Клуб 50+
Важная победа Хэмилтона, –красавцы-испанцы и другие события Гран-при СШАВсем была хороша прошлогодняя гонка в Техасе. И пятнично-субботним разгулом стихии, когда лютый ливень смыл вторую тренировку и третью часть квалификации, заодно вдохновив Даниила Квята на пляски со своим тогда еще напарником Риккардо. И воскресеньем, когда на трассе вообще творилось что-то безумное, вроде совместного творчества братьев Коэнов, Кевина Смита и Квентина Тарантино. Одна была беда — в тот уик-энд Льюис Хэмилтон официально оформил третий титул, чем окончательно убил интригу в сезоне за три этапа до его конца. На этот раз обошлось без событий, которые можно будет пересказывать детям и внукам, но зато американский этап принес кое-что даже более ценное: надежду на то, что имя чемпиона мы узнаем не раньше, чем около шести часов вечера 27 ноября. «Мотор» поздравляет Льюиса с пятидесятой победой в карьере и делает главные выводы после Гран-при США.
Трехкратный еще не все сказал
Если поздним вечером воскресенья у вас нашлись дела поважнее просмотра гонки, ее хронологию можно прочитать в нашем традиционном онлайне.
Черная полоса, в которую влип Хэмилтон, была просто обязана закончиться в Штатах. Где вообще, если не там? Ведь из пяти предыдущих командировок в США Льюис четырежды приезжал с самым большим кубком — и вот теперь довел счет уже до 5:6. Возможно, пока вы читаете эти строки, он пишет благодарность устроителям этапа в Остине за то, что те каждый год немного меняют расцветку трофея. Иначе на полке с наградами воцарилось бы почти преступное однообразие.
В общем, то ли маятник чемпионата просто решил опять качнуться в другую сторону, то ли двухнедельный перерыв после Японии действительно пошел британцу на пользу. Как бы то ни было, растерянный, нервный, огрызающийся на журналистов мальчишка куда-то пропал, а на его место вернулся уверенный в себе и чертовски быстрый профессионал. И дело не только в том, что Хэму благоволит Америка — похоже, он действительно сумел взять себя в руки.
Только прочувствуйте момент! Первое, что услышал Льюис, приехав на работу субботним утром, было: «Парень, мы тут ночью на твоей машине топливную систему поменяли. Так, на всякий случай, просто телеметрия что-то странное показывала». А ведь и месяца с малайзийской катастрофы не прошло. Как тут не сойти с ума?
Уже после гонки Хэмилтон признался, что буквально цепенел от мысли об очередной поломке — но со стороны этого было не заподозрить. В субботу он стал первым человеком в мире, одолевшим «Трассу Америк» быстрее, чем за 1:35, а в воскресенье занялся тем, на что мы когда-то жаловались, но теперь даже немного соскучились. А именно, безупречно стартовал, отъехал от соперников на комфортное расстояние и до самого финиша ничем не привлекал внимание режиссера трансляции.
И вот еще один очень важный момент: в интервью после финиша британец дал понять, что команда наконец разобралась с настройками сцепления, и стартовых провалов, преследовавших Mercedes вообще и его в особенности, больше быть не должно.
Даст ли это Хэмилтону заряд бодрости на оставшиеся гонки? Наверняка. Как взбодрит его и долгожданная победа — причем юбилейная, пятидесятая в карьере. Ранее за эту линию смогли зайти только двое. Рекорд Михаэля Шумахера (91 победа) еще надолго в полной безопасности, а вот до результата Алена Проста остается буквально один шаг. Помните, Льюис говорил, что он вроде как «подхватил эстафетную палочку» Айртона Сенны и теперь собирается нести ее так долго, как только сможет? Так вот, если это была не пустая болтовня, то у него есть хорошая возможность уже в этом сезоне опередить главного соперника Волшебника по количеству первых мест. И пока еще остаются шансы сравняться по числу титулов: между двумя пилотами Mercedes теперь 26 очков. Поэтому гоняться Хэмилтон должен за себя и за того парня. Буквально.
Росбергу не позавидуешь
Математика-то, конечно, все еще против Льюиса. Даже если он выиграет все оставшиеся гонки, его напарнику для чемпионства достаточно стабильно финишировать вторым или даже (разок) третьим. Казалось бы, сам Нико в такой ситуации имеет полное право расслабиться и получать удовольствие, спокойно «доезжая» сезон без лишних рисков. Но на самом деле на плечи немца легла такая гора, что остается только гадать, как ему удается сохранять вертикальное положение. Потому что первая часть Льюисового «даже если» только что сбылась, а с точки зрения голой статистики Росбергу не гарантировано вообще ничего.
