 20 тысяч евро. Эта выплата не покрыла всех расходов Пайна, однако помогла ему завершить сбор бюджета на марафон 2012 года. Теперь Хьюго рассчитывает пробиться в "топ-30" предстоящего "Дакара" – в прошлый раз француз финишировал на 48-м месте.
Настойчивость фаворитов была вознаграждена очередным триумфом: в 2011 году ралли-рейд выиграл Марк Кома. Испанец вместе со своим партнером Сирилом Депре остается основным претендентом на победу и в новом сезоне, а помогать им будут верные оруженосцы команды КТМ Хуан Педреро и Хорди Виладомс. Сильных выступлений эксперты ждут и от других гонщиков австрийской марки: норвежец Пол Андерс Уллевольстер уже поднимался на подиум "Дакара", а Рубен Фария с Яцеком Качором давно знакомы поклонникам ралли-рейдов как стабильные претенденты на высокие места.
В итоге, соперничать с КТМ будут сразу шесть мотопроизводителей.
Модель RXV 450 TUAREG итальянской фирмы Aprilla поведут в бой чилиец Франсиско Лопес Контардо и француз малийского происхождения Ален Дюкло. Мотоциклы Honda CRF 450 X попали в руки американцу Куинну Коди, британцу Сэму Сандерленду и аргентинцу Хавьеру Пиццолито. В составе дебютирующей дружины каталонского производителя Gas Gas заявлены испанец Марк Гуаш и гонщица Лайя Санс.
Отдельный интерес в этой пестрой компании представляет немецкая команда Speedbrain. Гоночный коллектив наладил тесное сотрудничество с BMW: в прошлом сезоне они выставляли на старт мотоциклы баварской марки BMW G 450 RR, тогда как в этот раз конюшня переключилась на подконтрольный немцам бренд Husqvarna. Лидером Speedbrain должен был остаться опытнейший Давид Фретинь, однако очередной перелом позвоночника поставил крест на планах спортсмена ввязаться в борьбу за победу.
Наконец, многолетний участник, а по совместительству еще и самый первый победитель "Дакара", команда Yamaha намерена замахнуться на десятую победу в истории. Последнюю "викторию" японцам принес Стефан Петрансель в далеком 1998 году – новый состав рассчитывает возродить славные традиции Yamaha. Ударной силой станут французы Давид Касту и Оливье Пайн, португалец Элдер Родригес и американец Джона Стрит. Впрочем, многие частники также предпочли Yamaha, так что сюрпризы возможны отовсюду.
##Автомобили: временные трудности
В категории внедорожников непривычное запустение: на "Дакаре" не осталось ни одной полностью заводской команды. Лавинообразное увеличение числа гоночных серий в последние годы вкупе с растущей популярностью кольцевых соревнований оставили ралли-рейды на периферии мирового автоспорта. Большинство заводов либо переключились на более рейтинговые соревнования, либо вовсе свернули гоночные программы из-за финансового кризиса.
Единственным островком стабильности на "Дакаре" оставался заводской коллектив Volkswagen, обильно инвестирующий не только в собственные "Туареги", но и в "Дакар" в целом – именно вольфсбургский автозавод был титульным спонсором марафона с 2009 по 2011 год. Всему приходит конец: по итогам трех успешных лет в VW осознали, что их победы перестали приносить маркетинговый эффект, и покинули "Дакар", переключившись на классическое ралли.
Уход Volkswagen стал ударом, в первую очередь, для пилотов немецкой команды. И если победитель "Дакара" 2010 года Карлос Сайнс последовал вслед за компанией, заняв одну из руководящих должностей в раллийной программе автоконцерна, то партнеры "Матадора" не собирались расставаться с легендарным марафоном.
Катарец Нассер Аль-Аттия поначалу рассчитывал заполучить Race Touareg себе в собственность, но когда команда ему отказала, принялся искать альтернативные варианты. В результате, действующий победитель "Дакара" осел в "Хаммере", где стал партнером пилота NASCAR Робби Гордона.