Знаете, сколько дублей в этом сезоне завоевали пилоты доминирующей команды, снова построившей самую быструю машину сезона? Пять. Из восемнадцати возможных. В прошлом году к этой фазе чемпионата их насчитывалось 11, в позапрошлом — тоже. Вот почему Росбергу нельзя рассчитывать на то, что если Хэмилтон выиграет, то сам он обязательно приедет комфортно-вторым. Не обязательно. Немцу очень нужна еще хотя бы одна победа, а хорошие новости состоят в том, что впереди те самые три гонки, которые он в прошлом году выиграл. Но единственный сход может сделать положение Нико почти катастрофическим.
Отказ техники, «торпеда» от какого-нибудь слишком оптимистичного соперника, да даже собственная ошибка — и все, быть беде. Не то чтобы мы не верили в силы Росберга, но согласитесь: сложно придумать противника опаснее, чем Хэмилтон, которому нечего терять. Вероятно, Нико сейчас чувствует себя как персонаж второсортного ужастика, только что всадивший последнюю пулю в голову последнего вурдалака. Вроде бы смертельная угроза миновала — но если из-за угла выскочит еще один упырь, отбиваться от него придется уже голыми руками. И каждый, кто хоть раз видел подобное кино, знает, что по всем законам жанра этот самый упырь обязательно появляется.
«Быкам» надо быть внимательнее
Если вы устали от постоянных побед Mercedes, просто дождитесь следующего сезона: есть неплохие шансы, что уже к его середине у вас снова начнет сводить скулы от доминирования Red Bull. В условиях нового регламента, выстроенного вокруг аэродинамики, Эдриан Ньюи и его команда наверняка соорудят что-то такое, что дефицитом мощности силовых установок Renault будет уже не остановить. Тем более что и дефицит этот медленно, но планомерно исчезает. Собственно, уже сейчас машины Риккардо и Ферстаппена уступают «Серебряным стрелам» совсем немного — и будет сюрпризом, если за межсезонье это отставание как минимум не сократится до нуля. Но в США подопечные Кристиана Хорнера получили важное напоминание: одной лишь классной техники для успеха недостаточно. Нужно еще не косячить — а этот навык за время, прошедшее с последнего чемпионства, команда явно подрастеряла. Сначала была бездарно отданная победа в Монако, а теперь вот это.
Неизвестно, что за голоса в голове нашептали Ферстаппену, будто его ждут на пит-стопе, когда ничего подобного и близко не подразумевалось. Непонятно также, почему голландец не воспользовался специальной кнопкой на руле, нажатие которой зажигает в боксах огромную красную надпись, гласящую что-то вроде: «ПАРНИ, ГОТОВЬТЕСЬ, СЕЙЧАС ПРИЕДЕТ МАШИНА». К чести механиков, сориентировались они моментально, и на этой остановке Макс потерял «всего» около десяти секунд. Да и на итоговый результат юного дарования это никак не повлияло — всего через два круга трансмиссия его машины решила, что переключать передачи ей больше не интересно, а интересно грохотать и скрежетать. RB12 под номером 33 замер в глубине зоны безопасности, причем на довольно приличном отдалении от трассы, но судьи все же приняли спорное решение «выпустить» виртуальный сейфти-кар. Который — вот ведь ирония! — испортил гонку второму пилоту Red Bull.
Хотя, если откровенно, то Риккардо подсуропили его собственные стратеги. Почему у них не сработал рефлекс «видишь сейфти-кар — зови своего пилота на пит-стоп» — еще один вопрос, на который нет четкого ответа. Не факт, конечно, что Дэн смог бы удержать второе место, отвоеванное на старте у Росберга — но за это место, по крайней мере, могла и должна была развернуться эффектная борьба. И вот в том, что мы ее не увидели, виноваты именно стратеги Red Bull.
В общем, «газировочная» команда в Остине наглядно продемонстрировала, что получается, когда быстрая машина встречается с неадекватной стратегией и банальным разгильдяйством: получается… Ferrari.
Сама Скудерия, кстати, тоже в очередной раз отличилась, устроив трагикомедию с Райкконеном. И вроде бы ничего необычного: подумаешь, ну не закрутили гайку на пит-стопе, со всеми бывает. Заметили, опять же, сразу, дали команду на остановку. Но именно в случае Ferrari вышло нелепо. На глазах у всего мира бедный Кими был вынужден катиться задним ходом под горочку — а в конце этого скорбного пути, на выезде с пит-лейн, его почему-то даже не встречали механики. Хотя должны были. На этом фоне очередная проблема Себастьяна Феттеля — теперь не с синими флагами, а с черной резиной, забившейся в заднее антикрыло — это и не проблема даже, а сущий пустяк. Падающий, тем не менее, в общую безблагодатную копилку. Может, и прав был Фернандо Алонсо, когда уходил из Ferrari в команду, использующую моторы GP2.