Экс-напарник Аль-Аттии Жинель де Виллерс, выигрывавший ралли-рейд в 2009 году, договорился с южноафриканским представительством Toyota. Спортсмен получил пикап Hilux – на "Дакаре"-2012 39-летний де Виллерс рассчитывает попасть в первую пятерку. Напарником Жинеля станет его соотечественник, многократный чемпион ЮАР по ралли Дункан Фос.
Впрочем, основная борьба на предстоящем "Дакаре" развернется между членами полузаводской команды Team X-Raid. Как и мотоциклетный Speedbrain, этот немецкий коллектив заручился поддержкой BMW, при этом сохранив независимость и относительную свободу действий. Грядущий "Дакар" станет предпоследним этапом смены шасси: пять пилотов X-Raid поедут на новых MINI All4 Racing, тогда как троим достанутся проверенные BMW X3.
Суперзвезды "Икс-Рейда" – это девятикратный триумфатор "Дакара" Стефан Петрансель и действующий победитель "Шелкового пути" Кшиштоф Головчик. Не сильно уступает корифеям и Хуан Рома, выигрывавший ралли-рейд в 2004 году за рулем мотоцикла.
Отдельно российские болельщики отметят двукратного обладателя кубка мира по ралли-рейдам Леонида Новицкого. Пилот выходит на старт "Дакара" с 2007 года и с каждым ралли-рейдом демонстрирует все более высокую скорость. Начав с 20-й позиции в "абсолюте", к 2009 году Новицкий добрался до восьмой строчки. В минувшем январе россиянин вылетел с трассы, в двух местах сломав запястье – до этой аварии Леонид шел седьмым.
Особого внимания среди внедорожных участников достоин и "заслуженный частник" Кристиан Лавьель. Француз уже давно сотрудничает с Андре Дессудом, собирающим для него уникальные прототипы за умеренные деньги. В 2011 году Лавьель стал лучшим независимым пилотом, финишировав восьмым – на сей раз Кристиан попробует закрепить успех, пилотируя уникальный конструктор из шасси Mitsubishi и мотора Nissan.
Дакар и китайцы
Темной лошадкой предстоящего "Дакара" может стать двухтонный внедорожник Great Wall Haval. Китайская компания решила начать официальную автоспортивную программу с приглашения ветерана марафонов Карлоша Соузы, уже успевшего завершить карьеру. В Great Wall убедили 45-летнего португальца выйти на старт еще раз, а партнером Соузы станет китайский энтузиаст Йонг Чжоу, готовивший автомобили той же марки к "Дакару" на протяжении последних четырех лет.
Не менее экзотичную технику получат и другие пилоты Дессуда: достаточно сказать, что все клиенты французского специалиста выйдут на старт за рулем совершенно разных машин. Это и дизельное багги Oryx с битурбированным двигателем BMW для Тьерри Маньяльди, и шестицилиндровый 3,5-литровый Proto Atacama Фредерика Шавиньи, и промежуточное звено между двумя этими автомобилями: багги с "атмосферником" V6 Изабелль Патиссье.
В целом, несмотря на ослабление автомобильного зачета эксперты не предрекают этой категории окончательное запустение. Относительная дешевизна "Дакара" по сравнению с другими соревнованиями привлекает в ралли-рейды экономные китайские компании, а большие европейские заводы то и дело вспоминают про пустынный марафон, организуя краткосрочные заводские вылазки. По слухам, следующим крупным игроком "Дакара" может стать Сitroen, утомившийся побеждать в WRC. Пока же ралли-рейд отдали на откуп частникам.
##Грузовики: расцвет или иллюзия?
Системный кризис в грузовой категории "Дакара" к 2012 году принял интересный оборот: частные команды из Европы настолько окрепли, что в итоге стали достойными соперниками единственного заводского коллектива – российского "КАМАЗ-Мастера".
Теперь на старт марафона выходят не суровые дальнобойщики, в гаражах переделавшие собственные тягачи под гоночные нужды, а профессиональные коллективы, нашедшие спонсоров и нанявшие опытных механиков.
Team de Rooy легендарного Яна де Роя обзавелась спонсорскими деньгами малайзийского нефтяного гиганта Petronas и выставила на старт сразу пять грузовиков IVECO. Вместе с сыном экс-победителя "Дакара" Жераром поедут Пеп Вила, Жозеф Адуа, Мики Биазон и могучий Ханс Стэйси – человек, одолевший "КАМАЗы" в 2007-м.
Солидным конкурентом обещает стать и Tatra, ведомая Алесом Лопрайсом. В помощниках у чеха его соотечественник Томаш Вратный, а еще одну "Татру" поведет в бой знаменитый Андре де Азеведо. Бразилец десять раз проезжал "Дакар" на мотоцикле, однажды на автомобиле и 14 раз в кабине грузовика: предстоящий марафон станет для 52-летнего спортсмена 25-м в карьере. К слову, за последнее десятилетие де Азеведо ни разу не выпадал за пределы призовой десятки – остановить Андре мог только технический сход.
Список соперников россиян на "Дакаре" дополнит DAF Ханс Бекса, а также "Жинафы" Мартина ван ден Бринка и Вулферта ван Гинкеля – в грузовике последнего обращает на себя внимание неродной 18-литровый двигатель Caterpillar американского производства.
Ну и, конечно, "КАМАЗы" – главный фактор притяжения отечественных болельщиков. Десятикратные победители "Дакара" выставили на старт четыре заводских грузовика. Казалось бы, мало что может помешать челнинцам записать на свой счет очередной триумф в ралли-рейде? Но не все так просто.
Эра тотального доминирования прочно приучила зрителей к непобедимости татарской техники: болельщиков перестали впечатлять новые рекорды "КАМАЗа". После двухлетней критики руководитель "КАМАЗ-Мастера" Семен Якубов, наконец, внял воле рынка – в команде начались реформы. Места Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова достались молодым гонщикам, воспитанникам челнинского автозавода, связанным с "КАМАЗом" еще до своего рождения.
"Все они — дети известных спортсменов, – раскрыл происхождение своих пилотов Якубов. – Андрея Каргинова отец привёл в картинг-клуб, как только он научился ходить. Ильгизар Мардеев в представлении не нуждается, а его сын Айрат начал заниматься автоспортом ещё в «карманном» возрасте. У Эдика Николаева папа — Валентин Николаев — самый титулованный рекордсмен в нашей стране, многократный победитель чемпионатов России и кубка по кроссу». В общем, со стороны попасть в "КАМАЗ", похоже, нереально...
я выбрал вместо рекламы.
Радикальное омоложение пилотского состава Якубов честно объяснил маркетинговыми соображениями. «В минувшей гонке «КАМАЗ-мастер» получил наивысший результат всех лет подготовки: первые четыре места в грузовом зачете, – рассказал менеджер. – Это определённый этап в жизни коллектива, после которого можно провести границу. Любители автомобильного спорта в нашей стране уже привыкли, что «КАМАЗ-мастер» всегда побеждает и наши тяжелые победы, для многих, к сожалению обесценились. Я спросил себя: а туда ли мы идем? Четыре первых места на подиуме «Дакара», потом, может быть, пять, шесть, семь… Какой смысл в коллекционировании этих мест? Мы можем позволить себе сделать шаг назад и начать все заново, а именно – стремиться к не достигнутому».
"Это уже больше чем спорт, – добавил Якубов. – Нет ничего страшнее, чем самоуспокоенность. Победа не дает такого импульса, как поражение. Если мы правильно поймаем момент, то не только не потеряем ту силу и мощь, что у нас была до сегодняшнего дня, но и приумножим ее. Это проверка коллектива и всех, кто в нас верит".
Смогут ли камазовские пилоты оправдать доверие и одолеть иностранных соперников? Впервые за многие годы этот вопрос перестал быть риторическим. "Дакар" разом лишился своих фаворитов. Стал ли марафон от этого хуже? Как всегда, ответ даст только гонка...