Слава Испании!
Алонсо провел очередную супергонку, которую мы могли бы и не заметить, если бы не проблемы у соперников. Сходы Райкконена, Ферстаппена и Хюлькенберга, проблемы у Боттаса, Массы и Переса — и вот уже Фернандо во второй раз за сезон заезжает на пятое место, привлекая к себе едва ли не больше внимания, чем лидеры. Как же, McLaren — и пятый! Сенсация! Умаляет ли это заслуги Алонсо и его команды? Ничуть. Тем более что в первый раз было хаотичное Монако с кучей аварий и четырьмя периодами VSC, а тут — гораздо более спокойный (и заодно куда более требовательный к мощности двигателя) Остин. В общем, прогресс команды из Уокинга действительно заметен, а боевому духу двукратного чемпиона, который второй год подряд выворачивается наизнанку ради мест в середине первой десятки, можно только позавидовать. Когда (и если) у McLaren-Honda появится действительно хорошая техника, он свой шанс точно не упустит. Слишком много времени, сил и гордости вложено во всю эту историю.
Юный соотечественник Алонсо еще более голоден до побед — хотя бы потому, что их вкус он еще не познал, но уже чувствует, что имеет на это полное право. Карлос Сайнц, похоже, вымахал в настоящего топ-пилота — и даже символично, что в США самая красивая и острая борьба развернулась между двумя испанцами, регулярно выходящими за пределы возможностей своих машин. До последнего круга, жестко, с дымом из-под колес, но без контактов и «грязи» — все как мы любим. Фернандо, одержавший верх в этой схватке, издал в рацию победный возглас — и звучал он совершенно искренне. На месте Сайнца мы бы сочли это за комплимент и не расстраивались из-за потерянной позиции. А на месте Даниила Квята несколько бы напряглись.
Совсем последний шанс
Про места в молодежной программе Red Bull говорят, что их трудно получить, легко потерять и невозможно забыть. Или это не про них… Суть, в любом случае, примерно такая. В этой структуре не знают сострадания, не раздают авансов и считают, что если человек просит о втором шансе, то ему и первого было слишком много. Эта мясорубка перемолола и выплюнула таких парней, как Вернь, Буэми, Альгерсуари, в конце концов, Алешин. Есть только два человека, ради которых Хельмут Марко нарушал собственные правила. Это Ферстаппен и Квят.
В пятницу система прогнулась под Даню еще раз: россиянина продлили в Toro Rosso на следующий сезон — уже четвертый в Формуле-1, что по меркам команды из Фаэнцы просто немыслимо. Но не стоит думать, что это победа: самая жесть только начинается. Да, прямо сейчас все складывается в пользу уфимца. Похоже, что в Red Bull действительно не до конца удовлетворены выступлениями Пьера Гасли в GP2. Понятно, что Toro Rosso в условиях нового регламента удобнее работать с двумя опытными пилотами. Заметно, что сам Квят на предыдущих этапах неплохо прибавил и вроде как вернулся к своей нормальной форме. Наконец, вероятно, им начинали интересоваться в Renault или Force India, и доктор Марко таким образом просто подстраховался от лишней суеты. Пожалуй, Даниил по-честному заслужил еще один шанс.
Но ему ни на секунду нельзя забывать, что система действительно безжалостна. И если будет надо, его контракт превратится в пыль не то что до начала следующего, а хоть даже до конца этого сезона. И такие выступления, как в США, ему точно не нужны. Пока Сайнц блистал впереди, Квят проигрывал ему в квалификации, выносил Переса на первом круге, получал за это штраф, терял скорость из-за поврежденного крыла — в общем, исполнял примерно то же самое, что мы видели на протяжении всего нынешнего лета. Будем считать это временным помутнением рассудка от сильной и неожиданной радости — но дальше надо собраться и прямо жечь. Как минимум на уровне напарника. Иначе какой во всем этом смысл?
я выбрал вместо рекламы.
Оценки от «Мотора»
Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места.
4/5
Нико Росберг
Небольшой шаг назад.
5/5
Льюис Хэмилтон
Огромный шаг вперед.
4/5
Себастьян Феттель
Ну… Обогнал Алонсо. Достижение.
4/5
Кими Райкконен
Это была обычная для современной Ferrari гонка, которая закончилась обычным для современной Ferrari образом.
5/5
Даниэль Риккардо.
Похоже, действие целебных тумаков, выписанных команде после Монако, закончилось. Дэн, раздавай новые.
2/5
Макс Ферстаппен
А если бы на твоем месте был Квят?
4/5
Фелипе Масса
Отыграл у Force India два очка для Williams. Контакт с Алонсо на последних кругах привел к проколу, но по факту ничего не изменил.
Б/О
Вальттери Боттас
А вот для второго пилота Williams прокол изменил все. Если точнее, прямо на первом же круге лишил гонку смысла.
2/5
Даниил Квят
Разве так радуются подписанным контрактам?
5/5
Карлос Сайнц
Вот так радуются подписанным контрактам. Причем уже который месяц.
Б/О
Нико Хюлькенберг
Накануне гонки стало известно, что Халк в следующем году будет выступать за Renault. Поэтому судьба решила, что за Force india ему выступать уже не надо: гонка закончилась в первом повороте.
4/5
Серхио Перес
Боевая, но не слишком результативная гонка.
4/5
Кевин Магнуссен
В Renault осталось одно место, за которое начинается грызня. В этот раз Кевин Джолиона опередил — но не так чтобы разгромил.
3/5
Джолион Палмер
На финише проиграл напарнику, но успел отметиться жалобами на него в середине гонки.
5/5
Фернандо Алонсо
Дайте ему уже быструю машину, пока не состарился!
5/5
Дженсон Баттон
На фоне пятого места Фернандо девятая позиция Дженсона слегка потерялась. Но он не меньший монстр: прорвался-то аж с 19-го!
4/5
Роман Грожан
Очко в домашней гонке Haas — все же скорее следствие везения. Но все равно приятно.
Б/О
Эстебан Гутиеррес
Haas продолжают одолевать проблемы с тормозами. Это уже даже не смешно.
3/5
Маркус Эрикссон
В какой-то момент казалось, что кто-то из пилотов Sauber может зацепиться за топ-10…
3/5
Фелипе Наср
…Но не срослось.
4/5
Паскаль Верляйн
Говорят, на обоих пилотов Manor есть виды у команд покрупнее.
3/5
Эстебан Окон
Пусть их уже заберут поскорее, а то в гонке ни одного, ни другого толком не видно, а оценки приходится выставлять по разнице на финише.
Итоги гонки
Позиция | Пилот | Команда |
---|---|---|
1. | Льюис Хэмилтон | Mercedes-AMG |
2. | Нико Росберг | Mercedes-AMG |
3. | Дэниэл Риккардо | Red Bull |
4. | Себастьян Феттель | Ferrari |
5. | Фернандо Алонсо | McLaren |
6. | Карлос Сайнц | Toro Rosso |
7. | Фелипе Масса | Williams |
8. | Серхио Перес | Force India |
9. | Дженсон Баттон | McLaren |
10. | Роман Грожан | Haas |
11. | Даниил Квят | Toro Rosso |
12. | Кевин Магнуссен | Renault |
13. | Джолион Палмер | Renault |
14. | Маркус Эрикссон | Sauber |
15. | Фелипе Наср | Sauber |
16. | Вальттери Боттас | Williams |
17. | Паскаль Верляйн | Manor |
18. | Эстебан Окон | Manor |
Личный зачет
Позиция | Пилот | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1. | Нико Росберг | Mercedes-AMG | 331 |
2. | Льюис Хэмилтон | Mercedes-AMG | 305 |
3. | Дэниэл Риккардо | Red Bull | 227 |
4. | Себастьян Феттель | Ferrari | 177 |
5. | Кими Райкконен | Ferrari | 170 |
6. | Макс Ферстаппен | Red Bull | 165 |
7. | Серхио Перес | Force India | 84 |
8. | Вальттери Боттас | Williams | 81 |
9. | Нико Хюлькенберг | Force India | 54 |
10. | Фернандо Алонсо | McLaren | 52 |
11. | Фелипе Масса | Williams | 49 |
12. | Карлос Сайнц | Toro Rosso | 38 |
13. | Роман Грожан | Haas | 29 |
14. | Даниил Квят | Toro Rosso | 25 |
15. | Дженсон Баттон | McLaren | 21 |
16. | Кевин Магнуссен | Renault | 7 |
17. | Паскаль Верляйн | Manor | 1 |
18. | Джолион Палмер | Renault | 1 |
19. | Стоффель Вандорн | McLaren | 1 |
Кубок конструкторов
Позиция | Команда | Очки |
---|---|---|
1. | Mercedes-AMG | 636 |
2. | Red Bull | 400 |
3. | Ferrari | 347 |
4. | Force India | 138 |
5. | Williams | 130 |
6. | McLaren | 74 |
7. | Toro Rosso | 55 |
8. | Haas | 29 |
9. | Renault | 8 |
10. | Manor | 1 |